Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек и мир




 

В подобном мире человек не чувствует себя замкнутым в рамках своего

существования. Он тоже открыт, он общается с миром, поскольку использует тот

же язык─ язык символов. Если мир говорит с ним с помощью звезд, растений и

животных, с помощью рек и гор, времен года и суток, то человек отвечает ему

в свою очередь своими мечтами и воображением, своими предками и тотемами

(которые суть и природа, и сверхъестество, и люди), своей способностью

умирать и воскресать в ритуале, инициации (уподобляясь здесь Луне и

растительной жизни), своей способностью перевоплощаться в духа надевая маску

и т.д. Если для человека архаического общества мир постигаем и проницаем, то

и человек этот чувствует, что мир "смотрит" на него и понимает. Преследуемое

животное смотрит на человека и тоже понимает его (часто зверь дает себя

схватить, потому что знает, что человек голоден), но то же можно сказать о

скале, дереве, реке. Каждое из этих явлений имеет свою "историю", которую

оно не может поведать человеку и свой совет, который оно может ему дать.

 

Осознавая себя человеческим существом и беря на себя ответственность за это,

человек архаического общества знает также, что он в этом мире есть нечто

более важное. Например, он знает, что его предок был животным, он знает, что

может умереть и вернуться к жизни (инициация, транс шамана), что он может

влиять на урожай своими оргиями (что он может вести себя со своей женой, как

Небо с Землей, он может играть роль лопаты, а его жена ~ роль борозды). В

более сложных культурах человек знает, что его дыхание ~ это Ветер, его

кости ~ горные хребты, огонь горит в его желудке, его пупок способен стать

центром мира и т.д.

 

Не следует думать, что эта "открытость" миру ~ есть результат буколического,

идиллического восприятия существования. Мифы примитивных народов и обряды, с

ними связанные отражают отнюдь не Аркадию. Как мы уже видели, первобытные

земледельцы, понимая свою ответственность за процветание растительного мира

подвергали мучениям жертвы, приносимые богам для увеличения урожая,

предавались сексуальным оргиям и каннибализму, охотились за головами врагов.

Все это проникнуто трагической концепцией существования и является

результатом религиозной оценки мучений и насильственной смерти. Миф

подобный мифу о Гайнувеле и весь социо-религиозный комплекс, который он

разрабатывает и утверждает, заставляет человека смиренно принимать свой

смертный, земной, плотский удел. Человек обречен убивать и работать, чтобы

иметь возможность прокормить себя. Растительный и животный мир "говорит" ему

о его происхождении, то есть в конечном счете о Гайнувеле; первобытный

земледелец понимает этот язык и, поняв его, открывает религиозный смысл во

всем, что его окружает и что он делает. Но это обязывает его принять

жестокость, и убийство как неотъемлемую составную часть его существования.

Конечно, жестокость, пытки, убийства характерны не только для людей

примитивного общества. Они встречаются на протяжении всей Истории и

проявляются иногда в масштабах, превосходящих то, что было известно

архаическому обществу. Разница заключается в том, что для "примитивных"

обществ такая жестокость имеет религиозную значимость и строится по

сверхчеловеческим моделям. Это мировосприятие имеет и свое более позднее

продолжение в Истории: массовые убийства во времена Чингиз-Хана, например,

еще находили себе в то время религиозное оправдание.

 

Миф сам по себе не является ни хорошим, ни плохим, его нельзя оценивать с

точки зрения морали. Его функция давать модели, и, таким образом, придавать

значимость миру и человеческому существованию. Роль мифа в структуре всего

человеческого существования неизмерима. Благодаря мифу, как мы уже говорили,

понятия реальности, значимости, трансцендентности, постепенно обнаруживают

свою суть. Благодаря мифу, мир понимается как в совершенстве организованный,

разумный и значимый Космос. Рассказывая как мир был создан, мифы раскрывают,

как и почему были созданы те или иные вещи и при каких обстоятельствах. Эти

"откровения" более или менее непосредственно касаются человека и составляют

"священную историю".

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.