Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональная деятельность практического психолога в системе решаемых им задач




На фоне общих процессов гуманизации нашего общества, развития правового государства проблемы объективной оценки психологиче-

Часть II. Практическая психодиагностика

ских характеристик человека становятся одними из ключевых и будут определять дальнейшее развитие практической психологии в нашей стра­не. Это, несомненно, касается и систем труда и занятости населения, и сферы образования, и работы с новыми подрастающими поколениями в нашем обществе. По нашему мнению, профессиональная деятельность психолога-практика должна быть нацелена прежде всего на обеспече­ние благоприятных условий для психического развития и поддержания психического здоровья каждого члена общества, на развитие индиви­дуальных способностей каждого человека, на высокоэффективную под­готовку его к тем или иным видам профессиональной деятельности, обес­печение возможности творчества в деятельности каждого гражданина.

Принципы практической работы психолога

Нужно отметить, что чрезвычайно быстро растущая потребность общественной практики в психологических знаниях в нашей стране пока еще не находит своего удовлетворения, по крайней мере, по двум причинам:

» отсутствует достаточное число квалифицированных кадров спе­циалистов для осуществления этой работы;

» плохо налажено научно-техническое и методическое обеспече­ние деятельности практического психолога.

Мы глубоко убеждены, что практическое психологическое обсле­дование должно быть основано на научном подходе, и в связи с этим оно должно опираться на следующие принципы, которые выделили в результате анализа методологических и теоретических оснований пси­хологической науки, и которые мы сами предложили как следствие обобщения опыта практической работы.

Принцип объективности. Объективность — непременное качество всякого научного знания. Цель науки и состоит в том, чтобы опреде­лить именно те особенности и закономерности, которые присущи са­мим исследуемым процессам и явлениям, а не использовать вместо них субъективные мнения исследователя, его интуитивные догадки. Объективность исследования достигается тогда, когда используются методы, адекватные исследуемым явлениям и процессам, обследова­ние проводится в одинаковых условиях, выводы основываются на до­стоверных данных, наблюдается повторяемость результатов.

Принцип многосторонности предполагает обязательность рассмот­рения разнообразных сторон действительности, в том числе разных ас­пектов психологических проявлений. При этом изучение объективных

Раздел 1. Психологический анализ и строение модели деятельности

 

психологических закономерностей предполагает учет индивидуально­сти человека, оценки его особенностей во всей их многоуровневости, многоплановости, разнообразии проявлений в зависимости от ситуа­ции, условий изучения и т. д., т. е. образует так называемый онтологи­ческий аспект.

Осмысливание результатов исследования, трактовка их в значи­тельной степени определяется тем, каким образом и какими средства­ми мы изучаем те или иные психологические явления, и это раскры­вает гносеологический аспект проблемы. Общественно полезный эффект, или праксиологический аспект, показывает нам, как мы мо­жем использовать полученные результаты, чтобы обеспечить, напри­мер, эффективность воспитания и обучения.

Не менее важен и следующий аспект — аксиологический (ценност­ный), который предполагает понимание нравственной, этической сто­роны, как при изучении данного явления, так и при использовании его результатов в практике.

Таким образом, реализация принципа многосторонности в психо­лого-педагогическом исследовании позволяет учесть разные аспекты психологических проявлений и составить достаточно полное пред­ставление о специфике и особенностях развития ребенка.

Принцип качественного анализа процесса развития означает, что главным в оценке результатов, полученных в ходе изучения деятельно­сти детей (в особенности при аномальном их развитии) являются каче­ственные показатели, а именно — процесс принятия решения, способы выполнения задания, типы и характер ошибок, отношение ребенка к своим ошибкам и к замечаниям психолога, проводящего исследова­ние. Качественный анализ позволяет выяснить, проявляется ли тот или иной дефект на элементарном уровне или же он связан с нарушением более высокого уровня организации психической деятельности, а так­же показывает, является ли данный симптом первичным результатом нарушения или вторичным следствием какого-либо первичного дефекта.

Принцип системного структурно-динамического изучения пси­хологического развития применяется при изучении детей и взрос­лых с нормальным и аномальным развитием и предполагает анализ результатов психологического изучения деятельности человека на каждом из ее этапов (мотивации, ориентировки, исполнения и конт­роля за деятельностью). Хорошо известно, что нарушения психиче­ских процессов могут происходить в различных звеньях общей систе­мы психической регуляции деятельности и могут проявляться на различных этапах осуществления самой деятельности [165; 171]. По-

Часть II. Практическая психодиагностика

этому при психологическом изучении необходимо оценить не только то, какие психические процессы нарушены, но и то, какие звенья структуры данной психической деятельности оказались неполноцен­ными. Структурно-динамический характер исследования требует боль­шой подвижности в использовании методик, а соблюдение принципа системного структурно-динамического изучения может обеспечить эффективность работы практического психолога в целом.

Принцип развития предполагает изучение психических явлений во времени, в изменении, с учетом их динамики. Содержательное пони­мание этого принципа должно быть наиболее детально проработано практическим психологом систем образования, особенно потому, что он работает с молодым поколением. Этот принцип реализуется в уче­нии о психическом развитии, представляющем собой одну из состав­ных частей психологической науки. Теория психического развития рассматривает ряд вопросов, среди которых, в частности, одно из пер­вых мест занимает вопрос о роли биологического и социального в он­тогенезе и филогенезе человеческой психики [11; 12; 13]. Личность развивается в связи с возникающими в ее жизни противоречиями, являющимися основными движущимися силами развития. Эти про­тиворечия обусловливаются отношениями личности к окружающему, успехами и неудачами, нарушениями равновесия между личностью и общественным окружением. Противоречия могут приобретать кон­фликтный характер и, будучи непреодоленными, становятся тормозом развития, причинами деформации личности и вызывают нарушения социальной адаптации. Противоречия разрешаются в деятельности, приводящей к формированию новых свойств и качеств личности. Одни противоречия сменяются другими. Не находя разрешения, они могут приводить к кризисным явлениям, заканчивающимся болезнен­ными патологическими проявлениями. Специфически внутренними противоречиями определяется развитие эмоционально-волевой и мо-тивационно-потребностной сфер. Одним из основных внутренних противоречий является расхождение между возникающими новыми потребностями и средствами, необходимыми для их удовлетворения. Возникающие противоречия могут побуждать личность к активности, овладению новыми способами деятельности [169].

Развитие психики — процесс постепенный, в котором можно выде­лить ряд стадий, этапов. Критерии выделения этих стадий следует ис­кать в целостных качественных характеристиках, а именно в станов­лении сознания, ведущей деятельности, особенностях переживаний, отношений личности к себе, другим и т. д.

Раздел 1. Психологический анализ и строение модели деятельности _______Ц9

Существует много различных схем периодизации развития. Они отличаются количеством и характером выделяемых в них периодов и фаз, стадий процесса. В развитии каждой личности, на каждом этапе наблюдаются индивидуальные особенности, линии развития. Общие закономерности возрастного развития личности находят свое конк­ретное выражение в индивидуальных особенностях, изучение и учет которых позволит осуществить индивидуальный подход для более успешного решения задач обучения и воспитания.

Так, например, в многочисленных исследованиях установлено [50; 51; 66; 69; 89; 107; 114; 149; 176; 190; 198; 227; 232; 260; 276; 300; 334; 345; 349; 395], что решающее значение в формировании личности ре­бенка имеют ранние этапы — от младенчества до 3-5 лет, когда за короткий промежуток времени он овладевает огромным набором че­ловеческих форм поведения. Последующие этапы развития имеют свои сензитивные, критические периоды, подготавливающие чело­века к новым условиям жизни, к новым видам деятельности. Прак­тическому психологу при изучении психической жизни ребенка важ­но выяснить роль отдельных компонентов развития, т. е. определить взаимоотношения целого и части (познавательных, регулятивных, коммуникативных, эмоциональных и т. д.), определить, как эти ком­поненты влияют на структуру личности в целом и какие изменения претерпевают.

Психическое развитие, наряду с кризисом, содержит этапы посте­пенности и включает в себя количественные изменения психических процессов и свойств (скорости реакций, темпов решения задач, про­дуктивности памяти, устойчивости внимания, умственной работоспо­собности и т. д.). В экспериментальных данных, характеризующих изменение различных психических функций, обнаруживаются перио­дические изменения темпов развития. Такое «чередование» периодов ускорения и замедления прослеживается в развитии сенсорно-перцеп­тивных и мнемических функциях, мыслительной деятельности, осо­бенностях эмоциональной сферы и др. С возрастом темпы развития психических функций замедляются, причем эти изменения носят ге-терохронный характер для различных функций [13; 15].

Количественные изменения психики подготавливают прогрессив­ные качественные изменения, однако еще не обеспечивают их оконча­тельно. Развитие психики, личности человека — это его история, в ко­торой предыдущие ее ступени внутренне связаны с последующими. Каждая ступень характеризуется определенным состоянием психи­ческих процессов и свойств личности, определенной их структурой,

Часть II. Практическая психодиагностика

и тогда развитие есть качественный переход из одного такого состоя­ния в другое. При этом исключительно важно, что достигнутое ранее не просто входит в состав новообразующейся структуры, но и претер­певает те или иные качественные изменения [14].

Реализовать основные принципы психологического изучения и об­следование человека возможно на основе системного подхода, прочно вошедшего в психологическую науку [68; 71; 100; 101; 102; 108; 162; 169; 171; 208; 209; 247; 262; 275].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.