Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Музыкальность




 

Это понятие, которое понимается и трактуется исследователями по-разному. Одни считают, что музыкальность – это и есть совокупность всех музыкальных способностей. Другие рассматривают термин более узко: только как способность к эмоциональному отклику на музыку. В педагогической среде чаще можно встретить именно такое понимание музыкальности («слух, ритм, память – все есть, а играет антимузыкально!»), то и мы будем придерживаться этого, пусть и менее объемного понимания.

 

Известный оперный дирижер А.М. Лазовский утверждает, что даже обладание абсолютным слухом и музыкальной памятью не говорит еще о подлинном музыкальном таланте, ибо хорошо слышать и даже запоминать музыку не означает еще глубоко чувствовать и понимать ее.

Музыкальность очень трудно обнаружить за один раз общения с начинающим учиться музыке, то есть на приемных экзаменах в музыкальную школу. Обычно на приемных экзаменах и проверяют поступающих детей по трем основным показателям: слух, ритм, память. Музыкальность же может проявить себя позже, в процессе учебы в школе. Ведь на приемных экзаменах дети ведут себя по-разному, соответственно своим коммуникативным способностям, или, наоборот, находясь на экзамене в полной зависимости от своего физического самочувствия.

Б. Теплов, трактуя понятие музыкальности, акцентирует внимание на переживании музыки, как некоего содержания. Он видит в музыке сходство с человеческой речью: и музыка, и речь имеют определенное содержание. Различие же в том, что музыка – это функция выражения, а речь – функция обозначения.

Что же является содержанием музыки? Еще Аристотель называл музыку языком чувств, эмоций и считал, что в ее основе лежат зародыши нравственных состояний, а потому она и играет такую важную роль в нравственном воспитании человека.

Музыку называли «наиболее общезначимым языком» (Р.Шуман) и «языком души» (А.Серов), «языком более красноречивым, чем слова» (П.Чайковский) и «искусством интонируемого смысла» (Б.Асафьев).

Эмоциональный отклик на слушание музыки есть музыкальность. Определенность симпатий или антипатий в музыке, а не безразличная «всеядность» – это тоже музыкальность. Желание как можно больше узнать музыки, больше ее слушать, но обязательно внимательно слушать, а не как «фон» является также проявлением музыкальности. Равно как и стремление выразить себя в музыке, иногда чужой (исполнение), иногда собственной (сочинение), но всегда близкой и нужной.

Развитие музыкальности Роберт Шуман связывал с приобщением к самым различным сторонам музыки и жизни в целом («Жизненные правила для музыкантов»).

 

Не ограничиваться своим инструментом, а по возможности больше слушать оркестровую и оперную музыку, петь самому в хоре, любить народную песню, пробовать играть на органе и наблюдать над работой хороших дирижеров. Все это расширяет кругозор и развивает музыкальность.

Влиянию музыкальной деятельности на развитие способностей детей посвящена книга Н. Ветлугиной «Музыкальное развитие ребенка». Ученый рассматривает в основном особенности музыкальной жизни детей дошкольного возраста, но многое применимо и к младшим ученикам ДМШ, особенно в тех школах, где есть подготовительные группы.

Каковы же в детском возрасте возможные виды проявления их музыкальной деятельности?

Слушание музыки для взрослого человека, пожалуй, самый простой вид музыкальной деятельности. Для детей же слушание музыки, даже специально написанной для их возраста, совсем не так просто. Природная активность, неумение иногда «смирно посидеть», слушая что-то новое и незнакомое, – все это требует при отборе материала для слушания не только самого его качества, но и тщательно продуманной «дозы» того, что может воспринять малыш. Однако для полноценного воспитания обязательно нужно приучать ребенка уметь внимательно слушать, и не только музыку, но и звуки самой природы.

Пение самого ребенка – очень верный показатель его музыкальности. Однако плохое пение еще не доказательство антимузыкальности. Неумение владеть своим голосом, узкий, неразвитый его диапазон при внимательном отношении взрослых – преодолимые трудности. К сожалению, на музыкальных занятиях в детских садах относительно развития интонации часто учат петь небрежно. Приходилось сталкиваться с такими случаями на приемных экзаменах, когда «выпускник» детского сада фальшиво поет выученную в детском саду песенку и тут же очень чисто может повторить короткие мотивы, заданные экзаменатором.

Движение под музыку вот на что охотно откликается большинство детей. Двигательная реакция на музыку заложена, очевидно, в самой природе человека, и проявляется она очень рано. Ритмика, детские танцы, гимнастические движения под музыку очень полезны всем детям, а музыкальным детям особенно.

Исполнение музыки на простейших музыкальных инструментах – еще один из видов музыкальной деятельности. Соединение ритмики, пения и игры на простейших инструментах широко используется исследователями системы Карла Орфа.

Детское музыкальное творчество, сочинение музыки – самый сложный вид деятельности, в своей основе опирающийся на музыкальное воображение и мышление. И то, и другое требует хотя бы минимального опыта в иных видах музыкальной деятельности, но, кроме того, и обязательной специальной подготовленности от педагога. В эстетическом же развитии собственное творчество ребенка, безусловно, имеет очень существенное значение.

Как уже говорилось выше, музыкальные способности проявляются в очень раннем возрасте. Музыкальность, если она есть у ребенка, конечно, связана с его слухом. Но проявление самих способностей, так же, как и музыкальной памяти, требует хотя бы небольшого опыта самого ребенка. Музыкальность же проявляет себя, прежде всего, как эмоциональная отзывчивость, так как, по словам Б. Теплова, эта эмоциональная отзывчивость и является «центром музыкальности». Эмоциональная сторона первичнее, т.к. эмоции присущи даже животным (вспомним собак или кошек). У самых маленьких детей бывает трудно проверить слух, а тем более музыкальную память, а реакция на музыку уже видна. Иными словами, при благоприятных условиях музыкальность проявит себя раньше других музыкальных способностей, но уже само ее проявление свидетельствует о том, что остальные способности весьма вероятны.

Из всех компонентов музыкальных способностей труднее всего поддается измерению и оценке именно музыкальность. Если сам педагог высоко музыкален, отличается широкой эрудицией, тонким вкусом, яркой эмоциональностью, тогда он может увидеть эти качества в своем ученике и развивать их, используя свое влияние на маленького музыканта.

Молодому педагогу, только начинающему свою педагогическую деятельность, можно посоветовать: «Уча других – учись сам! Развивая других – развивайся сам!».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.