Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Или: Почему так различны братья и сестры




Откуда приходят способности и нарушения?

 

Пожалуй, еще никогда мы не сталкивались с таким множеством насущных вопросов, что касается самых различных способностей и нарушений людей. В религиозном контексте как прежде считается, что способности и нарушения являются непосредственной формой выражения отношения между Богом и его творением - человеком.- С конца XIX — начала XX веков люди находятся под впечатлением дарвиновской теории наследственности, согласно которой семейное сходство, характер, темперамент, способности и нарушения обусловлены генетическим материалом предков. В конце XX века благодаря результатам исследований современной генетики, биологии и психологии поведения мы вновь оказываемся перед новыми наблюдениями.

В этой связи я хотела бы упомянуть обзорную работу специалиста по психологии развития Джуди Данн (Judy Dunn) и специалиста по генетике поведения Роберта Пломина (Robert Plomin), название которой "Почему так различны братья и сестры" («Warum Geschwister so verschieden sind»).(курсив авт.) Авторы проанализировали важные результаты исследований психологии развития и генетики поведения за последние десятилетия, а также большое число разработок и опросов, чтобы прийти к ответу. При этом они сделали поразительное открытие, что сходства, например, рост, вес и предрасположенность к заболеваниям лишь изредка превышают 50%; в большинстве случаев этот показатель значительно ниже. Так, сходства братьев и сестер в расстоянии глаз, высоте и ширине носа и высоте ушей составляет 30 %. Примерно 80% братьев и сестер имеют заметно различный цвет глаз; у 90% различаются цвет и структура волос. Предрасположенность к заболеваниям, как язва желудка, высокое кровяное давление, рак груди, сахарный диабет, экзема в детстве, астма и сенной насморк составляет менее 20%. Эти данные хорошо объясняются с помощью современной теории наследственности. Поскольку, как доказано, имеется удивительно мало признаков, за которые отвечает один единственный ген. В большинстве случаев для одного признака необходимо взаимодействие различных генов. Это могут быть даже сотни генов, каждый из которых вносит свой маленький вклад в изменчивость между индивидами. Генетические эффекты, которые осуществляются с помощью суммирования деятельности различных генов, называют аддитивными эффектами. Также имеются неаддитивные эффекты, возникающие, когда влияние, оказываемое

 

генами, изменяется из-за их положения в целом или по причине лишь их присутствия так, что проявляются новые, никогда не имевшиеся признаки. Дж. Даны и Р. Пломин называют в этой связи понятие эпистасис (Epistasis), которое уже в 1907 году ввел генетик Вильям Бартесон (William Barteson) для обозначения действия генных комбинаций высшего порядка на окрас шкуры животных. Слово происходит из греческого языка и обозначает: вышестоящее, контроль, руководство, внимание. В теории наследственности оно употребляется для обозначения неаддитивных эффектов, которые в крайне сложной динамичной системе генов приводят к спонтанным, непредсказуемым, т.е. внезапно возникающим свойствам. Этими вышестоящими генетическими действиями Дж. Данн и Р. Пломин объясняют то, что даже родственники первого колена менее чем наполовину похожи как однояйцевые близнецы.

Согласно этой теории, сходства потомков основаны на аддитивном суммировании многих отдельных генетических эффектов. Различия среди потомков были бы тогда следствием эпистасиса, благодаря чему возникают неаддитивные, т.е. непредсказуемые, совершенно новые свойства. Так, согласно Дж. Данн и Р. Пломину, аддитивные и эпистатические эффекты вмешиваются “случайным образом” и вносят “неудачу” или “удачу” в спектр способностей и нарушений отдельной личности. И при этом возникает вопрос: Являются ли понятия случайность, удача или неудача адекватными для описания принципа, по которому осуществляется выбор генных комбинаций с их неисчислимыми аддитивными и эпистатическими эффектами при слиянии яйцеклетки и сперматозоида? На международном симпозиуме по генной технике в Гетеануме один из ученых сформулировал решающий вопрос следующим образом: “Who plays the piano? ” - Кто играет на фортепиано генов? Кто знаком с партитурой, которая должна зазвучать в этом человеке? И мы в контексте нашей темы должны спросить: Кто в ответе за появление наших способностей и нарушений? Кто тот исполнитель, который использует нашу генетическую клавиатуру для простой мелодии или целой симфонии? Кто задает диссонанс и консонанс, гармонию и разобщенность в нашем чувстве жизни?

Такими же сложными как и процессы наследования представляются влияния факторов окружающей среды, которые часто трудно определимы. И они могут усиливать друг друга, ослаблять или уравновешивать. Поскольку уже давно распознано и исследовано, что влияния окружающей среды, со своей стороны, могут изменять генетический материал растений, животных и человека, то и здесь открывается широкое, в мелочах


непредсказуемое и необъятное поле для сложений, взаимодействий и возможного усиления, ослабления и уравновешения факторов окружающей среды в их взаимодействии с наследственным материалом.

Но это еще не все. Важным тезисом книги Дж. Даши и Р. Пломина был до сих пор тезис: Братья и сестры тогда похожи, когда имеют место видимые аддитивные генетические влияния и соответствующее воздействие окружающей среды; там, где они не наблюдаются, т.к. проявились новые, непредсказуемые, эпистатические феномены, имеют место различия. Однако авторы теорий наследования и среды выставляют еще одно понятие: понятие индивидуального отношения. Анализ и систематическое рассмотрение многих исследований, изучение и сравнение биографий и описаний детства многих писателей, привели к поразительному выводу: Ребенок определяется в своем поведении не только наследственностью и окружением, но он сам на основе и с помощью своей определенной наследственной конституции активно и прежде всего селективно противостоит влияниям окружающей среды. Решающим для силы или также незначительности влияний окружающей среды для развития отдельной личности — особенно в социальной сфере - является то, возникают ли вообще и каким образом возникают индивидуальные отношения.

Братья и сестры были бы более похожи в поведении, если бы наследственность и окружение были бы единственными решающими факторами. Действительность, однако, показывает, что братья и сестры еще и потому так различны, что они между собой и по отношению к родителям вступают в крайне индивидуальные отношения и это придает им самим индивидуальность. Отношения к тем же самым родителям могут настолько радикально отличаться друг от друга, что посторонний, услышав об этом, может лишь прийти к выводу, что речь идет о разных людях. Та же самая мать одним ребенком воспринимается как добросердечная и защищающая, а другим - как нетерпеливая и внушающая страх.1 Каждому детскому врачу и учителю начальной школы с многолетним опытом работы очень хорошо знакомо, что мать нескольких детей чрезвычайно различно воспринимается своими детьми, даже при внешних физических сходствах, которые дети проявляют с самого начала в динамике развития, - это подтверждается огромным количеством литературных примеров, которые Дж Данн и Р. Пломин обработали для их исследования. Подумайте только об автобиографии Марка Твена, в которой он характеризует себя и брата Генри, младшего его на два года: “Я доставлял моей матери много хлопот, но, по-моему, ее это не тяготило, напротив. С моим

братом Генри, который был на два года моложе меня, у нее совсем не было хлопот, и мне кажется, что ей трудно было бы выдержать его неизменное благонравие, правдивость и послушание, если бы я не вносил в эту монотонную жизнь некоторого разнообразия... Не помню, чтобы Генри хоть раз совершил по отношению ко мне или другим дурной поступок. Но от того, что он постоянно вел себя правильно, мне доставалось. Его обязанностью было, сообщать о моих проступках, когда это было необходимо, и он серьезно относился к этой обязанности ”.2

Независимо от того, полагают ли родители, что они обращаются с детьми в сущности одинаково, или как они воспринимают различные предпочтения или отказы, дети самым подробным образом сообщают, как они воспринимают или воспринимали родительское поведение, и это восприятие часто очень отличается от восприятия братьев и сестер и самих родителей - оно полностью индивидуально.

Вывод этой книги, которую стоит прочесть: Братья и сестры несмотря на сходные генетические предпосылки и сходные влияния окружающей среды все же очень различны, потому что они, в конце концов, сами заботятся о различиях, ведь они есть те, кто определяет в какой мере люди и окружение влияют на них, благодаря свойственному им интересу, способности восприятия, их специфическому чувству справедливости и их возможности определять формы поведения, принимать или отклонять их.

И хотя Дж. Данн и Р. Пломин не рассматривают понятие индивидуальности относительно личности ребенка и не описывают его как душевно-духовную реальность, оно все же вводится как важный фактор, определяющий селективное воздействие влияний окружающей среды. Должно быть, тогда можно задать вопрос, не является ли сама личность ребенка тем, что несет ответственность за выбор (селекцию) и превращение (мутацию) наследственного материала? Чтобы стало возможным ответить на этот вопрос, необходимо понимание людьми того, что душа и дух — это не просто следствие молекулярных процессов в мозге, но и то, что они имеют автономную экзистенцию и могут быть восприняты вне плоти.3 В антропософии Рудольфа Штайнера имеется подобное гуманитарное описание, которое конструктивно дополняет естественнонаучный взгляд людей, оно положено в основу последующих высказываний. Из такого гуманитарного рассмотрения явствует, как само человеческое существо еще перед зачатием — обитая в духовном мире - интересуется определенной родительской парой и тем решающе сотрудничает при «выборе» подходящего наследственного материала.4 Таким образом, ребенок происходит не только от Бога и своих родителей, но и - как это не странно звучит - от себя самого.

8
Он - исполнитель, играющий на фортепиано генов. Он так вживается в свое окружение, как это соответствует ходу его судьбы и тому, что он поставил себе целью изучить в этой земной жизни.

Прежде чем мы дальше будем раскрывать вопрос о способностях и нарушениях, давайте сначала обратимся к вопросу о человеческой индивидуальности, о «Я» человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.