Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность и педагогические взгляды Я.А.Коменского




Крупнейшей фигурой в педагогике Нового времени стал чешский педагог и философ Ян Амос Коменский (1592–1670), разрабатывавший многие педагогические проблемы. Именно он считается создателем науки дидактики.

Я.А. Коменский родился в Чехии в семье священника общины чешских братьев, начальное образование получил в братской школе, затем учился в латинской школе, закончил академию и университет. Всю жизнь он занимался просветительской деятельностью.

Автор «Великой дидактики»

В основу процесса обучения должны быть положены четкие принципы:

Принцип природосообразности.

Наглядное обучение - «золото правило» дидактики: «Все должно восприниматься зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязания.

Содержание учебного материала должно располагаться в правильной последовательности, от простого к сложному, «так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало путь к завтрашнему.

Принцип посильности и доступности означал, что обучение должно вызывать у детей радость овладения учебным материалом. А для этого учебный материал должен соответствовать способностям возраста.

Прочность знаний основывается на самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения.

Сознательность – педагог должен вызывать желание учиться. Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям,

Прочность - залогом должно быть повторение

Систематичность .

2. Автор учебников: «Астрономия», «Физика», написал первый в истории учебник для семейного воспитания — «Материнская школа».

3. Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии: обучение всех всему, которые вызвали большой интерес европейских учёных.

4. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.).

5. Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную.

 

.

 
11. Педагогическая концепция Дж.Локка «Воспитание джельтельмена»   В Англии после Реформации XVI в. было закрыто значительную часть католических монастырей, а с ними и многие приходских школ. Зато открывались новые англиканские приходские школы, которые почти ничем не отличались от старых католических за исключением того, что преподавание в них велось на родном языке. Возникло много сектантских школ, где главной целью ставилось изучения текстов библии, псалмов и молитв. В некоторых городах и селах создавались частные домашние школы, в которых часто малограмотные наставники за определенную плату воспитывали преданных им детей в страхе божьем. Дети из аристократических семей учились в гимназиях - привилегированных средних школах, где основное внимание обращалось на изучение латинского, реже - греческого языков, иногда штудировали английскую литературу. В наиболее обеспеченных таких школах кроме классических языков много внимания уделяли фехтованию, верховой езде, различным видам физических упражнений. Англия одной из первых в Европе перешла на рельсы нового общественного строя в результате революции 1648 г. и переворота 1688 г., когда Англия стала конституционной монархией. Победа революции среди остальных вопросов поставила на повестку дня проблему принципиально нового решения коренных вопросам педагогики, касающиеся, прежде всего, роли, целей, задач и путей воспитания, содержания образования и методов обучения. Наиболее прогрессивную и новую по своей сути концепцию решения этих вопросов предложил Дж. Локк. Педагогическая концепция Джона Локка. Дж. Локк (1632-1704 г.) - английский философ, педагог, один из основоположников эмпирической психологии. Родился он в семье адвоката, получил высшее образование в Оксфордском университете, по окончании которого был оставлен преподавателем греческого языка и литературы. Некоторое время находился в эмиграции в Голландии. После переворота 1688 г. Локк возвращается в Англию и остается известным человеком в аристократических кругах тогдашнего общества. Дж.Локк первым в истории разработал новую, основанную на светских началах, систему воспитания подрастающего поколения. Свои педагогические взгляды изложил в произведениях “Мысли о воспитании“ (1693 г.) и “О воспитании ума“ (опубликована. 1706 г.). Основой для педагогики Локка послужила его философско-психологическая концепция, отраженная в главном философском труде “Опыт о человеческом разуме“ (1689 г.). Локк разработал философско-психологическую теорию “чистой доски“, которая заключается в отрицании существования в сознании человека “врожденных“ идей и представлений. Психика человека от рождения подобная чистой доски или чистого листа, где еще нет никаких надписей. Теория “чистой доски“ привела Локка до признания решающей роли воспитания в развитии ребенка. Он указывает, что на 9/10-х люди становятся добрыми или злыми, полезными или не полезными благодаря воспитанию. Цель и задачи воспитания за Локком является подготовка джентльмена. Джентльмен - это дворянин по происхождению, деловой человек, который умеет разумно и выгодно вести свои дела, имеет хорошую физическую подготовку и отличается “изяществом“ манер поведения в обществе. Исходя из практики бывшего дворянского воспитания Локк отстаивает домашнее, индивидуальное воспитание детей и категорически выступает против школьного образования, поскольку последняя является отражением общества, которое по своей сути аморальное. Реализацию своей воспитательной программы Локк предлагает начинать с физического воспитания, которое должно способствовать укреплению здоровья ребенка, его закалке: “здоровый дух в здоровом теле“. В произведении “Мысли о воспитании“ раскрыто целую систему физического воспитания джентльмена, которая предусматривает ряд интересных и эффективных, а иногда и противоречивых приемов. Локк рекомендует приучать детей к холода и жары, носить простой и свободную одежду, мыть ноги холодной водой и т.д. Такие позиции Локка относительно физического воспитания не случайные. Ведь, тогдашняя Англия вела активную колониальную политику, и людям, которые завоевывали новые территории, часто приходилось жить в необжитых местах, в тяжелых и непривычных климатических условиях. Главное место в педагогической концепции Локка принадлежит нравственному воспитанию. Мораль выводит не из религиозного учения, а из интересов отдельной личности, руководствуясь принципом выгоды “все, что приносит личную пользу, является моральным“. Для джентльмена, по его мнению, самое важное выработать характер и волю. Нравственно воспитанный человек - это тот, которому поступки диктует разум, и которая умеет действовать вопреки своим чувствам и желаниям. Важнейшими средствами воспитания, за Локком, является не формальное заучивание правил нравственности, а привитие полезных привычек через положительный опыт поведения, а также личный пример воспитателя. Важное значение как средства воспитания Локк предоставлял ограничениям, которые способствуют выработке дисциплины духа ребенка. Применять это средство надо начинать с малых лет, и прежде всего - путем борьбы с детскими капризами. Локк выступает за строгое отношение родителей к детям, которое постепенно должно перерасти в дружбу. Первую власть над детьми, по его мнению, нужно, чтобы давали страх и почтительность, а любовь и дружба имеют ее закрепить. Однако, он выступает против авторитаризма и телесных наказаний в воспитании, потому что “рабский дисциплина создает и рабский характер“. Но последние допускает как крайняя мера. В процессе воспитания полезно применять выговор, награду, похвалу. У детей надо воспитывать гуманное отношение к людям и животным. Главным в этом, как указывает Локк, есть религиозное воспитание. У детей нужно вызвать любовь и уважение к богу как высшего существа. Но он отрицал выполнения религиозных обрядов. Умственное воспитание по отношению к морального и физического Локк ставит на последнее место. Он считает, что джентльмен может обойтись без большинства тех знаний, которые даются в школе. Цель обучения заключается не в том, чтобы сделать юношу ученым, а в том, чтобы подготовить из него делового человека, сделать его способным ум воспринимать любое знание, если он сам того захочет. За Локком обучение должно иметь практическую направленность, каждый предмет, что изучается, должна приносить определенную пользу. Локком была предложена программа реальной образования, которая предусматривала необходимую подготовку к “деловых занятий в реальном мире“, к коммерческой деятельности. Он советовал изучать живую речь, вместо мертвых: английский и французский Cvs 40-050 обратный клапан ру40 межфланцевый ф50., песочная церемония на свадьбе. В число “полезных“ для изучения предметов вошли география, рисование, математика, астрономия, философия, история, право. Сюда же Локк включал стенографию и бухгалтерию, как такие, что дают необходимые знания для промышленности и торговли. Отдавая дань английской традиции, Локк в программу обучения включал верховую езду, танцы и фехтования. Содержание образования, предложенный Локком, гораздо шире, чем было принято в то время. В сфере умственного развития ребенка Локк обогатил подход к проблеме методов обучения, поставив вопрос о мотивации учебной деятельности. Он предлагает так называемые “мягкие“ методы, ориентированные на естественные интересы и положительные эмоции детей: игровые формы обучения (с буквами), применение книг с рисунками и т.д. Эти методы призваны сделать обучение интересным и увлекательным. Детям необходимо показывать пользу того, что изучается. Локк не выделяет отдельно трудового воспитания. Но рекомендует, чтобы воспитанник занимался каким ремеслом (столярным, токарным, плотничеством), садоводством, сельским хозяйством или др. Необходимость этого он мотивировал тем, что, во-первых, знания ремесел может понадобиться деловому человеку как предпринимателю, во-вторых, труд на свежем воздухе полезна для здоровья. Труд предупреждает возможность вредного бездействия.

12. движение просвещение во Франции. Д.Дидро и К.А.Гельвеций о воспитании.

Восемнадцатый век вошел в историю стран Западной Европы как век Просвещения. Это время было отмечено бурным развитием форм и условий общественной жизни, в которой одним из центральных вопросов становится вопрос о свободе. Перенесение его в политическую плоскость приводит затем к французской буржуазной революции в 1789 - 94 г., но в сфере общественной это ведет к раскрепощению самосознания людей, которые стремятся посмотреть на себя и окружающий их мир по-новому. Именно в это время начинают подвергаться сомнению старые взгляды и представления, не основанные на достоверных доказательствах и на человеческом опыте. Отвергая схоластику и стремясь к овладению научными методами познания действительности, передовые люди эпохи ведут борьбу за свободу мысли, выступают против всякого рода суеверий и предрассудков, своим критерием оценки всего делая разум, понимаемый как абсолютная и общечеловеческая ценность. Это умонастроение охватывает в восемнадцатом веке широкие общественные круги и поскольку для его сторонников одной из главных целей становится просвещение людей, то есть распространение среди них света разума, то и все движение, а вместе с ним и век получили название Просвещения. Таким образом, говоря о Просвещении как особом явлении эпохи, мы употребляем это слово не в его общечеловеческом, но именно в историческом значении. Просвещением в странах Западной Европы называется общественноидеологическое течение, которое, изменив сознание людей того времени, тем самым повлияло и на общественную жизнь, которую сторонники движения попытались построить по законам разума. Став одним из важнейших факторов общественного и исторического развития, идеи Просвещения в силу ряда причин особенно ярко проявили себя во Франции - стране, которая во многом лидировала среди остальных стран Западной Европы и влияние которой на все последующее их развитие было огромным.
Просветительское движение возникает во Франции в самом начале восемнадцатого века. В 1714 году умирает Людовик XIV. Его царствование продолжалось несколько десятилетий и в истории Франции явилось наивысшим расцветом абсо-
лютизма - политической системы, основанной на единовластии короля. Сущность ее нашла свое отражение в знаменитой фразе Людовика XIV "Государство это я". Но уже к концу его царствования страна переживает кризис, который постепенно охватывает все сферы общественной жизни. Это начинает особенно ощущаться с 1715 года, когда в условиях регентства (правления при малолетнем наследнике) возникает резкая оппозиция абсолютизму сначала в кругах французской образованной аристократии - в так называемых кружках вольнодумцев, а затем и в более широких кругах французской общественности. Эти явления, постепенно нарастая, в конце концов приводят к революции. Она происходит в 1789-94 годах, войдя в историю как Вели-
кая французская буржуазная революция.
Таким образом, XVIII век проходит во Франции как бы под знаком подготовки этого величайшего в ее истории события, означавшего полнейший крах всей феодальной и абсолютистской системы. В условиях постепенно назревающей революционной ситуации в стране развертывается просветительское движение, которое ставит перед собой следующие задачи: Во-первых, французское Просвещение развертывает резкую критику всех феодальных институтов, начиная с абсолютной монархии и кончая церковью как идеологическим оплотом феодализма, стремясь доказать их неразумность и, следовательно, необходимость изменений форм и законов общественной жизни.
Педагогические взгляды Клода Адриана Гельвеция (1715—1771). В 1758 году вышла в свет знаменитая книга Гельвеция «Об уме». Власти осудили и запретили эту книгу, как направленную против религии и существующего строя. Книга была публично сожжена. Гельвеции уехал за границу и в это время написал новый труд — «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» (издана в 1773 году).
Гельвеций отрицал врожденные идеи и, будучи сенсуалистом, полагал, что все представления и понятия у человека образуются на основе чувственных восприятий. Большое значение он придавал формированию человека под влиянием среды, общественно-политического строя, господствующего в стране. По словам Гельвеция, «новые и главные воспитатели юноши — форма правления государства, в котором он живет, и нравы, порождаемые у народа этой формой правления».
Он указывал, что феодальный строй калечит людей. Церковь портит человеческие характеры, религиозная мораль лицемерна и бесчеловечна. «Горе нациям,— восклицает Гельвеции,— которые доверяют попам воспитание своих граждан». Он считал, что наступило время, когда проповедь морали должна взять на себя светская власть. Поскольку существующая мораль построена на заблуждениях и предрассудках, на религии, должна быть создана новая мораль, вытекающая из правильно понятого личного интереса, т. е. такого, который сочетается с общественным интересом. Однако общественный интерес Гельвеции понимал с буржуазной позиции. Основу общества он видел в частной собственности.
Гельвеции считал необходимым сформулировать единую цель воспитания для всех граждан. Эта цель заключается в стремлении к благу всего общества, к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего количества граждан. Надо воспитывать патриотов, которые в состоянии объединить идею личного блага и «благо нации». Хотя «благо нации» Гельвеции трактовал ограниченно, как буржуазный мыслитель, такое понимание целей воспитания имело исторически прогрессивный характер.
Гельвеции утверждал, что все люди в равной мере способны к образованию, так как они рождаются с одинаковыми духовными способностями. Это утверждение «о природном равенстве людей» проникнуто демократизмом; оно наносило удар по теориям современных ему дворянских идеологов, проповедовавших неравенство людей от природы, которое якобы обусловлено их социальным происхождением. Однако отрицание Гельвецием каких бы то ни было природных различий между людьми является неверным.
Гельвеции считал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания. При этом понятие «воспитание» он трактовал очень широко. Карл Маркс указывал, что под воспитанием Гельвеций «понимает не только воспитание в обычном смысле этого слова, но и совокупность всех условий жизни индивидуума...». Гельвеций заявлял, что «воспитание нас делает тем, чем мы есть», и даже более: «Воспитание может все». Как роль воспитания, так и среды он переоценивал, полагая, что человек является воспитанником всех окружающих его предметов, тех положений, в которые его ставит случай, и даже всех происходящих с ним случайностей. Такая трактовка ведет к переоценке стихийных факторов и недооценке организованного воспитания в формировании человека.
Гельвеций полагал, что схоластическая школа, где одурманивают детей религией, не может воспитать не только настоящих людей, но и вообще здравомыслящего человека. Требуется поэтому коренным образом перестроить школу, сделать ее светской и государственной и уничтожить монополию привилегированной касты дворян на образование. Необходимо широкое просвещение народа, надо перевоспитывать людей. Гельвеций надеялся, что в результате просвещения и воспитания будет создан человек, свободный от предрассудков, от суеверий, настоящий атеист патриот, человек, умеющий сочетать личное счастье с «благом наций».

Педагогические взгляды Дени Дидро (1713—1784). Виднейшим представителем французского материализма XVIII века был Дени Дидро. Его произведения были враждебно встречены властями. Как только вышла в свет его работа «Письма о слепых в назидание зрячим», Дидро был арестован. После освобождения из заключения он отдал все силы подготовке к изданию «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». Энциклопедия, вокруг которой он собрал весь цвет тогдашней буржуазной интеллигенции, сыграла огромную роль в идеологической подготовке буржуазной французской революции.
Из всех французских философов-материалистов Дидро был наиболее последовательным: он страстно защищал мысль о неуничтожаемости материи, вечности жизни, великой роли науки.
Дидро придавал большое значение ощущениям, однако он не сводил к ним познание, а справедливо указывал, что большое значение имеет переработка ощущений разумом. Органы чувств — это только свидетели, суждение же есть результат деятельности разума на основе полученных от них данных.
Дидро высоко оценивал роль воспитания, однако в своих возражениях Гельвецию он не считал воспитание всемогущим. Он написал в форме диалога известное «Систематическое опровержение книги Гельвеция «Человек» (1773—1774).
Приведем одно характерное место:
«Гельвеций. Я рассматривал ум, гений и добродетель как продукт воспитания.
Дидро. Только воспитания?
Гельвеций. Эта мысль представляется мне все еще истинной.
Дидро. Она ложна, и в силу этого ее никогда не удастся доказать вполне убедительным образом.
Гельвеций. Со мной согласились в том, что воспитание имеет на гений и характер людей и народов большее влияние, чем это думали.
Дидро. И это все, в чем можно было согласиться с вами».
Дидро решительно опровергает положение Гельвеция, что воспитание может сделать все. Он считает, что воспитанием можно достигнуть многого, однако воспитание развивает то, что дала ребенку природа. Путем воспитания возможно развить хорошие природные задатки и заглушить дурные, но лишь в том случае, если воспитание будет учитывать физическую организацию человека, его природные особенности.
Положение Дидро о значении, которое имеют природные различия людей в их развитии, о необходимости считаться в воспитании с особенностями физической организации и психики ребенка заслуживают положительной оценки. Однако в силу ограниченности французской материалистической философии XVIII века Дидро ошибочно рассматривает человеческую природу как нечто неизменное, абстрактное. Между тем, как впоследствии установили основоположники марксизма, природа человека изменяется в ходе исторического развития, люди в процессе революционной практики изменяют свою собственную природу.
Дидро считал, что хорошие природные задатки имеются отнюдь не только у избранных; он, напротив, доказывал, что народ значительно чаще является носителем талантов, чем представители знати.
«Число хижин и прочих частных жилищ, — писал Дидро, — относится к числу дворцов, как десять тысяч к единице, и соответственно с этим мы имеем десять тысяч шансов против одного за то, что гений, талант и добродетель скорее выйдут из стен хижины, нежели из стен дворца».
При этом Дидро справедливо заявлял, что сплошь и рядом кроющиеся в народных массах таланты гибнут, так как дурной общественный строй лишает детей народа правильного воспитания и образования. Он был сторонником просвещения широких народных масс, признавал его огромную освободительную роль. По словам Дидро, «просвещение дает человеку достоинство, и раб немедленно почувствует, что он не рожден для рабства».
Так же как и Гельвеций, Дидро решительно критиковал французскую феодальную систему воспитания, подчеркивая, что начальные школы, находящиеся в руках духовенства, пренебрегают воспитанием детей из народа, а привилегированные средние школы классического типа воспитывают только отвращение к наукам и дают ничтожные результаты. Вся система обучения и воспитания негодна, «необходимо изменить до самого основания метод народного образования».
Необходимо, чтобы в школах обучались все дети, вне зависимости от их социальной принадлежности. Школы должны быть изъяты из ведения духовенства и сделаны государственными. Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным, в школах следует установить общественное питание. Дети бедняков лучше знают цену просвещения, чем богатые. Дидро требовал решительной перестройки средней школы. Он выступал против засилья в средних школах классического образования, считал необходимым обеспечить в них преподавание на научных основах математики, физики, химии, естествознания, астрономии, настаивал на осуществлении реального образования.
В 1773 году Дидро по приглашению Екатерины II совершил поездку в Петербург и прожил там около года. Как известно, Екатерина в то время разыгрывала роль «просвещенного деятеля» и покровителя гонимых философов.
Дидро составил в 1775 году план организации в России народного образования на новых основах под названием «План университета для России» (подразумевая под университетом всю систему народного образования). Екатерина и не собиралась, конечно, проводить в жизнь план Дидро, он был чересчур радикален.

13. Теория свободное воспитания Ж.Ж. Руссо. «Эмиль или о воспитании»

Идеи Свободы, Равенства, Братства – провозглашенные Великой французской революцией, составляли основу педагогических идей французских просветителей.

В 1762 году вышел в свет роман-трактат Руссо "Эмиль, или О воспитании". Он создал автору мировую известность.

В нем Руссо показал путь воспитания свободного и счастливого человека.

Естественный человек - идеал Руссо - гармоничен и целен, в нем высоко развиты качества человека-гражданина, патриота. Он абсолютно свободен от эгоизма. В качестве примера подобного человека Руссо приводит спартанца Педарета, который пожелал стать членом совета трехсот, и когда ему отказали в этом, он обрадовался, что в Спарте оказалось триста человек, лучших, чем он.

Каждому возрастному периоду должны соответствовать особые формы воспитания и обучения. В своем романе Руссо дает периодизацию, деля жизнь ребенка на четыре этапа:

1 - от рождения до двух лет. Это период физического воспитания. Воспитатели ребенка мать и отец.

2 период - детский возраст от 2 до 12 лет;

3 период - отроческий возраст от 12 до 15 лет;

4 период - юношеский возраст от 15 до 18 лет.

Есть две зависимости, пишет философ: зависимость вещей, лежащая в самой природе, и зависимость, порождаемая обществом. Поэтому Руссо помещаем своего героя Эмиля - сироту, в естественные природные условия вместе со своим наставником-воспитателем в изоляции (свободе) от общества, что ликвидирует зависимость от него и потому обеспечивает «естественное» и «свободное воспитание» ребенка.

Первая книга «Эмиля» охватывает период с момента рождения ребенка.

В этом возрасте упор делается на физическое развитие детей, а главные воспитатели мать и отец.

Вторая книга «Эмиля» Охватывает период детства до 12 лет (С момента освоения ребенком речи). Этот период Руссо называет сном разума, когда ведущую роль в становлении ребенка играют чувства. Ребенок овладевает миром вещей и явлений прежде всего посредством чувственного восприятия.

В этот период ребенку нельзя ничего запрещать, нельзя наказывать, нельзя сердиться.

В этом возрасте велика воспитывающая роль примера, поэтому необходимо на него опираться в воспитании ребенка.

В третьей книге Жан-Жак Руссо описывает «третье состояние детства», годы «формирования интеллекта» своего ребенка - от 12 до 15 лет. Главной целью воспитания Эмиля становится развитие критического, самостоятельного мышления.

При выборе предметов необходимо основываться на интересах ребенка. Естественно, что интерес его направляется на то, что он видит, что изучает: география, природоведение, астрономия.

Свободный человек, по Руссо, должен владеть разными видами ремесленного труда, несколькими профессиями, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свободу, поэтому Эмиль обучается руду полезных профессий. Руссо считает, что «голова Эмиля - голова философа, а руки Эмиля - руки ремесленника».

Сначала Эмиль знакомится со столярным ремеслом, живет жизнью простого рабочего,

Четвертая книга посвящена воспитанию Эмиля после достижения им 15 лет. Именно с этого возраста, считает Руссо, следует начать основное в воспитании - учить любить людей.

В этом возрасте должно быть полностью исключено общение с противоположным полом.

Свою пятую книгу «Эмиля или о Воспитании» автор посвящает воспитанию девушек, в частности невесты Эмиля - Софи.

Основными принципами педагогической концепции Ж._Ж. Руссо выступают гуманизм, естественность, последовательность, полезность, доступность.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 2323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.