КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Зависимость показателей брендов от показателей магазинов. 3 страница
ПРИМЕР. Эйрин знает, что спрос на ее прохладительные напитки выражается простой линейной функцией цены. Она может продать 10 товарных единиц по нулевой цене. Когда цена достигает 5 долларов за единицу, спрос падает до нуля. Сколько единиц своей продукции сможет продать Эйрин, если цена будет 3 доллара (см. рис. 7.2)?
Для прохладительных напитков Эйрин величина MRP (максимальной цены покупателя) составляет 5 долларов, а показатель MWB (максимальной готовности к покупке) - 10 товарных единиц. При цене в 3 доллара Эйрин сможет продать 10х(1-3/5 долларов), или 4 единицы продукции. При линейном спросе для определения величин MWB и MRP могут быть использованы любые две точки по функции спроса «цена-количество». Если Ц и К} являются первыми точками «цена- количество», ъ. Ц2w К2 — вторыми, тогда для расчета значений MWB и MRP могут быть использованы следующие два уравнения:
------------------------------------------------------------------------------------------------- —ш ПРИМЕР. В начале этой главы мы уже рассматривали пример компании, которая продает 5 товарных единиц по цене 90 долларов за штуку и три единицы по цене 110 долларов. Какими будут значения MWB и MRP при линейном спросе? MWB = 5 - (-2/20 долларов) х 90 долларов = 5 + 9 = 14 MRP = 90 долларов - (20 долларов/-2) х 5 = 90 долларов + 50 долларов = 140 долларов Уравнение для количества как функции цены будет выглядеть, соответственно, так: К = 14 х (1 - (Р/140 долларов)) Рынок в данном примере, как вы помните, состоит из 11 потенциальных покупателей, цены покупателя для которых составляют 30, 40... 120 и 130 долларов. При цене в 130 долларов компания продает одну товарную единицу. Если мы подставим цену, равную 130 долларам, в предыдущее уравнение, то в результате расчета количество будет действительно равно единице. Чтобы сохранить это условие, величина MRP должна быть немного больше 130 долларов.
Линейная функция спроса часто дает корректное приближение фактической величины спроса только в ограниченном диапазоне цен. Например, на нашем рынке, состоящем из 11 человек, спрос является линейным только для цен в диапазоне от 30 до 130 долларов. Однако чтобы записать уравнение линейной функции, которая описывает спрос в диапазоне от 30 до 130 долларов, мы должны использовать показатель MWB в количестве 14, a MRP - в размере 140 долларов. При использовании данного линейного уравнения мы должны помнить, что оно отражает фактический спрос только для цен в диапазоне от 30 до 130 долларов, как это показано на рис. 7.3.
Рис. 7.3. Пример линейной кривой спроса 7.3. Ценовая эластичность спроса Ценовая эластичность оценивает чувствительность величины спроса к небольшим колебаниям цены. Изменение количества (%) Ценовая эластичность (I) =-------------------------------- —------- Изменение цены (%) Ценовая эластичность может быть ценным инструментом, позволяющим маркетологам устанавливать оптимальные цены. Цель: понять чувствительность рынка к изменениям цен Ценовая эластичность является широко распространенным показателем чувствительности рынка к изменениям цен. Многие маркетологи, однако, используют этот термин без четкого понимания того, что он из себя представляет. Данный раздел поможет прояснить некоторые потенциальные опасности, связанные с оценкой ценовой эластичности. Это сложный материал, но он стоит потраченных на его изучение усилий. Грамотное управление эластичностью цен поможет маркетологам устанавливать оптимальные цены. Ценовая эластичность. Чувствительность спроса к незначительным изменениям цен, выраженная в процентном соотношении. Если приблизительно рассчитанная ценовая эластичность составляет, например, —1,5, тогда мы вправе предположить, что процентное изменение количества будет приблизительно в полтора раза больше, чем процентное изменение цены. Тот факт, что это число отрицательное, указывает на то, что при росте цены величина спроса будет падать, и наоборот.
Конструкция Если мы поднимет цену на продукт, должны ли мы ожидать, что спрос сохранится на прежнем уровне, или же он резко упадет? Мы называем спрос неэластичным на рынках, которые нечувствительны к изменениям цен. Если незначительные ценовые изменения сильно сказываются на спросе, мы говорим, что спрос эластичный. Большинству из нас не представляет сложности понять эластичность на качественном уровне. Трудности появляются тогда, когда мы пытаемся определить это важнейшее понятие в количественных показателях. Сложность №1: вопросы полярности знака Первая сложность, связанной с эластичностью, заключается в согласовании полярности ее знака. Эластичность представляет собой соотношение процентного изменения величины спроса и процентного изменения цены, когда данное ценовое изменение незначительно. Если повышение цены влечет за собой увеличение количества, то этот коэффициент будет отрицательным. Следовательно, эластичность всегда будет отрицательной величиной. Многие, однако, придерживаются такого мнения, что количество продаж всегда идет вниз по мере увеличения цен и сразу же переходят к вопросу «Насколько?». Ответом на этот вопрос служит ценовая эластичность, которая является в таком случае положительной величиной. По их мнению, если эластичность выражена коэффициентом 2, то некоторое процентное повышение цены приведет к вдвое большему сокращению количества продаж. В данной книге, при таком развитии событий, мы бы сказали, что коэффициент ценовой эластичности составляет -2. Сложность №2: при линейном спросе эластичность ИЗМЕНЯЕТСЯ ВМЕСТЕ С ИЗМЕНЕНИЕМ ЦЕНЫ Для линейной функции спроса величина наклона будет постоянной, а эластичность - нет. Причина: эластичность и величина наклона - это не одно и то же. Величина наклона представляет собой изменение количества при незначительном изменении цен. Эластичность же, наоборот, является процентным изменением количества при небольших процентных изменениях цен.
ПРИМЕР. Рассмотрим три точки на линейной кривой спроса: (8 долларов, 100 единиц), (9 долларов, 80 единиц) и (10 долларов, 60 единиц); см. рис. 7.4. Изменение цены на один доллар приводит к изменению количества на 20 товарных единиц. Величина наклона этой кривой является постоянной -20 товарных единиц на доллар. При росте цены с 8 до 9 долларов (рост 12,5%) количество сокращается со 100 до 80 товарных единиц (20-процентное сокращение). Соотношение этих процентных показателей будет таким: 20%/12,5%, или-1,6. Таким же образом, при росте цены с 8 до 10 долларов (25-процентное повышение) количество сократится со 100 до 60 товарных единиц (40-процентное сокращение). Соотношение 40%/25% опять таки будет -1,6. По-видимому, соотношение процентного изменения количества и процентного изменения цены составляет -1,6 вне зависимости от масштаба изменений цены в 8 долларов. Рассмотрим, что происходит, когда цена повышается с 9 до 10 долларов (рост 11,11%). Количество товарных единиц сокращается с 80 до 60 (25- процентное сокращение). Таким образом, соотношение этих цифр, 25%/ 11, 11%, составляет -2,25. Падение цены с 9 до 8 долларов также дает в результате коэффициент эластичности-2,25. По-видимому, это соотноше- Ю Маркетинговые показатели
Пример расчета. Подтвердим, что соотношение процентного изменения количеств и процентного ценового изменения при цене 10 долларов составляет -3,33 для любого возможного изменения цены. На линейной кривой спроса эластичность изменяется вместе с изменением цены. По мере роста цены увеличивается величина эластичности. Таким образом, для линейной кривой спроса соотношение абсолютного изменения количества на товарную единицу и абсолютного изменения цены на денежную единицу (наклон кривой) будет постоянным, тогда как соотношение процентного изменение количества и процентного изменения цены (эластичность) таковым не будет. Спрос становится более эластичным - то есть отрицательная направленность величины эластичности увеличивается во все большей степени - по мере роста цены.
Для линейной кривой спроса эластичность спроса может быть рассчитана, по меньшей мере, тремя способами: Чтобы акцентировать ваше внимание на том, что эластичность изменяется с изменение цены на линейной кривой спроса, мы пишем «Эластичность (Р)», отражая тем самым тот факт, что эластичность является функцией цены. Мы также используем термин «точечная эластичность», чтобы подкрепить мысль о том, что данная эластичность относится только к одной точке на линейной кривой спроса. Таким же образом, потому, что наклон линейной кривой спроса представляет собой изменение количества при заданном изменении цены, ценовая эластичность для линейной кривой спроса будет равна величине наклона, умноженной на цену, разделенной на количество. См. третье из представленных выше уравнений. ПРИМЕР. Возвращаясь к предыдущей функции спроса, мы видим, что наклон кривой отражает падение спроса на 20 товарных единиц при уменьшении цены на один доллар. То есть величина наклона равна -20. Формула наклона кривой эластичности может использоваться для подтверждения наших предыдущих расчетов. Вычислите цену/количество в каждой точке и умножьте эту цифру на величину наклона с тем, чтобы получить ценовую эластичность в данной точке (см. табл. 7.2). Например, при цене в 8 долларов количество проданного товара составляет 100 единиц. Следовательно: Эластичность (8 долларов) = -20 х (8/100)
= -1,6
Таблица 7.2 Показатели эластичности в точке, рассчитанной по величине наклона функции
ПРИМЕР. Хави занимается маркетингом одной марки зубной пасты. Он знает, что динамика продаж этой марки отображается кривой линейного спроса. При текущей цене в 3 доллара за штуку его компания продает в настоящее время 60 ООО единиц пасты с показателем эластичности -2,5. Было внесено предложение поднять цену до 3,18 доллара за единицу с тем, чтобы стандартизировать показатели маржи брендов. Сколько будет продано единиц товара при цене в 3,18 доллара? Предлагаемое изменение до 3,10 доллара соответствует 6-процентному увеличению нынешней цены в размере 3 долларов. Так. как показатель эластичности составляет —2,5, можно предположить, что такое увеличение приведет к уменьшению объема штучных продаж на 2,5 х 6 или на 15%. Сокращение текущих продаж в объеме 60 ООО товарных единиц на 15% даст в итоге новое количество в размере 0,85 х 60 000, или 51 000 товарных единиц. Постоянная эластичность: кривая спроса с постоянно изменяющимся наклоном Вторая распространенная форма зависимости, которая используется для определения спроса, связана с постоянной эластичностью3. Эта зависимость называется «кривой спроса», так как она действительно имеет изогнутую форму. В отличие от функции линейного спроса условия в данном варианте прямо противоположны: величина эластичности постоянна, тогда как величина наклона изменяется в каждой точке. Основополагающим допущением, лежащим в основе кривой спроса с постоянной эластичностью, является то, что незначительное процентное изменение цены вызывает такое же процентное изменение количества продаж товарных единиц, вне зависимости от величины исходной цены. То есть темп изменения количества в зависимости от изменения цены, выраженный как соотношение процентных показателей, равен постоянной величине по всей кривой. Этой постоянной величиной является эластичность. В математическом выражении на кривой спроса с постоянной эластичностью величина наклона, умноженная на цену, разделенную на количество, равна постоянной величине (эластичности) для всех точек по всей кривой (см. рис. 7.5). Функция постоянной эластичности может быть также выражена уравнением, которое легче рассчитывать в электронных сводных таблицах:
Q(P) = AxP*Jiac
В этом уравнении EЛAC - это ценовая эластичность спроса. Обычно она выражена отрицательной величиной. А - это поправочный коэффициент. Он может рассматриваться как количество, которое было бы продано по цене 1 доллар (при допущении, что 1 доллар - это оптимальная цена на исследуемый продукт). ПРИМЕР. Построим кривую спроса с постоянной эластичностью -2,25 и поправочным коэффициентом 10 943,1. Для каждой точки на этой кривой незначительное процентное повышение цены даст в результате процентное сокращение количества проданных товарных единиц, где последнее будет больше первого в 2,25 раза. Этот коэффициент 2,25 сохраняется, однако, только для очень незначительных процентных изменений цены, так как величина наклона изменяется в каждой точке. Использование коэффициента 2,25 для прогнозирования результатов окончательного процентного повышения цены всегда дает только приблизительную величину. Кривая, построенная в данном примере, должна выглядеть как кривая постоянной эластичности, представленная на рис. 7.5. Более точные цифры спроса при ценах 8, 9 и 10 долларов будут равны соответственно 101 669, 78 ООО и 61 538 товарным единицам. Постоянная эластичность в некотором роде аналогична непрерывным процентным начислениям. На кривой с постоянной эластичностью каждое незначительное процентное повышение цены вызывает такое же процентное сокращение количества продаваемых товарных единиц. Эти процентные сокращения складываются с постоянным коэффициентом, что приводит к тому, что совокупное процентное сокращение не может точно отождествляться с постоянным коэффициентом. По этой причине, взяв любые две точки на кривой спроса с постоянной эластичностью, мы больше не можем рассчитывать эластичность, используя конечные показатели разницы, как мы могли делать это в случае с линейной кривой спроса. Вместо этого следует использовать более сложную формулу на базе натуральных логарифмов.
ПРИМЕР. Взяв любые две точки на предыдущей кривой спроса с постоянной эластичностью, мы можем подтвердить, что показатель эластичности составляет -2,25. При цене в 8 долларов количество проданных единиц товара составляет 100 669. Назовем эти показатели Pj и Qr При цене в 9 долларов количество проданных единиц товара составляет 78 ООО. Назовем эти показатели Р2 и Qr Вставив эти Цифры в нашу формулу, мы определим, что
ЕЛАС = In (7800/101669)/ln (9/8) = -0,265/0,118 = - 2,25 Нели бы мы установили показатель Р2 равным 8 долларам, а показатель р — 9 долларам, то мы бы получили точно такой же показатель эластичности. По сути, вне зависимости от того, какие две точки на этой кривой с постоянной эластичностью мы выбираем, и безотносительно к порядку, в котором они рассматриваются, показатель эластичности всегда будет -2,25. Суммируя все вышесказанное, можно сказать, что эластичность является стандартным показателем чувствительности рынка к изменениям цен. В общем, она представляет собой процентную величину наклона функции (кривой) спроса, полученную путем умножения величины наклона кривой для данной цены на соотношение цены и количества проданных товарных единиц. Р Эластичность (Р) = Величина наклона х -- Q Эластичность можно также рассматривать, как процентное изменение количества при незначительных изменениях цен. На линейной кривой спроса величина наклона является постоянной, но эластичность изменяется вместе с ценой. В этом случае маркетологи могут использовать эластичность для расчета результатов ценовых изменений в обоих направлениях, но они должны использовать такую эластичность, которая соответствует их исходному ценовому ориентиру. Причина: на линейной кривой спроса значения эластичности варьируется по ценовым точкам, но предполагаемые показатели, основанные на этих значениях, являются точными. На кривой спроса с постоянной величиной эластичности последняя одинакова во всех ценовых точках, но предполагаемые показатели, основанные на этих величинах, будут приблизительными. Предположив, что они определены точно, использование самой кривой спроса с постоянной эластичностью для прогнозирования объема продаж на основе ценовых изменений будет более точным. Источники данных, сложности и предостережения Ценовая эластичность обычно определяется с помощью имеющихся данных. Эти данные могут быть получены на основании фактических продаж и ценовых изменений, наблюдаемых на рынке, совместных исследований намерений клиентов, опросов потребителей об их ценах покупателя, или части покупателей, согласных с ценой, или на основании результатов тестирования пробных рынков. При расчете эластичности зависимости «цена-количество» могут быть схематично построены на бумаге, определены на базе регрессий в виде уравнений с линейной или постоянной эластичностью, или определены с помощью более сложных построений, которые включают в себя другие переменные величины из комплекса маркетинга, например, рекламу или качество товара. Чтобы подтвердить обоснованность и пригодность этих методик, маркетологи должны ясно представлять себе влияние полученных предварительных оценок эластичности на поведение клиентов. Обладая таким пониманием, маркетологи могут определить, имеют ли их предварительные оценки какой-либо смысл, или они требуют дальнейшего подтверждения. Сделав это, можно переходить к следующему этапу для принятия решений в сфере ценообразования. 7.4. Оптимальные цены и кривые линейного и постоянного спроса Оптимальная цена - это наиболее прибыльная цена любого продукта. На линейной кривой спроса оптимальная цена располагается посередине между максимальной ценой покупателя и переменными издержками на производство продукта. Изменить: резервированная цена - на цена покупателя, расходы - на издержки Оптимальная цена для = [Максимальная цена покупателя ($) + линейной кривой сиро- Переменные издержки ($)] са ($) 2 Обычно валовая прибыль от реализации определенного продукта по оптимальной цене представляет собой обратную величину его ценовой эластичности со знаком минус. -1 Валовая прибыль при оптимальной цене (%) = -------- ——------------ Эластичность (I) Хотя применение данного соотношения может представлять определенные трудности, оно дает глубокое понимание сути вопроса: на кривой спроса с постоянной эластичностью оптимальная маржа напрямую зависит от эластичности. Это значительно упрощает определение оптимальной цены на продукт с известными переменными издержками на его производство. Цель: определить цену, которая способствует получению наибольшей валовой прибыли Хотя оптимальная цена может быть определена несколькими способами, приемлемой отправной точкой может служить цена, которая способствует получению наибольшей валовой прибыли от реализации данного продукта после вычета переменных издержек - то есть цена продукта, обеспечивающая наибольшую прибыль. Если менеджеры назначают слишком низкую цену, они отказываются от дохода, который могли бы получить за счет клиентов, готовых заплатить больше. Кроме того, низкая цена может стать причиной того, что покупатели будут оценивать продукт ниже в сравнении с оценкой, которую он мог бы получить при иных обстоятельствах. То есть это приведет к уменьшению их цены покупателя. И наоборот, если менеджеры назначают слишком высокую цену, они рискуют потерять прибыль от клиентов, которых вполне могли бы обслужить и получить при этом доход. Конструкция При линейном спросе оптимальная цена находится посередине между максимальной ценой покупателя и переменными издержками на производство продукта. На линейной кривой спроса цена, которая максимально увеличивает совокупную валовую прибыль от продукта, всегда располагается точно посередине между максимальной ценой покупателя (MRP) и переменными затратами на его производство. В математическом смысле, если Р* представляет оптимальную цену продукта, то MRP является отрезком, откладываемым на оси X линейной кривой спроса, a VC - переменными издержками на единицу продукта: Px = (MRP+ VC)/ 2 ПРИМЕР. Компания Джейми продает товары, себестоимость которых составляет 1 доллар за штуку. Спрос носит линейный характер. Джейми считает, что если установить цену на уровне 5 долларов, ему не удастся продать ни одной единицы товара. Он полагает, что при сокращении цены на один Доллар будет продаваться одна дополнительная товарная единица. С учетом того, что переменные издержки составляют 1 доллар, максимальная цена покупателя - 5 долларов, а кривая спроса является линейной, Джейми вправе предположить, что он получит максимальную валовую прибыль при цене, находящейся посередине между VC и MRP. То есть оптимальная цена составит (5 долларов + 1 доллар)/2 или 3 доллара (см. рис. 7.6)4. При использовании линейной кривой спроса менеджерам необязательно знать количественную величину спроса на товар, чтобы определить оптимальную цену. Те, кто хочет проверить цифры валовой прибыли Джейми, могут найти подробные данные в табл. 7.3.
Рис. 7.6. Оптимальная цена лежит посредине между переменными затратами и MRP
или итоговую валовую прибыль. Чтобы определить оптимальную валовую прибыль, менеджеры могут использовать следующее уравнение: Валовая прибыльх = (MWB/MRP) х (Рх – VC)2 ПРИМЕР. Джейми разрабатывает новый, но схожий с предыдущим, продукт. Спрос на него выражается линейной функцией, где максимальную готовность к покупке (MWB) проявляют 200 человек, а максимальная цена продавца (MRP) составляет 10 долларов. Переменные издержки составляют 1 доллар на единицу продукта. Джейми знает, что его оптимальная цена будет располагаться посередине между MRP и переменными затратами. То есть она должна быть (1 доллар +10 долларов) = 5,50 доллара за единицу продукта. Используя формулу для расчета оптимальной валовой прибыли, Джейми рассчитал совокупную валовую прибыль, извлекаемую при оптимальной цене: Валовая прибыль при оптимальной цене для линейной функции спроса ($) = [MWB (#)/MRP ($)] х [Цена ($) - Переменные затраты ($)] А2 = (200/10) х (5,50 долларов - 1 доллар)А2 = 20 х 4,5 доллараА2 = 405 долларов Джейми составил сводную таблицу, которая подтверждает эти расчеты (см. табл. 7.4).
Это соотношение сохраняется по всей линейной кривой спроса, вне зависимости от величины наклона. Следовательно, для такой кривой можно рассчитать оптимальную цену продукта на основании только двух вводных параметров: переменных издержек на единицу продукта и максимальной цены покупателя. ПРИМЕР. Для каждого из брендов А, В и С переменные издержки составляют 2 доллара на единицу продукта, а спрос на них выражается линейной зависимостью, как это показано в табл. 7.5.
На основании этих вводных параметров мы можем определить максимальную цену покупателя - самую низкую цену, при которой спрос равен нулю. Мы знаем, что спрос на бренд С, например, выражается линейной зависимостью, в которой количество продаж сокращается на одну единицу при повышении цены на 1 доллар. Если при цене 12 долларов спрос составляет шесть единиц товара, то самой низкой ценой, при которой никто не купит ни одной единицы, будет 18 долларов. Это и есть максимальная цена покупателя. Мы можем провести аналогичные расчеты для брендов А и В (см. табл. 7.6).
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |