Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели концентрации фирм на отраслевом рынке

Вимоги до оформлення статей

Матеріали статті подаються єдиним файлом обсягом не більше 5 сторінок формату А4, орієнтація – книжна, усі поля 2,5 см, міжрядковий інтервал 1, шрифт Times New Roman 12 кегель. Після статті дається список літератури (не менше 3 джерел), потім розміщується резюме статті (5-7 рядків) та ключові слова із зазначенням прізвища автора і назви статті на трьома мовами: російською, українською, англійською.

На першій сторінці тексту, у верхньому кутку зліва вказують УДК, з наступного рядка вказують ініціали та прізвище автора.

З наступного рядка назва статті друкується великими літерами по центру. Далі через рядок подається матеріал.

Наукові статті мають містити такі елементи: постановка проблеми, її зв'язок з важливими завданнями, аналіз останніх наукових публікацій, основна мета статті, виклад основного матеріалу з повним обґрунтуванням отриманих результатів, висновки з дослідження і перспективи подальших розробок.

Рішення про публікацію матеріалів та питання особистої участі прийматиметься організаційним комітетом.

 

 

 

Анализ структуры отраслевого рынка основан на оценке степени концентрации фирм на исследуемом отраслевом рынке.

Для анализа уровня концентрации использовались следующие показатели:

1) Индекс концентрации (CR) – сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:

,

где qi - рыночная доля i-той фирмы;

k – количество крупнейших фирм на рынке, которое определяется исходя из общего количества фирм и целей анализа. k может устанавливается равным 3, 4, 10, 25, 100, 1000 крупнейшим фирмам на рынке. Чаще всего используется индекс концентрации для трех фирм (CR3). Рынок считается неконцентрированным при CR3 ниже 45%, умеренно концентрированным - при CR3 в пределах 45-70% и высококонцентрированным - при CR3 больше 70%.

2) Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) – сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:

,

где n – общее количество фирм, работающих на отраслевом рынке.

Чем меньшее значение принимает индекс, тем меньше уровень концентрации на рынке и тем слабее рыночная власть фирм. Для конкурентного рынка значение HHI приближается к нулю, а для монопольного рынка – к единице.

Традиционно считается, что уровень концентрации является низким при HHI до 0,1 (1000%), средним - при HHI от 0,1 (1000%) до 0,2 (2000%), высоким – при HHI более 0,2 (2000%).

3) Индекс Холла-Тайдмана (HTI) рассчитывается по формуле:

где Ri - ранг фирмы на рынке (1 – самая крупная фирма).

Индекс HTI принимает значения от 1/n – для рынка совершенной конкуренции до 1 (монополия).

 

4) Средняя дисперсия рыночных долей (δ2) используется для измерения степени неравенства размеров фирм, действующих на отраслевом рынке.

,

где qm – средняя доля фирмы на рынке, равная 1/n. Чем больше неравномерность распределения рыночных долей, тем при прочих равных условиях более концентрированным является рынок.

Среднее квадратическое отклонение (стандартное отклонение) (δ) показывает величину разброса реальных рыночных долей фирм относительно средней доли фирмы на рынке:

.

Коэффициент вариации рыночных долей фирм (Квар) - относительный показатель, характеризующий степень отклонения рыночных долей фирм от среднего значения:

.

Установлена следующая качественная оценка различных значений коэффициента вариации: до 10% - слабая колеблемость признака (рыночных долей), 10-25% - умеренная колеблемость, свыше 25% - высокая колеблемость.

5) Показатель относительной энтропии (E) позволяет оценить степень неопределенности на рынке:

.

Чем больше величина Е, тем больше экономическая неопределенность и тем ниже уровень концентрации фирм на отраслевом рынке. Энтропия - показатель, обратный уровню концентрации: при монополии он принимает значение, равное нулю, а при совершенной конкуренции – единице.

6) Индекс Джини (GI) – статистический показатель, характеризующий степень неравномерности распределения рыночных долей фирм на рынке.

где Sкрив.фигуры – площадь криволинейной фигуры (на рисунке – площадь фигуры ОАД);

SD – площадь прямоугольного треугольника (на рисунке – площадь треугольника ОАС).

       
 
   
 

 


Количество фирм на рынке, нарастающим итогом
С
О

 

* Пояснение к рисунку: суммирование долей фирм по оси ординат ведется от наименьшей фирмы к наибольшей.

Например, если на рынке три фирмы с долями 50%,30% и 20% соответственно, то

первая точка на графике - это «Одна фирма – доля рынка 20%»;

вторая точка «Две фирмы – доля рынка 50% (20%+30%)»;

третья точка «Три фирмы – доля рынка 100% (20%+30%+50%)».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Наукова школа академіка І. А. Зязюна у його соратниках | Роль и место ТНК в международном движении капитала
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.