Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Французское возрождение. Общая характеристика




Городская литература средневековья.

Средневековая драма и ее основные жанры.

1. Развитие:

· популярна XIII ← рост городов, хотя зародилась раньше

· борьба церкви с языч. обрядами → антифоны (обмен репликами полухориями или священником и хором) → IX-X тропы (диалогические парафразы библейского текста) → + пантомимические действия (сценки) → свой театр – литургическая драма

· к XII драма секуляризируется →светские элементы – мистерии / миракли →комич. театр

2. литургическая драма:

· всё на лат, сюжеты из Св. Писания, текст напевный

· исполняется около алтаря, скромная бутафория, исполняют духовные лица

3. мистерии: XII-XIII

· на живом языке → свобода обращения с текстом → понапридумывали

· от алтаря →на паперть →на ул. перед церковью →на площадь, спец. помост, костюмы

англо-норманская «Игра об Адаме» (сер XII)

· XIII-XIV – мистерии организуют городские цехи → роскошь, показуха

· XV –расцвет, светскость →обрисовка характеров, псих. анализ, бытовой и комич. эффект.

· сюжеты, объёмы ↑, развивается постановочная часть

· сцена: симультанная (прямоугольник, несколько мест действия) или подвижная (на повозках)

4. циклические мистерии – поздние, >1450

«Мистерия Ветхого завета» - 50 тыс стихов, 40 отдельных пьес, 243 актера – неделями играли

123 во всех мистериях:

· интересно разработаны роли второстепенных персонажей, а образы Христа, богоматери и т.д. – шаблонно и бесцветно

· много комич. сцен, ех: клоунады дьяволов

· пышное и занимательное зрелище

5. миракли: XIII

· источники – предания о чудесах богоматери, святых

· сразу на площади и с бутафорией, вскоре религиозный элемент исчезает, вмешательство богоматери уходит на второй план

· «Игра о св. Николае» Жан Бодель, «Миракль о Теофиле» Рютбеф

6. комический театр XIV-XV

· источник: народное комедийное творчество – жонглёрское

· Адам де Ла Аль «Игра о Робене и Марион» - драматизация пасторали

· появляются профессиональные актеры

· жанры: фарсы (источник – острокомич. интермедии в религиозных драмах, готовые типы) + сотú (небольшие, часто импровизированные, за шутовством скрыт полит. смысл)

· фастнахтшпили – масленичные фарсы: комич. инсценировки ряженых

7. моралите

· пьесы морализующего характера

· «аллегорические моралите» - «Роман о Розе» - персонажи, кроме главных, - аллегорические

· «истории» (только во Фр.) – «Бедная крестьянская девушка» - темы семейной и общественной жизни

 

1. Развитие:

· центр – Фр., есть в Германии, нет в Испании (реконкиста, города не торговые центры)

· города= площадь= церковь + дворец + УНТ

· Болонья, Париж, Салерно, Монпелье, Оксфорд – универы, право и медицина.

· Связь городской литературы с УНТ и крестьянством.

· Жанры: шуточная лирика (без муз. сопровождения), бытовые стихотворные рассказы, сатирические и аллегорические романы, разная дидактическая литература.

2. Фаблио

· небольшие стихотворные рассказы о забавных происшествиях из обыденной жизни

· ƒ развлечение, поучение, познание мира →

· дидактические (грань моралистики и ремесла) + сатирические (пародии на рыцарей, антиклерикализм, сатира на куртуазность, в женщине – зло, где сюжеты – снижение куртуазных сюжетов, переворачивание канона красоты)

A. анекдот – случайная комичная ситуация (или игра слов), нет соц. подтекста, цель – здоровый смех

B. есть соц. направленность: чем городские лучше рыцарей («Крестьянин-лекарь»)

C. разоблачаются «сословные» пороки (жадность, скупость, чревоугодие богатых)

· сатирический элемент неоднозначен (ловкость: -/+)

· стиль – сохраняет черты народного предания: энергичная сжатость речи, точность выражений, много народных оборотов, сравнений и пословиц

· в Герм. аналогичны фаблио – шванки, ех: «Поп Амис»

3. «Роман о Лисе» кXII-серXIII

· источник - басни, животные сказки

· циклическая поэма, слагалась ≈70 лет, >10 авторов, один собрал все ветви логически, вместе

· Лис-Ренар, волк-Изенгрим, медведь-Брён, кот-Тибер, петух-Шантеклер, лев-Нобль

· ½ романа – юмор, человек≈животное – нормально, 2/2 романа – обличительная сатира

· народная мудрость описывает как феодально-рыцарскому началу, так и морали горожан

4. «Роман о Розе»: XIII

· поэма, 18 тыс. стихов

· 1 часть – Гильом де Лоррис (в куртуазных тонах), 2 часть – Жан де Мен (противоположна 1)

· сюжет – набор топосов (общих мест), цель – познание истины.

· в мал. сюжет - большое смысловое содержание. Роза – символ динамической первоосновы мира – любви, влюбляясь в неё – ближе к Богу.

· жанр видения и аллегоризм (из религиозной поэзии эпохи) – рамка для идеи любви

· обычная точка зрения: человек – звено в цепочке, ниже – звери, над – ангелы. Персонаж – Натура (природа), на её платье, где должен быть человек, дырка (тьма материи и свет духа → расползается). Фома Аквинский – учение «томизм» – объясняет наличие всех вещей в этом мире и связи между ними. Схоластика XIII-XIV – самая главная дисциплина, от науки отличается путем – не собрать в целое, а разобрать и исследовать. «Роман о Розе» - любимый у схоластов.

· во 2 части суть – вставные рассуждения Разума и Природы, характер самостоятельных дидактических поэм. Природа и Разум – основное, высшее сущего.

5. отдельная дидактическая литература

· моральная. Стихотворные рассуждения типа «Книга о нравах», «Наставления князьям», ех: поэт Фрейданк «Разумение»

· научная (господство религиозно-схоластического мировоззрения). Трактаты в стихах и прозе, энциклопедические сочинения: Готье из Мец «Картина мира» XIII

 

25. Специфика “Северного Возрождения”. Немецкий гуманизм.

 

1.В 16 в Германия испытывала влияние Франции (рядом с которой находилась) и Италии (с которой торговала сев. Германия). Более того, в то время Германия находилась под деспотическим правлением династии Гагсбургов (+завесила от папы). Но в 15-16 веке начинают появляться буржуазные отношения в феодальном обществе, что влечёт к быстрому и колоссальному экономическому подъёму. Развивается, однако, Германия не так быстро и равномерно как Италия, Франция или Нидерланды. В Германии началась некая политическая раздробленность из-за того, что одни города развивались быстрее других. Но и те и другие были лишены выхода к мировому рынку. Ситуация и правда противная – князья наживают состояния за счёт императора, но низшие слои общества разорялись и теряли свою политическую самостоятельность. Это повлекло за собой ряд крестьянских восстаний. В это же время, пусть не все, но растут города. Подъём городов, и развитие городской культуры во второй половине 16в являются основной предпосылкой возникновения гуманизма в Германии. Благодаря, правда, остальным факторам, гуманистическое движение не получает здесь такого размаха как в Италии.

2. Среди титанов возрождения нет немцев. В Германии гуманисты не интересуются всесторонним развитием человека, они замкнуты на изучении античности, филологии и т.п. В Германии существует УЧЁНЫЙ ГУМАНИЗМ.

Главными гуманистическими центрами в Г., являлись южные города, связанные с Италией торговлей (Страсбург, Нюрнберг и др.). Повлияло на Нем. Гуманизм и создание университетов (кружок гуманистов Эрфуртского университета во главе с Муцианом Руфом).

Литература немецкого гуманизма написана большей частью на немецком языке (интеллигенции нет дела до широких масс).

3. Среди нелатинских поэтов выделяются Конрад Цельтис («немецкий Гораций) и Генрих Бебель, чьи короткие комедии по подобию итальянских новелл и французских фаблио «Фацетии» пользовались огромной популярностью.

4. Крупнейшим представителем нем гуманизма был Иоганн Рейхлин, богослов, философ, историк, блестящий филолог и знаток тдревних языков. Написал комментарии к Ветхому завету, что положило начало более подробному изучению святых книг. Церткви это не очень – то понравилось и она решила отдать Рейнлиха под суд, ему стали писать сочувственные письма, которые он издал в сборнике под названием: «Письма тёмных людей» (1514), что стало блестящим оразцом боевой сатиры эпохи гуманизма. Книга имела огромный успех и свидетельствовала о надвигающейся реформации.

Ульрих Гуттен происходил из старинной рыцарской, но обедневшей семьи. Сбежал из монастыря, куда его отправил учиться отец, мечтая посвятить себя гуманитарным наукам. Он ипринял участие в составлении второй части «Писем» Рейнлиха и напечатал найденную им рукопись итальянца Лоренцо Валы «О ложности дара Константина». Против папы и католической церькви написал «Диалоги» в духе Лукиана. Хорошо отнёсся к реформации, но видел в ней прежде всего не церковную, а национально-духовную революцию. Непосредственным призывом к борьбе против римского влияние, является «Жалоба и увещение против непомерной и нехристианской власти римского папы и недуховного духовенства. Написана уже на немецком языке.

 

26. Эразм Роттердамский и лит-ра Франции.

 

1. Средневековая католическая церковь господствовала во всех областях жизни, а, следовательно, борьба против феодализма = борьба против церкви и её святого учения = ересь = очень тяжёлая ситуация реформаторов. Но оппозиция против церкви была общенациональной, т.к. в отличие от остальной Европы, которая пыталась освободиться от императора и попасть под влияние церкви, Германия пыталась выйти из-под влияния церкви, вечно облагающую её всевозможными налогами и сборами на церковные нужды. Начало реформационного движения явилось в 1517 выступление Лютера против злоупотребления папской власти, это вызвало колоссальные волнения среди немцев.

2. Мартин Лютер (1483-1546), учился в монастыре, а оттуда ушёл в Эрфуртский университет, где занимался гуманитарными науками и богословием. Оттуда ушёл в августинский монастырь, стал учёным монахом и, в последствии, профессором богословского факультета в г. Виттенберге, в Саксонии. Побыл в Риме, где видел «весь ужас и разложение папской власти», после чего захотел всё переделать в Германии. Лютер выступает против папа, поддерживаемый тысячами крестьян, но вскоре присоединяется к не очень ярко выраженной контрпапской политике князей. Почему? Испугался сокрушительной силы? Неизвестно. Он, будучи выходцем из народа, говорит, что настоящее богатство для немецкого народа не в латыни, а в родном языке. «Застольные речи», множество религиозных песен, богословско-политические памфлеты – всё на немецком языке. Перевёл множество латинских псалмов на родной язык, которые впоследствии получили распространение в лютеранской церкви. Томас Мюнцер – ещё один вождь реформации. Священник и доктор богословия, он скоро разошёлся во взглядах с Лютером, т.к. был за полное уничтожение старой церкви.

3. Существовала ещё и Бюргерская литература. Она развивалась параллельно с латинской л-рой гуманистов, агитационно-политической, научной и художественной. Эта литература на немецком языке. Она не создала какие-либо памятники и была всего-навсего некой «городской» литературой, авторы писали на вольные темы сатирические рассказы и не черпали сюжеты из зарубежных разнообразных жанров, а по сему эта л-ра была замкнутой и для избранного круга горожан. Её родоначальником являлся Себастьян Брант, который написал стихотворную сатиру «Корабль дураков», положившей начала «литературе о глупцах», к которой относится «Похвала глупости» Эразма Роттердамского. Наиболее выдающийся её представитель – Ганс Сакс, которому Гётте посвятил одно из стихотворений. Он написал «Похвальное слово» там где превозносит родной город. Лютера поддерживал, но весьма своеобразно и в рамках своей литературы («Спор между священником и сапожником», где идиотом оказывается священник)

4. Вообще реформация не очень благоприятна сказалась на развитии гуманизма: реформаторы были против подобного рода мыслей и призывали вложить все силы в реформирование, а церковь сражалась со всеми, кто проявлял себя как индивидуалист, ибо считала это ростком ереси. В такой ситуации сложилось творчество Иоганна Фишарта, который писал прозаические сатиры типа «Спор босоногих монахов» и «Житие св. Доминика и Франциска», его лучшее творение – перевод первой книги «Гаргантюа и Пантагрюэль», который он превознёс к политической обстановке Германии того времени. Книгопечатанье положило начало демократической литературе, которая в основном являлась вольными переводами французских и итальянских произведений (Тиль Эйлиншпигель», «Доктор Фауст», «Тристан», «мелюзина» и др.) Эта литература пользовалась особой популярностью в эпоху Романтизма.

5. Крупнейшим учёным гуманистом в 16в был Эразм Роттердамский, уроженец Роттердама, голландец по происхождению и «гражданин мира» по своим убеждениям, большую часть жизни странствовал по Европе, поддерживал дружеские связи с гуманистами в Италии и Франции, очень повлиял на его развитие в Германии. Он учился в монастыре, где изучал латынь и греческий и на всю жизнь получил ненависть к церковному учению. Жил и учился в Париже, Риме и Англии. Учёные сочинения Эразма, написанные по латыни, создали ему славу наиболее авторитетного знатока классической древности. Его филологическая критика церковных книг, подорвала доверие к их первоначальному трактованию. Однако Эразм не присоединился к реформаторам т.к. лютеранство было против гуманизма (трактат «О свободе воли» к Лютеру). «Похвала глупости», - одно из самых выдающихся его произведений, знамениты так же и «Домашние беседы», написанные на латинском языке как и всё остальное. «Беседы» по образу «Диалогов» Лукиана, дают сатирическое обозрение различных сторон современной частной и общественной жизни. Более глубокая и обобщённая сатира – «Похвала глупости». Которая сразу перевелась на многие европейские языки. Самые жестокие насмешки – против церкви. Всё человеческое общество у Эразма – царство глупости, только одна природа не тронутая человеческой цивилизацией – источник мудрости.

 

 

1. Возрождение во Франции имело такие же предпосылки, как и в Италии. Но в отличие от И талии, где уже в 13 в буржуазия становится господствующим классом, во Франции им остаётся дворянство. Хотя в 15 в во Франции буржуазия тоже очень усилилась, основную поддержку гуманистические идеи нашли в передовых кругах дворянства, соприкоснувшихся непосредственно с культурой Италии. Вообще влияние Италии – важнейшая предпосылка ко французскому возрождению. Начиная с царствования Франциска 1, когда организуются разнообразные походы французов в Италию (1515-1547) и они видят богатство и изысканность итальянской культуры, убранства итальянских городов, начинается импорт итальянской ренессансной культуры во Францию. Итальянские архитекторы строят замки в новом ренессансном стиле в Блуа, Шамборе, Фонтенбло. Появляются в большом количестве переводы Данте, Петрарки, Боккаччо и др. Из итальянцев, переселившихся в эту пору во Францию, наиболее знаменит Юлий Цезарь Скалигер (врач, филолог, критик, автор знаменитой «Поэтики» на латинском языке, в которой им были изложены принципы учёной гуманистической драмы). Параллельно шло изучение древности, доходившей от части также через итальянское посредство. Переводятся Фукидит, Ксенофонт, Плутарх и др. Известный советник и помощник Франциска в преобразовании Франции стал Гильом Бюде, написавший огромное количество трудов на латыни по философии, истории, филологии, математике и юриспруденции. Его основная мысль – филология важнейшая наука для человека, т.к. изучая древние языки чел. Морально развивается. Во многом Гильом схож по мироощущению с Э.Роттердамским. Особые отношения связывали Французкое возрождение со сначала дружелюбной, а потом негативно настроенной против гуманизма церковной реформацией.

2. В истории Французского протестантизма надо различать два периода: до 1530х гг и после. Первыми протестантами Франции стали разрозненные интеллигенты гуманистического образа мыслей, подходившие скептически к церкви, но мало склонные к борьбе против неё. Из них, выдающийся математик и эллинист Лефевр д’Этапль, который пожив в Италии перевёл оригинал Аристотеля и понял, что на родине его трактуют по-другому. Вслед за этим, он стал переводить священное писание и тоже не нашёл в нём ничего похожего на безбрачие духовенства. Сорбонна осудила этот перевод, как и всю новую ересь. Лефевр вынужден бежать, но Франциск возвращает его и даже делает воспитателем сына. Он благоволит к протестантам и гуманистом до…контрреформации - переворотом, обусловленным страхом господствующих классов перед крестьянскими восстаниями и слишком смелыми устремлениями гуманистов, грозивших опрокинуть «все устои».

3. В это время французский протестантизм вступает в новую стадию. Его главой становится Жак Кальвин, переселившийся из Франции в Женеву, которая отныне центр руководящий протестантским движением во Франции. Кальвин формирует своё учение в «наставлении в христианской вере», написанным на латыни, а через пять лет на фр.яз. С этого момента утопический евангелие сменяется суровым кальвинизмом. В его учениях есть буржуазная природа (проповедует накопления, бережливость, признаёт рабство), но он нашёл опору и среди дворян, не желающих мириться с абсолютизмом => протестантизм теперь распространяется и среди южнофранцузких дворян, оплотом феодальной реакции. Протестантизм тоже меняется и становится не свободомыслящим, а фанатичным (сожжение Кальвином Сервантеса). Начинается кровопролитная борьба между католиками и протестантами. При этом, гуманисты не примыкают ни к одни, ни к другим. Некоторые гуманисты, соблазняясь идеей национального единства (Ронсар и др участники «Плеяды») за католиков, но им не нравится узость их мышления. От кальвинизма гуманистов отталкивала его буржуазная ограниченность и фанатизм. Однако кальвинистское представление об идеальном устройстве привлекала Агриппа д’Обинье, а из более раннего времени Маро. Всё же такие гиганты Французского возрождения как Рабле, Деперье и Монтень склонялись к религиозному свободомыслию.

4. Для писателей ренессанса во Франции тоже характерен образ «универсального человека». Рабле, врач, археолог, юрист и гениальный сатирический писатель. Чем не гуманист? Большая разносторонность в творчестве и у Маро, М. Наваррской, Ронсара и др. Рождаются новые жанры или координально меняются старые. Новеллы М.Наверрской, своеобразная форма сатирического романа Рабле, новая манера в лирике Маро, Ронсара, а потом и всей «Плеяды», зачатки светской ренессансной драмы у Жоделя, а так же анекдотически-нравоописательный тип мемуаров у Брантома и философские опыты у Монтеня – свидетельства более реалистического подхода к действительности и начала Возрождения. Существует несколько этапов развития гуманизма во Франции: 1) оптимистический (нач 16в) 2) разочарование гуманистов (после 1530х) 3) кризис гуманизма, но вместе с тем более глубокое осмысление бытия и искание себя в мире (конец века).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.