Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегия рекламы




Выгоды

Если товар не служит удовлетворению по-

требности или желания потребителя, его рекла-

ма в конечном счете обязательно провалится.

р. Ривс

Известно, что люди покупают не товары, а удовлетворение, которое ис­пытывают при пользовании этими товарами. Поэтому если потребителю представлять просто характеристики продукта, то человек должен будет самостоятельно думать над тем, какую потребность удовлетворяет описан­ный предмет. Так, например, каждый из нас понимает, что хлеб в первую очередь служит для утоления голода, вода — для утоления жажды, автомо­биль — чтобы быстро и комфортно передвигаться, дом — для безопасно­сти, отдыха и т.д. Однако в современных условиях, когда на людей еже­дневно обрушивается рабочий и бытовой информационный поток, не у каждого остается время, желание и силы на то, чтобы заниматься дополни­тельной умственной работой — соотносить характеристики товаров, ука­занные в сотнях «незаказанных» рекламных посланий, с удовлетворением собственных потребностей. Очевидно, что в такой ситуации наиболее эф­фективным рекламным подходом является прямое обращение к потребно­стям потребителя. То есть факты в тексте должны подаваться не в виде ха­рактеристик, которые человеку необходимо умственно перерабатывать, а уже в виде выгод, которые он получит, приобретая товар: «утоли голод», «утоли жажду», «передвигайся быстро» и т.д.

Разрабатывая содержание текста, следует внимательно изучить со­ставленный ранее перечень характеристик товара. Затем с учетом его по­ложения на рынке представить потенциальной аудитории получаемые от покупки выгоды. Для этого характеристики товара необходимо перевести в выгоды. Легче всего это сделать, поставив себя на место покупателя, на­чав думать от его лица. Справиться с этой задачей поможет знание общече­ловеческих потребностей. Именно ими руководствуется каждый человек при принятии решений.

Вопрос о том, что движет человеком, всегда интересовал ученых. По­хожие вопросы становились предметом обсуждения еще с античных вре­мен. СIV столетия до н. э. действия (и бездействие) людей как способ дос­тижения тех или иных благ рассматривали и Аристотель, и Лао Цзы. Взгля­ды на сущность и процесс мотивации во времени неоднократно менялись.

Вместе с тем вплоть до середины XIX в. мыслители рассматривали челове­ка как существо, может, и не очень умное, но во всех случаях разумное, со­вершающее свои поступки, будучи ведомым определенными (своими или Божьими) соображениями в неких (своих или Его) целях. Иными словами, рассматривали человека как уникальное, непохожее на остальные живые организмы существо, наделенное разумом и сознанием, обладающее (в той или иной степени) волей и свободой выбора действий.

КонецXIX в. ознаменовался рядом выдающихся открытий в различных областях науки, в том числе и в биологии. Эволюционная теория Ч. Дарви­на и исследования И.П. Павлова, установившего с помощью метода услов­ных рефлексов, что в основе психической деятельности лежат материаль­ные физиологические процессы, перевернули взгляды людей на их собст­венное место в живой природе и на принципы и механизмы, руководящие ими. Они показали, что, несмотря на анатомо-физиологические и психоло­гические отличия, у человека и животных имеется немало общего: потреб­ности, инстинкты, формы поведения.

В это время стало ментально возможным рассматривать различные формы культуры и социальной жизни как проявление инстинктов: полово­го (уЗ. Фрейда) или стремления к самоутверждению (у А. Адлера), вопро­сы истории объяснять через призму бессознательной деятельности души современного человека (К.-Г. Юнг), поведение человека описывать как со­вокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды (представи­тели бихевиоризма) и т.д.

Несмотря на то что И.П. Павлов проводил эксперименты на животных, другие исследователи начали применять его теорию для изучения челове­ка. Например, согласно бихевиоризму, возникшему в конце XIX в. и достиг­шему своего расцвета в 20-х годах прошлого столетия, при рождении у че­ловека имеется некоторое число врожденных «схем поведения» (дыхание, глотание и пр.), над которыми в процессе научения надстраиваются более сложные навыки, вплоть до сложнейших «репертуаров поведения». Науче­ние же основано на том, что успешная, результативная реакция имеет тен­денцию к воспроизводству при аналогичных условиях и стимулах.

Идеи и методы бихевиоризма в свое время получили широкое распро­странение и в рекламе. «Согласно его (Уотсона1) теории, без конца повто­ряющаяся реклама усиливает отклик и приводит к устойчивой привычке покупать. Современный акцент на повторении названия марки строится именно на этом положении»2.

В иную сторону пошли исследования тех мыслителей, которые тоже ус­мотрели в человеке существо, близкое к животным. Однако понимали они это значительно более сложно: как создание трудно предсказуемое, ведо­мое силами темными, неизученными, ранее приписываемыми прежде все­го тварям неразумным, — инстинктами. Эксперименты Зигмунда Фрейда показали, что «представление философов о человеке и его сознании, как о подчиняющем все действия заранее продуманной цели, не совсем обосно­ванно. Они доказывали обратное: человек... не предусмотрителен, а по-слеосмотрителен; он неумышленно рационализирует, оправдывает свои неосознаваемые побуждения, которые движут им, однако в сознании не получают адекватной проекции. Ключ к тайнам душевной жизни надо ис­кать не в сознании, а в психологии бессознательного»1.

В 50-х годах XX столетия рекламисты открыли для себя эту теорию Фрейда. Исследование отношения потребителей к товарам на бессозна­тельном и предсознательном уровне превратилось в отдельную «науку» — так называемый мотивационный анализ.

Другой, крайне важной (в частности, для рекламы) идеей 3. Фрейда стала теория психосексуального развития, согласно которой за инстинкта­ми самосохранения следуют сексуальные влечения. Подавленное и вытес­ненное «либидо» — энергия сексуального влечения — в отличие от ин­стинкта самосохранения не требует непосредственного обладания объек­том, который может замещаться другим, внесексуальным объектом в процессе сублимации (переключения энергии сексуального влечения на позитивную деятельность).

Данный постулат вызвал гормональную бурю в рекламе второй поло­вины XX столетия, которую не удается утихомирить и по сей день. Многие теоретики рекламной коммуникации восприняли (а практики не без удо­вольствия для себя стали применять) это так: освобождение сдавленного либидо несексуальными действиями можно легко и безнаказанно осуще­ствить «действиями покупки — «рождением» желаемого товара, появле­нием его у вас. Для этого в рекламе должен быть эротический элемент, который и пробудит у вас «желание» (по аналогии с эротическим) приоб­рести то, что рекламируют. Люди, по 3. Фрейду, с трудом противятся сексу­альному желанию и, если можно его безнаказанно удовлетворить, не преми­нут это сделать. А акт покупки совершенно легален. Поэтому эффективность рекламы, включающей в себя сексуальный мотив, очень высока»2.

Исследования массовой психики, коллективного бессознательного стали предметом изучения и творческого поиска для многих последовате­лей Фрейда. У. Мак-Дугалл расширил рамки, установленные Фрейдом, и

вместо двух инстинктов предложил систему, где как «базовые» сначала на­
зывались 11 инстинктов, потом 14, затем 181. Наибольшее значение он
придавал стадному инстинкту, удерживающему людей вместе и лежащему
в основе большинства социальных институтов. Представляется, что эф­
фективность рекламы отчасти зиждется и на этом. Ведь индивид стремится
быть вместе со всеми, быть принятым ими, а для этого ему следует быть
«как все» (или хотя бы как все значимые другие).

Альфред Адлер, представитель психоанализа, оказавший значитель­
ное влияние на развитие гуманистической психологии и последующее раз-
витие неофрейдизма, создал свою систему, которую назвал «индивидуаль­
ной психологией». Он полностью отказался от понятия «сексуальное бес-
сознательное», введенного 3. Фрейдом. Адлер пришел к выводу, что роль
руководящего и направляющего начала в жизнедеятельности играет «воля
к власти» (но в ином, нежели у Ницше, понимании). Опыт неудачного ре-
шения жизненных проблем, по Адлеру, рождает «комплекс неполноценно­
сти». «С одной стороны, неполноценность является основой человеческо­
го стремления к успеху. С другой — чувство неполноценности оказывается
источником всех проблем, связанных с плохой приспособленностью к жиз­
ненным обстоятельствам. На вопрос, что первично для человека — стрем­
ление к цели или чувство неполноценности, Адлер отвечает: чувство не­
полноценности возникает только тогда, когда есть осознание и желание
чего-то лучшего. В частности, сто лет назад никто не чувствовал себя не­
полноценным из-за того, что не имел машины, телевизора, не пользовался
электричеством, потому что не знал об их существовании...»2

Рекламисты практически никогда не ссылаются на теорию Адлера, ве­
роятно потому, что эксплуатация мотивов превосходства и внушение чуе-
ства неполноценности у непотребителей товара запрещены многочислен­
ными законами и кодексами о ведении рекламной деятельности, хотя лю­
бой непредвзятый взгляд на рекламу обнаружит признаки ее присутствия
в значительной части рекламных сообщений. Слова Ллойда Уорнера, чье
деление социальных классов является общим местом всех теорий о сег­
ментации потребителей в рекламной практике, недвусмысленно свиде­
тельствуют об этом: «...самая сильная мотивирующая нас сила — это то,
что мы называем социальной мобильностью, стремление стать кем-то,
стремление чего-то достичь, стремление отдельного человека и его семьи
к более высокому уровню жизни. Это желание достичь материального бла- гополучия, за счет которого можно затем повысить свой социальный ста­тус»1.

Абрахам Маслоу, один из представителей направления, получившего в отечественной науке название «гуманистическая психология», пошел по несколько иному пути. Он известен как создатель иерархической теории потребностей2, ставшей (наряду с теорией Фрейда), вероятно, самой попу­лярной в рекламной практике мотивационной теорией.

Маслоу классифицировал потребности, разделив их на базисные (по­требность в пище, безопасности, позитивной самооценке и др.) и произ­водные (или метапотребности — в справедливости, благополучии, поряд­ке и единстве социальной жизни). По Маслоу, производные потребности человека изменчивы, при этом они ценностно равны друг другу и поэтому не имеют иерархии. Базисные же потребности постоянны и располагают­ся, согласно принципу иерархии, в восходящем порядке от «низших» мате­риальных до «высших» духовных:

1)физиологические и сексуальные потребности — в воспроизводст­ве людей, пище, дыхании, физических движениях, одежде, жилище, отды­хе и т.д.;

2)экзистенциальные потребности — потребность в безопасности сво­его существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регуляр­ности окружающего человека социума, а в сфере труда — в гарантирован­ной занятости, страховании от несчастных случаев и т.д.;

3)социальные потребности — в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, заботе о других и внимании к себе, участии в совме­стной трудовой деятельности;

4)престижные потребности — в уважении со стороны «значимых дру­гих», служебном росте, статусе, престиже, признании и высокой оценке;

5)наконец, духовные потребности — потребности в самовыражении через творчество.

Базисные потребности представляют собой мотивационные перемен­ные, которые филогенетически, т.е. по мере взросления человека, и онто­генетически, т.е. по мере их реализации в качестве необходимых условий социального бытия индивида, следуют друг за другом. Первые два типа по­требностей в своей иерархии Маслоу называл первичными (врожденны­ми), три остальных — вторичными (приобретенными). При этом процесс возвышения потребностей выглядит как замена первичных (низших) вто­ричными (высшими). Согласно принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными (насущными, требующими удовле-

творения) для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. Поэтому принцип иерархии называют также принципом доми­нанты (господствующей в данный момент потребности). Маслоу считал, что само удовлетворение не выступает мотиватором поведения человека: голод движет человеком, пока он не удовлетворен. Очевидно, что сила воз­действия потребности (ее потенциал) есть функция от степени ее удовле­творения. Кроме того, интенсивность потребности определяется ее местом в общей иерархии.

Статья А. Маслоу «Теория человеческой мотивации»1, появившаяся в
1934 г., вывела представления рекламистов о том, что движет реципиентом
их посланий, на совершенно новый уровень и оказала на рекламную прак­
тику влияние, сравнимое разве что с теорией 3. Фрейда.

В отечественной психологии следует особо выделить теорию о проис­
хождении и динамике мотивационной сферы человека, созданную А.Н. Ле­
онтьевым и продолженную в работах его учеников и последователей. Не­
смотря на различия в формулировках, в качестве базисного, начального
(хотя и не единственного) элемента мотивации большинство исследовате­
лей выделяют потребность. «Различают два вида потребностей: естествен­
ные и созданные обществом. Под естественными потребностями понима­
ются повседневные нужды человека в еде, одежде, жилье и т.д. Под соци-
альными — потребности человека в трудовой деятельности, в социальной
активности, в духовной культуре, т.е. во всем том, что является продуктом
общественной жизни. Естественные потребности составляют основу, на
которой возникают, развиваются и удовлетворяются социальные»2.

Определенные потребности могут возникать у определенных людей.

Таким образом, рекламу можно направлять как на удовлетворение обще­человеческих потребностей, так и на удовлетворение потребности кон­кретной потребительской группы. Молоко, например, нужно практически всему населению для удовлетворения физиологических потребностей. Памперсы же — только детям и больным людям.

Важно понимать, что в разное время у одних и тех же покупателей мо­
гут быть разные потребности. Например, сегодня человек пьет обезжирен­
ное молоко, завтра же ему хочется выпить утром томатный сок и вечером
темное пиво.

Для рекламной теории и практики особенно важно то положение, что потребности имеют двойственную — биогенную и социогенную — приро­ду и выстраиваются в некую иерархию по своей значимости для субъекта. Упрощенно пирамиду Маслоу, выстраивающую общечеловеческие по­требности снизу вверх по степени насущности их удовлетворения, можно представить в следующем виде:

 

 

 

ПОТРЕБНОСТЬ В САМОСОХРАНЕНИИ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ

 

Исходя из этих основных потребностей, человек всегда испытывает желание получать позитивное и избегать негативного.

 

ПОЗИТИВНОЕ

Делать деньги

Сохранять время

Получать без усилий

Получать длительное время

Получать удобства

Быть здоровым

Быть популярным

Получать удовольствие

Быть чистым

Получать похвалы

Быть востребованным

Быть стильным

Удовлетворять любопытство

Быть информированным

Удовлетворять аппетит

Привлекать противоположный пол

Иметь хорошее положение

Быть индивидуальным

Превосходить других

Иметь преимущество в возможностях

 

НЕГАТИВНОЕ

Избегать критики

Избегать изменения существующего

положения

Избегать физической боли

Избегать потери репутации

Избегать потери денег

Избегатьпроблем

 

Копирайтеру, имея в виду желание человека избегать негативное и по­лучать позитивное, следует найти в характеристиках товара или услуги то, что будет направлено на удовлетворение тех или иных потребностей.

Так, можно обратиться к потребителям, апеллируя к самосохране­нию — одной из важнейших потребностей человека:

* Диплом нашего института обеспечит вам трудоустройство...» *В этом одноэтажном доме не нужно будет подниматься по лестнице, опас ясь поломать себе ноги...»

«С нашими дверьми ваша семья будет в безопасности...»

 

В рекламе часто используются элементы престижности. Во многих из потенциальных клиентов этот импульс перекрывает все остальные:

«На зависть всем, соседям...»

«Имейте автомобиль престижной марки...»

«Вы больше никому не будете завидовать...»

 

Человек стремится быть информирован, чтобы иметь определенные преимущества, опережать других, избежать какой-либо опасности. Поэто­му он читает разделы новостей. И поэтому, если в рекламе есть возмож­ность обыграть новизну товара или представить старое в новой форме, это нужно делать.

* Революционное открытие а лечении, казалось бы, неизлечимой болезни...» 4Самый современный метод обучения...»

«Только что полученный результат внедрения новой технологии убедителъ доказал...»

Эффективно и использование стремления человека к комфорту, к по­лучению удовольствий. Этот импульс становится тем сильнее, чем человек старше, но, в общем, это хорошее обращение к любому потребителю:

«У этого автомобиля потрясающе удобное управление.... «В этом доме прохладно летом и тепло зимой...» «Эта фритюртща легко моется..
В рекламе очень часто апеллируют к желанию делать деньги:

«Эта покупка является гарантированно успешной инвестицией... >

«В нашем банке ваши деньги делают новые ваши деньги...»

«Покупайте эту квартиру сейчас. Продав ее Завтра, вы получите прибыль...»

Не менее популярна и эксплуатация стремления к экономии:

«Купив упаковку этого товара, вы сэкономите 10%...» «В нашем магазине дешевле на 25%...» «Купив у пас. вы сэкономите на доставке...»

Стимулируется и желание получать похвалы: «Жена скажет вам «молодец»...»

«Узнав о приобретении, ваши партнеры наверняка отзовутся о вас как об; очень грамотном деловом человеке...*' «Руководство точно оценит вас...»

Эффективно нацеливание на стремление избежать критики:

«У коллег не будет повода критиковать вас...»

«Никто не посмеет сказать вам. что вы отстали от моды...»

«Ваш выбор никто не оспорит...»

Таким образом, после того как составлен список характеристик товара и выяснено, как он может удовлетворять потребности конкретного покупа­теля, необходимо составить и список выгод, предоставляемых им на опре­деленном рынке определенной целевой аудитории.

Выгоды могут быть стандартными, т.е. такими, какие предлагают боль­шинство конкурентов, и уникальными, т.е. присущими только одной компа­нии. Но присущими не обязательно значит исключительно принадлежащи­ми. И конкурентный товар может иметь те же свойства. Но если потребите­ли об этом не знают, то уникальным предложением будет просто первое, высказанное в рекламе.

Не следует забывать о формулировке именно выгоды, а не характери­стик.

Подумайте на досуге, чем являются приведенные ниже широко извест­ные рекламные утверждения — характеристиками или выгодами?

«Даже на скорости шестьдесят ми.чь в час самый сильный звук в салоне исхо-дит от часов» (реклама автомобили).

«Мы моем наши бутылки паром» (реклама пива).

В зависимости от выбранной стратегии все отобранные выгоды или ка­
кая-то их часть будут использованы при создании текста. Что-то ляжет в
основу главной идеи объявления, что-то послужит для привлечения вни­
мания, что-то для стимулирования интереса, доверия, желания и побужде­
ния покупателя к действию.

На основе списка выгод следует выбрать ключевые моменты будущей рекламы. Именно на них будет базироваться основная идея текста.

Полезным будет ранжирование предоставляемых товаром выгод. Са­
мая существенная выгода — на первом месте, далее по убыванию — менее
существенные. Таким образом, мы получаем информационную пирамиду, о
которой говорилось в начале этой книги:

Выстраивание характеристик, выгод и ключевых выгод в таком виде поможет найти самый эффективный путь воздействия на потенциального покупателя.

После того как составлен список ключевых выгод, не стоит выбрасы­вать весь информационный перечень (характеристики товара, потребите­ля, рынка, выгоды). Он еще не раз пригодится на различных этапах работы над текстом: в процессе выстраивания аргументов, убеждения, разъясне­ния и т.д.

При разработке рекламного текста важно понимать, что мотивы потре­бителя могут быть как осознаваемыми им, так и неосознаваемыми, т.е. его поведение может быть и целенаправленным, и нецеленаправленным. С точки зрения психологии к числу демонстрирующих свою «нецелевую» и «нерациональную» природу относятся «импульсивное и эмоциональное по­ведение, а также поведение, детерминированное областью подсознатель-

ного и бессознательного»1. В социологии в качестве таких типов рассмат­риваются поведение, обусловленное социальными стереотипами, коллек­тивное поведение2.

В рекламе это привело к делению рекламных стратегий на два типа: рациональные (когда аргументация рекламного сообщения строится на логических доводах о соответствии качеств продукта определенным по­требностям покупателя) и эмоциональные, или проективные (когда рек­ламное послание создает некий привлекательный для потребителя образ, настроение, чувство).

Развитие этих стратегий шло на протяжении всего XX в. Интересный

процесс наблюдался в середине 50-х годов. К этому времени американ­ская экономика достигла невиданных прежде, можно сказать, пугающих высот: по сравнению с 1940 г. объем валового национального продукта увеличился больше чем на 400%, производительность труда удвоилась, а у американцев стало в пять раз больше свободных денег, чем было в 1940 г.3 Это грозило кризисом перепроизводства. Как следствие, произошел фун-

даментальныи сдвиг в управлении экономикой: ориентация на конвейер

сменилась ориентацией на рынок, забота о производстве отошла на второй

план, на первый вышла забота о потреблении. Говорят, президент амери-

канского Национального исполнительного комитета по торговле восклик­нул: «Капитализм умер. Да здравствует общество потребления!»

Чтобы избежать кризиса перепроизводства, люди должны были по­треблять все больше и больше товаров, независимо оттого, нужны ли они им. Это нужно было экономике. Важнейшим вопросом стало «стимулиро­вание» людей к покупкам, удовлетворяющим не только имеющиеся у них потребности, но даже такие, о существовании которых они ранее и не предполагали. На рекламу тратилась значительная часть доходов компа­ний. Руководитель одной косметической фирмы, выделяющей на рекламу около четверти своих доходов, объяснял это так: «Мы не продаем помаду, мы покупаем себе покупателей»4.

Вместе с этим нельзя было допустить, чтобы люди, купив некий товар для удовлетворения определенной (реальной или вымышленной) потреб­ности, использовали его, пока он не выработает свой ресурс. Он должен был устаревать быстро, если не физически, то психологически. Перед предпринимателями стояла и еще одна «психологическая» проблема: с развитием стандартизации росло «физическое» сходство товаров с това-

рами конкурентов — потребители перестали различать их марки. А если нет рациональных доводов, должны были найтись эмоциональные, кото­рые предопределяли бы выбор потребителя в пользу той или иной фирмы. Производители требовали от рекламы быть не только рычагом торговли, но стать палочкой-выручалочкой, управляющей волшебными превращения­ми: стимулировать покупку наделенных воображаемыми качествами това­ров, предназначенных для удовлетворения несуществующих потребно­стей, а затем быстро выводить их из употребления из-за их мнимого уста­ревания.

В 70—80-х годах XX в. интерес к проективным рекламным стратегиям несколько уменьшился, в 90-х он снова вспыхнул, но во всех случаях мож­но говорить о достижении некоего баланса в оценке мотивационной сфе­ры людей. Некоторые исследователи поведения потребителей отмечают: «К счастью, сегодня преобладает здравый смысл. По сути, сами того не осознавая, вернулись к теории одного из пионеров маркетинга Мэлвина Коупланда, заявившего в 1924 г., что в основе мотивации потребителей ле­жат как рациональные (утилитарные), так и эмоциональные причины»1 и что «для понимания мотивации главное — различать, утилитарные или ге­донистические соображения движут потребителем»2.

В 80-х и особенно в 90-х годах с бурным развитием технического про­
гресса в средствах коммуникации (кабельное телевидение, Интернет, мо­
бильная связь и пр.) появилась возможность не только крайне узкой сег­
ментации потенциальных покупателей, но даже разработки индивидуаль­
ного обращения к каждому, что позволяет подобрать самый адекватный
подход к конкретному реципиенту рекламного сообщения с учетом его де­
мографических и психографических особенностей, персональной истории
покупок и т.д.;

В России в начале XX в. в рекламе также преобладал рациональный подход. В этом можно убедиться, рассматривая объявления тех времен: мыло мылило, слабительное слабило, а часы показывали точное время. В конце же столетия этого стало недостаточно: мыло уже не сушит кожу и помогает соблазнять, слабительное не раздражает желудок и имеет прият­ный вкус, а часы указывают на превосходство их хозяина над иными осо­бями. Наблюдающийся отход от «традиционного рационализма» на рубе­же столетий, по нашему мнению, происходил, однако, по иным, нежели на Западе, причинам — скорее как реакция на отброшенные идеологические представления о «строителе коммунизма» как о человеке «сознательном». Можно сказать, что реклама переживала подростковую болезнь открытия силы влечений (и прежде всего сексуального).

В последние же несколько лет в российской рекламной практике так­же наметились тенденции поиска баланса, хотя еще рано говорить о том, что выкристаллизовались представления о возможностях того или иного подхода и необходимости их применять в зависимости от конкретного про­дукта и демо- и психографических характеристик потенциального потре­бителя. Как отмечает Д.А. Леонтьев, «с психологией больше ассоциируют­ся полушаманские рецепты мгновенного решения всех задач рекламы с помощью «25-го кадра», бурно рекламируемый эффект которого за не­сколько десятилетий так и не получил ни одного достоверного подтвер­ждения, или нейролингвистического программирования — довольно тон­кой технологии индивидуальной работы, созданной отнюдь не для работы с массовым сознанием через СМИ и поддающейся переносу в эту реаль­ность лишь малыми дозами. Наиболее сильное рекламное воздействие эти и подобные им «рекламные технологии» оказывают не на аудиторию, а на самих рекламодателей, выкладывающих за построенные на них фокусы не­малые деньги...»1.

: Возникшие и называемые в разное время по-разному2 все виды рек-

ламных стратегий успешно применяются в сегодняшней рекламной прак­тике, и ни одну нельзя считать устаревшей. Разница между ними состоит в способе сопоставления главного утверждения о конкретном продукте с рекламными утверждениями конкурентов.

Основной выбор стратегии рационального или эмоционального типа в значительной степени определяется характером самого продукта, тем, ка-

кие потребности потребителя (реальные, утилитарные или психологически

значимые) он удовлетворяет.

Считается, что есть только две причины, по которым люди покупают: когда продукт помогает им решать некую утилитарную проблему или когда обладание продуктом позволяет человеку психологически приобщиться к чему-то, что ему нравится, что он считает важным для себя.

В зависимости от того, на чем строится рекламная мотивация, на ути­литарных свойствах продукта или на его психологически значимых (часто воображаемых) достоинствах, рекламу часто делят на два типа: рацио-

нальную и эмоциональную.

Ло одной из известных классификаций3, все продукты можно поделить на четыре «эмоционально-рациональные» группы:

• вызывающие чувства с большим к ним интересом (например, косме­тика, ювелирные изделия, модная одежда и аксессуары);

• вызывающие чувства с низким к ним интересом (например, пиво, си­гареты, кондитерские изделия);

• вызывающие размышления с большим к ним интересом (прежде все­го, это дорогие товары: автомобили, бытовая техника и прочее, это также риелторские, финансовые услуги и т.д.);

• вызывающие размышления с низким к ним интересом (таковы не­дорогие товары — стиральные порошки, чистящие средства, бен­зин).

Считается, что, чем меньше размышлений и интереса вызывает про­дукт, тем меньше логических аргументов и больше эмоциональных внуше­ний используется в его рекламе. И наоборот, чем больше размышлений и интереса вызывает продукт, тем больше аргументов и меньше эмоций нуж­ны в его рекламе. Например, реклама туалетной бумаги «Zewa. Ей можно доверить самое ценное» (например, заворачивать ею раритетные вазы) хотя и с натяжкой, но может ограничиться этой игривой двусмысленно­стью. А вот реклама различных лекарственных продуктов или банковских услуг, чьей целью является действительно сохранение самого ценного — здоровья и средств к существованию, — не может позволить себе таких «вольностей» — от нее требуют серьезности и аргументированности, как в следующем примере:

«Триовит

Защита организма от вредных факторов окружающей среды.

Загрязненный воздух, сигаретный дым, радиация, алкоголь, стрессовые си­туации, некоторые лекарственные препараты и пищевые продукты вызывают об­разование в нашем организме свободных радикалов.

Свободные радикалы - это активные химические соединения, повреждающие клетки и ткани организма, инициирующие процесс преждевременного старения и нарушения в иммунной системе человека.

Капсулы Триовит содержат специальную комбинацию антиоксидаптных ви­таминов (А, С. Е) и селена. Это гармоничное сочетание увеличивает иммунную сопротивляемость организма, уменьшает риск развития ряда онкологических и сердечно сосудистых заболеваний...

Триовит — ваш лучший щит*.

Выбор же определенной стратегии того или иного типа зависит преж­де всего от рыночной ситуации. Тип стратегии во многом предопределяет и строение, и содержание рекламного текста




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.