Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И для него




ВАЛЬС

Вновь

я посетил»

Пушкинская композиция,

составленная для поездки в Пушкинские Горы летом 2004 года.


В ролях:

 

Пушкин Александр Сергеевич - Сурсанов Дима

Пущин Иван Иванович – Исупов Женя

Дельвиг Антон Антонович – Черепанов Витя

Прасковья Александровна Осипова-Вульф - Рогачева Юля

Анна Вульф – Мамаева Лена

Алексей Вульф - Сахибуллин Дима

Падчерица Александра (Алина) – Сабирова Рената

Евпраксия Вульф (Зизи) – Шилова Полина

Катерина Осипова – Гранатова Юля

Керн Анна Петровна – Пятова Яна

 

Танцевали вальс:

 

Исупов Женя – Кислина Катя

Сахибуллин Дима – Олейникова Аня

Черепанов Витя – Шерстнева Наташа

Старков Дима – Пятова Яна

Сурсанов Дима – Рогачева Юля


¾ Строгое, торжественное Петровское.

¾ Милое, светлое, уютное Тригорское.

¾ Наполненный музыкой тишины Святогорский монастырь.

¾ Михайловское.

¾ Ни с чем не сравнимое Михайловское.

¾ Что притягивает нас в этих местах?

¾ Что заставляет возвращаться сюда вновь и вновь?

¾ Почему именно сюда едут к Пушкину?

¾ Сюда едут, чтобы забыть о тревожном двадцатом столетии, о стремительном двадцать первом, и погрузиться в девятнадцатое: романтичное, вольнолюбивое, контрастное.

¾ В каждом возрасте человек открывает для себя здесь своего Пушкина.

¾ Мы можем взглянуть на Михайловское глазами только вышедшего из Лицея юноши. Романтика и мечтателя, еще не познавшего мир.

¾ Можем увидеть таким, каким видел его повзрослевший, окунувшийся с головой жизнь столицы Пушкин, начавший восхождение к славе.

¾ Можем попытаться почувствовать то, что чувствовал известный поэт.

¾ Михайловское. Оно словно замкнутый круг, вместивший в себя вечность.

¾ По одной из версий именно сюда в 1799 году Пушкина в возрасте нескольких месяцев родители впервые привозят показать деду Осипу Абрамовичу Ганнибалу.

¾ Сюда же в 1837 привезут хоронить – круг замкнется.

¾ Михайловское – книга, требующая внимательного, вдумчивого чтения.

¾ Книга, написанная природой и вещами, окружавшими поэта.

¾ Даже для того, чтобы просто пролистать ее потребовались бы годы.

¾ Мы попытаемся прочесть лишь несколько глав этой огромной книги.

После танца все остаются на сцене.

 

¾ Лето 1817 года.

¾ Июнь.

¾ До окончания Лицея осталось несколько дней, сданы 15 экзаменов за 17 дней.

¾ Юноши ходят по парку, а не мальчишки.

¾ Молчат и вспоминают.

¾ Какими они тогда несмышлеными были, совсем ещё ребятишки.

 

Пушкин: Шесть лет промчались, как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины,

И уж отечества призванье

Гремит, нам – шествуйте, сыны!

Друг на друге остановите

Вы взор с прощальною слезой,

Храните, о, друзья, храните

Ту ж дружбу с тою же душой

То ж к славе чистое стремленье

То ж правде – да, неправде – нет,

Неправде – нет!

В несчастье – гордое терпенье, а в счастье – всем равно привет!

Простимся, братья, руку в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, здесь, сроднила нас.

 

Кюхля (Дельвигу): Я даже не ожидал от тебя таких стихов!

Да, неправде – нет! Неправде – нет!

Пущин: Что ж, братцы… простимся?

Кюхля: Жанно, мы не оставим друг друга! Неужто забудем? Ведь у нас дело…дело общее, Александр, скажи ему! на всю жизнь!

(Все обнимаются).

Пушкин: Прощай, Лицей! Теперь уже по-настоящему, прощай! Мы взрослые!

 

Песня «Туда, где рощи пламенеют» (2 куплет)

¾ Свидетельство об окончании Лицея Пушкин получил 9 июня 1817 года.

¾ 3 июля подал прошение в Коллегию иностранных дел, куда был зачислен на службу, о предоставлении ему отпуска для выезда в Псковскую губернию.

¾ Первый месяц свободы после шестимесячного затворничества был радостным и веселым.

 

Пушкин: "Вышед из Лицея, я почти тотчас уехал в Псковскую деревню моей матери. Помню, как обрадовался сельской жизни, русской бане, клубнике и прочему".

 

¾ Михайловское встретило Пушкина во всей прелести июльского наряда. Все вокруг цвело и благоухало. Усадьба оказалась скромной, но уютной.

¾ Неширокая река Сороть петляла в низких ярко-изумрудных берегах. За нею до самого горизонта расстилались просторы заливных лугов и полосатых нив.

Простите верные дубравы!

Прости, беспечный мир полей,

И легкокрылые забавы

Столь быстро улетевших дней!

Прости, Тригорское, где радость

Меня встречала столько раз!

На толь узнал я вашу сладость,

Чтоб навсегда покинуть вас.

От вас беру воспоминанье,

А сердце оставляю вам.

Быть может (сладкое мечтанье!),

Я к вашим возвращусь полям,

Приду под липовые своды,

На скат тригорского холма,

Поклонник дружеской свободы,

Веселья, граций и ума.

¾ Поэтическое пророчество сбылось. 13 июня 1819 года он вновь приезжает в родовую усадьбу.

¾ Повзрослевший, 20 летний Пушкин, друг Чаадаева и Тургенева, автор "Вольности", смотрел на окружающее иными глазами.

¾ Тогда его взору представлялся "беспечный мир полей", его занимали «легкокрылые забавы». Теперь все виделось по-иному.

¾ Вокруг него почти ничего не изменилось, зато решительно изменился он сам.

¾ В Михайловском Пушкин написал стихотворение "Деревня" - мрачную картину русской жизни, страшную своей безысходностью и реалистичностью.

Склоняясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,

Надежд и склонностей в душе питать не смея,

Здесь девы юные цветут

Для прихоти бесчувственной злодея.

Опора милая стареющих отцов,

Младые сыновья, товарищи трудов,

Из хижины родной идут собой умножить

Дворовые толпы измученных рабов.

 

Музыка.

 

¾ В следующий раз Пушкин оказался в Михайловском только через пять лет и не по своей воле.

¾ Этому предшествовала ссылка на юг, в Кишинев, а затем в Одессу, куда Пушкин был отправлен весной 1820 года за вольнолюбивые стихи и политические эпиграммы.

¾ Южная ссылка окончилась неожиданно, изменив участь поэта не в лучшую сторону.

¾ Уволенный со службы и высланный под надзор полиции в северную губернию в деревню матери, он 9 августа 1824 года переступил порог деревянного ганнибаловского дома.

¾ Отец, мать, брат Левушка, сестра Ольга, которых не видел он почти четыре года, сами были в смятении, боялись новых гонений и строгости для всей семьи.

¾ Пушкин приехал в Михайловское в самом подавленном настроении.

¾ Из двадцати пяти лет своей жизни четыре он провел уже в ссылке. Впереди была новая – в глуши, в одиночестве. И бог знает на сколько лет.

¾ После шумной и открытой одесской жизни его ожидала глухая деревня.

¾ Вместо богатой южной природы, яркого юного солнца – серое небо, сырая осень, скудная природа севера.

¾ Семейные распри усугубляли и без того тяжелое душевное состояние.

¾ В самом конце октября 1824 года произошла крупная ссора с отцом, а через несколько дней уехала в Петербург.

¾ Единственным близким человеком, который остался в усадьбе была няня – Арина Родионовна.

¾ К приезду Пушкина ей сравнялось 66 лет.

¾ Она души не чаяла в своем питомце, и он называл ее в Михайловском "мамой"

Выходят девушки, напевая русскую народную песню, с прялками, пяльцами и т.п. Няня организовывает работу.

Песня «Видишь в небе над трубой…»

 

¾ Зимой, после отъезда родных, оставшись один, Пушкин наслаждался одиночеством.

¾ Тем одиночеством, которого никогда не любил, но которое оценил теперь в полной мере.

¾ Все четыре месяца, проведенные в Михайловском, несмотря ни на что и наперекор всему он упорно работал.

 

Быть может, в Лете не потонет

Строфа, слагаемая мной;

Быть может (лестная надежда!),

Укажет будущий невежда

На мой прославленный портрет

И молвит: То-то был поэт!

"Куда уж эти мне поэты!"

Прощай, Онегин, мне пора.

"Я не держу тебя; но где ты

Свои проводишь вечера?"

У Лариных. "Вот это чудно.

Помилуй! и тебе не трудно

Там каждый вечер убивать?"

Ни мало. – "Не могу понять.

Отсели вижу, что такое:

Во-первых (слушай, прав ли я?),

Простая русская семья,

К гостям усердие большое,

Варенье, вечный разговор,

Про дождь, про лен, про скотный двор…"

Я тут еще беды не вижу.

"Да скука, вот беда, мой друг".

Я модный свет ваш ненавижу;

Милее мне домашний круг

Где я могу…. "Опять эклога!

Да полно, милый, ради бога.

Ну что ж? Ты едешь: очень жаль.

Ах, слушай, Ленский; да нельзя ль

Увидеть мне Филлиду эту,

Предмет и мыслей, и пера,

И слез, и рифм et cetera?…

Представь меня". – Ты шутишь; "Нету".

Я рад "Когда же? - Хоть сейчас.

Они с охотой примут нас.

Поедем. –

Поскакали други,

Явились; им расточены

Порой тяжелые услуги

Гостеприимной старины.

Обряд известный угощенья;

Несут на блюдечках варенье,

На столик ставят вощаной

Графин с брусничною водой

 

¾ Пушкину всегда с детства не хватало родительской ласки и тепла.

¾ В Тригорском же он оказался в кругу расположенной к нему семьи.

¾ Тригорским владела Прасковья Александровна Осипова-Вульф, Пушкину, хоть и дальняя, но родня. У нее было семеро детей.

¾ В длинном, одноэтажном тригорском доме, построенном изначально, как полотняная фабрика, жили в основном девушки:

¾ Падчерица Александра – Алина

¾ старшие сестры – Анна

¾ и Евпраксия Вульф, которую все называли просто Зизи

¾ младшие Мария и Екатерина Осиповы.

Анна: Каждый день часу в третьем по полудни Пушкин являлся к нам из своего Михайловского.

Зизи: Приезжал он, обыкновенно, на прекрасном аргамаке, а то и приволочится на крестьянской лошаденке. Это было комическое зрелище: лошаденка была низкорослой, и ноги всадника чуть ли не волочились по земле.

Анна: Маленькая Маша помирала со смеху. Пушкин грозил ей пальцем, а затем, соскочив с коня, гонялся за насмешницей.

Алина: Порой он являлся в Тригорское неожиданно, пешком. Подберется к дому, иногда совсем незаметно. Если летом окна бывали раскрыты, он, шасть, и влезет в окно. Он, кажется, во все перелазил.

Мария: Я, это бывало, сижу за уроками, но пришел Пушкин и все пошло вверх дном. Смех, шутки, говор так и раздаются по всем комнатам.

Девушки хором: "Ой, Александр Сергеич!"

Входит Пушкин, все радостно суетятся, только Анна стоит в углу. От неожиданности она роняет платок. Пушкин смотрит на нее. Анна в сильном замешательстве. Пушкин целует руку Прасковьи Александровне. Подходит к Анне, здоровается. Одновременно наклоняются за платком – стукаются лбами. Пушкин от неожиданности начинает смеяться. Анна смущается еще больше.

Зизи (скача вокруг): Как звонко они поцеловались! Как настоящие козлики! Нужно теперь и как следует поцеловаться, право! (Анна быстро выходит их комнаты)

Прасковья Александровна (хмуро): Зизи, помолчи. Я пойду, Александр, распоряжусь Вам с обедом.

Зизи (вслед уходящей Анне): Аннетка, как мячик об стенку, стукнулась и откатилась! А у нас нынче топится баня!

Пушкин: А разве суббота?

Зизи: Вы и дни уже забыли? Суббота, конечно! Пойдемте-ка в сад!

 

Песня «Девицы-красавицы»

 

Пушкин: Хорошо поют ваши девушки, Прасковья Александровна.

Уходят.

 

¾ Две старшие дочери Осиповой от первого мужа: Евпраксия и Анна, составляли два противоположных типа, которые, скорее всего, нашли отражение в Ольге и Татьяне в романе «Евгений Онегин», хотя явного портретного сходства нет.

¾ Ольга и Татьяна - два общих типа женщин пушкинской эпохи.

 

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро, весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан,

Всё в Ольге... но любой роман

Возьмите и найдете верно

Ее портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Позвольте мне, читатель мой,

Заняться старшею сестрой.

 

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

 

¾ Аннет и Зизи были не похожи друг на друга, и каждая обладала ярко выраженной индивидуальностью.

¾ Ровесница Пушкина Анна Николаевна, была мечтательницей, в детстве воображала себя героиней любимых книг, мечтала выйти замуж только за принца.

¾ Романтическая и замкнутая, она была способна на сильное глубокое чувство, что доказала ее долгая и беззаветная любовь к Пушкину.

¾ Она преклонялась перед ним, но он кроме дружеских чувств ничего к ней не питал.

 

Из письма Анны Вульф к Пушкину "…Я долго колебалась, писать ли Вам, пока не получу от Вас письма, но так как размышления никогда мне не помогают, я кончила тем, что уступила желанию написать Вам. Знаете ли Вы, что я плачу, над письмом к Вам? Это компрометирует меня, я чувствую, но это сильнее меня, я не могу с собой справиться… Если Вы еще будете сердиться на меня за то, что я осталась здесь, вы будете после этого чудовищем…"

 

Я к вам пишу — чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.

 

"Я радуюсь Вашему освобождению и поздравляю Вас с ним, хотя в глубине души дала бы многое, чтобы Вы побыли еще в Михайловском. Все мои усилия не могут заглушить боль, которую я испытываю от того, что не найду Вас больше в Тригорском".

 

Сначала я молчать хотела;

Поверьте: моего стыда

Вы не узнали б никогда,

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз

В деревне нашей видеть вас,

Чтоб только слышать ваши речи,

Вам слово молвить, и потом

Все думать, думать об одном

И день, и ночь до новой встречи.

Но, говорят, вы нелюдим;

В глуши, в деревне все вам скучно,

А мы... ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно.

 

Музыка.

 

¾ Зизи – веселая, непосредственная, живая, не испытавшая еще ни невзгод ни разочарований, просто жила и радовалась жизни.

¾ Ей только что минуло 15 лет, и в ней было много ребяческого.

 

Пушкин: На днях я мерился поясом с Евпраксией, и талии наши нашлись одинаковы. Следует из двух одно: или я имею талию 15-летней девушки, или она талию 25-летнего мужчины. Евпраксия дуется и очень мила.

 

¾ Читая Стихи Александра Сергеевича, написанные им в альбом Зизи, нетрудно заметить, что поэт относился к ней, как к ребенку, отводя себе роль советчика и утешителя:

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет.

Настоящее уныло:

Все мгновенно, все пройдет,

Что пройдет, то будет мило.

Музыка.

¾ Старший сын хозяйки Тригорского – Алексей Николаевич Вульф, учившийся в то время в Дерптском университете, летние каникулы проводил в Тригорском.

¾ Оттуда до Михайловского рукой подать, и ему ничего не стоило забрести на огонек.

¾ За короткий срок между ним и Пушкиным завязались приятельские отношения.

¾ Они действительно были на дружеской ноге: Тригорский и Михайловский полуночники.

 

Здравствуй, Вульф, приятель мой!

Приезжай сюда зимой,

Да Языкова поэта

Затащи ко мне с собой.

Погулять верхом порой,

Пострелять из пистолета.

Лайон, мой курчавый брат

(Не Михайловский приказчик),

Привезет нам, право, клад…

Что? - бутылок полный ящик.

Запируем уж, молчи!

Чудо- жизнь анахорета!

В Троегорском до ночи,

А в Михайловском до света,

Дни любви посвящены,

Ночью царствуют стаканы,

Мы же – то смертельно пьяны,

То мертвецки влюблены.

 

ВАЛЬС (во время вальса играют в «жмурки»)

 

¾ У Осиповых-Вульф Пушкина всегда встречали радостными возгласами

¾ Сажали на лучшее место,

¾ предупреждали все его желания.

¾ Он подолгу беседовал и сражался в вист с Прасковьей Александровной,

¾ заводил споры и шутил с девушками,

¾ играл и шалил с малышами Машей и Катей.

¾ Прасковья Александровна была для него добрым другом.

¾ Её дочери и падчерица "наши барышни",

¾ а все вместе "милые хозяйки".

¾ Милые хозяйки столь любезного его сердцу Тригорского замка, где он не чувствовал себя чужим, а потому называл себя и Михайловским и Тригорским изгнанником, говоря Прасковье Александровне, что путает свое и их жилище.

¾ Никого кроме узкого круга лицеистов он так часто и так сердечно не называл «друзьями», как обитателей Тригорского.

 

Музыка.

 

¾ В середине января 1825 г., испросив на службе отпуск, Пущин на один только день без ночевки отправился к Пушкину.

¾ Выехал из Пскова, где гостил у сестры, ночью – неприметно, к утру уже подъезжал к Михайловскому.

 

Песня «Как от бешеной погони» (песня оканчивается свистом и звоном колокольчика)

 

¾ Спускаясь с горы, недалеко уже от усадьбы сани в ухабе так наклонились на бок, что ямщик слетел.

¾ Пущин схватился за вожжи.

¾ Кони несут среди сугробов. Опасности нет. В сторону не бросятся: все лес и снег им по брюхо – править не нужно.

¾ Как будто неожиданно вломились смаху в притворенные ворота при громе колокольца.

¾ Не было силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо, и засели в снегу нерасчищенного двора.

 

Пушкин: Жанно!

Пущин: Пушкин! (обнимаются)

Сумасшедший!.. Здравствуй!.. Простудишься! Ты в одной рубашке, босиком! На дворе страшный холод!

Пуш: В иные минуты, Жанно, человек не простужается! (целуются - идут в дом)

Пушк.: Как ты попал ко мне? Какими судьбами? Я ведь под двойным надзором.

Пущ.: Все знаю.

(Входит няня. Приносит кофе и чай).

Пушкин: А что говорят обо мне в столицах?

Пущ.: Друзья ждут не дождутся твоего возвращения, а стихи твои приобрели народность по всей России.

Пущ.: Спокойный разговор начался за кофе и трубками. Пять лет разлуки… Было о чем рассказать, о чем поспорить. Вспоминали лицей, лицейские проделки, друзей.

Пушк.: В том, что слова Тургенева о двойном надзоре – полицейском и духовном – не вздор. Пущин сам убедился. Он привез с собой «Горе от ума» Грибоедова, неразрешенную к печати комедию. В самый разгар чтения появился нежданный гость, настоятель Святогорского монастыря Иона. Монах был деликатен, любезен, но явно хитрил. Гость пробыл недолго, но его появление говорило о многом. Незаметно в разговоре коснулись Тайного общества.

(На авансцену выходят Пушкин и Пущин).

Пущин: Не я один поступил в это новое служение Отечеству. В этом ты прав.

Пушкин (вскакивая): Знаю, знаю! Я давно догадывался! Верно все это в связи с майором Раевским, которого пятый год держат в Тираспольской крепости и ничего не могут выпытать! Внезапный арест Владимира Раевского. Его длительное заключение. Собрание у Орлова в Кишиневе. Таинственные съезды в Каменке у Давыдовых. Все это звенья одной цепи. Впрочем, я не заставляю тебя, любезный Пущин говорить, может ты и прав, что мне не доверяешь. Верно, я этого доверия не стою по многим моим глупостям.

(Пущин обнимает Пушкина)

Пущ.: За окном давно стемнело.

Пушк.: Время шло незаметно.

Пущ.: Из последней бутылки шампанского вылетела пробка.

Пушк.: Ямщик уже запряг лошадей, на часах ударило три.

Пущин: Мы еще раз чокнулись стаканами, но грустно пилось: как будто чувствовалось, что последний раз вместе пьем, и пьем на вечную разлуку!

(Резко уходит)

Пушкин: Прощай, друг!

 

Музыка.

 

¾ Почти год спустя, темным, холодным декабрьским вечером 1825 года Пушкину уж очень не хотелось уезжать из Тригорского, возвращаться в пустой, неуютный Михайловский дом.

¾ Пушкин совсем было собрался, как в гостиную вбежала испуганная горничная.

Горн.: Барыня, Арсений приехал!

Праск. Ал.: Зови!

Арсении (в крайнем волнении): Яблоки расторговал, а чтоб купить! Куды там! Такой переполох! Бунт сказывают. Солдаты, караулы, заставы. Ловят, слышь, кого-то. Ничего не разобрал. Насилу ноги унес!

(Пушкин бледнеет, ему становится почти дурно)

Праск. Ал.: Что с Вами? Вам дурно?

 

¾ Арсений говорил, непонятно, сбивчиво, но Пушкин все понял:

¾ Бунт. Тайное общество. Пущин. Началось.

¾ Были опубликованы списки арестованных.

¾ С замиранием сердца Пушкин читал длинный список, ожидая неизбежного:

¾ "коллежский советник Иван Пущин"

¾ "Вильгельм Кюхельбекер"

¾ Теперь о чем бы ни думал, о чем бы ни писал, мыслями возвращался все к тому же.

¾ На листах только начатой пятой главы "Онегина" нарисовал профили Пестеля, Пущина, Кюхельбекера, Рылеева, Муравьева-Апостола, Раевского.

¾ И среди них – себя.

(Пушкин на авансцене начинает сидя за столом сжигать свои рукописи)

¾ Ожидая обыска, а возможно и ареста, сжег свои записки, над которыми так долго работал и которыми так дорожил.

 

Песня «Декабристский сон»

Музыка.

Пушкин:

Когда постиг меня судьбины гнев,

Для всех чужой, как сирота бездомный,

Под бурею главой поник я томной,

И ждал тебя, вещун пермесских дев,

И ты пришел, сын лени вдохновенной,

О Дельвиг мой: твой голос пробудил

Сердечный жар, так долго усыпленный,

И бодро я судьбу благословил.

 

¾ Если приезд Пущина явился для Пушкина нечаянной радостью. Приезд же Дельвига, которого поэт ждал с величайшим нетерпением, откладывался и откладывался.

¾ Дельвиг рвался к другу, но задерживали разные непредвиденные обстоятельства.

¾ Дельвиг приехал нескоро, в полную ростепель в апреле 1825 г.

¾ По дороге он потерял свою шляпу: ветер сорвал ее с головы и унес в полынью на Великой.

 

П.: Дельвиг, Дельвиг, как я рад тебя видеть! Наконец-то ты приехал! А как дела в Петербурге?

Д.: А что у тебя: перина или тюфяк? Знаешь ли, так растрясло! А я безумно рад тебя видеть.

П: Так рад, что хоть прямо на боковую? Как это ты потерял свою шляпу?

Д: Да, понимаешь ли, ветер. Я кричу ей: «Куда?»

П: А она не отвечает?

Д: Вот именно, не отвечает и летит прямо в воду. Забавно… Пойдем?

П: Подем.

(Проходят в комнату. Дельвиг начинает осматриваться).

П: Ты будто забыл свою лень!

Д: А ты вчера будто въехал! На диване халат валяется, стол завален рукописями, кровать кое-как убрана, стул шатается. (поправляет очки)

П: А я так всегда.

(Дельвиг роется в своих вещах)

Д: Где же твой «Онегин»… (находит книгу) Мне вдруг показалось, забыл. Жажду услышать как дальше. Помнишь, ты сам мне писал: Бог знает, когда-то мы вместе его почитаем. А вот и довелось… Ты которую пишешь главу?

П: Четвертую.

Чем меньше женщину мы любим,

Тем легче нравимся мы ей,

И тем ее вернее губим,

Средь обольстительных сетей.

Д: Ах, Александр! Поэзия… поэзия! Пение райской птички, которое, слушая, не увидишь, как пройдет тысяча лет!

Музыка - действие переносится в Тригорское

Анна: В Тригорском Антон Антонович Дельвиг необычайно понравился всем.

Алина: Он вступил в новое для него общество немножко в развалку.

Зизи: Точно медведь не вовсе проснулся весной!

 

Дельвиг и Пушкин в окружении барышень.

Д: Я однажды зазвал приятелей, обещав угостить их роскошным обедом, в самую что ни на есть последнюю харчевню. Там даже ложки были к столу привязаны, а на стол подали щи да кашу. А бульвара уж нет. Пушкин, ты знаешь, где Онегин гулял. Начисто вырубили.

Зизи: А почему это Вас так зовут Антон и Ан-то-но-вич?

П: У него и отец тоже Антон Антонович.

Д: Это в роду у нас. И дед, и прадеды мои тоже Антоны Ан-то-но-ви-чи.

Зизи: Антон Антонович! Прочитайте свою «Хлою»!

Д: Хлоя старика седого

Захотела осмеять

Вместо парня молодого

Пригласить и в гости звать…

А впрочем, Вам рано слушать еще такие стихи, Евпраксия Николаевна! Вы еще слишком молоды.

Зизи: И не Евпраксия Николаевна, а просто Зизи. А кроме того, и Вы вовсе не старый.

Прасковья Ал.: А не почитать ли еще стихов.

П: А что ж? Ну, Дельвиг, прочтем-ка мы вместе.

Зизи: Как вместе?

П: Я, кажется, помню начало. Тряхнем стариной. «На смерть графини Ожаровской». А ты прочитаешь потом свою пародию на смерть кучера Агафона.

Ни прелесть, ни краса, ни радость юных лет

Ни пламень нежного супруга,

Ни сиротство детей, едва узревших свет,

Ни слезы не спасли от тяжкого недуга…

И Ожаровской нет.

Д: А Агафон был кучер в Лицее, отставной солдат с этакой вот бородой.

Ни рыжая брада, ни радость старых лет,

Ни дряхлая твоя супруга,

Ни кони не спасли от тяжкого недуга.

И Агафона нет.

Погиб, как от копыт огонь во мраке ночи,

Как ржанье звучное усталого коня.

(Все аплодируют. Дельвиг, Пушкин и Анна удаляются. Девушки остаются одни).

¾ И все же Тригорскому и прогулкам Дельвиг предпочитал диван, книгу и беседы с Пушкиным.

¾ "Как я был рад баронову приезду! - писал Пушкин брату Льву: он очень мил, наши барышни все в него влюбились, а он равнодушен, как колода…"

¾ Дельвиг отъехал, как и приехал просто и легко.

¾ Увозил он с собой вторую главу романа "Евгений Онегин" и черновую тетрадь стихов.

 

Входят Пушкин и Анна, как бы продолжая начатую беседу

П. (обращаясь к Анне): А что скажете Вы о нашем бароне?

Анна (шутливо): Что я скажу? А то, что он лучше Вас! Но все-таки …(запинается, переводит разговор на другую тему) А вот я Вам предсказываю, скоро приедет моя кузина Анна Петровна Керн, и Вы влюбитесь в мою прелестную тезку. Хотите пари?

 

Музыка.

¾ Анна Петровна была личностью незаурядной. Умная, образованная с характером волевым и независимым, она обладала при этом редким женским обаянием.

¾ Жизнь не баловала Анну. Отец выдал ее замуж за 54-летнего генерала Ермолая Федоровича Керна, когда ей не было еще 17 лет.

¾ Она была с ним несчастна и искала утешения в книгах и переписке с друзьями. Верной ее корреспонденткой была Анна Николаевна Вульф.

¾ С некоторого времени в письмах Анны начал упоминаться Пушкин.

Керн: Восхищенная Пушкиным я страстно хотела увидеть его, и это желание исполнилось.

¾ В тот июньский день Пушкин отправился в Тригорское пешком, захватив толстую суковатую палку и свистнув двух дворовых псов.

¾ В Тригорское он пришел к обеду.

¾ Войдя в столовую, Пушкин увидел, что подле Прасковьи Александровны сидит гостья.

¾ Он узнал ее – Анна Петровна Керн.

¾ Узнал, хотя видел лишь раз в жизни. Шесть лет назад, в Петербурге у Олениных.

¾ Тогда совсем юная, она была прелестна. Теперь – хороша. Так хороша, мила, женственна, что он невольно оробел и потерял дар речи. Прасковья Александровна представила его.

¾ Он низко поклонился и ничего не сказал.

¾ Анна Петровна тоже растерялась.

Керн: Я не нашлась ничего ему сказать. И мы нескоро ознакомились. Да и трудно было с ним вдруг сблизиться; он был очень неровен в общении: то шумно весел, то грустен, то робок, то дерзок, то нескончаемо любезен, то томительно скучен, - и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту. Через несколько недель тетушка предложила нам всем прогулку в Михайловское. Пушкин очень обрадовался этому, и мы поехали. Погода была чудесная, лунная июльская ночь дышала прохладой и ароматом полей. Приехав же в Михайловское, мы не вошли в дом, а пошли прямо в старый, запущенный сад, "приют задумчивых дриад", с длинными аллеями старых дерев, корни которых, сплетаясь, вились по дорожкам, что заставляло меня спотыкаться, а моего спутника вздрагивать. Он быстро подал мне руку и побежал скоро, скоро, как ученик, неожиданно получивший позволение прогуляться.

П.: На другое утро Анна Петровна уезжала.

Керн: Утром Пушкин пришел в Тригорское и подарил мне на прощание первую главу «Евгения Онегина», в неразрезанных страницах которой лежал вчетверо сложенный листок почтовой бумаги со стихами.

П.: В них было все…

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

 

Романс «Не пробуждай»

¾ В ночь с 3 на 4 сентября, Пушкину вручили письмо от губернатора Псковской губернии Адеркаса, с указанием явиться в Москву.

¾ Михайловская ссылка окончилась.

¾ За два года, "в глуши лесов сосновых" Михайловского явились миру "Борис Годунов", деревенские главы "Евгения Онегина", "Граф Нулин", "Цыганы".

¾ Были написаны более ста художественных произведений в самых различных жанрах – поэзии, прозе, драматургии.

¾ Задуманы "Маленькие трагедии", "Русалка", "Сцены из рыцарских времен", "Арап Петра Великого"…

¾ Михайловская ссылка окончилась.

¾ В псковскую губернию приехал пылкий, бесшабашный поэт, привыкший щедро тратить свой дар и саму свою жизнь, как на великие дела, так и на сиюминутные увлечения.

¾ В столицу возвращался известный поэт, повзрослевший, получивший урок терпения, не потерявший способности верить, надеяться, любить.

¾ Осознавший, что гений – это не просто подарок судьбы, это еще и ответственность за него перед будущим.

¾ Михайловская ссылка окончилась.

 

Песня «Туда, где рощи пламенеют…»

Музыка.

¾ Обстоятельства складывались так, что после осенней поездки 1827 года до 1835 года Пушкину не удавалось побывать в Михайловском, хоть он и мечтал об этом.

¾ Он надеялся, что там сможет плодотворно работать, как обычно в осеннюю пору. Но на этот раз все было по-иному.

¾ Поэта не покидают горькие думы о том, что осталось в Петербурге и к чему он вынужден будет возвратиться: материальная необеспеченность, неуверенность в завтрашнем дне, невыносимые для творчества условия, в которые поставила его жизнь.

¾ Пробыв в деревне полтора месяца, 20 октября Пушкин покинул Михайловское.

¾ Написать удалось гораздо меньше, чем рассчитывал.

¾ В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей, и что около знакомых старых сосен поднялась во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу. Но делать уже нечего все кругом меня говорит, что я старею, иногда даже истым русским языком. Например, вчера мне встретилась знакомая баба, которой не мог я не сказать, что она переменилась. А она мне: "Дай и ты, мой кормилец, состарился да и подурнел". Хотя могу я сказать вместе с покойной няней моей: хорош никогда не был, а молод был".

 

Вновь я посетил

тот уголок земли, где я провел

изгнанником два года незаметных.

Уж десять лет ушло с тех пор – и много

Переменилось в жизни для меня.

И сам, покорный общему закону,

Переменился я – но здесь опять,

Минувшее меня объемлет живо,

И, кажется, вечор еще бродил

Я в этих Рощах.

Вот опальный домик,

где жил я бедной нянею моей.

Уже старушки нет, уж за стеною

Не слышу я шагов ее тяжелых,

Ни кропотливого ее дозора.

Во холм лесистый над которым часто

Я сиживал недвижим и глядел

На озеро, вспоминая с грустью

Иные берега, иные волны…

Меж нив златых пажитей зеленых

Оно синее стелется широко,

Через его неведомые воды

Плывет рыбак и тянет за собою

Убогий невод. По брегам отлогим

Рассеяны деревни там за ними

Скривилась мельница, насилу крылья

Ворочает при ветре…

Вот на границе

Владений дедовских, на месте том,

Где в гору подымается дорога,

Изрытая дождями, три сосны,

Стоят одна поодаль, две другие

К друг дружке близко. Здесь, когда их мимо

Я проезжал верхом при свете лунном

Знакомым шумом шорох их вершин

Меня приветствовал. По той дороге

Теперь поехал я и пред собою

Увидел их опять, они все те же,

Все тот же их знакомый уху шорох -

Но около корней их устарелых

(где некогда все было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась.

Зеленая семья, кусты теснятся

Под сенью их как дети. А вдали

Стоит один угрюмый их товарищ,

Как старый холостяк и вкруг него

По-прежнему все пусто.

Здравствуй племя

Младое, незнакомое. Не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

 

¾ Тогда он еще не знал, что через полгода умрет мать, и он повезет ее в Михайловское хоронить.

¾ Не знал, что, стоя один в изголовье ее могилы, вдруг примет важное решение.

¾ На монастырском кладбище, у алтарной стены Успенского собора, рядом с дедом, бабушкой и матерью оставалось место.

¾ После панихиды он зайдет к настоятелю и внесет положенную сумму, откупит это место для самого себя.

¾ А в феврале 1837 года, через Тригорское в Михайловское прискачет тройка, и с саней снимут ящик, а из ящика вынут гроб, в котором будет лежать он.

Катерина: Когда произошла эта несчастная дуэль я с матушкой и с сестрой Машей была в Тригорском. О дуэли мы уже слышали, но ничего путем не знали, даже, кажется, и о смерти. В ту зиму морозы стояли страшные. Такой же мороз был и пятого февраля 1837 года. Вдруг видим в окно: едет к нам возок с какими-то двумя людьми, а за ними длинные сани с ящиком. Александр Иванович Тургенев рассказал матушке, что приехали они с телом Пушкина, но, не зная хорошенько дороги в монастырь, свернули сюда. Какой ведь случай, точно Александр Сергеич не мог лечь в могилу без того, чтобы не проститься с Тригорским и с нами.

¾ Крестьяне выдолбят в мерзлой земле, помнившей нашествие Стефана Батория и поступь Иоанна Грозного, яму.

¾ И эта земля примет и обнимет его навсегда. Навечно.

¾ И над Синичьей горой будет бить колокол… Как всегда на Руси в дни беды и торжества.

 

Песня «Не гаси меня свечу» (1-3 куплеты)

 

¾ У каждого человека есть уголок на земле, побывав в котором однажды он стремится туда снова и снова.

¾ Что притягивает нас в этих местах?

¾ Что заставляет возвращаться в Михайловское вновь и вновь?

¾ Почему именно сюда едут к Пушкину?

¾ Возможно, тайна обаяния Михайловского заключена в той частице души, которую отдал ему Пушкин.

¾ Холмы, озёра, перелески, на которых задерживался взгляд поэта, открывают свою тайну, звучат музыкой пушкинской рифмы.

¾ Мы спешим в Пушкинские горы, потому что очень нужно в нашей жизни прикоснуться к великому, вечному, прекрасному.

¾ Вечному, но не надменному.

¾ Прекрасному и простому, что дарит душевные силы, поэзию и красоту.

¾ Здесь в Михайловском мы пытаемся обрести себя.

 

Песня «Не гаси меня свечу» (4-5 куплет)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.399 сек.