Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сакрализация познания проявляется




Под влиянием мировых религий в средневековье происходит общий процесс сакрализации культуры, т.е. проникновение религии во все сферы жизни.

1) в иерархии наук. Теоретическое обоснование этого: Жизнь коротка, и следует больше заботиться о том знании, которое ближе к спасению души.

1. Теология — наука о божественном, попытка объяснить сущность и деяния Бога.

2. Философия, которая определяется, как «естественная теология», объяснение религии рациональными средствами (законами природы).

З. Тривиумвират: логика, риторика, грамматика.

4. Естественные науки. Природа — это воплощение замыслов творца, следовательно, изучая ее можно прийти к познанию Бога, но это далекий и косвенный путь.

2) Иерархия наук дополнялась иерархией способов познания.

Высшим способом считалась интуиция, т.к. она одно из проявлений сакрализации, она наиболее близка к божественному откровению. Самый низкий уровень — это практическое познание конкретных вещей.

 

 

В познании распространение ориентации на сохранение уже имеющихся знаний, а не на производство новых внешне проявилось в возникновении особого познавательного жанра, в котором начинают писаться научные труды — «суммы».

Сумма — обзорный энциклопедический труд, в котором сосредотачивается все знание по некоторому предмету, подводится итог и устанавливаются истинные мнения.

Первую сумму «Источник знания» написал Иоанн Дамаскин (675-753гг.) Она состояла из трех частей: 1.Диалектика — излагалась аристотелевская логика; 2. Сумма против язычников; З. Истинное изложение православной веры. Он подвел итог развитию патристики и стал основоположником схоластики.

Патристика — первая форма средневековой философии (от дат. патер - отец), буквально означает учение отцов церкви. Т.е. это совокупность религиозных философских учений периода становления христианства, когда формировался и уточнялся канон христианской веры (с I по VIII вв.) Деятели этого периода: Климент Александрийский, Тертуллиан, Иоанн Златоуст, Августин Блаженный.

Учение Аврелия Августина (Блаженного) (354-430 гг.). Наиболее известные работы «Исповедь ", которая может рассматриваться как опыт автобиографии эпохи средневековья и сочинение «О граде Божьем». Он известен как человек решительных идей и поступков; об этом говорят факты: желая посвятить себя Богу, он отказался от жены и сына, а в более поздний период своей жизни приобрел репутацию гонителя еретиков, предшественника инквизиции средневековья.

Августин систематизировал христианское мировоззрение.

Основные положения философии Августина Блаженного:

Высшее в мире — Бог, главное его свойство — бытие, существование. Таким образом, у Августина появляется идея об уровнях существования. Свободным актом воли Бог создал из ничего материю и пространство. Он продолжает творить все время, иначе мир провалился бы в небытие. Истина в Средние века — это сам Бог. Одно из важных достижений Августина — психологическая концепция времени. Существует реально лишь настоящее, прошлое — это память, а будущее — это только его воля.

В основе истории человечества по Августину лежит борьба двух царства - Божьего и Земного (грешного). Божественное царство составляют те, кто следует предписаниям Церкви и заветам ее отцов - их меньшинство. Среди них Августин называет священнослужителей и тех христиан, кто жил в покорности и молитвах – людей, близких к Богу и объединенных в Церковь. Земное Царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, язычниках, еретиках, неверующих, то есть погрязшие в греховности. Их большинство, но рано или поздно они будут побеждены Божественным царством. Историческая концепция Августина содержит идею противостояния двух начал - добра и зла, устранение антагонизма между ними и есть конец истории. Этической нормой для людей должно быть постоянное стремление к Богу, то есть к добру.

 

Схоластика — вторая форма средневековой философии сложившаяся на основе опрелелившегося христианства. Схоластика, как метод познания, строится на интерпретации и изучении канонических текстов. Базовый постулат схоластики, как метода: существуют основополагающие тексты, в которых содержится все необходимое знание. Можно решить любую проблему в познании, подобрав соответствующий текст и правильно его интерпретировав.

К каноническим текстам были отнесены Библия, труды отцов церкви, некоторые сочинения Плотина и Аристотеля.

Характерная особенность средневекового образования: ученым считался тот, кто хорошо знал тексты и мог подобрать их для обоснования любого тезиса. Определенность собственной точки зрения не важна.

Большинство проблем, обсуждавшихся в средневековой схоластике, не имеет собственного значения за ее пределами, кроме одной. Это проблема соотношения общего и единичного — спор об универсалиях:

1. В вещах существуют как общие, так и единичные черты — какие из них важнее: те, которые определяют принадлежность вещи к определенному классу, или те, которые характеризуют ее индивидуальность?

2. Откуда берется общее в вещах? Обладает ли оно неким самостоятельным существованием?

3. Общие понятия (универсалии) более или менее понятнее, чем конкретные вещи?

В споре об универсалиях определились философские течения номиналистов и реалистов.

Номиналисты — Беренгар, Росцелин, Пьер Абеляр, Уильям.Оккам. Их позиция: реальны только конкретные вещи. Общие понятия — это всего лишь их имена, а имя — это всего лишь набор звуков. «колебания воздуха». Общие понятия никакой реальностью не обладают — крайний номинализм, или обладают реальностью лишь потенциально, как возможные идеи нашего разума умеренный номинализм.

Реалисты Эриугена, Ансельм Киндерберийский, Аделард Батский, Гильом из Шамю. Их позиция: По-настоящему реальны только универсалии. Конкретные вещи - это результат случайных видоизменений общего. Например, все люди в основном похожи. Индивидуальность — это случайные черты. Эриугена: «Вещи — это результат обличения сущности случайными свойствами».

Умеренный реализм полагал, что универсалии образуют вещи, соединяясь с материей. Крайний реализм допускал также, что универсалии могут существовать отдельно от вещей в чистом виде. Представителем умеренного реализма был систематизатор схоластики Фома Аквинский (Томас Аквинат). Он был основателем томизма, как религиозно-философского учения. Он получил прозвища «Пятый Учитель Церкви» и «Ангельский Доктор». Его работы называются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».

Философские идей Фомы Аквинского:

Необходимо различать телесное и духовное бытие, как потенциальное (неустановившееся, колеблющееся) и актуальное (реализованное, полное, совершенное). Абсолютная потенциальность — слабейший вид бытия - материя. Актуальным существованием обладает только Бог. В системе философских категорий абсолютная актуальность — принцип и источник порядка и организованности

- форма.

Материя и форма соединяются в вещах. Форма — источник их общих черт. Материя вносит отличия. Фома использует терминологию Аристотеля. Но у Аристотеля материя и форма характеризовались, как соединенные в вещах и совечные. У Фомы материя сотворена Богом в первом акте творения. Существовали и существуют нематериальные бестелесные формы.

С приходом и утверждением христианства люди получают равные возможности в смысле духовного бытия: перед единым и единственным Богом были все равны; все, кто веровал в него, могли обращаться к нему лично и рассчитывать на его внимание. Это означало индивидуализацию духовности, давало стимул к работе мысли и поискам истинных путей в жизни. Вместе с тем монотеизм сплачивал общество, придавал общественной жизни общинный характер.

Однако, при этом неизбежно возникала религиозная нетерпимость в отношении других религий. (Она не раз использовалась светской властью для расправы с инакомыслящими; для подготовки и осуществления захватнических войн (крестовые походы, например) и т.д.)

Главное при этом руководствоваться не столько разумом, как в первом случае, сколько мистическим опытом собственной души.

Схоластика (от греч. школа) представляла собой школьную (университетскую, монастырскую) мудрость, в которой средствами формально логических рассуждений доказывались догмы христианства. Схоластика формировалась в период с VIII по XII вв. и ее расцвет приходился на XIII - XIV века. Затем она прекращает свое существование, уступая место идеям эпохи Возрождения и Нового времени.

Виднейшим представителем схоластики считается Фома Аквинский (Томас Аквинат), годы его жизни: 1225-1274. Он выходец из состоятельной семьи, родился в Неаполитанском королевстве близ местечка Аквино - отсюда и приставка к его имени. Фома был монахом доминиканского ордена, преподавал теологию в Парижском университете и в доминиканских школах Италии. Он является автором обширных трудов, за что после смерти был объявлен "ангельским доктором" и причислен к лику святых. Его труд "Сумма теологии".

Некоторое положение философии Фомы Аквинского.

- Вопрос о соотношении философии, веры и знания (науки).

теология - наука в высшем смысле

философия - (теория перспективы, например)

наука - в обычном понимании (арифметика, геометрия).

- Доказательства бытия Бога.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.