Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Миниатюры свитка Иисуса Навина




Миниатюры Венского Диоскорида

Эллинистические тенденции в книжной миниатюре VI в., или эпохи Юстиниана – византийского императора-богослова, строителя Софии Константинопольской, выражаются не столько в следовании античному идеалу красоты в изображении фигур, сколько в композиционных приемах.

Ярким примером здесь могут послужить миниатюры Венского Диоскорида – трактата по медицине, выполненного в Константинополе по заказу дочери Галлы Плацидии – Юлианы Аникии (463–527 гг.) в начале VI в. (Вена, Национальная библиотека). Кодекс имеет пять фигурных миниатюр, четыре из которых представляют портреты 14 врачей. Пятая миниатюра изображает Юлиану Аникию в окружении двух аллегорических фигур Великодушия и Мудрости.

Центральная композиция трактована как полихромная «эмблема» в обрамлении из плетенок, напоминающих орнамент на изделиях византийской торевтики. В треугольных сегментах по периметру представлены крошечные фигурки античных гениев, выполненные в беглой, почти монохромной манере. Эпизоды с играми или ремеслами амуров довольно часто встречаются в античной монументальной живописи, занимая, как правило, периферийную зону изображения. Интересно, что те же мотивы используются и в раннехристианском искусстве, когда в нижней зоне купола или апсиды церкви изображается Иордан с рыбачащими путти, символизирующими крещение (несохранившиеся изображения купола церкви св. Констанцы в Риме, IV в.). В миниатюре четко разделяются центр и периферия как по значимости сюжетов, так и по качеству исполнения. Приземистые пропорции фигур и строгая симметрия придают центральной «эмблеме» статичную монументальность, не свойственную античным изображениям, которые обычно строились более динамично. Главная геральдическая композиция, несмотря на элементы светотеневой моделировки, достаточно плоскостна, и в этом она, безусловно, идет вразрез с эллинистической художественной системой, хотя общая композиция миниатюры ей отвечает.

Свиток Иисуса Навина (Рим, Библиотека Ватикана) – манускрипт, дающий представление о работе художников Александрийской школы. Египетская Александрия в V–VI вв. была в культурном отношении едва ли не эквивалентна Константинополю, на несколько веков предваряя своей славой новую столицу христианской империи. Будучи созданным в скриптории Константина Багрянородного в VII в., свиток копирует рукопись V в. из Александрии. Добавления средневековым курсивом и светло-сиреневая подцветка – результат реставрации Х столетия [Лазарев 1947: 55–56].

Рукопись посвящена событиям Ветхого Завета и повествует о деяниях сподвижника Моисея – юного и благочестивого воина Иисуса. Античная форма рукописи в виде свитка отвечает стилистике ее миниатюр. При этом фигуры, соответствуя в общих чертах эталону античной красоты, в деталях предлагают некоторые отличия. Античный канон пропорций, характер исполнения драпировок узнаваемы в рисунке миниатюр. Кажется, что ряд особенностей объемного изображения переведен на язык линии и, благодаря этому, получает новое звучание. Умение передавать объем при помощи варьирования толщины линии отличает средневековых византийских мастеров и, в частности, иконописцев. Иллюстрации свитка демонстрируют один из самых ранних примеров такого «иконописного» мастерства. Чистота и ясность контура изображения подчеркивается ирреальным пейзажем, состоящим из «кристаллических» горок и вводящим читателя в мистическую атмосферу библейского повествования. Поскольку книга «Иисуса Навина» рассказывает преимущественно о сражениях, пространство свитка насыщено батальными сценами, построенными, вероятно, не без влияния римских триумфальных рельефов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.