Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Публицистика белорусских народников вт. пол. 19в. как исторический источник. Основные памятники и особенности анализа




Предисловие Л.Сапеги к 3 Статуту ВКЛ как исторический источник.

Л. Сапега был одним из крупнейших политических мыслителей Беларуси и защищал идею установления в княжестве ограниченной просветительской монархии, выступая, по существу, за создание правового государства. Свою правовую и политическую концепцию он изложил в двух предисловиях, которые были напечатаны в числе других вступительных текстов к первому изданию 3 Статута.

Состав предисловного комплекса к Статуту 1588г. следующий:

1. Привилей короля РП Сигизмунда 3 на включение права Л.Сапеги издавать статут.

2. Привилей короля об утверждении статута.

3. Посвящение издания Жигимонту 3, написанное Сапегой.

4. Стихотворное описание и объяснение герба Сапеги, написанное Андреем Римшем.

5. Воззвание Сапеги ко всем слоям княжества в связи с принятием и изданием статута.

 


28. «Письма» («Отписи») Ф.Кмиты-Чернобыльского как исторический источник.

Патриотическими ощущениями, переживаниями за свою родину были вызваны «Отписи» оршанского старосты Филона Кмиты-Чернобыльского – ценный памятник светской полемической литературы 16в.

Основная тема «Отписей» – пограничная жизнь и секретные данные о военных действиях и намерениях московского царя Ивана Грозного. Однако определенные из них имеют исключительно публицистический характер.

Так, в «Отписях», адресованных трокскому коменданту, подканцлеру ВКЛ Ефстафию Валовичу очевидны стремления оправдать свои действия (секретная переписка с Москвой), идеализация московского царя, определенный патриотический пафос.


29. «Песня по зубра» Н.Гусовского как исторический источник.

Синтезом исторического рассказа и публицистики явилась поэма Гусовского «Песня про зубра» (1520), где художественный образ могучего царя белорусских пущ показан во взаимодействии с определенной социально-политической действительностью ВКЛ.

Поэма – интересный источник изучения традиций, жизненного быта людей 16в. Она написана на латинском языке.

Зубр в поэме – аллегоричный образ родного края, символ ее былого могущества. Наделенный необычной силой, зубр – зверь миролюбивый, безобидный, если его не зацепить, не потревожить. И он лютый, беспощадный, если защищается при нападении врага. Зубр в поэме сравнивается с отважным и смелым князем Витовтом, во время княжения которого ВКЛ достигла небывалого расцвета. Витовт показан в поэме в повседневной жизни.

Гусовского до глубины души волнуют все беды и несчастья белорусов. Причину их бедственного положения автор видит в том, что князья и бояре, все, кто мог бы заступиться за простых людей, глухие к ним. Горе и мучения несут простому народу и войны. Гусовский осуждает их как средство выяснения отношений между людьми. Заканчивается поэма молитвой к Деве Марии, в которой поэт просит матерь Божью остановить убийства и кровопролития, дать больше мудрости князьям и воеводам, покоя, мира и счастья своему измученному краю и народу.

Гусовский создал возвышенную песню про белорусскую землю, про то, чем она богата, про ее людей, их мысли и чувства, про природу, животный мир этого чудесного края.

 


30. Церковно-полемичная литература вт. пол. 16 – пер. пол. 17в. как исторический источник. Основные памятники и особенности ее изучения.

Полемичная литература имеет ряд специфических черт. Она появилась в связи с непосредственными зачинателями распространения христианства. В этих произведениях были основы вероисповедания и велся спор с оппонентами, которые принадлежали к другим конфессиям. Полемичные произведения не являлись сухим диспутом и сравнением сторон, они были рассчитаны на создание общественных реакций.

Церковно-полемичная литература опиралась на аргументацию святого писания, на высказывания отцов церкви. Эта литература содержала и историко-юридическую аргументацию, таким образом сохранились уникальные юридические документы, которые в оригинале до нас не дошли.

Кроме собственно конфессиональных вопросов, религиозных споров в церковно-полемичной литературе присутствует и общественно-политическое течение, которое было представлено реформаторством. Реформаторская церковно-полемичная литература у нас представлена в переводе (немецкие и французские авторы).

Среди белорусских публицистов-реформаторов, которые издавались самостоятельно был С.Будный. Он был известен своим «Катехизисом» (1562) – это была первая книга после Ф.Скорины, которая издавалась на белорусской земле по-белорусски.

Образование в 1595г. униатской церкви привело к появлению полемичных произведений, которые защищали униатство и которые выступали против него. В защиту католической церкви и унии выступил Петр Скарга. Он был одним из инициаторов Берестейской унии и в своем сочинении «Берестейский собор и его защита» доказывал правомерность создания униатской церкви. Ипатий Патей выступил также в защиту униатской церкви. Его перу принадлежат трактаты «Уния греков с костелом римским» и «Гармония церкви с костелом римским», в которых он обосновывал унию, критиковал лютеранство, кальвинизм и другие направления реформаторского движения в ВКЛ.

В ответ на эти произведения появился ряд белорусских и украинских сочинений, которые отстаивали независимость православной церкви. Мялетий Смотрицкий «Плач единой святой общеапостольской западной церкви…». Произведение написано очень талантливо, с использованием работ западноевропейских писателей и философов. Андрей Мужиловский «Ответ на письмо виленских униатов».


Яркой страницей белорусской публицистики вт. пол. 19в. является публицистика белорусских народников. Происходит сращивание публицистики и периодики («Мужицкая правда» К.Калиновского).

«Мужицкая правда» - нелегальная революционно-демократическая, первая на белорусском языке газета (печаталась латиницей). Издавалась в 1862-1863г. Калиновским, Ражанским, Санчиным, Врублевским на Гродинщине в виде листов небольшого формата значительным тиражом. Распространялась почти по всей Беларуси, а также в Литве и Латвии. Газета зазывала белорусский народ к вооруженной борьбе против самодержавно-крепостнического строя, зазывала белорусских крестьян поддерживать польское национально-освободительное движение и одновременно добиваться своей свободы.

В 1881-1883г.г. в Вильно, Минске, Пинске, Витебске, Гродно, Бобруйске, Орше, Могилеве создаются кружки офицеров-народовольцев, которые подчинялись непосредственно военно-революционному центру «Народной воли». В Беларуси существовали народнические кружки студенческой молодежи.

Группы белорусских революционных народников нелегально издавали воззвания: «К белорусской интеллигенции», «Послание землякам-белорусам»; либеральные народники - «К белорусской молодежи», «Письма про Беларусь». Некоторые идеи либеральных народников пропагандировались в газете «Минский листок». С деятельностью революционных народников связано начало распространения на Беларуси отдельных произведений К.Маркса и Ф.Энгельса и возникновение первых рабочих кружков.

«Гоман» - белорусская, общественно-политическая и литературная газета национально-демократического возрожденческого направления. Он изавалась с марта 1916 до конца 1918г. в Вильно на белорусском языке. Редакторами газеты являлись Ластовский и Соловей.

Социально-политическая программа газеты приближалась к крестьянско-рабочему социализму: народовластие, ликвидация эксплуатации наемных работников, идея руководства обществом через всяческие кооперативы. Выступала за национально-культурное единение белорусского народа, независимую Белорусскую Республику, которая могла бы входить на конфедеративной основе в возрожденное ВКЛ. Газета напечатала ряд статей, очерков и других материалов по истории Беларуси и национальной культуре. Некоторые произведения Ластовского, Мицкевича, Калиновского, Алехновича и др.


32. «Мужицкая правда» как исторический источник. Особенности структуры и содержания.

«Мужицкая правда» - нелегальная революционно-демократическая, первая на белорусском языке газета (печаталась латиницей). Издавалась в 1862-1863г. Калиновским, Ражанским, Санчиным, Врублевским в виде листов небольшого формата значительным тиражом.

Вышло 7 номеров. Отдельные номера перепечатывались повторно (с некоторыми изменениями). Газета издавалась на Гродинщине (№ 7 – вышел в Вильно). Распространялась почти по всей Беларуси, а также в Литве и Латвии. Каждый номер подписывался псевдонимом «Яська – гаспадар з-пад Вильни».

Все номера пронизаны важнейшим вопросом – вопросом земли и воли, борьбы за свободу. Газета зазывала белорусский народ к вооруженной борьбе против самодержавно-крепостнического строя, зазывала белорусских крестьян поддерживать польское национально-освободительное движение и одновременно добиваться своей свободы. Издатели газеты видели в вооруженном рабочем народе главную, решающую силу социального прогресса. Некоторые вопросы(происхождение крепостного права) трактовались в газете упрощенно, односторонне.

Язык «Мужицкой правды» народный, образный. Газета стоит у истоков публицистического жанра новой белорусской литературы. Она обогатила белорусскую литературу плодотворным опытом.

 


33. «Письма из-под виселицы» как исторический источник.

Этот цикл последних прощальных произведений Калиновского впервые напечатан в приложение к книге Гиллера А. «История восстания народа польского в 1861- 64гг.» в Париже в 1867г. Цикл писем изначально не имел авторских заголовков – их назвал Гиллер. Полные публикации всего цикла содержаться в книге Запрудника Я. И Берда Т.Э. «Паустанне на Беларуси 1863 году: Мужыцкая прауда и листы з-пад шыбенцы»: тексты и комментарии. Нью-Йорк, 1980.

. начинается с фразы «И да нас даляцела ваша Газэтка», «Газэтка» - имеется ввиду повстанческая газета «Глос з Литвы», №1 которой вышел в 1864г. нелегально, в Кеннигсберге. Все письма Калиновского являлись как бы корреспонденцией в «Глос…» для европейцев на белорусском языке. Вся 1 часть, возможно, написана еще до ареста Калиновского.

В произведении затрагиваются взаимоотношения белорусского и русского народа. Русские не смогли, как планировалось, активно поучаствовать в 1863г. в борьбе за свободу вместе с польским, белорусским и литовским народами. Более того, во время восстания происходила консолидация русского общества под флагом самодержавия и шовинизма. Осуждается русификация, которая происходила под видом освобождения белорусского народа от всего польского, автор с горечью вспоминает о Муравьеве – висельнике, который уничтожил немало людей. Поэтому Калиновский считает невозможным союз между белорусами и русскими. Под властью России ухудшилось положение крестьянства, которой автор противопоставляет Польшу, указывая на плюсы в ее политики по отношению к тому же крестьянству.

В критике царских порядков, реформы 1861г., (мол свободу дали, а без земли, которую надо было выкупать, крестьянину от такой свободы ни жарко ни холодно), рекрутчины (мол платишь налоги, так еще и сыновей в рекруты забирают), продажного и всевольного чиновничества - этим «Письма» схожи с «Мужыцкай праудай». Автор высказывает недовольство пассивностью европейских держав, их безразличием к положению Беларуси и Литвы.

В конце 1ч. – размышления о стратегии и тактике ведения народных волнений – т.е. впервые на белорусском языке сформулированы основы теории народно-революционной, освободительной борьбы.

. состоит как бы из 2ух частей: 1 – это стих адресованный своей невесте Марии Ямант, а 2 – это уже революционно настроенное произведение. Но при этом это один стих.

. – это короткое прощальное обращение к народу.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.