Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Романский стиль (X-XII в.в.)




Термин «романский» возник в XIX веке как обозначение стиля европейского искусства X, XI, XII столетий. Постройки этого времени преимущественно каменные, со сводчатыми перекрытиями, которые в средние века считались романскими (построенными по римскому способу). Государства тогда представляли собой конгломераты (объединения) отдельных, замкнутых, вечно враждующих феодов (поместий). Каждый феод был крепостью, а феодал пользовался неограниченными правами внутри своего феода и имел своих вассалов. К X веку крестьяне стали крепостными своего сеньора. Набеги и сражения составляют стихию жизни. Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает и романское искусство. Основное, что оно создало, - это замок-крепость или храм-крепость. В эту эпоху окончательно складывается тип феодального замка. Он располагался на возвышении, удобном для наблюдения и обороны, являлся символом власти феодала над окрестными землями. Основное жилище сеньора – стоящая в центре двора главная башня донжон, ее крыша использовалась для дозора. Со временем башню стали окружать крепостной стеной. У ворот и вдоль стен возводились боевые башни, а двор застраивался. В нем размещались жилые дома, церковь, хозяйственные постройки.

В романском зодчестве дерево в перекрытиях базилик постепенно сменяется более прочным камнем. Для нейтрализации давления на стены и распора, который дает свод, стены, и столбы первых романских храмов с каменными перекрытиями делались очень толстыми и массивными, а проемы узкими. Арочная форма дверных и оконных проемов – характерный элемент архитектуры романского стиля.

Образцом позднего романского зодчества является собор в Вормсе (XII в.). План романской церкви базиликальный. При взгляде на собор, доминантой воспринимается мощный корпус центрального нефа, который делает храм похожим на корабль. Боковые нефы ниже центрального, трансепт пересекает продольный корпус, над средокрестием высится массивная башня, с востока храм замыкает выступающее вперед полукружие апсиды. Еще четыре узкие высокие башни с шатровыми вершинами сторожат храм с восточного и западного конца. Нет ничего лишнего, ничего деструктивного, скрывающего архитектурную логику. Архитектурный декор очень сдержан – всего лишь аркатуры, подчеркивающие основные линии.

В раннее средневековье стены храма часто оживлялись узорным орнаментом. Романское искусство дополнило, а иногда и заменило такой орнамент изобразительной пластикой. И вот каменные стены храмов оживились искусно высеченными человеческими изображениями, часто объединенными в многофигурную композицию, наглядно передающую ту или иную евангельскую историю.

На стены храмов проникает и много нерелигиозных мотивов. Здесь среди христианских святых, апостолов, евангелистов можно встретить кентавров и львов, полуящеров-полуптиц, змея-искусителя и всякого рода химер. С одной стороны они, вероятно, олицетворяют силы дьявола, но это неглавная причина их присутствия в храме. Они пришли в романское искусство из языческих народных культов, из сказок и басен, из животного эпоса.

Вглядываясь в приземистые фигуры романских святых, нельзя не заметить их характерной мужиковатости, их явно простонародного происхождения (Музыка и грамматика, скульптура собора в Шартре, XII в.). На полукруглых тимпанах над порталом церквей часто помещались изображения Страшного суда. Идея возмездия и справедливой кары владела умами средневековых людей. Романский бог, в воображении простого человека – судья и защитник, тот, кто накажет обидчиков и угнетателей.

Романское искусство кажется грубым и диковатым по сравнению с византийским, но оно более непосредственно, в нем есть искренняя и пылкая экспрессия. Порой оно наивно и простодушно в трактовке образов христианских святых. Это объясняется тем, что художники средневековья – самые простые люди, каменотесы, плотники, гончары далекие от церковной философии.

Ясность, монолитность, внушительность и величие – характеризует романское зодчество.

Аркатуры — ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений.

Перспективный портал – вход в собор, оформленный в виде расположенных одна за другой и уменьшающихся арок, опирающихся на пристенные колонны.

Тимпан - внутреннее треугольное или полукруглое поле фронтона.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.