Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренняя политика в посл четверти XIV-первой пол XV




Внешняя политика в посл четверти XIV-первой пол XV

Укрепив свою власть, Витовт попытался реализовать планы Ольгерда на востоке. Вместе с ордынским ханом - изгнанником Тахтамышем, он планировал вокняжиться на московском княжении, на Новгороде Великом, Пскове. Тахтамышу же был обещан возврат всех его владений в Орде. Однако эти планы были похоронены на р. Ворскле 12 августа 1399 г, где коалиция Витовт - Тахтамыш потерпела жестокое поражение от войск Золотой Орды. Витовт вынужден был в 1401 г. подписать Виленско - Радомскую унию, которая подтвердила предыдущие соглашения с Польшей. Оба государства должны были совместно действовать против врагов.

В 1409 г. началась большая война ВКЛ и Польши против крестоносцев, центральной битвой которой стала Грюнвальдская, состаявшаяся 15 июля 1410 г. Эта битва изменила европейскую историю средневековья. В ней объединенным польско-литовским войском, в котором находились воины со всех белорусских земель, был разбит Тевтонский орден, и на пять столетий прекратилось наступление немцев на славянские земли.

Грюнвальдская битва укрепила государственное сближение Польши и ВКЛ. В 1413 г. была подписана Городельская уния, которая закрепила политическую самостоятельность ВКЛ, но под властью польского короля.

 

в конце XIV в. начался новый этап в истории ВКЛ. Ситуация изменилась после смерти Ольгерда и начала княжения его сына Ягайло (1377 - 1392 гг.). Пожар династической борьбы между Ягайло, его братом Витовтом и дядей Кейстутом, активизация захватнической политики Ордена, обострение отношений с московским княжеством, дипломатия Рима против православия подтолкнули Ягайло к оформлению союзных отношений с Польшей. В1385 г. была подписана Кревская уния. Согласно унии Ягайло перешел в католичество, принял имя Владислава, женился на королеве Ядвиге и был объявлен польским королем и Великим князем Литовским.

В 1387 г. Ягайло издал привилей, по которому православная знать ставилась в неравное положение с феодалами католического вероисповедания, что вызвало политическое противостояние внутри княжества между силами пропольско -католической и прорусско-православным направлениями. Политический кризис использовал Витовт. Он добился того, что в 1392 г. было подписано Островское соглашение, согласно которому Витовт стал великим князем Литовским, а ВКЛ гарантировалась самостоятельность в союзе с Польшей.

В последние два десятилетия княжения Витовта его авторитет возрос. Он контролировал события в Москве, ему присягали на верность князья тверские, рязанские, орловские и др. Одновременно Витовт придерживался прозападной, католической ориентации. Он поставил себе целью влиться в семью польских королей и отвоевать от Польши для своей державы роль западноевропейского форпоста в Восточной Европе. Однако интриги польской стороны не позволили этим планам осуществиться. В 1430 г. Витовт умирает, так и не короновавшись.

 

9. Сацыяльна-эканамічнае і палітычнае развіццё Беларусі ў XIV-першай палове ХVII ст.

 

Рэфар По своему соц-эконом статусу города подразделялись на гос-ные (великокняжеские) и частновладельческие, принадлежавшие отдельным феодалам. Иногда феодалы скупали участки в самоуправляющихся городах и распространяли свою юрисдикцию на всех, кто жил на этой территории. Население этих так называемых «юридик» было неподвластно магистрату. Горожане стремились избавиться от зависимости феодалов и получить свободу и право на самоуправление. С конца 14 в. князья начали дарить городам право на самоуправление, так называемое магдебургское право. Первым получил это право Брест (1390 г.). Во второй половине 16 в. магдебургское право получили почти все крупнейшие города Беларуси. Главным органом административного руководства городом был магистрат. Он состоял из рады (выборного органа) и лавы (суда). Во главе рады стоял войт, назначаемый великим князем. Местом работы рады были ратуши. Основную массу населения городов составляли ремесленники, купцы, кот называли горожанами. Большинство населения городов занималось ремеслом. С целью защиты ремесленного производства от произвола феодалов, конкуренции и организации сбыта продукции городские ремесленники объединялись в цехи. Горожане настаивали и в конце концов добивались от верховной власти получения их населенными пунктами магдебургского права. Согласно ему, мещане выходили из-под юрисдикции земледельцев, освобождались от ряда феодальных повинностей, выбирали городские органы власти – магистрат, суд. Первыми из бел. городов получили право на самоуправление Берестье (1390), Слуцк (1441), Городня (1496), Полоцк (1498), Менск (1499). Рост обмена продуктами между городами и деревней, увеличение товарно-денежных отношений привели в 16 веке до количественного роста городов и городского населения ВКЛ – урбанизации. В большинстве городов проживала от 1,5 до 3 тыс. жителей. Значительными центрами с населением больше чем 10 тыс. жителей были Брест, Могилев, Пинск и Витебск. Практически все города в 16 – 1 пол. 17 века получили Магдебургское право (право на самоуправление). Магдебургским правом также пользовались некоторые местечки – населенные пункты переходного от деревни до города типа. Их количество постоянно увеличивалось. В 16 в. в белорусских городах, где от 25 до 50% населения занималась ремеслом, возникли цехи – организации мастеров по различным специальностям. Ремесленник, который не входил в такую организацию, не мог продавать продукцию не местном рынке. В малых городах и местечках обычно с весны до начала осени в дни религиозных праздников проходили ярмарки. Большие города являлись торговыми центрами.мацыя і Контррэфармацыя на беларускіх землях. Берасцейская ўнія і утварэнне уніяцкай царквы.

 

 

10. Рэфармацыя і Контррэфармацыя на беларускіх землях. Берасцейская ўнія і утварэнне уніяцкай царквы.

К концу 7 в. в Европе сложились две большие религиозные зоны: восточная, православно-византийская и западная, римско-католическая. Граница между ними проходила по Западному Бугу. Беларусь стала местом встречи и взаимодействия этих религий, что определило уникальное историческое положение ее в Европе, обусловило индивидуальность ее культуры и конфессиональную особенность, наложило особый отпечаток на менталитет белорусского народа.

До 14 в. в Беларуси нераздельно господствовала православная церковь. Кревская уния эту монополию нарушила. Католическая вера стала вероисповеданием руководящих кругов государства. Ягайло обязал окатоличить все население Литвы. Через полтора года после Кревской унии было создано Виленское католическое епископство, которому Великие Литовские князья пожертвовали огромные земельные владения. Важную роль в распространении католической веры играли монашеские ордена францисканцев, августинов, бернардинцев и др. К середине 14 в. католическая церковь укрепилась в Литве и пограничных с ней районах северо-западных белорусских земель. Несмотря на то, что позиции православия все более потеснялись, оно по-прежнему задавало тон в духовной жизни общества.

В 14 в. христианство постиг кризис: в католицизме он проявился Реформацией (протестантизм - Лютер, Кальвин), а в православии - ересями. С 50-х гг. 16 в. идеи протестантизма стали распространяться в Великом княжестве Литовском. Основным направлением реформации в Беларуси стал кальвинизм. Его социальной основой была феодальная знать, часть средней и мелкой шляхты. Среди простого народа идеи западноевропейской Реформации не получили сколько-нибудь широкого распространения.

Первую реформаторскую общину создал в Бресте магнат Николай Радзивилл Черный. Затем такие общины были созданы в Несвеже, Клецке, Заславле, Минске, Витебске, Полоцке и других городах и местечках. В 16 - первой половине 17 вв. на территории Беларуси было создано восемьдесят пять кальвинистских и семь арианских общин.

В 60-е гг. из кальвинизма выделилось радикальное течение - антитринитаризм, которое требовало социальных преобразований, осуждало крепостничество. Наиболее известными деятелями антитринитаризма были Сымон Будный, Якуб Калиновка, Павел из Визны, Петр Ганенза.

Реформация содействовала повышению духовно-культурной жизни. В это время распространились гуманистические идеи, увеличилось число грамотных. Особую роль в этом играли школы и книгопечатание. Были основаны типографии в Бресте, Несвиже, Любче, Лоске, Тяпино. Публиковались религиозно-публицистические произведения и педагогическая литература. В Беларуси находили приют беглецы, которые пострадали за новую веру в других странах. С учением о единстве божества выступил Феодосий Косой со своими единомышленниками, убежавший в Беларусь из Москвы. Они выступали против иконопечатания, необходимости церкви, призывали к неподчинению светским и церковным властям.

Увидев, что движение выходит из-под контроля, феодалы в 70-х гг. стали отходить от Реформации. В 17 в. она сходит с исторической арены в Великом княжестве Литовском. Программу выхода из реформационного кризиса Ватикан разрабатывает на Тридентском соборе. Ставку в спасении католической церкви он сделал на Орден иезуитов, созданный в 1534 г. Иезуиты входили в сферы жизни европейских стран, охваченных Реформацией, и влияли на мир в угодном для римской курии направлении.

Впервые в Великом княжестве (в Вильно) они появились в 1569 г. по приглашению католического епископа Протасевича. Хорошо организованные, грамотные, отличные ораторы, они сразу же завоевали авторитет у определенной части зажиточных слоев населения. В Вильно ими была создана бесплатная школа, так называемый коллегиум. Через какое-то время коллегиумы возникли в Полоцке, Несвиже, Мстиславле, Витебске, Минске, Орше, Могилеве.

Католицизм в иезуитах нашел как бы второе дыхание и стал вытеснять лютеранство, кальвинизм, унитаризм и другие религиозные течения. Через пять лет после приезда иезуитов в Вильно в католичество перешло шесть тысяч человек. В конце 16 в. высшие слои общества уже в массовом порядке меняли протестантскую веру на католицизм. К концу 17 в. Контрреформация в княжестве победила.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.