Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сакраментарий архиепископа Дрого




Манускрипт был исполнен в скриптории Метца около 842 г. (Париж, Национальная библиотека, Lat, 9428–29). Стилистика фигуративных изображений обнаруживает видимую связь с византийской традицией, при том, что прямой источник подобного стиля в других каролингских рукописях выделить достаточно сложно. Этот манускрипт интересен введением в поле каллиграфии историзованного инициала: декоративной буквицы, заполненной сюжетным повествованием, что предвосхищает синтез декоративных, сюжетных и каллиграфических элементов позднейшего времени. Некоторую достаточно отдаленную стилистическую связь школа Метца обнаруживает с продукцией турских скрипториев, которая в отдельных случаях характеризуется зависимостью от раннехристианских образцов римского происхождения (Библия Мутье-Гранваль, 834–843 гг.).

Начало Евхаристического канона в сакраментарии Дрого оформлено в виде сложной композиции, состоящий из букв «Те igitur»,где в центре можно видеть большой историзованный инициал «тау», напоминающей процветший крест. Другие буквы начальных слов молитвы расположены под «крыльями» креста не в прямой последовательности, но так, чтобы взгляд читающего, отыскивая начало и конец фразы, следовал по крестообразному маршруту, напоминающему хризму. Символика Имени Христа угадывается при более привычном чтении композиции слева на право, поскольку общие начертания букв GIEVTRI, заполняющие поле под историзованным инициалом, образно напоминают латинскую аббревиатуру INRI – Иисус Назорей Царь Иудейский, указывающую на надпись Пилата на Кресте Спасителя.

Все орнаментальные элементы – переплетения акантовых побегов – близки позднеантичным образцам христианских памятников: похожие мотивы встречаются в резьбе капителей, оформлении саркофагов, мозаичных орнаментальных композициях V–VI вв. В греческих и итальянских произведениях этого времени акантовый побег чаще используется в форме завитка (саркофаг в церкви св. Констанцы в Риме, VI в.), вертикальные композиции в виде тирса встречаются реже (орнаментальные разделения фигур в Православном баптистерии в Равенне, V в.). Не-средиземноморской по своему происхождению, видимо, является тема крестообразной плетенки из аканта, примененная в оформлении инициала. Эта оригинальная аранжировка классического материала характерная именно для скрипториев Метца. Считается, что данная традиция оказала влияние на манускрипты Англо-Саксонской школы [Beckwith 1996: 64]. Некоторое сходство с орнаментикой сакраментария Дрого, развивающей тему акантового побега, можно видеть в миниатюре Дарственной грамоты короля Эдгара (Винчестерская школа, 966 г.).

На средокрестии большого инициала находится изображение библейского царя и священника Мельхиседека, молящегося у престола. Рукава креста завершаются изображениями Авеля и Авраама. Сочетание всех трех библейских образов традиционно для алтарных монументальных программ VI в. (церкви Сан-Витале и Сан-Аполлинаре ин Классе в Равенне). Мельхиседек – иносказание о Христе Первосвященнике (Евр. 5: 5–6). Авель, убиенный Каином, символизирует идеального священнослужителя, приносящего в жертву Господу самого себя, что явилось прообразом Страданий Спасителя. Сын Авраама Исаак, приносимый в жертву Богу, имеет то же значение. Таким образом, три верхних изображения объединены темами священнического служения и жертвенности. Данные смысловые аспекты развиваются в Послании апостола Павла к Евреям в отношении Христа Архиерея (Евр. 3–7). Послание имеет особое значение для церковной традиции раннего средневековья, так как наряду с Апокалипсисом оно использовалось как толкование на Литургию.

В основании «тау» помещены тельцы как образ библейской жертвы. Их изображение отвечает заключительным строкам 50 Псалма, открывающего литургическое служение священника: «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона (то есть Церковь) и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на алтарь Твой тельцы» (Пс. 50: 20–21).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.