Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарий. 2 страница. Перечень органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных осуществлять переданные полномочия Российской Федерации по подтверждению




Перечень органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных осуществлять переданные полномочия Российской Федерации по подтверждению документов государственного образца об образовании, об учёных степенях и учёных званиях определён в Письме Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) от 18 января 2011 г. № 02-8:

1. Департамент образования Кировской области

2. Департамент общего и профессионального образования Брянской области 3. Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай

4. Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

5. Министерство образования и науки Республики Хакасия

6. Государственная инспекция по надзору и контролю в сфере образования Пермского края

7. Государственная служба по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области

8. Департамент образования, культуры и спорта Орловской области

9. Департамент Смоленской области по образованию и науке

10. Управление образования и науки Тамбовской области

11. Департамент образования и науки Краснодарского кра

12. Министерство образования Сахалинской области

13. Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

14. Департамент образования администрации Владимирской области

15. Департамент образования и науки Тюменской области

16. Управление образования и науки Липецкой области

17. Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области

18. Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

19. Министерство образования Пензенской области

20. Инспекция Тульской области по надзору и контролю в сфере образования

21. Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области

22. Департамент образования и науки Приморского края

23. Министерство образования Оренбургской области

24. Управление по надзору и контролю в сфере образования Курской области

25. Департамент образования Вологодской области

26. Служба по контролю и надзору в сфере образования Республики Тыва

27. Министерство образования Московской области

28. Министерство образования и науки Республики Дагестан

29. Министерство образования и науки Камчатского края

30. Комитет по образованию и науке Администрации Волгоградской области 31. Министерство образования и науки Республики Адыгея

32. Государственное управление образования Псковской области

33. Инспекция по контролю и надзору в сфере образования Воронежской области

34. Министерство образования и науки Республики Бурятия

35. Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи

36. Министерство образования Республики Коми

37. Комитет по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования Томской области

38. Министерство образования Рязанской области

39. Департамент образования и науки Костромской области

40. Министерство образования Омской области

41. Комитет по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области

42. Министерство образования и науки Чеченской Республики

43. Министерство образования Пензенской области

44. Департамент образования Тверской области

45. Служба по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области

46. Министерство образования и науки Республики Северная Осетия - Алания

47. Комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области

48. Министерство образования и науки Калужской области

49. Министерство образования Ставропольского края

50. Служба по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

51. Комитет образования Еврейской автономной области

52. Министерство образования Республики Саха (Якутия)

53. Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области

54. Комитет по науке и высшей школе г. Санкт-Петербурга

55. Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия

56. Служба по контролю и надзору в сфере образования Калининградской области

57. Департамент образования Ярославской области

58. Министерство образования науки Самарской области

59. Министерство образования Нижегородской области

60. Министерство образования Саратовской области

61. Министерство образования и науки Астраханской области

62. Министерство образования Республики Карелия

63. Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики 64. Департамент образования, культуры и молодежной политики Чукотского автономного округа

65. Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики

66. Министерство образования и науки Республики Марий Эл

67. Главное управление образования Курганской области

68. Министерство образования и науки Республики Татарстан

69. Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

70. Министерство образования Республики Мордовия

71. Департамент образования Ивановской области

72. Министерство образования и науки Амурской области

73. Управление по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан

74. Министерство образования и науки Мурманской области

75. Министерство образования и науки Хабаровского края

76. Инспекция по надзору в сфере образования Архангельской области

77. Департамент образования администрации Магаданской области

78. Министерство образования и науки Челябинской области

79. Служба по надзору и контролю в сфере образования при Министерстве образования и науки Удмуртской Республики

80. Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

81. Служба по контролю в области образования Красноярского края

82. Министерство образования Республики Ингушетия

3. К документам об образовании, принимаемые на подтверждение (оригиналы документов об образовании), относятся:

а) документы государственного образца об основном общем и среднем (полном) образовании:

- аттестат об основном общем образовании;

- аттестат о неполном среднем образовании;

- свидетельство о восьмилетнем образовании;

- свидетельство о неполном среднем образовании;

- аттестат о среднем образовании;

- аттестат о среднем (полном) общем образовании и приложение к нему (выдаются общеобразовательными учреждениями, имеющими свидетельство о государственной аккредитации).

б) документы государственного образца о начальном профессиональном образовании:

- диплом о начальном профессиональном образовании;

- свидетельство об уровне квалификации и приложение к ним (выдаются по специальностям начального профессионального образования, по которым учебное заведение имеет государственную аккредитацию).

в) документы государственного образца о среднем профессиональном образовании:

- диплом о среднем профессиональном образовании и приложение к нему;

- академическая справка (выдаются по специальностям среднего профессионального образования, по которым учебное заведение имеет государственную аккредитацию);

г) документы государственного образца о высшем профессиональном образовании:

- диплом бакалавра;

- диплом специалиста с высшем профессиональном образованием;

- диплом магистра и приложение к ним;

- диплом о неполном высшем профессиональном образовании и академическая справка (выдаются по специальностям и направлениям подготовки, по которым высшее учебное заведение имеет государственную аккредитацию).

Международно-правовое сотрудничество по вопросам признания документов об образовании начался ещё в 50-е гг. ХХ века, прежде всего, на региональном уровне.

Сначала 19 декабря 1954 г. в Париже была подписана Европейская культурная конвенция, согласно которой «целью Совета Европы является достижение еще большего единства между его членами в целях, среди прочего, защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием»[210].

Затем в рамках ЮНЕСКО были приняты: Региональная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах Латинской Америки и Карибского бассейна (Мехико, 19 июля 1974 года), Международная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в арабских и европейских государствах бассейна Средиземного моря (Ницца, 17 декабря 1976 года), Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в Арабских государствах (Париж, 22 декабря 1978 года), Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы (Париж, 21 декабря 1979 года), Региональная конвенция о признании учебных курсов, свидетельств, дипломов, ученых степеней и других квалификационных документов в системе высшего образования в государствах Африки (Аруша, 5 декабря 1981 года), Региональная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах Азии и Тихого океана (Бангкок, 16 декабря 1983 года), Азиатско-Тихоокеанская региональная конвенция о признании квалификаций в области высшего образования (Токио, 25 ноября 2011 г.).

Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы была подписана от имени СССР 21 декабря 1979 г. и ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 5 января 1982 г. № 6335-Х и вступила в силу 26 февраля 1982 г. Ратифицированная грамота СССР сдана на хранение Генеральному директору ЮНЕСКО 26 января 1982 г. Согласно статье 2 о целях Конвенции государства-участники должны позволить:

- открывать как можно более широкий доступ в свои высшие учебные заведения студентам или научным работникам из любого Договаривающегося государства;

- признавать курсы обучения, дипломы и степени этих лиц;

- изучать возможность разработки и принятия аналогичных терминов и критериев оценки, которые облегчили бы применение системы, обеспечивающей сопоставимость зачетных учебных циклов, учебных предметов, дипломов и степеней;

- применять в целях допуска к следующим этапам обучения динамическую концепцию, которая учитывала бы знания, подтвержденные полученными дипломами и степенями, а также другие соответствующие качества кандидатов в той мере, в какой они могут быть признаны приемлемыми компетентными органами;

- применять для оценки частичного образования гибкие критерии, основанные на уровне полученной подготовки и на содержании пройденных программ, а также с учетом междисциплинарного характера знаний на уровне высшего образования;

- совершенствовать систему обмена информацией о признании курсов обучения, дипломов и степеней;

- постоянно совершенствовать учебные программы в Договаривающихся государствах, а также методы планирования и развития высшего образования на основе не только требований экономического, социального и культурного развития, политики каждой страны, а также целей, намеченных в рекомендациях компетентных органов Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в отношении постоянного повышения качества образования, развития непрерывного образования и демократизации образования, а также целей полного развития человеческой личности и взаимопонимания, терпимости и дружбы между народами и, в общем, всех целей, касающихся прав человека, поставленных перед образованием Всеобщей декларацией прав человека и пактами о правах человека, принятыми Организацией Объединенных Наций, а также Конвенцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры о борьбе с дискриминацией в области образования;

- содействовать региональному и глобальному сотрудничеству в решении проблем сравнимости и эквивалентности ученых степеней и дипломов, а также в признании учебных курсов и аттестаций об образовании.

В 1988 г. мир отмечал 900-летие Болонского университета. Ректоры 250 вузов подписали 18 сентября 1988 г. в Болонье Великую Хартию Европейских Университетов. Начался «Болонский процесс» как обобщённое наименование всех событий и документов, касающихся проблем формирования Зоны европейского высшего образования, а также активизации европейской системы высшего образования в мировом масштабе[211]. Основные цели Болонского процесса были достигнуты к 2010 г.

В 1990-е гг. усилия универсальных и региональных международных организаций были объединены. В частности, подписана Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе (ETS 165) (Лиссабон, 11 апреля 1997 года). Российская Федерация подписала данную Конвенцию 07 мая 1999 г., а 1 июля 2000 г. после ратификации стала её полноправным участником.

Сегодня Россия является участницей большого количества многосторонних и двусторонних международных договоров по вопросам.

Целый блок таких договоров заключён в рамках Содружества Независимых Государств. Например, Соглашение о сотрудничестве в области подготовки научных и научно-педагогических кадров и нострификации документов об их квалификации в рамках содружества независимых государств (Москва, 13 марта 1992 года), Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов о среднем (общем) образовании, начальном профессиональном и среднем профессиональном (специальном) образовании (Астана, 15 сентября 2004 года) и другие.

Достаточно большое количество международных договоров Российская Федерация имеет с европейскими странами. Например, 12 мая 2003 г. в Санкт-Петербурге было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о взаимном признании документов об ученых степенях.

Однако существуют международные договоры и с другими странами мира. В частности, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях (Москва, 26 июня 1995 года).

Иностранные документы, предназначенные для использования в Российской Федерации, легализуются в российских консульствах за границей после легализации их в Министерстве иностранных дел либо ином уполномоченном на то официальном учреждении государства происхождения документа в порядке, предусмотренном законодательством этого государства.

Консульская легализация документов, совершенных в иностранных государствах и предназначенных для использования в Российской Федерации осуществляется консульскими загранучреждениями Российской Федерации в этих странах в соответствии с Административным регламентом исполнения государственной функции по консульской легализации документов, утвержденным приказом Министерства иностранных дел Российской Федерации № 6093 от 26 мая 2008 года.

Решение о признании и об установлении эквивалентности документов об образовании и об ученых званиях принимается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Организационно-техническим обеспечением полномочий Рособрнадзора по исполнению этих процедур занимается ФГБНУ «Главэкспертцентр».

Информация по вопросу признания документов об образовании иностранных государств доступна на сайте - http://glavex.ru/ru - или по телефону: +7(495) 649-8072[212].

Исключение составляют иностранные документы об образовании по медицинским и фармацевтическим специальностям. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.1995 г. № 119 О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах» (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 № 49) (допуск к профессиональной деятельности для обладателей ИДО по медицинским и фармацевтическим специальностям осуществляет Росздравнадзор.

Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 апреля 2009 г. № 128 признание и установление в Российской Федерации эквивалентности документов об образовании осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки по заявлению обладателя документа об образовании или уполномоченного им лица, действующего на основании оформленной в установленном порядке доверенности.

К заявлению о признании документа об образовании прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя и (или) обладателя документа об образовании;

2) оригинал легализованного в установленном порядке (при необходимости) документа об образовании;

3) оригинал легализованного в установленном порядке (при необходимости) приложения к документу об образовании, если таковое предусматривается законодательством государства, выдавшего документ об образовании, с указанием пройденных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и их объема, других составляющих образовательного процесса;

4) переводы на русский язык документа об образовании и приложения к нему (при наличии), заверенные надлежащим образом.

Обладатель документа об образовании вправе представить также другие доказательства своей подготовки, в том числе иные документы об образовании и (или) квалификации, о допуске к профессиональной деятельности, практическом опыте. Данные документы представляются вместе с их переводами, заверенными надлежащим образом.

Оригиналы документов об образовании после принятия заявления возвращаются заявителю.

Если к признанию представлен документ об образовании, подпадающий под действие международного договора о взаимном признании и эквивалентности, процедура признания включает в себя проверку соответствия представленного документа об образовании документам, указанным в соответствующем международном договоре о взаимном признании и эквивалентности.

При представлении документа о профессиональном образовании Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в случае необходимости определяется также наиболее близкое по смыслу и содержанию образования направление подготовки (специальность, профессия), по которому может быть признан в Российской Федерации такой документ об образовании.

Если документ об образовании не подпадает под действие международного договора о взаимном признании и эквивалентности либо такой международный договор у Российской Федерации и иностранного государства отсутствует, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки организует проведение экспертизы представленных заявителем документов, предметом и содержанием которой являются:

- определение соответствующего направления (специальности, профессии) и (или) уровня образования (квалификации), по которым возможно признание в Российской Федерации документа об образовании;

- сопоставление структуры и объема учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), требований к результатам освоения образовательной программы, по завершении освоения которой в иностранном государстве выдан документ об образовании (далее - иностранная образовательная программа), а также уровня образования (квалификации), которые он подтверждает, и примерных основных образовательных программ, федеральных государственных образовательных стандартов (федеральных государственных требований) соответствующего уровня;

- определение равноценности академических и (или) профессиональных прав, предоставляемых обладателю документа об образовании в государстве, в котором выдан этот документ, правам, которые предоставляются соответствующим документом государственного образца об образовании и (или) квалификации в Российской Федерации.

При проведении экспертизы учитываются различия в учебных планах, образовательных технологиях и формах получения образования, не влияющие на результаты освоения образовательной программы.

Если ранее по результатам экспертизы аналогичный документ об образовании был признан Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, экспертиза представленных заявителем документов не проводится.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в целях проведения экспертизы направляет при необходимости соответствующие запросы в образовательную организацию, которой выдан документ об образовании, иные компетентные российские, иностранные и международные органы и организации.

К проведению экспертизы Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки привлекаются имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения профессионального образования, научные организации, учебно-методические объединения, объединения работодателей, а также специалисты, компетентные в области образования соответствующего уровня и направленности.

Затраты на проведение экспертизы оплачиваются заявителем. Экспертиза проводится после представления заявителем копий платежных документов, подтверждающих внесение платы за ее проведение.

По результатам рассмотрения представленных заявителем документов Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки принимает одно из следующих решений:

- о признании документа об образовании на территории Российской Федерации с предоставлением обладателю документа соответствующих академических и (или) профессиональных прав;

- о признании документа об образовании в качестве документа, подтверждающего освоение группы дисциплин и (или) период обучения по образовательной программе определенного уровня (академической справки);

- об отказе в признании документа об образовании на территории Российской Федерации.

В случае принятия решения о признании документа об образовании на территории Российской Федерации Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки оформляется свидетельство об установлении эквивалентности документа об образовании (далее - свидетельство).

В свидетельстве указываются следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество заявителя;

б) наименование, серия и номер документа об образовании;

в) наименование и место нахождения организации, выдавшей документ об образовании;

г) наименование документа государственного образца об образовании и (или) квалификации, эквивалентным которому признан документ об образовании, с указанием предоставляемых прав (академических и (или) профессиональных);

д) дата выдачи и регистрационный номер свидетельства.

Свидетельство оформляется на бланке, который имеет учетную серию и номер, изготавливается типографским способом и подлежит строгому учету.

Свидетельство подписывается руководителем или заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, заверяется печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации и выдается заявителю под роспись.

При принятии решения о признании документа об образовании на территории Российской Федерации только в качестве документа, подтверждающего освоение группы дисциплин и (или) период обучения по образовательной программе определенного уровня (академической справки), заявителю выдается заключение на официальном бланке Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Решение об отказе в признании документа об образовании на территории Российской Федерации принимается в следующих случаях:

1) представлен документ об образовании, который не признается в государстве, которому принадлежит выдавшая его образовательная организация;

2) заявителем представлены документы, содержащие недостоверную и (или) искаженную информацию;

3) иностранная образовательная программа не может быть отнесена ни к одному из уровней образования и (или) направлений подготовки (специальностей, профессий), принятых в Российской Федерации либо образование получено в форме, не предусмотренной в Российской Федерации для освоения образовательных программ такого уровня и направленности.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет (выдает) заявителю уведомление с указанием причин отказа.

В случае выявления факта представления заявителем документов, содержащих недостоверную и (или) искаженную информацию, соответствующие сведения направляются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в правоохранительные органы.

Решение об отказе в признании документа об образовании на территории Российской Федерации может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ежегодно информирует образовательные учреждения профессионального образования о перечне иностранных государств и выдаваемых в них документов об образовании, обладатели которых имеют право на прием в образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования на основании документов об образовании без представления свидетельства. Данный перечень также размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Наличие признанных в Российской Федерации документов об образовании не освобождает обладателей указанных документов от соблюдения установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации общих требований приема в образовательные учреждения или на работу (в том числе от требования знания государственного языка Российской Федерации).

Ежегодно Рособрнадзор издает информационное письмо с указанием государств, граждане которых освобождаются от процедуры признания и представляют в приемные комиссии российских образовательных учреждений оригиналы национальных документов об общем образовании и их переводы на русский язык, заверенные нотариально. В частности, документы государственного образца, выданные образовательными учреждениями Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Украины, Туркменистана, а также фактическими органами власти Абхазии и Южной Осетии, соответствующие российским документам об основном общем образовании или среднем (полном) общем образовании, принимаются при поступлении в образовательные учреждения Российской Федерации без документов, выдаваемых Рособрнадзором, и свидетельствующих об их признании на территории Российской Федерации.

Кроме того, Рособрнадзор разрешает приемным комиссиям образовательных учреждений принимать документы об образовании иностранных государств, не указанных выше и соответствующие российским документам об основном общем или среднем (полном) общем образовании без документов, выдаваемых Рособрнадзором, свидетельствующих об их признании на территории Российской Федерации, при условии, что обладатели данных документов об образовании иностранных государств должны в срок до 1 января наступающего года представить в образовательные учреждения документ, выдаваемый Рособрнадзором, свидетельствующий об их признании на территории Российской Федерации. Порядок признания документов иностранных государств об учёных степенях и учёных званиях на территории Российской Федерации, предполагающий официальное подтверждение полученных в иностранном государстве учёной степени и (или) учёного звания в целях обеспечения доступа обладателя такого документа к образованию и (или) профессиональной деятельности в Российской Федерации, в основном, совпадает с порядком признания документов иностранных государств об образовании и (или) квалификации[213].

Глава 15.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.