Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА ВТОРАЯ 1 страница




Этика поведения изучающего хадисы

 

1. Введение

Под этикой поведения изучающего хадисы подразумевается соблюдение определенных правил поведения и обладание достойными нравственными качествами, что должно соответ­ствовать высокому достоинству искомого им знания, которое заключают в себе хадисы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Некото­рые из этих правил являются общими как для изучающего ха­дисы, так и для мухаддиса, другие же должен соблюдать толь­ко изучающий хадисы.

2. Правила, являющиеся общими как для изучающего хадисы, так и для мухаддиса:

а) Оба они должны стремиться к тому, чтобы сделать свои намерения правильными и стремиться к знанию только ради Аллаха Всевышнего.

б) Оба они должны опасаться осуществлять свои поиски ра­ди достижения мирских целей. Абу Дауд и Ибн Маджа приво­дят хадис, в котором со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

] مَنْ تَعَلَّمَ عِلْمًا مِمَّا يُبْتَغَى بِهِ وَجْهُ اللَّهِ ، لا يَتَعَلَّمُهُ إِللاَّ لِيُصِيبَ بِهِ عَرَضًا مِنْ الدُّنْيَا ، لَمْ يَجِدْ عَرْفَ الْجَنَّةِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ [

«Стремившийся к приобретению (такого) знания, которого (следует искать) ради лика Всемогущего и Великого Аллаха[172], только для того, чтобы благодаря (этому знанию) добиться осу­ществления какой-нибудь из мирских целей, в День воскресе­ния не ощутит благоухания рая».

в) Оба они должны на практике применять то, о чем знают из хадисов.

3. Правила, которые должен соблюдать только изучающий хадисы:

а) Он должен молить Аллаха Всевышнего о том, чтобы Ал­лах оказывал ему содействие, направлял на правильный путь и облегчал для него правильную передачу и понимание хадисов.

б) Он должен полностью отдаваться этому делу и не жалеть ради него никаких сил.

в) Он должен начинать слушать хадисы у тех шейхов своего города или селения, которые передают хадисы с наилучшими иснадами и являются наиболее знающими и приверженными религии.

г) Он должен почитать своего шейха и тех, кто его слуша­ет, в знак уважения к этой науке и тому, что приносит пользу. Кроме того, он должен стремиться заслужить благосклонность шейха и не терять терпения в том случае, если шейх станет проявлять суровость по отношению к нему.

д) Он должен направлять других искателей знания к тому, чего он смог достичь сам, ничего от них не скрывая, ведь со­крытие знания является порицаемым делом, которым занима­ются только невежественные искатели, а цель поисков знания состоит в его распространении.

е) Ни стыдливость, ни высокомерие не должны мешать ему стремиться к слушанию хадисов и приобретению знания даже у тех, кто младше его по возрасту или занимает более низкое положение.

ж) Он не должен ограничиваться одним только слушанием и записыванием хадисов, не понимая их смысла, так как в про­тивном случае все его усилия пропадут даром.

з) Прежде всего изучающий хадисы должен заняться слуша­нием хадисов обоих “Сахихов”, затем перейти к “Сунан” Абу Дауда, ат-Тирмизи и ан-Наса’и, затем перейти к “Ас-сунан аль-кубра” аль-Байхаки, а затем, если потребуется, заняться таким сборниками как “Муснад” Ахмада, “Аль-Муватта” Малика и “‘Иляль” ад-Даракутни. Кроме того, ему следует изучить сочи­нения, в которых приводятся все необходимые сведения о пе­редатчиках хадисов, например «Ат-тарих аль-кабир» аль-Бу­хари, «Аль-джарх ва-т-та‘диль» Ибн Абу Хатима, книгу Ибн Макуля, а также сочинение Ибн аль-Асира «Ан-Нихайа», по­священное малоупотребительным фразам хадисов.


ГЛАВА 4
Иснад и то, что с ним связано

Знание о передатчиках

 

1. Знание о сподвижниках.

2. Знание о последователях.

3. Знание дат рождения и смерти передатчиков.

4. Знание о разрядах улемов и передатчиков.

5. Знание о достойных доверия и слабых передатчиках.

6. Знание о местах рождения передатчиков и тех странах, где они жили.

 

Знание о сподвижниках

1. Определение сподвижника (сахаби)

а) Слово “сахаба” является масдаром в значении “сухба” (общение), и от него образованы слова “сахаби” и “сахиб” (мн. число – “асхаб” или “сахб”). Слово “сахаба” часто ис­пользуется в значении “асхаб”.

б) В качестве термина слово “сахаби” используется для обозначения такого человека, который встречался с проро­ком, да благословит его Аллах и приветствует, являясь мусульманином, и умер в исламе, даже если этому предшествовало вероотступничество[173].

2. Важность и польза знания о сподвижниках

Знание о сподвижниках является важным и полезным ви­дом знания. Среди прочего полезность его заключается в том, что оно позволяет отличать друг от друга хадисы с непрерыв­ными иснадами от тех, в иснадах которых есть разрыв.

3. Благодаря чему можно узнать о том, что человек относился к числу сподвижников?

Указанием на это может служить один из пяти нижеперечисленных признаков.

а) Многочисленность указывающих на это сообщений. Речь идет о таких сподвижниках как Абу Бакр ас-Сиддик, Умар бин аль-Хаттаб и остальных из числа тех десяти, которым была воз­глашена радостная весть о рае.

б) Известность, которой пользовались такие сподвижники как Димам бин Са‘ляба или ‘Уккяша бин Михсан.

в) Сообщение об этом одного из сподвижников.

г) Сообщение об этом одного из заслуживающих доверия последователей.

д) Сообщение сподвижника о самом себе, если он известен своей справедливостью, а то, на что он претендует могло иметь место.[174]

4. Признание честности всех сподвижников

Чесностью отличались все сподвижники, да будет доволен ими Аллах. В данном случае под чесностью имеется в виду, что, передавая что-либо о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, они не допускали сознательной лжи и отклонений, не делая ничего такого, в си­лу чего передаваемые ими сообщения следовало бы считать неприемлемыми. Таким образом, следует, принимать все пе­редававшееся ими, не утруждая себя поисками доказательств их честности, ведь они были носителями шариата и составляли собой лучшее из живших на земле поколений.

5. Сподвижники, передавшие наибольшее количество хадисов

Сподвижников, да будет доволен ими Аллах, передавших особенно много хадисов, насчитывается шесть. Ими являются:

а) Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передавший пять тысяч триста семьдесят четыре хадиса, а с его слов их пе­редавало более трехсот человек.

б) Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, пере­давший две тысячи шестьсот тридцать хадисов.

в) Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, передав­ший две тысячи двести восемьдесят шесть хадисов.

г) Мать правоверных Аиша, да будет доволен ею Аллах, передавшая две тысячи двести десять хадисов.

д) Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, пере­давший тысячу шестьсот шестьдесят хадисов.

е) Джабир бин Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обо­ими, передавший тысячу пятьсот сорок хадисов.

6. Сподвижники, вынесшие наибольшее количество фетв[175]

Сообщается, что наибольшее количество фетв вынес Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, за которым сле­дуют шестеро крупнейших улемов из числа сподвижников, о чем Масрук говорит так: «(Все) знание сподвижников перешло к шестерым (людям): Умару, Али, Убаййу бин Ка‘бу, Зайду бин Сабиту, Абу-д-Дарде и Ибн Мас‘уду, после чего знание этих шестерых перешло к Али и Абдуллаху бин Мас‘уду».

7. Кого называют “‘Абадиля” (Абдуллахи)?

Речь идет о тех людях из числа сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые носили имя Абдуллах и количество которых в целом достигало трехсот, но в данном случае имеются в виду четверо сподвижников по имени Абдуллах, а именно:

а) Абдуллах бин Умар.

б) Абдуллах бин Аббас.

в) Абдуллах бин аз-Зубайр.

г) Абдуллах бин Амр бин аль-Ас.

Эти улемы из числа сподвижников отличаются от остальных тем, что прожили больше других, в связи с чем в их знаниях ощущалась особая необходимость, а сами они приобрели широ­кую известность, и когда по какому-либо вопросу они выносили одинаковые фетвы, люди говорили: «Так считают Абдуллахи».

8. Общее количество сподвижников

Точных сведений о количестве сподвижников нет, однако из слов некоторых улемов следует, что сподвижников было более ста тысяч. Наиболее известными являются слова Абу Зур‘и ар-Рази, который сказал: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, скон­чался, количество его сподвижников составляло сто четырнад­цать тысяч человек, передававших его слова и слушавших его».[176]

9. Количество их разрядов

Относительно количества их разрядов мнения улемов разделились. Некоторые из них подразделяли сподвижников на разряды, отдавая приоритет тем, кто раньше других принял ислам или совершил хиджру, или тем, кто принимал участие в различных известных событиях, другие же руководствовались иными критериями, и каждый из них подразделял сподвижников сообразно степени своего иджтихада[177].

а) Ибн Са‘д подразделял сподвижников на пять разрядов.

б) Аль-Хаким подразделял их на двенадцать разрядов.

10. Наиболее достойные из числа сподвижников

По единодушному мнению приверженцев сунны, самым до­стойным сподвижником является Абу Бакр ас-Сиддик, а после него – Умар, да будет доволен Аллах ими обоими. Затем, как считает большинство приверженцев сунны, следует Усман, за­тем – Али, затем – остальные шестеро из десяти сподвижни­ков, которым была возглашена радостная весть о рае[178], затем – участники битвы при Бадре, затем – участники битвы при Уху­де, а затем – сподвижники, давшие пророку, да благословит его Аллах и приветствует, клятву, угодную Аллаху[179].

11. Кто из них принял ислам первым?

а) Первым из свободных мужчин ислам принял Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах.

б) Первым из детей ислам принял Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах.

в) Первой из женщин ислам приняла мать правоверных Хадиджа, да будет доволен ею Аллах.

г) Первым из вольноотпущенников ислам принял Зайд бин Хариса, да будет доволен им Аллах.

д) Первым из рабов ислам принял Билял бин Рабах, да бу­дет доволен им Аллах.

12. Кто из сподвижников умер последним?

Им был Абу-т-Туфайль Амир бин Василя аль-Ляйси, да бу­дет доволен им Аллах, скончавшийся в Мекке в сотом году хиджры, а, по мнению некоторых, умерший еще позже. Если же не считать Абу-т-Туфайля, то последним из них был Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, умерший в Басре в де­вяносто третьем году хиджры.

13. Наиболее известные сочинения о сподвижниках

а) “Аль-исаба фи тамййиз ас-сахаба” Ибн Хаджара аль-Ас­калани.

б) “Усд аль-габа фи ма‘рифат ас-сахаба” Али бин Мухам­мада аль-Джазари, известного также как Ибн аль-Асир.

в) “Аль-исти‘аб фи асма’ аль-асхаб” Ибн Абд аль-Барра.

 

Знание о последователях

1. Определение

а) Слово “таби‘и” (последователь) является причастием действительного залога от глагола “таби‘а” - идти за кем-ли­бо.

б) В качестве термина слово “таби‘и” используется для обозначения такого человека, который, будучи мусульмани­ном, встречался с кем-либо из сподвижников и умер в исла­ме. Говорят также, что последователем является такой чело­век, который поддерживал общение с кем-либо из сподвиж­ников.

2. Что дает знание о последователях?

Среди прочего полезность этого знания заключается в том, что оно позволяет отличать друг от друга хадисы с непрерыв­ными иснадами от тех, в иснадах которых есть разрыв.

3. Разряды последователей

Улемы высказывали различные мнения о количестве разря­дов последователей, и каждый из них делил их на разряды со­образно собственному мнению

а) Муслим делил последователей на три разряда.

б) Ибн Са‘д делил их на четыре разряда.

в) Аль-Хаким делил их на пятнадцать разрядов, а к лучшему из этих разрядов он относил последователей, встречавшихся с теми десятью сподвижниками, которым был обещан рай.

4. “Мухадрамуна” (ед. число – “мухадрам”)

Слово “мухадарам” служит для обозначения любого чело­века, который застал период джахилийи, являлся современни­ком посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которого он не видел, и при­нял ислам. Такие люди определенно относятся к числу после­дователей. Имам Муслим насчитал около двадцати таких лю­дей, но на самом деле их было больше. К числу их относятся Абу Усман ан-Нахди и аль-Асвад бин Йазид ан-Наха‘и.

5. Семь факихов

Наиболее выдающимися последователями и крупнейшими улемами из их числа являются семеро факихов. Все эти люди, имена которых приводятся ниже, были уроженцами Медины: Са‘ид бин аль-Мусаййаб, аль-Касим бин Мухаммад, Урва бин аз-Зубайр, Хариджа бин Зайд, Абу Салама бин Абд ар-Рах­ман, Убайдуллах бин Абдуллах бин Утба и Суляйман бин Йа­сар.[180]

6. Наиболее достойный из числа последователей

Относительно того, кто из них являлся самым достойным, улемы высказывали разные мнения, но в основном считается, что достойнейшим из всех являлся Са‘ид бин аль-Мусаййаб. Абу Абдуллах Мухаммад бин Хафиф аш-Ширази сказал:

а) Жители Медины говорят: «Достойнейшим из последователей является Са`ид бин аль-Мусаййаб».

б) Жители Куфы говорят: «Увайс аль-Карни».

в) Жители Басры говорят: «Аль-Хасан аль-Басри».

7. Наиболее достойная из числа последовательниц

Абу Бакр бин Абу Дауд сказал: «Двумя лучшими из последо­вательниц являются Хафса бинт Сирин и Амра бинт Абд ар-Рахман, а за ними следует Умм ад-Дарда».[181]

8. Наиболее известные сочинения о последователях

Таким сочинением является книга под названием “Ма‘рифат ат-таби‘ин” Абу-ль-Мутаррифа бин Футайса аль-Андалуси.[182]

 

Знание биографий передатчиков

1. Определение

а) Слово “тарих” (дата) является масдаром от глагола “арраха” (ставить дату).

2. Что именно подразумевается под “датами” в данном случае.

Имеются в виду даты рождения передатчиков, время, когда они слушали своих шейхов и приезжали в те или иные страны, а также даты их смерти.

3. Важность и полезность этого вида знания

Эта наука является весьма важной. Суфйан ас-Саури ска­зал: «Когда передатчики прибегали ко лжи, мы использовали против них дату». Среди прочего благодаря знанию хроноло­гии можно установить, непрерывным является тот или иной иснад или имеет разрыв.

Некоторые передатчики утверждали, что передавали хади­сы со слов тех или иных людей, однако после изучения дат оказывалось, что они заявляют о передаче со слов тех людей, которые умерли за многие годы до этого.

4. Примеры дат, которые известны абсолютно точно

а) Достоверно известно, что наш пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, как и двое его сподвижников Абу Бакр и Умар, да бу­дет доволен Аллах ими обоими, скончались в возрасте шести­десяти трех лет.

1. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, скончался в понедельник до полудня двенадцатого числа месяца раби аль-авваль один­надцатого года хиджры.

2. Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, скончался в ме­сяце джумада-ль-уля тринадцатого года хиджры.

3. Умар, да будет доволен им Аллах, скончался в месяце зу-ль-хиджжа двадцать третьего года хиджры.

4. Усман, да будет доволен им Аллах, был убит в месяце зу-ль-хиджжа тридцать пятого года хиджры. По одним данным, ему было восемьдесят два года, а по другим – девяносто лет.

5. Али, да будет доволен им Аллах, был убит в месяце ра­мадан сорокового года хиджры в возрасте шестидесяти трех лет.

б) Два сподвижника прожили по сто двадцать лет, шестьде­сят из которых – в эпоху джахилийи и шестьдесят – после воз­никновения ислама. Оба они скончались в Медине в пятьдесят четвертом году хиджры. Этими сподвижниками были:

1. Хаким бин Хизам.

2. Хассан бин Сабит.

в) Даты рождения и смерти основателей четырех мазхабов:

1. Ан-Ну‘ман бин Сабит (Абу Ханифа) – 80 - 150 гг. хид­жры.

2. Малик бин Анас – 93 - 179 гг. хиджры.

3. Мухаммад бин Идрис аш-Шафи‘и – 150 - 204 гг. хид­жры.

4. Ахмад бин Ханбаль – 164 - 241 гг. хиджры.

г) Даты рождения и смерти составителей самых надежных сборников хадисов:

1. Мухаммад бин Исмаил аль-Бухари – 194 - 256 гг. хид­жры.

2. Муслим бин аль-Хаджжадж ан-Найсабури – 204 - 261 гг. хиджры.

3. Абу Дауд ас-Сиджистани – 202 - 275 гг. хиджры.

4. Абу Иса ат-Тирмизи[183] – 209 - 279 гг. хиджры.

5. Ахмад бин Шу‘айб ан-Наса’и – 214 - 303 гг. хиджры.

6. Ибн Маджа (аль-Казвини) – 207 - 275 гг. хиджры.

5. Наиболее известные сочинения на эту тему

а) Книга под названием “Вафайат” мухаддиса из Дамаска Ибн Забра Мухаммада бин Убайдуллаха ар-Риб’и, умершего в 379 году хиджры. Все даты в ней приводятся в хронологическом порядке.

б) Различные дополнения к вышеупомянутой книге, среди которых можно отметить труды аль-Каттани, аль-Акфани, аль-‘Ираки и некоторых других ученых.

 

Знание о разрядах улемов и передатчиков

1. Определение слова “разряд” (табака)

а) Это слово используется для обозначения группы людей, которых объединяет между собой сходство по определенным признакам.

б) В качестве термина слово “табака” служит для обозна­чения людей, которые близки друг к другу по возрасту и по месту в иснаде или же только по месту в иснаде.[184]

Понятие «близость в иснаде» подразумевает собой, что шей­хи того или иного человека в то же время являются и шейхами другого или же что они были близки друг к другу по возрасту, а в иснадах приводимых ими хадисов упоминались имена поч­ти одних и тех же передатчиков.

2. В чем состоит польза знания об этом?

а) Среди прочего знание о разрядах улемов и передатчи­ков позволяет избежать путаницы в тех случаях, когда дело ка­сается таких передатчиков, чьи имена или куньи подобны друг другу, ведь может случиться так, что в результате полного сходства двух имен одного человека примут за другого. Избе­жать подобного и помогает знание о разрядах.

б) Знание об этом позволяет понять, в чем состоит цель пе­редачи сообщения со слов ряда лиц (‘ан‘ана).

3. Может быть и так, что по одним признакам два передатчика относятся к одному и тому же разряду, а по другим – к двум разным разрядам

В пример можно привести Анаса бин Малика и подобных ему людей из числа малолетних сподвижников. Они принадле­жат к тому же разряду, что и десять сподвижников, услышав­ших радостную весть о рае, в том смысле, что все эти люди от­носятся к числу сподвижников, так как если принимать в рас­чет только это, то к одному и тому же разряду принадлежат все сподвижники вообще.

Если же учитывать то, что одни люди принимали ислам раньше других, то сподвижников в целом следует относить к более чем десяти разрядам, о чем уже говорилось в разделе “Знание о сподвижниках”, тогда как Анаса и ему подобных к тому разряду, в который входят вышеупомянутые десять сподвижников, отнести нельзя.

4. Что входит в обязанности занимающегося наукой о разрядах?

Человек, занимающийся этой наукой, обязан знать даты рождения и смерти передатчиков и быть осведомленным о том, с чьих слов передавали хадисы они, и о том, кто переда­вал хадисы со слов этих передатчиков.

5. Наиболее известные сочинения на эту тему:

а) “Ат-табакат аль-кубра” Ибн Са‘да.

б) “Табакат аль-курра’” Абу Амра ад-Дани.

в) “Табакат аш-шафи‘ийа аль-кубра” Абд аль-Ваххаба ас-Субки.

г) “Тазкират аль-хуффаз” аз-Захаби.

 

Знание о достойных доверия и слабых передатчиках

1. Определение достойного доверия (сика) и слабого (да‘иф)

а) Достойным доверия является тот, на кого можно поло­житься. Слово “слабый” (да‘иф) является антонимом слова “сильный” (кави). Слабым человек может быть как в прямом, так и в переносном смысле слова.

б) В качестве термина слово “сика” используется для обо­значения отличающегося справедливостью и точностью пере­датчика, а слово “да‘иф” является общим обозначением каж­дого из тех, кому давали отвод по причине неточности или не­справедливости.

2. Важность и польза этого вида знания

Знание о достойных доверия и слабых передатчиках отно­сится к числу важнейших видов наук о хадисах, поскольку бла­годаря ему достоверный хадис можно отличить от слабого.

3. Наиболее известные сочинения на эту тему и их виды

а) Сочинения, посвященные только достойным доверия пе­редатчикам. В пример можно привести книгу под названием “Ас-сикат” Ибн Хиббана и книгу с таким же названием, авто­ром которой является аль-‘Иджли.

б) Сочинения, посвященные только слабым передатчикам. Таких сочинений существует очень много. В пример можно привести разные книги под одним и тем же названием “Ад-ду‘афа’”, авторами которых являются аль-Бухари, ан-Наса`и, аль-‘Укайли и ад-Даракутни. К числу их относятся также такие книги как “Аль-камиль фи-д-ду‘афа’” Ибн Ади и “Аль-мугни фи-д-ду‘афа’” аз-Захаби.

в) Сочинения, посвященные как достойным доверия, так и слабым передатчикам. Подобных сочинений также существует много. В пример можно привести “Тарих аль-Бухари аль-ка­бир” аль-Бухари и “Аль-джарх ва-т-та‘диль” Ибн Абу Хатима, в которых говорится о предатчиках хадисов в общем. В других книгах говорится только о некоторых сборниках хадисов, примером чего может служить “Аль-камаль фи асма’ ар-рид­жаль” Абд аль-Гани аль-Макдиси, а также многочисленные до­полнения к этому сочинению, наподобие трудов аль-Миззи, аз-Захаби, Ибн Хаджара и аль-Хазраджи.

 

Знание о том, откуда родом были передатчики хади­сов

1. В чем состоит цель исследований на эту тему?

Цель подобных исследований состоит в установлении тех регионов и городов, где родились или жили передатчики ха­дисов.

2. Какую пользу приносит знание об этом?

Среди прочего это позволяет отличить друг от друга двух передатчиков с одинаковыми именами в том случае, если они родились или жили в разных местах. В таких сведениях среди прочих нуждались и лучшие мухаддисы, использовавшие их в своей деятельности и своих сочинениях.

3. С чем связывают происхождение арабов и неарабов?

а) В старые времена происхождение арабов определялось по принадлежности к их племенам, поскольку в большинстве своем они являлись бедуинами и вели кочевой образ жизни, и их связь с племенем была прочнее связи с каким-то определен­ным местом. Однако после возникновения ислама большинст­во их переселилось в города и селения, и происхождение их стало определяться по тому месту, откуда они были родом и где жили.

б) Что же касается неарабов, то их происхождение издавна определялось по стране и месту жительства.

4. Как определялось происхождение тех, кто покидал свою страну?

а) Если мухаддис желает объединить в нисбе[185] и старое, и новое место жительства, пусть начинает с первого города, а потом указывает тот город, куда передатчик переехал впослед­ствии, отделив одно от другого словом “сумма” (впоследст­вии). Таким образом, если необходимо указать нисбу передат­чика, родившегося в Халебе, но потом переехавшего в Меди­ну, следует сказать «нисба такого-то – аль-Халяби, впоследст­вии аль-Мадани», и этого правила придерживалось большинст­во мухадиисов.

б) Если же мухаддис не желает объединить в нисбе и ста­рое, и новое место жительства, пусть указывает на то из них, какое пожелает, однако подобных случаев было немного.

5. К чему следует относить свое происхождение человеку, который, жил в селении, относящемуся к какому-нибудь городу?

а) Он волен отнести свое происхождение к этому селению.

б) Он волен отнести свое происхождение к тому городу, к которому относилось данное селение.

в) Он волен отнести свое происхождение и к той области, к которой относится данный город. Так, например, если чело­век происходит из селения аль-Баб, относящегося к городу Халеб, который находится в Шаме, то мухаддис может сказать: «Нисба такого-то – аль-Баби», или: «Нисба такого-то – аль-Ха­ляби», или: «Нисба такого-то – аш-Шами».

6. Сколько должен был прожить человек где-либо, чтобы нисба его была связана с этим местом?

Абдуллах бин аль-Мубарак указывал, что для этого ему надо было прожить там четыре года.

7. Наиболее известные сочинения на эту тему:

а) К числу сочинений такого рода можно отнести книгу ас-Сам‘ани под названием “Аль-ансаб”, так как в ней указывается на принадлежность людей к тем или иным странам и прочим местам.

б) Страны и города, где жили передатчики хадисов, часто упоминаются в книге “Ат-табакат аль-кубра” Ибн Са‘да.

На этом моя книга благодаря содействию Аллаха заверша­ется, да благословит Аллах и да приветствует нашего пророка Мухаммада, его семейство и всех его сподвижников, и хвала Аллаху, Господу миров.


ИСТОЧНИКИ

1. Священный Коран.

2. Аль-Хатиб аль-Багдади, “Тарих Багдад”.

3. Ас-Суйути, “Тадриб ар-рави фи шарх такриб ан-Навави”.

4. Ан-Навави, “Ат-такриб” с его же комментариями к “Ат-тадриб”.

5. Аш-Шафи‘и, “Ар-рисаля”.

6. Аль-Каттани, “Ар-рисаля аль-мустатрифа ли-байан маш­хур кутуб ас-суннат аль-мушаррафа”.

7. “Сунан” ат-Тирмизи с комментариями “Тухфат аль-ах­вази”.

8. “Сунан” Абу Дауда.

9. “Сунан” Ибн Маджи.

10. “Сунан” ад-Даракутни.

11. Аль-Ираки, “Комментарии” к его сочинению “Альфийа”, составленные им самим.

12. “Сахих” аль-Бухари с комментариями Ибн Хаджара “Фатх аль-Бари”.

13. Текст “Сахиха” аль-Бухари.

14. “Сахих” Муслима с комментариями ан-Навави.

15. Ибн ас-Салах, “‘Улюм аль-хадис”.

16. Ас-Сахави, “Фатх аль-Мугис”, комментарии к “Альфий­ат аль-хадис”.

17. Аль-Фирузабади, “Аль-камус аль-мухит”.

18. Аль-Хатиб аль-Багдади, “Аль-кифайа фи ‘ильм ар-ри­вайа”.

19. Аль-Хатиб аль-Багдади, “Аль-муттафик ва-ль-муфта­рик”.

20. Аль-Хаким ан-Найсабури, “Аль-мустадрак ‘аля-с-сахи­хейн”.

21. Аль-Хаким ан-Найсабури, “Ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”.

22. Аль-Хутаби, “Ма‘алим ас-сунан”.

23. Аз-Захаби, “Мизан аль-и‘тидаль фи накд ар-риджаль”.

24. “Аль-Муватта” Малика.

25. Ибн Хаджар, “Нузхат ан-назар”, комментарии к “Нух­бат аль-фикр».

26. “Нухбат аль-фикр” с комментариями Ибн Хаджара “Нузхат ан-назар”.


 

 

تيسير مصطلح الحديث

«باللغة الروسية»

الدكتور: محمود الطحان

 


[1] “Пчелы”, 44.

[2] Имеется в виду “такрир” – невысказанное одобрение пророком, да благословит его Аллах и приветствует, тех слов и дел его сподвижников, свидетелем которых он был.

[3] Эту дисциплину называют также “наукой изучения хадисов” (‘ильм аль-хадис дирайатан), “хадисоведением” (‘улюм аль-хадис) и “основами хадисов” (усуль аль-хадис).

[4] При разбивке каждого раздела на параграфы мною были использованы такие труды моих учителей, как “Новый облик исламского фикха” профес­сора Мустафы аз-Зарка, “Основы фикха” профессора ад-Давалиби, а также материалы, которые использовал для нашего обучения доктор Мухаммад За­ки Абд аль-Барр, когда мы сами были студентами шариатского факультета Дамасского Университета. Основой для этих материалов послужил труд аль-Маргинани под названием “Китаб аль-хидайа”, а оригинальный принцип классификации материала во многом способствовал быстрому и легкому по­ниманию этой темы после того, как нам пришлось приложить немало сил для ее усвоения.

[5] “Комнаты”, 6.

[6] Ат-Тирмизи.

[7] Ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа и Ахмад.

[8] Иначе говоря, материал такой книги классифицируется по именам пере­датчиков.

[9] То есть знает ли он, каким именно является этот хадис по степени досто­верности, обладает ли знанием о его иснаде и матне и т.д.

[10] Имеется в виду, что все эти сообщения подтверждают друг друга, являясь идентичными по смыслу.

[11] “Масдар” – отглагольное имя.

[12] См.: “Тадриб ар-рави”, т. 2, стр. 177.

[13] Имеется в виду, что они должны были жить в разных странах, или отно­ситься к разным национальностям, или принадлежать к различным мазха­бам и так далее. С учетом этого требования некоторые сообщения, пере­даваемые большим количеством передатчиков, не считаются относящимися к категории “мутаватир”, тогда как сообщения, передаваемые относи­тельно небольшим количеством передатчиков, могут быть отнесены к их числу. Таким образом, среди прочего это зависит и от положения передат­чиков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.149 сек.