Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические корни современной психодиагностики




Социально-психологические основы этики психолога-диагноста

Психолог должен придавать большое значение достоинству и ценности бытия каждого отдельного человека. Он принимает на себя обязательства улучшить понимание человеком самого себя и других людей. Следуя этим обязанностям, он охраняет благополучие каждого человека, который может нуждаться в его помощи, а также любого человека, который может быть объектом его изучения. Он не использует свое профессиональное положение или связи во вред обследуемому и не позволяет воспользоваться результатами своего труда другим в этих целях. Испрашивая для себя возможность диагностического обследования и сообщение результатов, он принимает на себя ответственность на основании компетентности, на которую он претендует.

 

Становление и развитие психодиагностики происходит в конце XIX в. Оно связано с зарождением дифференциально-психологического изучения человека, которое складывалось под влиянием запросов практики. В конце XIX века оформилась "индивидуальная психология", целью которой было изучение индивидуальных особенностей человека с помощью экспериментально-психологических методов. Первыми достижениями индивидуальной психологии были исследования учеников В.Вундта: Э.Крепелина, Д.Кеттела, а также других ученых – А.Бине, А.Лазурского.

В начале ХХ века сложились благоприятные условия для возникновения тестологии. Рост промышленности, вовлеченность больших масс в процесс производства (в США), потребность в высококвалифицированных рабочих побуждали промышленников обратиться к проблеме профессионального отбора, профориентации. Это способствовало возникновению тестов.

Но тестология не являлась единственным направлением психологии индивидуальных различий (другое название – "дифференциальная психология"). Русский ученый А.Ф.Лазурский (в 1912 г.) писал, что изучать индивидуальные различия с помощью одних только тестов недостаточно. Он выступал за естественный эксперимент, благодаря которому исследовались не отдельные психические процессы (как с помощью тестов), а психические функции и личность в целом. Примерно в эти же годы другим русским ученым Г.И. Россолимо был предложен метод целостной оценки личности с помощью "психологического профиля", показывающего уровни развития психических процессов.

Перечисленные тенденции становления психологического знания в нашей стране и за рубежом явились прототипами современных направлений в психодиагностике.

2. Предмет психодиагностики как научного знания [2]

Психологическая диагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта). Распознавание и измерение осуществляется с помощью методов психодиагностики (см. Тема 2).

Психодиагностика неразрывно связана с предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной и др. Явления, свойства и особенности, изучаемые перечисленными науками, измеряют с помощью психодиагностических методов. Результаты психодиагностических измерений могут показывать не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень развития, они могут также выступать как способы проверки истинности теоретико-психологических построений различных психологических направлений.

Так же, как психодиагностика "обслуживает" предметные области психологической науки, саму психодиагностику "обслуживает" так называемая дифференциальная психометрия. Целью дифференциальной психометрии является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам. Эти требования относятся к адаптации методов, интерпретации получаемых данных, к процедуре разработки методов, разработке и применению математического аппарата для анализа получаемых данных.

3. Номотетический и идеографический подходы в психодиагностике

В психодиагностике выделяют два подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический [3] и идеографический [4]. Эти подходы отличаются по следующим основаниям:

1. понимание объекта измерения;

2. направленность измерения;

3. характер методов измерения.

Основание Номотетический подход Идеографический подход
Понимание объекта измерения Понимание личности как набора свойств Понимание личности как целостной системы
Направленность измерения Выявление и измерение общих для всех людей свойств личности Распознавание индивидуальных особенностей личности
Методы измерения Стандартизованныеметоды измерения, требующие сопоставления с нормой Проективные методики и идеографические техники

 

Операциональные классификации психодиагностических методик.

По степени влияния психодиагноста на результат обследования методик делятся на объективные и субъективные. В объективных методиках это влияние минимально, а в субъективных результаты зависят от квалификации опыта и интуиции психодиагноста.

К объективным методикам относятся следующие:

1. Приборные психодиагностические методики, которые предполагают регистрацию физиологических показателей, индикаторов поведения с помощью физических приборов, это показатели дыхания, частота сердечных сокращений, артериальное давление и т.д. Эти показатели используются обычно для диагностики функциональных состояний человека.

2. Аппаратурные поведенческие методики, измеряющие параметры реакции ответов, с их помощью изучаются: элементарные психические функции (чувство равновесия, скорость реакций…); свойства НС; психологическая совместимость и срабатываемость.

3. Объективные тесты-задания, которые предполагают поиск и нахождение правильного ответа (тесты на IQ, специальные способности, тесты достижений).

4. Тесты-опросники, они применяются для диагностики личностных свойств и психических состояний.

5. Методики объективного шкалирования, которые предполагают, оценку испытуемым каких-либо объектов или понятий по особенностям этой оценки судят о ценностных ориентациях испытуемого, о строении его когнитивной сферы. Например, испытуемому предлагают провести свободную классификацию некоторой группы объектов. Чем больше классов изобретет испытуемый, тем более дифференцированной считается его система понятий к этой же группе принадлежат некоторые проективные методики: тест Люшера, тест фото-предпочтений, тест юмористических фраз.

К субъективным методикам относятся следующие:

1. Проективные методики, в которых испытуемому предъявляются неопределенные стимулы это допускает широкий выбор возможных объектов. Направление этого выбора определяется опытом, мотивами и установками испытуемого. Ответы испытуемого могут представлять собой устный (письменный) текст или рисунок, которые подвергаются экспертной оценке, субъективизм оценок преодолевается за счет привлечения группы экспертов.

2. Стандартизированное аналитическое наблюдение, здесь психодиагност четко знает какие факты в поведении следует регистрировать и как на основе этих фактов производить оценку диагностируемых свойств.

3. Контент-анализ, он применяется при наличии однозначно зафиксированного материала наблюдения, подсчитывается частота проявления определенных элементов, по соотношению этих частот делаются определенные психологические выводы. Контент-анализу подвергаются газетные тексты, свободные сочинения учащихся, аудио- и видеозаписи.

4. Включенное наблюдение с последующим рейтинговым шкалированием. В данном случае группа испытуемых одновременно выступают в качестве экспертов, оценка производится путем шкалирования по 5, 7, 10 бальной шкале.

5. Беседа, это самый субъективный метод, так как сведения об испытуемом получаются в момент оказания на него воздействия. На испытуемого действуют слова, жесты, мимика, интонация психодиагноста. Результат зависит от установления доверительного контакта психодиагноста с испытуемым. Этот метод обычно используют психологи-консультанты и обучаются ему годы.

6. Ролевая игра, особенно эффективна для обследования детей, в игре ребенок проявляет присущие ему особенности поведения.

Активный или обучающий эксперимент, здесь психолог оказывает обучающее воздействие на обследуемых и фиксирует их успехи в обучении. Этот метод позволяет выявлять отклонения от возрастных норм развития и перспективы их компенсации.

КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.

1. Классификации методов по Й.Шванцаре [5]

Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:

1. по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша" и т.д.);

2. по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);

3. тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов;

4. по психической активности испытуемых:

o интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;

o экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);

o проективные (см. Тему 5). Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;

o исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

2. Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову [6]

Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:

1. по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;

2. по назначению:

o общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);

o тесты профессиональной пригодности;

o тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);

o тесты достижений;

3. по материалу, которым оперирует испытуемый:

o бланковые;

o предметные (кубики Кооса, "сложение фигур" из набора Векслера);

o аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);

4. по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;

5. по форме ответа: устные и письменные;

6. по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;

7. по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);

8. По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);

9. по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;

10. по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;

11. по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.

3. Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину [7]

Авторы объединяют методы психодиагностики в группы по разным основаниям:

1. по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:

o объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);

o стандартизованные самоотчеты:

§ тесты-опросники, открытые опросники (см. Тема 4);

§ шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация (см. Тема 4);

§ индивидуально-ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток (см. Тема 4);

o проективные техники (см. Тема 5);

o диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);

2. по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата, вторые – большой степенью вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой. Ниже приведена шкала, на которой располагается весь континуум психодиагностических методов от полюса объективных до полюса диалогических.

ОБЪЕКТИВНЫЕ ДИАЛОГИЧЕСКИЕ
тесты многие опросники шкальные техники беседы интервью диагностические игры патопсихологический эксперимент некоторые проективные методики

"Каждый тест может быть охарактеризован как точка в многомерном пространстве оснований."

В.К. Гайда

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.