КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Блок регуляции тонуса бодрствования. 2 страница
Типы афатических расстройств, которые вызывают нарушения синтагматического механизма организации языковой структуры: эфферентная моторная, афферентная моторная, динамическая. Совершенно иные нарушения речевой деятельности возникают при поражении задних отделов коры левого полушария, включающих височные и теменно-затылочные отделы мозга. Это класс речевых расстройств, где «переход от мысли через внутреннюю речь к схеме развернутого высказывания остается относительно сохранным и когда нет первичных дефектов синтагматического строения речевого высказывания. Для этих форм речевых нарушений характерны трудности овладения кодами парадигматически (иерархически) построенной языковой системы» [Лурия 1979: 284]. На уровне формирования сообщения это находит выражение в том, что больной испытывает трудности в выборе языковых единиц разного уровня: фонем, словоформ, слов. Так например, некоторые из такого рода афатиков путаются в подборе звуков: вместо комната они произносят гонмада., вместо Борис - Парис. Подобные нарушения встречаются при поражениях вторичных отделов височной зоны коры левого полушария. Проблема выбора проявляет себя и на уровне подбора нужного слова. Такого типа нарушения появляются при повреждении теменно-затылочных отделов. В' этом случае больной испытывает затруднения в рамках семантического поля. Когда ему показывают картинки и просят назвать нарисованные на них предметы, он вместо слова сундук может сказать чемодан, вместо обезьяна - попугай (сундук и чемодан принадлежат к одному семантическому единству - бытовые предметы, предназначенные для хранения вещей; обезьяна и попугай - экзотические животные). Сохранность синтагматической организации речи при нарушении ее парадигматическая структуры хорошо иллюстрирует рассказ по кар-
59 НЕЙРОЛИНГВИСТИКА А.Р. ЛУРИЯ
тинке «Несчастный случай», сделанный больным с поражением в височной зоне: - Это трамвай, машина для больных... нет, как... дворник несет девочку, или мальчик... Им интересно женщинам... очередь смотрит, а машина уйдет и они уйдет, им делать нечего... видимо, машиной задели... задели его, подняли и в больницу... С точки зрения синтаксиса речь организована достаточно хорошо, однако больной постоянно забывает слова, путается в подборе словоформ и т. д. Таким образом, повреждения в области задних (гностических) отделов мозга ведут распада процесса декодирования речи, причиной которого становится нарушение парадигматических механизмов языка: это находит выражение в распад фонематической структуры порождения и восприятия, в нарушениях лсксико-грамматической структуры высказывания и т. п. К типам афатических расстройств, которые своим следствием имеют повреждения в области парадигматики, следует отнести сенсорную, амнестическую и семантическую афазии. Итак, резюмируем содержание раздела. Афазии, возникающие при поражении заднелобных отделов, нарываются «передними». Они характеризуются нарушением синтагматических механизмов языка и распадением внутренней речи (эфферентная, афферентная, динамическая). Афазии, которые возникают при поражении верхневисочных и нижнетеменных зон, как уже было сказано, называются «задними» формами афазии. Они, как мы помним, связаны с нарушением парадигматических механизмов строения языка и тех стадий речепорождения, на которых происходит окончательное языковое оформление текста (сенсорная, амнестическая, семантическая).
60 НЕЙРОЛИНГВИСТИКАА.Р. ЛУРИЯ §4. Патология речевой деятельности
В своем понимании мозгового устройства процессов порождения и понимания речи А.Р. Лурия исходил из концепции Л.С. Выготского, которого до конца дней своих считал учителем. Наиболее последовательно взгляды Л. С. Выготского на проблему порождения речи изложены в уже упоминавшейся нами книге «Мышление и речь» [См.: Выготский 1996]. Главный вопрос, на который пытался ответить ученый, - что лежит между мыслью и словом? Движение от замысла к его вербальному воплощению, по мнению исследователя, есть превращение личностного смысла в общепонятное значение. Однако этой метаморфозе предшествует важный этап: сама мысль зарождается не от другой мысли, а от различных потребностей человека, от той сферы, которая охватывает все наши влечения, побуждения, эмоции и т. п. Иными словами, за мыслью стоит мотив, то есть то, ради чего мы говорим. Мотив - первая инстанция в порождении речи. Он же становится последней инстанцией в обратном процессе - процессе восприятия и понимания высказывания, ибо мы стремимся понять не речь, и даже не мысль, а то, ради чего высказывает наш собеседник ту или иную мысль, т. е. мотив речи. Превращение мысли в слово осуществляется не вдруг, оно совершается во внутренней речи. Категория «внутренняя речь»- едва ли не самая важная в концепции выдающегося психолога. Внутренняя речь - это не «говорение про себя», не «речь минус звук». Она имеет особое строение и качественно отличается от речи внешней. По мнению Л.С. Выготского, внутренняя речь - это речь, состоящая из предикатов, ключевых слов, несущих в себе сердцевину информации; это как бы набор рем будущего высказывания; это речь свернутая, сжатая, часто деграмматикализованная. Она выглядит как конспект будущего высказывания "и протекает в считанные доли секунды. Именно во внутренней речи личностный смысл превращается в значение. Именно здесь появляются первые обозначения элементов замысла, которые разворачиваются впоследствии в связную, наполненную общепонятными словесными знаками, грамматически оформленную речь. Внутренняя речь - результат длительной эволюции речевого сознания. Ее еще нет у ребенка-дошкольника. Она развивается из внешней, так называемой эгоцентрической речи маленьких детей, которая все более сворачивается, делается сначала шепотной и лишь затем уходит внутрь языкового сознания. Такое превращение внешнего говорения во внутреннюю сжатую речь носит
61 НЕЙРОЛИНГВИСТИКАА.Р. ЛУРИЯ
название интериоризации речи. Обычно в норме механизм внутренней речи завершает свое формирование к подростковому возрасту (10-11 лет). В разрешении поставленной задачи важную роль играло различение двух принципиальных для понимания концепции ученого категорий - значение и смысл. Значение - это объективно сложившаяся в ходе истории общества система связей, которая стоит за словом. Это то, что объединяет различных носителей языка в понимании той или иной номинации. Обычно словарные толкования лексем стремятся выразить их значения, Так, например, слово стул по своему значению - это предмет мебели, представляющий собой специальное приспособление для сидения одного человека, которое имеет спинку и не имеет подлокотников. Смысл - это индивидуальное значение слова, которое связано с субъективным опытом говорящего и конкретной ситуацией общения. Все та же лексема стул в сознании различных людей имеет неодинаковое смысловое наполнение - от венского стула из дорогого гарнитура, до стоящего в казенном учреждении обыкновенного скрипучего «инвалида» с потертой обивкой из дерматина. Подчеркнем еще раз ситуативность всякого смысла. Слово веревка в ситуации, когда нужно перевязать торт, будет иметь иной смысл, нежели в ситуации, когда возникает необходимость повеситься. Смысл, таким образом, всегда индивидуально-личностен. Он рождается в сознании говорящего и не всегда понятен окружающим. Смысл соотносится с мыслью, с исходным замыслом высказывания. Он как бы несет в себе первичную константу, то содержание, которое должно воплотиться в речи. Значение демонстрирует результат речепорождения. Это то, что является понятным всем участникам коммуникации. Значение реализуется в речевом произведении. Движение от мысли к слову, по мысли ученого, предстает в виде превращения личностного смысла в общепонятное значение.
Итак, по Выготскому, процесс формирования высказывания проходит четыре стадии: 1) мотив, 2) замысел (мысль), 3) внутренняя речь, 4) моторная реализация высказывании. С точки зрения нейропсихологии мотивационная сторона порождения высказывания имеет как бы двойственную природу. Во-первых, как уже было сказано в предыдущем параграфе, кора головного мозга должна иметь нужный тонус. Во-вторых, мотивация проявляется в исходном замысле, который, проходя стадию внутренней речи, превращается в развернутое высказывание.
62 НЕЙРОЛИНГВИСТИКА АР. ЛУРИЯ
К снижению тонуса коры, а, стало быть, и нарушению мотивационной стадии речи ведет поражение стволовых отделов мозга. Оно своим следствием имеет патологическое состояние всего мозга, к синдрому первичной инактивности. При таком нарушении речевое высказывание оказывается невозможным. Больные не делают никаких попыток вступить в процесс коммуникации. Они иногда переживают состояние мутизма, т.е. общее отключение речи в результате инактивности. Чаще поражение стволовых отделов проявляется в своеобразном «спутанном» состоянии, при котором они не в состоянии четко ориентироваться в окружающей среде, месте, времени. В речевой деятельности это выглядит как неустойчивость процесса порождения речи, когда воспроизведение фраз замещается случайными ассоциациями и т.п. Иной характер наблюдается при поражении лобных долей мозга, о роли которых в деятельности человека мы уже говорили. Именно в случае двусторонних поражений у него лобных долей мозга нарушается активная речевая деятельность человека. Вместо целенаправленного порождения высказываний появляются эхолаличе-ские повторения задаваемого вопроса. На вопрос «Как вы себя чувствуете?», они отвечают «Как вы себя чувствуете?» или «Как я себя чувствую?». Еще более сложные формы речи для такого больного оказываются совсем недоступными. Основным препятствием для порождения высказывания оказывается общая инактивность, вызванная поражением лобных долей. Несколько иначе проявляют себя нарушения лобных долей мозга в том случае, когда расстройство речи протекает на фоне растор-можснности, повышения общей возбудимости мозга. Больные подобного типа проявляют интерес к речевой деятельности, но быстро отвлекаются от первоначального замысла, замещая текст бесконтрольными ассоциациями. В качестве примера можно привести выполнение больным задания на пересказ рассказа «Курица и золотые яйца». Первую фразу он произносит легко: «У одного хозяина была курица, которая несла золотые яйца». Потом у больного появляются побочные ассоциации: «Это, наверное, был хозяин, у которого были мелкособственнические интересы, он продавал эти яйца, желая заработать на них как можно больше денег». Дальше, дойдя в пересказе до места, где говориться о том, что хозяин убил курицу, но не обнаружил у нее внутри золота, он начинает говорить: «Он открыл курицу, потом закрыл курицу, потом открыл, потом закрыл.
63 НЕЙРОЛИНГВИСТИКА АР. ЛУРИЯ
дверь открывается, дверь закрывается... вот я вхоже в столовую, сажусь за стол» и т.п. Итак, у «лобных» больных нарушается процесс порождение речи либо на уровне мотива, либо на уровне реализации программы высказывания. Следуя модели Л.С. Выготского, А.Р. Лурия обращает внимание на то, что нарушения стадии внутренней речи при порождении высказывания возникают у больных с поражением передних отделов левого полушария. Такие больные обычно не проявляют особых трудностей в выполнении довольно сложных программ поведения и осуществлении контроля за поведением. Однако, легко выполняя предложенные им двигательные программы, они не способны перейти к планированию собственной деятельности. В собственной речи больные не испытывают никаких затруднений в артикуляции, легко повторяют слова и отдельные фразы. Трудности начинаются, когда им нужно от простого повторения фраз перейти к активному, творческому созданию схем текста. Подобные особенности проявляются при заданиях на составления устного рассказа на заданную тему. Не имея возможности справиться с заданием, они говорят, что ощущают перед собой пустоту, что у них нет никакого плана дискурса. Один из подобных больных, которому было предложено дать устное сочинение на тему «Север», после долгой паузы выдал: «На Севере есть медведи (пауза)... о чем и довожу до вашего сведения». В другом случае он сумел лишь вспомнить строчку из стихотворения: «На Севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна». Притом, что речевая моторика у таких больных не нарушена, они не могут общаться: становятся неразговорчивыми и молчаливыми. Другой тип речевых расстройств, проанализированных Лурия, связан с нарушением последнего этапа речепорождения: этапа реализации программы, которая уже возникла во внутренней речи. Наблюдения ученого показали, что механизм подбора слов и фонематического воплощения замысла находится в гностических, задних отделах левого полушария. Так например, поражение вторичных отделов височной коры левого полушария затрудняет фонематический анализ и мешает финальному этапу вербализации. У больного с подобным нарушением сохранен мотив, замысел будущего текста, его синтаксическое структурирование. Трудности возникают, когда он пытается найти нужный фонематический строй. Он смешивает близкие по фонематическим характеристикам звуки, извращает фонематическую структуру слова. Подбирая слова, он может заменить искомую лексему
64 НЕЙРОПИНГВИСТИКАА.Р. ЛУРИЯ сходной по звучанию. Например, вместо слова «воробей», сказать «муравей». Другое нарушение финальной стадии речепорождения связано с повреждением третичных теменно-затылочных отделов левого полушария. Наблюдения Лурия показали, что здесь располагается механизм выбора лексики. Поражения этих зон коры головного мозга приводят к забыванию слов и трудностям нахождения нужных обозначений. Эти затруднения иногда связаны с распадом систем логико-грамматических отношений. Итак, представления о процессе порождения высказывания, которые высказал Л.С. Выготский, получили нейропсихологическое наполнение в работах Лурия. Стадия мотива страдает в результате поражения глубинных отделов мозга. Поражение лобных долей вызывает нарушение сложных мотивов и возникновения замысла, а также контроля за протеканием речи. Область передних отделов ре- чевых зон отвечает за развитие внутренней речи, за превращение замысла в синтаксически оформленный текст. В височных и теменно-затылочных отделах мозга происходит окончательное построение текста на уровне подбора лексики и фонетического ее оформления. Процесс понимания высказывания Лурия рассматривает как обратный процессу порождения речи. По его мнению, смысловое вос- приятие включает в себя две фазы: первая направлена на декодиро- вание знаков языкового кода (идентификация фонем, лексем и т.д.), вторая - на постижение глубинного смысла, который содержит сообщение. В декодировании фонематического состава высказывания решающую роль играют системы височной области левого полушария. Там находятся слухоречевые отделы, нарушение которых не отра- жается на остроте слуха, но нарушает речевой (фонематический) слух. Больные с таким повреждением хорошо различают неречевые звуки (шум машины, звон посуды, шум дождя и т.п.), но не могут выделить фонематические признаки слов родного языка. В результа- те возникает феномен, названный афазиологами «отчуждением смысла». Нечетко, диффузно воспринимая звуки, больные путают слова, сходные по звучанию. Так, к примеру, слыша слово «голос», они не могут отличить его от слов «колос», «холост» или «холст». Нарушение фонематического восприятия приводит к затруднениям в выделении лексических единиц. Кроме фонематических операций, в декодировании языковых кодов большую роль играют логико-грамматические отношения» которыми ведают аппараты третичных, темснно-височно-затылоч-
НЕЙРОЛИНГВИСТИКА АР. ЛУРИЯ 65 ных отделов левого полушария. Больные с поражением этих зон не в состоянии понять словосочетание «брат отца» и отличить его от конструкции «отец брата» (коммуникация отношений). При этом они без труда понимают фразы с прямым порядком слов, описывающие конкретные действия, типа «Дом горит», «Собака лает» (коммуникация событий). Еще больше затруднений появляется при стремлении больных понять коммуникации отношений, выраженные конструкциями с предлогами (например, не могут понять выражения «квадрат под кругом» и «круг под квадратом»). То, что задние, гностические отделы мозга участвуют в декодировании речи ни у кого не вызывало сомнений. Долгое время считалось, что переднелобные отделы мозга участвуют только в процессах речепорождения, но не играют существенной роли в понимании высказываний. Опыты Лурия выявили, что в лобных долях располагаются механизмы понимания синтаксических конструкций. По мнению ученого, лобные области мозга несут ответственность за понимание скрытого смысла высказывания. Свои выводы и наблюдения А.Р. Лурия делал, исходя из убежденности в том, что речевая деятельность - прерогатива только левого полушария. Иногда, как парадоксальный факт, он отмечал, что, несмотря на, казалось бы, серьезнейшие повреждения центров, ответственных за декодирование, больные оказывались в состоянии уловить общий смысл текста. «Как это ни парадоксально, - писал Лурия о больных с нарушениями в гностических отделах левого полушария, - но такие больные понимают, что в рассказе «Курица и золотые яйца» речь идет о неудаче и разочаровании жадного человека, а в басне «Галка и голуби» - о неправильном поведении и понесенном наказании. (...) Этот парадоксальный факт сохранности понимания общего смысла сообщения при нарушении декодирования или удержания отдельных входящих в его состав фонематических и лексических элементов, возможно, объясняется тем, что у данных больных просодическая структура речевого сообщения остается сохранной» [Лурия 1979: 294]. Иногда авторитет ученого, его значимость и величие определяется 'не только тем, что он внес в ту или иную научную область, но, как это не парадоксально может звучать, тем, насколько ему удастся задержать развитие этой сферы научного знания после своей смерти. Энергия мысли А.Р. Лурия, сила и убедительность его научных идей привели к тому, что в работах его многочисленных учениц они стали 3 Нейропсихолингвистика
66 НЕЙРОЛИНГВИСТИКА А.Р. ЛУРИЯ
НЕЙРОЛИНГВИСТИКА А.Р. ЛУРИЯ 67
приобретать глянцевый блеск. Это в свою очередь привело к тому, что они стали тормозить развитие концепции, которые раньше были на периферии нейролингвистики, мешать нормальному росту когда-то слабых и побочных ее ветвей. Отдавая дань тому колоссальному вкладу, который внес основатель отечественной нейролингвистики в развитие науки, мы должны, однако, указать и на то, что некоторые положения его теории нуждаются не только в развитии, но и переосмыслении. Вопросы для самоконтроля 1. Какие три основных функциональных блока мозга выделил А.Р. 2. Как функционирует блок регуляции тонуса бодрствования? 3. Что такое ретикулярная формация? 4. Назовите три основных источника активации в работе первого
5. Охарактеризуйте три закона построения коры в работе блока 6. Дайте характеристику особенностям функционирования блока
7. Дайте характеристику основных типов афазий, выделенных А.Р. 8. Как в построении языковой деятельности «работают» механизмы 9. В каких областях мозга локализуются основные механизмы по 10. Какие стадии порождения речи выделяет Л.С. Выготский? 11. Поражение каких зон мозга ведет к нарушению разных этапов речепорождения? 12. Повреждение каких зон мозга влияет на протекание механизмов понимания речи?
Глава 4
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |