Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Романский стиль




Романским стилем первоначально называли памятники архитектуры, выполненные по римскому образцу, т.е. из камня со сводчатым покрытием, а не из дерева, как строили варвары. Для построек использовался легко обрабатываемый известняк (во Франции), мрамор (в Италии), туф (в Германии). Камень отесывали в виде блоков.

Романский стиль в настоящее время определяется как стиль западноевропейского искусства XI - первой пол. XII вв. Основой романского искусства были в первую очередь сложившиеся на Западе в «темные века» местные художественные традиции. Суровые нравы, феодальные войны, право грубой силы, практическое чутье людей того времени - все это проявилось в феодальных замках той эпохи. При возведении крепости выбиралось место на высоком откосе. Характер участка определял форму плана крепости, окруженной широким рвом и высокими гладкими стенами, сложенными из огромных камней. Стены заканчивались зубцами, на углах и по стенам стояли сторожевые башни цилиндрической формы. Ко входу вел подъемный мост, по бокам от входа были башни. В середине крепости находился обширный двор с донжоном - огромной массивной башней с маленькими окнами. В раннее время донжоны были в плане прямоугольными, позже их стали делать круглыми. Донжон делился по вертикали на несколько этажей, чаще всего на три. Эта система была удобной для обороны. Зал и спальные помещения располагались в среднем ярусе, а самое большое зальное помещение над ними, нижний ярус использовался для прислуги.

Романский храм был схож внешним обликом с замком. На западной стороне продольного корпуса помещались две башни или колокольни и две меньшие восточные башни по сторонам хора и по углам трансепта (поперечного нефа ). Башни поднимались вверх в несколько ярусов, заканчиваясь массивными восьмигранниками. Внутреннее пространство романской церкви состояло из главного и имеющих половину его ширины и высоты боковых нефов, которые отделялись от главного нефа рядом колонн или столбов. Нефы перекрывались двускатными крышами или тяжелыми каменными сводами. Стены из-за сильного бокового распора стены утолщались и могли достигать 6 м в толщину, окна были узкими, как бойницы. Обстоятельства требовали увеличения внутреннего пространства храмов, поэтому их стали перекрывать крестовыми сводами, получающимися при пересечении двух полуцилиндров под прямым углом. Такая конструкция переносит тяжесть перекрытия на угловые опоры.

В романских храмах появляются так называемые «розы» - окна в виде окружности большого размера, украшающие фронтоны главного нефа и трансепта.

Главный портал находился на западной стороне, меньшие по размерам порталы вели в боковые нефы или в крылья трансепта. Дверь имела прямоугольную форму. Над ней находилось поле - тимпан с богатыми рельефными украшениями.

В романской архитектуре определился тип композиции, которого не знали ни Греция, ни Рим. Традиционные римские арки, столбы и колонны вступили в тесное взаимодействие.

Орнамент в основном растительный, состоящий из переплетающихся лент, с листьями, поясами из бус, фантастическими изображениями животных почти сплошь покрывает порталы. Скульптура и живопись служили целям архитектуры. Так, в скульптуре фигуры неправильны в анатомическом отношении, позы статуй безжизненны. Живопись представлена росписью колонн, капителей, апсиды. Это изображение Христа и апостолов, отцов церкви, которые писались по сухой штукатурке насыщенными красками.

Внутри романики существовало несколько школ. Среди французских первое место занимала Бургундия, где был разработан тип монастырского храма со множеством алтарей, поперечных и боковых нефов. Главная церковь Аббатства Клюни была самой большой в Европе. Бургундские храмы отличаются совершенством форм, законченностью и закругленностью частей. На севере Франции в Нормандии сохранились большие монастырские церкви, такие как Сент Трините в Кане. На юге, в Перигоре применялись купольные перекрытия, в Провансепреобладали однонефные зальные храмы с ясными формами и пропорциями.

Романские храмы Германии более кубичны и массивны, в них слабее выражены членения. Ранние романские храмы Германии перекрывались плоским потолком. Однако уже в XI в. романские зодчие попытались связать две боковые стены одним цилиндрическим сводом. Но он мешал освещению и производил давящее впечатление. Поэтому главный неф стали перекрывать крестовыми сводами. Таковы соборы в имперских городах Вормсе, Шпейере, Майнце, возведенные в ХII-ХШ вв. В германских землях возникла форма кубической капители, богато украшенной переплетениями и листовым орнаментом.

 

 

Романская архитектура Италии представлена в Ломбардии кирпичными соборами с отдельно стоящими кирпичными башнями – кампанилами (колокольнями), составляющими особенность итальянской архитектуры. В XI-XII вв. в Пизе были возведены собор, баптистерий (крещальня), кампанила, получившая название «падающей башни» (в настоящее время отклонение от вертикали более 4 м). Итальянская романика отличает легкостью форм, своеобразным изяществом, изысканным декором.

Романский стиль получил свое развитие в Испании, испытав при этом сильные мавритан-ские влияния. Хорошо сохранился замок Алькасар в Сеговии – типичный образец крепостной архитектуры XII века. Интересны также росписи церкви Святого Климента в Тауле.

В романском искусстве создается тип «повествовательной капители», когда капитель представляет собой ряд фигур. Возрождается после долгого перерыва круглая скульптура, подготовленная почитанием мощей.

Романская скульптура подобна узору, украшающему каменные стены соборов. В XII в. появляются колонны в виде человеческой фигуры. Рельефы украшают бронзовые двери собора св. Михаила в Гильдесгейме, церкви Сан-Дзедо в Вероне. Позднее появляется отдельно стоящая фигура.

Романская миниатюра составляет противоположность византийской, ее фигуры отражают религиозную и сословную иерархию, орнаментальны, в них нет свободного движения; используются, как правило, яркие цвета.

Символика романского храма

Пространство романского храма понималось как системно организованнное, построенное по законам красоты мироздание. Здание состояло из трех частей - притвора, или нартекса, средней части и алтаря, что соответствовало идее единства человеческого, ангельского и божественного уровней бытия, напоминало о тройственности души, тела и духа человека. Наиболее святая часть храма - алтарь, который помещался в восточной части, обращенной к утреннему свету, посвящался Христу. Престол был символом гроба Господня. Западная часть храма символизировала грядущий Страшный суд, что соответственно изображено было на западном портале. Северная сторона символизировала Ветхий Завет, южная - Новый Завет. Все изображения собора читались, как книга, храм был «Библией для неграмотных». План церкви имел форму латинского креста. В верхней части храма изображалось небо, нижняя обозначала землю. Декор пола - лабиринт - означал путь человека к Богу. Сумрак храма символизировал покров божественной тайны.

Форма портала слагалась из полукруга арки - символа неба и прямоугольника двери - символа земли. Дверь символизировала самого Христа, сказавшего: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет». Символика оконной розы была сложной: круглая форма символизирует небо, а «Розой без шипов» называли Деву Марию. На «повествовательных» капителях развертывались сцены Священного Писания. Храм всегда был ориентирован входом на запад.

Граница между романским стилем и готикой падает во французской архитектуре на 1150 г. В других странах перелом произошел позже.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.