Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перевод образа идеи в образ зрелища




Есть несколько способов перевода образа-идеи в образ-зрелище. Выбор способа диктуется местными и общими традициями, модой, умением использовать открытия в параллельных видах творчества, технической и материальной оснащенностью, мастерством и индивидуальностью художника, допустимой свободой самовыражения, “сверхзадачей” зрелища.

В истории развития зрелищ можно выделить следующие способы реализации изобразительного замысла, бытующие на современных подмостках в разнообразных комбинациях: живописный (плоскостной), объемно-живописный и объемно-конструктивный.

При живописном (плоскостном) способе основные массы декораций, заполняющие и изображающие предметный мир, выполнены средствами живописи. Зарождение такого способа можно отнести ко времени античного театра, когда расписывались специальные щиты “пинаки”, условно обозначающие место действия. С подобным способом можно встретиться и при изучении театра XY-XYI вв. В это время в оформлении театральных постановок принимали участие такие художники и архитекторы, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Ф. Брунеллески и др. Ими впервые были созданы перспективные декорации, изображающие вид уходящей в глубину улицы, которые писались на холстах, натянутых на рамы, и состояли из задника и трех боковых планов с каждой стороны сцены. На ренессансной сцене воспроизводилось одно общее и неизменное место действия для спектаклей определенных жанров. С. Серлио выработал 3 типа декораций: храмы, дворцы, арки - для трагедий; городская площадь с частными домами, лавками, гостиницами - для комедий; лесной пейзаж - для пасторалей. В конце XYI в. были изобретены трехгранные вращающиеся призмы, обтянутые разрисованным холстом. В начале XYII в. появились кулисные машины, которые перемещали разрисованные жесткие кулисы через прорези в планшете сцены, сменяя живописные задники и выдвижные стенки декораций. В I-й четверти XIX в. получили распространение живописные панорамы, диорамы, неорамы в сочетании с новшествами сценического освещения. Живописным способом широко пользуются современные художники, оформляющие разнообразные спектакли, представления, праздники, вводя в живопись аппликацию из мягких и жестких материалов, очерчивая изобразительные контуры веревкой, проволокой и тем самым внося графическую отчетливость.

К плоскостным декорациям можно отнести: живописные, аппликативные, проекционные, теневые, контурные, силуэтные, прорезные детали, а также ажурные аппликации, витражи, гобелены. Они могут быть выполнены в различной технике, например, роспись, батик, трафарет, нашивание, набивание и др. С 10-х годов XX в. в театре применяется кино - и фотопроекция, с 50-х - синхронное проецирование изображения несколькими киноаппаратами на широкий полукруглый экран (циклорама).

Чем хорош живописный способ исполнения декорации? Тем, что не требует особых технических приспособлений, прост при изготовлении и эксплуатации. Декорации, изготовленные таким образом, не занимают много сценического пространства, и легко трансформируются. Однако плоскостные декорации могут вступать в противоречие с объемным исполнителем и трехмерным зрелищным пространством. Вот несколько советов: попытайтесь найти режиссерское решение живописного способа, проследите за тем, чтобы цветовая палитра фона не оказалась ярче палитры живого плана исполнителей. Помните: сцена должна быть правдивой, но не должна пытаться стать действительностью. И еще: “слово создает декорацию, как и все остальное”.

Объемно-живописный способ оформления предполагает сочетание объемных, полуобъемных, фактурных и живописных частей. При этом на переднем плане располагаются объемные части, переходящие постепенно в полуобъем, затем в плоскость и объединенные общим цветовым решением. Возникновение такого способа оформления следует отнести ко времени средневекового театра с симультанными декорациями. В представлениях такого рода все места действия показывались одновременно. Наибольшее внимание во всех видах мистериальной сцены уделялось декорации рая, изображающегося в виде беседки на фоне живописного задника, украшенной зеленью, цветами и плодами, и ада – в виде объемной раскрывающейся пасти дракона. В XYII в. художники семейства Биббиена ввели угловую перспективу, создающую иллюзию большей глубины сцены, создали бесконечные анфилады барочных зал, украшенных лепным орнаментом, с повторяющимися рядами колонн, лестниц, арок, статуй, с помощью которых создавалось впечатление грандиозности архитектурных сооружений. В конце ХYIII в. объемно-живописное оформление широко использовало так называемые пратикабли (объемные детали, изображающие скалы, мосты, холмы и т.п.). Развитое искусство машинистов сцены позволяло демонстрировать разнообразные эффекты (кораблекрушения, извержения вулканов, сцены грозы). В начале ХХ в. в России художники подчеркивали в своих эскизах и декорациях театральную природу сценического оформления, его отдельных компонентов. Они активно использовали украшенные орнаментом, апплицированные и расписные разнообразные занавеси, просцениум и пр.

В конце 10-х и в 20-х годах ХХ в. преобладающее значение приобретает экспрессионизм, развивавшийся первоначально в Германии и широко распространившийся в искусстве других стран. Художники создавали на сцене мир субъективных видений, используя “сдвиги” и “скосы” плоскостей, беспредметные или фрагментарные декорации, резкие контрасты света и тени.

Объемно-живописный способ хорош тем, что наиболее иллюзорен при создании обстановки места действия, при этом уменьшается противоречие между живым объемным исполнителем и изображенным пространством, актер находится в объемной среде на фоне декораций. Расширяются игровые возможности актеров, пластическое разнообразие постановочных решений, возникает возможность многоракурсного восприятия.

Вот только изготовление декораций сопряжено с технологическими трудностями, так как они более громоздки, нежели живописные, и требуют больше затрат. Один совет: проверьте в планировках и в макете, выполненных в масштабе, предложенные эскизы оформления, перед тем как начать работу по изготовлению декораций.

Объемно-конструктивный способ объединяет объемные и полуобъемные декорации, у которых перспективные сокращения и пространственные изменения образуются благодаря реальным объемам оформления и конструктивному его характеру. С декорациями подобного типа в истории развития зрелищных искусств можно встретиться в случаях “условного” оформления сцены. Такой театр освобождается от иллюзорных декораций, изображающих конкретные или отвлеченные места действия, и на фоне архитектурного ансамбля колоннады или храмового интерьера появляется то, что сегодня называется игровой сценографией. Это подвижные тележки, представляющие Диониса на корабле в празднествах Древней Греции, и сложные сооружения для “вознесения в рай” в средневековых представлениях: так для церковного действа Ф. Брунеллески изобрел сложнейшее устройство “рая”. К стропильным балкам в одной точке подвешивалась большая полусфера-чаша, набранная из деревянных дощечек, закрепленных на металлическом каркасе. Внутри нее располагались несколько площадок для исполнителей-мальчиков на разных уровнях. Во время действия створки откатывались в стороны, открывая вращающуюся сферу с находящимися в ней исполнителями.

В английском театре XYI-XYII вв. на сцене устанавливались шесты с перекладинами, на шестах укреплялись занавески, а место действия указывалось на табличке, прикрепленной к столбу. Подобного рода павильоны возводились и в дворцовых залах, когда там устраивались представления. К этому времени следует отнести изобретение сценического павильона. В большом количестве на сцене стали появляться громоздкие предметы, такие как трон, кровать, гробница. Это привело к использованию большого количества реквизита: доспехов, жезлов, голов “казненных”, животных, блюд, сосудов, лестниц, колесниц, колоколов, музыкальных инструментов, кустов, шкур и многого другого.

В японском театре Кабуки в XYIII в. использовались трехмерные декорации (садики, фасады домов и пр.), конкретно характеризующие место действия. А в 1758 году впервые была применена вращающаяся сцена, повороты которой делались вручную.

В 70-80-е годы XIX в. в Мейнингенском театре широко использовали разнообразие рельефа планшета, заполняя сценическое пространство различными архитектурными формами, в изобилии применяли пратикабли в виде различных площадок, лестниц, объемных колонн, скал и холмов.

В конце XIX и начале XX вв. швейцарский художник А. Аппиа и английский художник Г. Крэг выдвинули идею создания “философского театра”, в котором они изображали “невидимый” мир идей с помощью отвлеченной вневременной декорации (кубов, ширм, площадок, лестниц, драпировок), посредством изменения света добивались игры монументальных пространственных форм. Для этого же времени характерны обнажение коробки сцены, воспроизведение на сценической площадке “чистых” геометрических форм, плоскостей и объемов, отвлеченные сочетания частей механизмов, создание на сцене иллюзии работы настоящих машин. В театр пришли художники-конструктивисты, которые полностью отрицали принцип живописной изобразительности, превращали декорацию в “станок” для игры актеров, обнажали технику конструкций. Сценический конструктивизм получил свое воплощение в постановках В.Э. Мейерхольда: “Великодушный рогоносец” Ф. Кроммелинка (художник Л.С. Попова) и “Смерть Тарелкина” А. В.Сухово-Кобылина (художник В.С. Степанова). В 1923 году художник В. Ф. Рабинович создает для спектакля Музыкальной студии МХАТа “Лизистрата” по комедии Аристофана оформление, в котором единая архитектурная установка, ее динамика, цветовое и световое решение служили задачам образной трактовки спектакля.

Объемно-конструктивный способ оформления позволяет с помощью декораций подобного типа значительно расширить активное поле игры, как по вертикали, так и по всей глубине и ширине сценической площадки. Отпадает необходимость в специальных подъемных механизмах верхней сцены (декорации автономны), а потому они могут быть воспроизведены на любой площадке. Кроме того, каждый их элемент может быть дополнен собственными динамическими компонентами (механизмами поворота, вращения, качания, подъема, спуска, раскрытия и т.п.). Возможно использование модульных элементов, специально созданных для определенной цели или приспособленных к ней (пенопластовых плит, ящиков, строительных лесов, лестниц, лестниц-стремянок, труб, брусков, шестов, веревок и пр.).

Однако сложность в том, что изготовление декораций данного типа требует специальной профессиональной подготовки, поскольку все их элементы должны соответствовать требованиям не только эстетики, но и техники безопасности. Кроме того, они громоздки, тяжелы и неудобны при монтировке и хранении. При изготовлении цельных элементов конструкции позаботьтесь об ее устойчивости, надежности соединений с другими элементами, подумайте о допустимых габаритах (они могут быть обусловлены размерами дверей мастерской, размерами люков, через которые декорация будет доставляться на сцену, объемом транспортного средства, перевозящего элементы оформления выездных представлений, монтировочной целесообразностью).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 910; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.