КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гражданско-правовая ответственность органов по сертификации (их должностных лиц). 5 страница
сбор и обработка информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов;
информирование приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам соблюдения требований технических регламентов.
В организационную структуру системы контрольно-надзорных органов Ростехрегулирования входят семь межрегиональных территориальных управлений (МТУ) и 86 ФГУ ЦСМ, расположенных во всех субъектах Российской Федерации. В целях повышения эффективности и совершенствования организации и проведения контрольно-надзорных мероприятий, направленных на защиту потребительского рынка от опасной продукции и обеспечение единства измерений, Ростехрегулирование ежегодно утверждает Комплексный план контрольно-надзорной деятельности.
На основе результатов государственного надзора Ростехрегулирование проводит мониторинг состояния дел, связанных с безопасностью продукции и обеспечением единства измерений. Готовит и представляет обобщенные материалы в установленной сфере деятельности в Минпромэнерго России, федеральным органам исполнительной власти, представителям Президента РФ в федеральных округах и администрации субъектов Российской Федерации.
2. Определяя в пункте первом настоящей статьи систему контрольно-надзорных органов, в комментируемой части, Закон предусматривает, что государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется должностными лицами этих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В настоящее время общий порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора), установлен ФЗ "О защите прав юридических лиц". Данным законом регламентируются обязанности органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю, права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), а также меры по защите их прав и законных интересов. При этом следует заметить, что положения данного закона не применяются к отношениям, связанным с проведением валютного, бюджетного, налогового и других видов контроля, перечисленных в п.3 ст.1 закона.
В соответствии со ст.7 названного закона все мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора), при этом только теми должностными лицами, которые указаны в таком распоряжении (приказе). Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц. Органы государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции в целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований проводят плановые мероприятия по контролю. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года. В отношении субъекта малого предпринимательства - не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.
Помимо плановых проверок могут проводиться и внеплановые, предметом которых является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений. Внеплановой проверке подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований. Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях:
получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
Так, например, в Ростехрегулировании контрольно-надзорные мероприятия обеспечиваются путем проведения плановых и внеплановых выборочных проверок, основанием для которых служит анализ состояния дел с безопасностью продукции на потребительском рынке. Государственный надзор осуществляется с применением инструментальных методов контроля, т.е. проведением испытаний отобранных образцов продукции в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах). При этом в случае отрицательных результатов испытаний все затраты, связанные с проведением указанной процедуры несет проверяемый субъект хозяйственной деятельности, в случае положительных результатов - территориальный орган Ростехрегулирования.
Кроме вышеназванного законодательного акта действует ряд подзаконных актов, положениями которых регламентируются вопросы осуществления государственного контроля (надзора), в том числе:
Постановление Правительства РФ от 04.08.2005 N 491 "О мерах по обеспечению государственного контроля за качеством и безопасностью зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна";
Постановление Правительства РФ от 16.05.2003 N 287, которым утверждено Положение об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации;
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 987 "О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов";
постановление Госстандарта РФ от 01.09.2003 N 99 "Об утверждении порядка проведения Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора".
Положения названных нормативных правовых актов согласно п.2 ст.4 Закона применяются в части, не противоречащей ему. При этом следует отметить, что Закон предусматривает осуществление государственного надзора (контроля) только в части соблюдения субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований технических регламентов. И он будет таковым по мере вступления в силу соответствующих технических регламентов. Пока же, на переходный период, государственный контроль (надзор) включает в себя:
а) государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований нормативных документов Госстандарта России (государственных и межгосударственных стандартов, принятых до 01.07.2003) к продукции в части обязательных требований, обеспечивающих до вступления в силу соответствующих технических регламентов достижение следующих целей:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
б ) государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований к продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (сертификации, декларированию) (см. комментарий к ст.33 ).
Согласно разъяснениям Госстандарта РФ, изложенным в информационном письме от 08.08.2003 N ГЭ-110-28/2864, может проводиться проверка соблюдения изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) действующих нормативных правовых документов, устанавливающих правила (процедуры, порядок) проведения обязательного подтверждения соответствия продукции, а также нормативных правовых документов систем сертификации однородных групп продукции Системы сертификации ГОСТ Р. Обязательность требований указанных документов установлена письмом Госстандарта России от 27.06.2003 г. N ГЭ-1100-28/2308 "О применении нормативных документов в области обязательного подтверждения соответствия".
Комментарий к статье 33. Объекты государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов
1-2. В соответствии с Законом РФ "О стандартизации" государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов осуществлялся на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации. Объектом контроля и надзора являлись также работы и услуги. Таким образом, было определено три самостоятельных объекта государственного контроля и надзора: продукция (на всех указанных стадиях ее жизненного цикла), работы, услуги.
В настоящее время Закон предусматривает, что объектами государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов могут быть только продукция или связанные с ней процессы. И это вполне логично, поскольку именно для них разрабатываются и принимаются обязательные требования. Работы и услуги, соответственно, государственному контролю и надзору не подлежат. Этопервый важный момент.
Вторым моментом, на который следует обратить внимание, является осуществление государственного контроля (надзора) в отношении продукции исключительно на стадии ее обращения. Буквальное толкование данной нормы позволяет прийти к выводу, что Закон определяет два самостоятельных объекта контроля (надзора): отдельно продукция на стадии обращения, отдельно ряд связанных с ней процессов. Такого разделения в Законе РФ "О стандартизации" также не устанавливалось. При этом Закон не дает ни определения понятия "стадия обращения продукции", ни указания на то, на какой именно стадии осуществляется контроль (надзор) за процессами.
Интересно отметить, что расшифровка данного понятия не содержится ни в нормативных правовых актах, ни в словарных, ни в энциклопедических источниках. В словаре по экономике и финансам дается определение двух взаимосвязанных понятий: "обращение" и "обращение товаров". Под "обращением" понимается "характерная для товарного производства форма обмена продуктов труда, денег и других объектов собственности посредством купли-продажи"*. "Обращение товаров" толкуется как "движение товаров от производителей к потребителям через торговую сеть, охватывающее все этапы процесса, который проходит товар после завершения его производства и вплоть до конечного потребления, включая послепродажное обслуживание"**. В Большой советской энциклопедии понятие "обращение товаров", как синонимичное понятию "товарооборот", означает стадию процесса воспроизводства, охватывающую движение товаров от сферы производства до сферы потребления***. ________________ * Словарь по экономике и финансам. ** Там же. *** См.: Большая советская энциклопедия.
Учитывая изложенное, полагаем, что в данном случае под "стадией обращения продукции" следует понимать стадию жизненного цикла продукции от ее отгрузки изготовителем до момента приятия конечным приобретателем, т.е. стадию, на которой происходит смена собственника продукции. По сути, здесь допустимо и применение понятия "оборот продукции", о котором мы уже упоминали в комментарии к ст.23 Закона.
Таким образом, еще одной из принципиально важных новелл Закона является перенос акцентов с дорыночной стадии государственного контроля (надзора) на стадию контроля (надзора) на рынке. Это означает, что органы государственного контроля (надзора) не уполномочены проверять продукцию непосредственно на предприятии изготовителя (производителя). Поверка может осуществляться исключительно в сфере обращения продукции, т.е. за пределами склада готовой продукции изготовителя, например, при транспортировке, на оптовых складах, в розничной торговле и в других случаях.
Оценка продукции после поставки на рынок является составной частью многих процедур оценки соответствия. Такая оценка зачастую называется надзором после поставки продукции на рынок, в результате которой обеспечивается соответствие продукции или уверенность в том, что она продолжает соответствовать необходимым обязательным требованиям. Надзор после поставки продукции на рынок является определяющим для процедур оценки соответствия при отсутствии однозначной гарантии в том, что продукция будет продолжать соответствовать установленным требованиям. Надзор после поставки продукции на рынок также необходим при применении процедур заявления поставщика о соответствии, чтобы убедиться в том, что заявления о соответствии остаются в силе. Фактически выходит, что основная часть ответственности за соответствие продукции обязательным требованиям возлагается на производителя, который должен самостоятельно обеспечить безопасность выпускаемой (изготавливаемой) продукции. Государство в этом случае (в лице контрольно-надзорных органов) берет на себя функции проверить соответствие данной продукции на стадии обращения.
3. В комментируемой части Закон закрепляет достаточно важное положение о том, что при осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору) должны использоваться те же правила и методы исследований (испытаний) и измерений, которые установлены Законом для определенных технических регламентов. Это позволяет обеспечить объективность результатов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Положениями п.11 ст.7 Закона предусматривается утверждение Правительством Российской Федерации до дня вступления технических регламентов в силу, соответствующего перечня национальных стандартов. В этом перечне должны содержаться правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия. В том случае, если применительно к отдельным требованиям технического регламента или объектам технического регулирования необходимые национальные стандарты будут отсутствовать, то Правительство РФ до дня вступления в силу технического регламента уполномочено утвердить соответствующие правила и методы исследований (испытаний) и измерений. В том числе правила отбора образцов, которые необходимы для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.
Комментарий к статье 34. Полномочия органов государственного контроля (надзора)
1. Закрепленные комментируемой статьей права и обязанности распространяются на все органы государственного контроля (надзора), перечисленные в ст.32 Закона: федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственные им государственные учреждения. Тем самым Закон обеспечивает единство полномочий этих органов вне зависимости от их конкретного правового статуса. Раньше подобной унификации полномочий органов государственного контроля (надзора) не предусматривалось. В ФЗ "О защите прав юридических лиц" они были разделены на полномочия федеральных органов исполнительной власти (ст.4) и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст.5)*. ________________ * Прим.: ст.5 признана утратившей силу в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В настоящей редакции статьи исключено ранее установленное право органов государственного контроля (надзора) приостанавливать или прекращать действие декларации о соответствии или сертификата соответствия. Подобная формулировка была некорректна, поскольку подразумевала дублирование полномочий органов по сертификации и органов государственного контроля (надзора). Правом приостанавливать или прекращать действие сертификатов соответствия наделен орган по сертификации, выдавший данный документ (см. комментарий к ст.26 ). Органы государственного контроля (надзора) в этом случае вправе лишь направлять в этот орган информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия.
В статью введено положение о том, что органы государственного контроля (надзора) имеют право выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, а также информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии. Это позволяет обеспечить обратную связь между мероприятиями по государственному контролю (надзору) и обязательным подтверждением соответствия продукции путем декларирования, и тем самым исключить либо ограничить возможность обращения на рынке продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов. Однако полагаем, что подобное информирование является все-таки не правом, а обязанностью органов государственного контроля (надзора).
Органы государственного контроля (надзора)вправе требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом. Установленное право является соответствующей обязанностью указанных субъектов, за неисполнение которой могут быть применены меры административной ответственности в соответствии с санкцией ч.1 ст.19.19 КоАП РФ: уклонение от представления на продукцию документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора.
Закон предусматривает право органов государственного контроля (надзора) осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Такая формулировка включает в себя одновременно и право, и обязанность данных органов соблюдать установленный порядок осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору), поскольку проведение контрольно-надзорных мероприятий в нарушение этого порядка может служить основанием для привлечения их к ответственности в соответствии с п.1 ст.35 Закона. В пункте втором настоящей статьи эта обязанность выделена отдельным абзацем, при этом добавлено, что органы государственного контроля (надзора) обязаны также соблюдать предусмотренный законодательством Российской Федерации порядок оформления результатов мероприятий по государственному контролю (надзору).
Помимо вышеперечисленного органы государственного контроля (надзора) уполномочены: выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения, а также привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.
Приведенный в данной части статьиперечень прав, не является исчерпывающим, и Закон напрямую делает оговорку об этом, регламентируя, что органы государственного контроля (надзора) вправе принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда (такие меры, в частности, отражены в ст.39 Закона). Иные полномочия указанных органов установлены также ФЗ "О защите прав юридических лиц". Следует отметить, что все перечисленные в статье и названном законе полномочия подлежат практической реализации в соответствии с определенными для органов государственного контроля (надзора) соответствующими положениями, либо уставами компетенцией.
2. Закон достаточно подробно регламентирует обязанности органов государственного контроля (надзора), что следует признать его положительной стороной, поскольку в предшествующих законодательных актах основное внимание было преимущественно сконцентрировано на отражении соответствующих прав этих органов. Перечень обязанностей органов государственного контроля (надзора), так же как и перечень прав не охватывает в полном объеме все их возможные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 35. Ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов
1. При проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) обязаны не только обеспечивать соблюдение законности подконтрольными субъектами, но и сами отвечать ее требованиям. В комментируемой статье Закон устанавливает лишь общие основания ответственности, предусматривая детальную регламентацию в соответствующих законодательных актах РФ.
Итак, основанием для привлечения к ответственности органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц являются ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей и совершение противоправных действий (бездействия) при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов.
Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению аспектов ответственности, полагаем, что вначале следует уточнить, какие именно служебные обязанности должны выполнять должностные лица органов государственного контроля (надзора). В общем виде эти обязанности закреплены в ст.11 ФЗ "О защите прав юридических лиц". Согласно положениям указанной статьи должностные лица органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю обязаны:
своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятий по контролю в порядке, установленном ст.8 данного закона;
посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проведения мероприятия по контролю, только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятия по контролю;
не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;
знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;
при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В общей сложности должностные лица органов государственного контроля (надзора) могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности, применение мер каждой из которых регулируется как общими, так и специальными нормами соответствующих отраслей законодательства.
1) Привлечение к дисциплинарной ответственности может осуществлять за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ (ст.ст.191, 192) и Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ст.ст.57, 58). В качестве мер ответственности могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям (предусмотрены обоими вышеназванными актами); предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы (предусмотрены только ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
2) К материальной ответственности должностные лица могут быть привлечены по регрессному иску органа государственного контроля (надзора), возместившему ущерб, причиненный противоправными действиями (бездействиями) своих должностных лиц в результате проведения мероприятий по контролю.
3) Уголовная ответственность должностных лиц органов государственного контроля (надзора) за преступления, совершенные ими при проведении мероприятий по контролю, предусматривается такими статьями Уголовного кодекса РФ, как: ст.285 "Злоупотребление должностными полномочиями", ст.286 "Превышение должностных полномочий", ст.290 "Получение взятки", ст.293 "Халатность".
2. Положения комментируемой части статьи практически полностью воспроизводят соответствующие нормы, закрепленные в п.2 ст.12 ФЗ "О защите прав юридических лиц".
Органам государственного контроля (надзора) вменяется в обязанность в течение месяца сообщить юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, чьи права и законные интересы были нарушены, о мерах, принятых в отношении их виновных должностных лиц.
ГЛАВА VII. ИНФОРМАЦИЯ О НАРУШЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ И ОТЗЫВ ПРОДУКЦИИ
Комментарий к статье 36. Ответственность за несоответствие продукции или связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов
Настоящая статья в общей форме устанавливает основания наступления ответственности контролируемых субъектов, однако при этом не определяет ни конкретных мер, ни видов ответственности, адресуя все связанные с этим вопросы к соответствующему законодательству Российской Федерации. Субъектами ответственности во всех случаях (т.е. безотносительно к предмету регулирования технических регламентов), предусмотренных комментируемой статьей, названы: изготовитель; исполнитель; продавец и лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя.
В качестве оснований ответственности выступают:
а) нарушение требований технических регламентов;
б) неисполнение предписаний и решений органа государственного контроля (надзора);
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |