Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Блок регуляции тонуса бодрствования. 2 страница




Типы афатических расстройств, которые вызывают нарушения синтагматического механизма организации языковой структуры: эфферентная моторная, афферентная моторная, динамическая.

Совершенно иные нарушения речевой деятельности возникают при поражении задних отделов коры левого полушария, включаю­щих височные и теменно-затылочные отделы мозга. Это класс рече­вых расстройств, где «переход от мысли через внутреннюю речь к схеме развернутого высказывания остается относительно сохранным и когда нет первичных дефектов синтагматического строения рече­вого высказывания. Для этих форм речевых нарушений характерны трудности овладения кодами парадигматически (иерархически) по­строенной языковой системы» [Лурия 1979: 284].

На уровне формирования сообщения это находит выражение в том, что больной испытывает трудности в выборе языковых единиц разного уровня: фонем, словоформ, слов. Так например, некоторые из такого рода афатиков путаются в подборе звуков: вместо комна­та они произносят гонмада., вместо Борис - Парис. Подобные на­рушения встречаются при поражениях вторичных отделов височной зоны коры левого полушария. Проблема выбора проявляет себя и на уровне подбора нужного слова. Такого типа нарушения появляются при повреждении теменно-затылочных отделов. В' этом случае боль­ной испытывает затруднения в рамках семантического поля. Когда ему показывают картинки и просят назвать нарисованные на них предметы, он вместо слова сундук может сказать чемодан, вместо обезьяна - попугай (сундук и чемодан принадлежат к одному семан­тическому единству - бытовые предметы, предназначенные для хра­нения вещей; обезьяна и попугай - экзотические животные). Со­хранность синтагматической организации речи при нарушении ее парадигматическая структуры хорошо иллюстрирует рассказ по кар-


 

59 НЕЙРОЛИНГВИСТИКА А.Р. ЛУРИЯ

 

тинке «Несчастный случай», сделанный больным с поражением в

височной зоне:

- Это трамвай, машина для больных... нет, как... дворник несет девочку, или мальчик... Им интересно женщинам... оче­редь смотрит, а машина уйдет и они уйдет, им делать нече­го... видимо, машиной задели... задели его, подняли и в больни­цу...

С точки зрения синтаксиса речь организована достаточно хоро­шо, однако больной постоянно забывает слова, путается в подборе словоформ и т. д.

Таким образом, повреждения в области задних (гностических) отделов мозга ведут распада процесса декодирования речи, причи­ной которого становится нарушение парадигматических механиз­мов языка: это находит выражение в распад фонематической струк­туры порождения и восприятия, в нарушениях лсксико-грамматической структуры высказывания и т. п.

К типам афатических расстройств, которые своим следствием имеют повреждения в области парадигматики, следует отнести сенсорную, амнестическую и семантическую афазии.

Итак, резюмируем содержание раздела. Афазии, возникающие при поражении заднелобных отделов, нарываются «передними». Они характеризуются нарушением синтагматических механизмов языка и распадением внутренней речи (эфферентная, афферентная, динамическая). Афазии, которые возникают при поражении верхне­височных и нижнетеменных зон, как уже было сказано, называются «задними» формами афазии. Они, как мы помним, связаны с нару­шением парадигматических механизмов строения языка и тех стадий речепорождения, на которых происходит окончательное языковое оформление текста (сенсорная, амнестическая, семантическая).

 

60 НЕЙРОЛИНГВИСТИКАА.Р. ЛУРИЯ

§4. Патология речевой деятельности

В своем понимании мозгового устройства процессов порожде­ния и понимания речи А.Р. Лурия исходил из концепции Л.С. Вы­готского, которого до конца дней своих считал учителем. Наиболее последовательно взгляды Л. С. Выготского на проблему порождения речи изложены в уже упоминавшейся нами книге «Мышление и речь» [См.: Выготский 1996]. Главный вопрос, на который пытался ответить ученый, - что лежит между мыслью и словом? Движение от замысла к его вербальному воплощению, по мнению исследова­теля, есть превращение личностного смысла в общепонятное значе­ние. Однако этой метаморфозе предшествует важный этап: сама мысль зарождается не от другой мысли, а от различных потребно­стей человека, от той сферы, которая охватывает все наши влечения, побуждения, эмоции и т. п. Иными словами, за мыслью стоит мо­тив, то есть то, ради чего мы говорим. Мотив - первая инстанция в порождении речи. Он же становится последней инстанцией в обрат­ном процессе - процессе восприятия и понимания высказывания, ибо мы стремимся понять не речь, и даже не мысль, а то, ради чего высказывает наш собеседник ту или иную мысль, т. е. мотив речи.

Превращение мысли в слово осуществляется не вдруг, оно со­вершается во внутренней речи. Категория «внутренняя речь»- едва ли не самая важная в концепции выдающегося психолога. Внутрен­няя речь - это не «говорение про себя», не «речь минус звук». Она имеет особое строение и качественно отличается от речи внешней. По мнению Л.С. Выготского, внутренняя речь - это речь, состоящая из предикатов, ключевых слов, несущих в себе сердцевину инфор­мации; это как бы набор рем будущего высказывания; это речь свер­нутая, сжатая, часто деграмматикализованная. Она выглядит как конспект будущего высказывания "и протекает в считанные доли се­кунды. Именно во внутренней речи личностный смысл превращает­ся в значение. Именно здесь появляются первые обозначения эле­ментов замысла, которые разворачиваются впоследствии в связную, наполненную общепонятными словесными знаками, грамматически оформленную речь. Внутренняя речь - результат длительной эволю­ции речевого сознания. Ее еще нет у ребенка-дошкольника. Она раз­вивается из внешней, так называемой эгоцентрической речи малень­ких детей, которая все более сворачивается, делается сначала ше­потной и лишь затем уходит внутрь языкового сознания. Такое пре­вращение внешнего говорения во внутреннюю сжатую речь носит


61 НЕЙРОЛИНГВИСТИКАА.Р. ЛУРИЯ

 

 

название интериоризации речи. Обычно в норме механизм внутрен­ней речи завершает свое формирование к подростковому возрасту (10-11 лет).

В разрешении поставленной задачи важную роль играло разли­чение двух принципиальных для понимания концепции ученого ка­тегорий - значение и смысл. Значение - это объективно сложившая­ся в ходе истории общества система связей, которая стоит за словом. Это то, что объединяет различных носителей языка в понимании той или иной номинации. Обычно словарные толкования лексем стре­мятся выразить их значения, Так, например, слово стул по своему значению - это предмет мебели, представляющий собой специаль­ное приспособление для сидения одного человека, которое имеет спинку и не имеет подлокотников. Смысл - это индивидуальное зна­чение слова, которое связано с субъективным опытом говорящего и конкретной ситуацией общения. Все та же лексема стул в сознании различных людей имеет неодинаковое смысловое наполнение - от венского стула из дорогого гарнитура, до стоящего в казенном уч­реждении обыкновенного скрипучего «инвалида» с потертой обив­кой из дерматина.

Подчеркнем еще раз ситуативность всякого смысла. Слово верев­ка в ситуации, когда нужно перевязать торт, будет иметь иной смысл, нежели в ситуации, когда возникает необходимость пове­ситься. Смысл, таким образом, всегда индивидуально-личностен. Он рождается в сознании говорящего и не всегда понятен окружающим. Смысл соотносится с мыслью, с исходным замыслом высказывания. Он как бы несет в себе первичную константу, то содержание, кото­рое должно воплотиться в речи. Значение демонстрирует результат речепорождения. Это то, что является понятным всем участникам коммуникации. Значение реализуется в речевом произведении. Дви­жение от мысли к слову, по мысли ученого, предстает в виде пре­вращения личностного смысла в общепонятное значение.

Итак, по Выготскому, процесс формирования высказывания проходит четыре стадии: 1) мотив, 2) замысел (мысль), 3) внутрен­няя речь, 4) моторная реализация высказывании.

С точки зрения нейропсихологии мотивационная сторона поро­ждения высказывания имеет как бы двойственную природу. Во-первых, как уже было сказано в предыдущем параграфе, кора голов­ного мозга должна иметь нужный тонус. Во-вторых, мотивация про­является в исходном замысле, который, проходя стадию внутренней речи, превращается в развернутое высказывание.

 

62 НЕЙРОЛИНГВИСТИКА АР. ЛУРИЯ

 

К снижению тонуса коры, а, стало быть, и нарушению мотивационной стадии речи ведет поражение стволовых отделов мозга. Оно своим следствием имеет патологическое состояние всего мозга, к синдрому первичной инактивности. При таком нарушении речевое высказывание оказывается невозможным. Больные не делают ника­ких попыток вступить в процесс коммуникации. Они иногда пере­живают состояние мутизма, т.е. общее отключение речи в результате

инактивности.

Чаще поражение стволовых отделов проявляется в своеобраз­ном «спутанном» состоянии, при котором они не в состоянии четко ориентироваться в окружающей среде, месте, времени. В речевой деятельности это выглядит как неустойчивость процесса порожде­ния речи, когда воспроизведение фраз замещается случайными ассо­циациями и т.п.

Иной характер наблюдается при поражении лобных долей моз­га, о роли которых в деятельности человека мы уже говорили. Именно в случае двусторонних поражений у него лобных долей моз­га нарушается активная речевая деятельность человека. Вместо це­ленаправленного порождения высказываний появляются эхолаличе-ские повторения задаваемого вопроса. На вопрос «Как вы себя чув­ствуете?», они отвечают «Как вы себя чувствуете?» или «Как я себя чувствую?». Еще более сложные формы речи для такого боль­ного оказываются совсем недоступными. Основным препятствием для порождения высказывания оказывается общая инактивность, вызванная поражением лобных долей.

Несколько иначе проявляют себя нарушения лобных долей мозга в том случае, когда расстройство речи протекает на фоне растор-можснности, повышения общей возбудимости мозга. Больные по­добного типа проявляют интерес к речевой деятельности, но быстро отвлекаются от первоначального замысла, замещая текст бескон­трольными ассоциациями. В качестве примера можно привести вы­полнение больным задания на пересказ рассказа «Курица и золотые яйца». Первую фразу он произносит легко: «У одного хозяина была курица, которая несла золотые яйца». Потом у больного появляют­ся побочные ассоциации: «Это, наверное, был хозяин, у которого были мелкособственнические интересы, он продавал эти яйца, же­лая заработать на них как можно больше денег». Дальше, дойдя в пересказе до места, где говориться о том, что хозяин убил курицу, но не обнаружил у нее внутри золота, он начинает говорить: «Он от­крыл курицу, потом закрыл курицу, потом открыл, потом закрыл.


 

63 НЕЙРОЛИНГВИСТИКА АР. ЛУРИЯ

 

дверь открывается, дверь закрывается... вот я вхоже в столовую, сажусь за стол» и т.п.

Итак, у «лобных» больных нарушается процесс порождение ре­чи либо на уровне мотива, либо на уровне реализации программы высказывания.

Следуя модели Л.С. Выготского, А.Р. Лурия обращает внимание на то, что нарушения стадии внутренней речи при порождении вы­сказывания возникают у больных с поражением передних отделов левого полушария. Такие больные обычно не проявляют особых трудностей в выполнении довольно сложных программ поведения и осуществлении контроля за поведением. Однако, легко выполняя предложенные им двигательные программы, они не способны пе­рейти к планированию собственной деятельности. В собственной речи больные не испытывают никаких затруднений в артикуляции, легко повторяют слова и отдельные фразы. Трудности начинаются, когда им нужно от простого повторения фраз перейти к активному, творческому созданию схем текста. Подобные особенности прояв­ляются при заданиях на составления устного рассказа на заданную тему. Не имея возможности справиться с заданием, они говорят, что ощущают перед собой пустоту, что у них нет никакого плана дис­курса. Один из подобных больных, которому было предложено дать устное сочинение на тему «Север», после долгой паузы выдал: «На Севере есть медведи (пауза)... о чем и довожу до вашего сведения». В другом случае он сумел лишь вспомнить строчку из стихотворе­ния: «На Севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна». Притом, что речевая моторика у таких больных не нарушена, они не могут общаться: становятся неразговорчивыми и молчаливыми.

Другой тип речевых расстройств, проанализированных Лурия, связан с нарушением последнего этапа речепорождения: этапа реа­лизации программы, которая уже возникла во внутренней речи. На­блюдения ученого показали, что механизм подбора слов и фонема­тического воплощения замысла находится в гностических, задних отделах левого полушария.

Так например, поражение вторичных отделов височной коры левого полушария затрудняет фонематический анализ и мешает фи­нальному этапу вербализации. У больного с подобным нарушением сохранен мотив, замысел будущего текста, его синтаксическое структурирование. Трудности возникают, когда он пытается найти нужный фонематический строй. Он смешивает близкие по фонема­тическим характеристикам звуки, извращает фонематическую структуру слова. Подбирая слова, он может заменить искомую лексему

 

64 НЕЙРОПИНГВИСТИКАА.Р. ЛУРИЯ

сходной по звучанию. Например, вместо слова «воробей», сказать «муравей».

Другое нарушение финальной стадии речепорождения связано с повреждением третичных теменно-затылочных отделов левого по­лушария. Наблюдения Лурия показали, что здесь располагается ме­ханизм выбора лексики. Поражения этих зон коры головного мозга приводят к забыванию слов и трудностям нахождения нужных обо­значений. Эти затруднения иногда связаны с распадом систем логи­ко-грамматических отношений.

Итак, представления о процессе порождения высказывания, ко­торые высказал Л.С. Выготский, получили нейропсихологическое наполнение в работах Лурия. Стадия мотива страдает в результате поражения глубинных отделов мозга. Поражение лобных долей вы­зывает нарушение сложных мотивов и возникновения замысла, а также контроля за протеканием речи. Область передних отделов ре- чевых зон отвечает за развитие внутренней речи, за превращение замысла в синтаксически оформленный текст. В височных и теменно-затылочных отделах мозга происходит окончательное построение текста на уровне подбора лексики и фонетического ее оформления.

Процесс понимания высказывания Лурия рассматривает как обратный процессу порождения речи. По его мнению, смысловое вос- приятие включает в себя две фазы: первая направлена на декодиро- вание знаков языкового кода (идентификация фонем, лексем и т.д.), вторая - на постижение глубинного смысла, который содержит со­общение.

В декодировании фонематического состава высказывания ре­шающую роль играют системы височной области левого полушария. Там находятся слухоречевые отделы, нарушение которых не отра- жается на остроте слуха, но нарушает речевой (фонематический) слух. Больные с таким повреждением хорошо различают неречевые звуки (шум машины, звон посуды, шум дождя и т.п.), но не могут выделить фонематические признаки слов родного языка. В результа- те возникает феномен, названный афазиологами «отчуждением смысла». Нечетко, диффузно воспринимая звуки, больные путают слова, сходные по звучанию. Так, к примеру, слыша слово «голос», они не могут отличить его от слов «колос», «холост» или «холст». Нарушение фонематического восприятия приводит к затруднениям в выделении лексических единиц.

Кроме фонематических операций, в декодировании языковых кодов большую роль играют логико-грамматические отношения» которыми ведают аппараты третичных, темснно-височно-затылоч-

 

НЕЙРОЛИНГВИСТИКА АР. ЛУРИЯ 65

ных отделов левого полушария. Больные с поражением этих зон не в состоянии понять словосочетание «брат отца» и отличить его от конструкции «отец брата» (коммуникация отношений). При этом они без труда понимают фразы с прямым порядком слов, описы­вающие конкретные действия, типа «Дом горит», «Собака лает» (коммуникация событий). Еще больше затруднений появляется при стремлении больных понять коммуникации отношений, выраженные конструкциями с предлогами (например, не могут понять выражения «квадрат под кругом» и «круг под квадратом»).

То, что задние, гностические отделы мозга участвуют в декоди­ровании речи ни у кого не вызывало сомнений. Долгое время счита­лось, что переднелобные отделы мозга участвуют только в процес­сах речепорождения, но не играют существенной роли в понимании высказываний. Опыты Лурия выявили, что в лобных долях распола­гаются механизмы понимания синтаксических конструкций. По мнению ученого, лобные области мозга несут ответственность за понимание скрытого смысла высказывания.

Свои выводы и наблюдения А.Р. Лурия делал, исходя из убеж­денности в том, что речевая деятельность - прерогатива только ле­вого полушария. Иногда, как парадоксальный факт, он отмечал, что, несмотря на, казалось бы, серьезнейшие повреждения центров, от­ветственных за декодирование, больные оказывались в состоянии уловить общий смысл текста. «Как это ни парадоксально, - писал Лурия о больных с нарушениями в гностических отделах левого по­лушария, - но такие больные понимают, что в рассказе «Курица и золотые яйца» речь идет о неудаче и разочаровании жадного челове­ка, а в басне «Галка и голуби» - о неправильном поведении и поне­сенном наказании. (...) Этот парадоксальный факт сохранности по­нимания общего смысла сообщения при нарушении декодирования или удержания отдельных входящих в его состав фонематических и лексических элементов, возможно, объясняется тем, что у данных больных просодическая структура речевого сообщения остается со­хранной» [Лурия 1979: 294].

Иногда авторитет ученого, его значимость и величие определя­ется 'не только тем, что он внес в ту или иную научную область, но, как это не парадоксально может звучать, тем, насколько ему удастся задержать развитие этой сферы научного знания после своей смерти. Энергия мысли А.Р. Лурия, сила и убедительность его научных идей привели к тому, что в работах его многочисленных учениц они стали 3 Нейропсихолингвистика

 

 

66 НЕЙРОЛИНГВИСТИКА А.Р. ЛУРИЯ

 


 

 

НЕЙРОЛИНГВИСТИКА А.Р. ЛУРИЯ 67


 


приобретать глянцевый блеск. Это в свою очередь привело к тому, что они стали тормозить развитие концепции, которые раньше были на периферии нейролингвистики, мешать нормальному росту когда-то слабых и побочных ее ветвей. Отдавая дань тому колоссальному вкладу, который внес основатель отечественной нейролингвистики в развитие науки, мы должны, однако, указать и на то, что некоторые положения его теории нуждаются не только в развитии, но и пере­осмыслении.


Вопросы для самоконтроля

1. Какие три основных функциональных блока мозга выделил А.Р.
Лурия.

2. Как функционирует блок регуляции тонуса бодрствования?

3. Что такое ретикулярная формация?

4. Назовите три основных источника активации в работе первого
блока мозга.

 

5. Охарактеризуйте три закона построения коры в работе блока
приема, переработки и хранения информации.

6. Дайте характеристику особенностям функционирования блока
программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельно­сти.

 

7. Дайте характеристику основных типов афазий, выделенных А.Р.
Лурия.

8. Как в построении языковой деятельности «работают» механизмы
синтагматики и парадигматики.

9. В каких областях мозга локализуются основные механизмы по­
строения языка.

10. Какие стадии порождения речи выделяет Л.С. Выготский?

11. Поражение каких зон мозга ведет к нарушению разных этапов речепорождения?

12. Повреждение каких зон мозга влияет на протекание механизмов понимания речи?

 

 

 

Глава 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.