Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изобразительный язык театрального художника




Теперь, когда мы знаем, как создать сценическую модель атмосферы, заключенной в конкретную и зримую оболочку, когда понятно, что мы хотим погрузить зрителя в определенную идею зрелища и его тип, когда нам ясно, как живописно или объемно воплотить эту идею, осталось найти собственное решение зрелищного пространства по законам целостности.

В первую очередь необходимо определить степень условности изобразительного (декорационного) ряда представления. Иными словами, соблюсти меру открытости для проникновения в сущность производимого творческого акта.

Здесь возможны два пути: иллюстрация всего того, что говорится и совершается, либо иносказание. Возможно частичное слияние того и другого, когда иллюстрация декоративно-изобразительными средствами приобретает значение метафоры действия и события либо поочередное использование обоих вариантов. Степенью условности и будет продиктован изобразительный язык. В это понятие входит стиль исполненных декораций: наличие подлинных вещей, их имитация или полный отказ от бытовых предметов. Часто можно встретить в практике оформления зрелищных действ так называемый “народный стиль”, но в этом случае за кажущейся незатейливостью замысла скрывается масса сложных вопросов, требующих своего непростого решения.

Степень условности диктует и способ существования декораций во время зрелища, делая их перемену логичной, органичной и существенной частью зрелища. “Безусловным” оформление может быть названо с большой натяжкой в силу искусственности самого театрализованного действа как некоего среза реальной жизни, включая и воспроизведенные в качестве элементов зрелища подлинные ритуальные моменты. При этом следует помнить, что изображение никогда не является точной копией объекта, но представляет собой его структурный эквивалент, выраженный определенным изобразительным средством. Понятие “изобразительное средство” относится не только к физическим свойствам материла, но и к стилю изображения, который присущ индивидуальному художнику или определенной культуре. В.Э. Мейерхольд однажды заметил: “Мы часто видим мир при помощи тех очков, которые носил тот или иной большой художник”.

Проективный реализм и некоторые особенности современного искусства показывают, как и почему художественная форма не совпадает с элементарным визуальным представлением. Речь идет о тенденции ограничивать изображение объектов минимумом их характерных структурных особенностей. Примером этому является детский рисунок. Конечно, подобное ограничение часто означает “обнажение сущности”, поэтому упразднение некоторых черт объекта способствует более легкому опознанию образов. Однако верно и то, что при воспроизведении только некоторых характерных черт объекта представляется большая свобода для упрощения и обогащения изобразительной композиции вне зависимости от требований самого объекта. Тем самым образуется модель, которую трудно опознать, если зритель не знаком с данным стилем изображения. Методы изображения, как было замечено выше, весьма разнообразны. Их можно охарактеризовать как геометрический, орнаментальный, формалистический, стилизованный, схематический, символический.

Причину отклонения от реалистического изображения надо искать в психологических закономерностях восприятия. Так, зритель, чтобы лучше воспринять картину, нередко отходит от нее подальше, то есть создает такую дистанцию между собой и рассматриваемой картиной, при которой случайные детали опускаются, а самое главное и существенное приобретает резко выраженные очертания.

Надо постоянно помнить о том, что каждая визуальная модель динамична. Любая линия, нарисованная на листе бумаги, любая наипростейшая форма, вылепленная из куска глины, - это камень, брошенный в пруд, это нарушение покоя и мобилизация пространства. Зрение есть восприятие действия.

Всякое изображение, по словам французского психолога Рибо, – крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме посредством новых сочетаний или соотношений.

В конкретных образах, создаваемых воображением, очень часто раскрываются те или иные отвлеченные понятия.

Я смотрю на предмет. Я вижу мир, который меня окружает. Невидимыми пальцами мы скользим по окружающему нас пространству, нащупываем предметы, касаемся их, затем осязательно разглядываем их поверхности, прослеживаем их границы, изучаем их текстуру. Небольшое число характерных особенностей обусловливает индивидуальность воспринимаемого объекта и создает интегрированную модель, на которую оказывает влияние и целый ряд второстепенных свойств.

Современное искусство напоминает нам ранние формы изображения. Оно сочетает в одно целое виды, полученные с различных точек наблюдения. В своей культурной истории человечество выработало такие внутренние духовные и психологические механизмы, которые обеспечивают перекодировку симультанного образа в линейную, графическую, пластическую протяженность без катастрофических для него потерь, а именно - преодоление без уничтожения.

Эту смену ипостасей можно уподобить ситуации, когда, развивая в разговоре какую-либо общую смысловую линию, мы свободно переходим с одного языка на другой. Возникает своеобразный эффект “арабески” - перерастание животных линий в растительные, растительных - в абстрактно-геометрические и т.д. Хотя нужно сразу оговориться, что и метафора, и иллюстрация изначально сближены друг с другом в сценических условиях. Буквализации как таковой не произойдет по самой природе искусственности зрелища. И зритель, пришедший развлечься, как правило, готов к восприятию этой искусственности.

 

Глава 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.