Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Туристское оборудование мотоцикла 2 страница




Существует еще один вид дополнительной фары — поворотная, имеющая шарнирное устройство. Потребность в такой фаре особенно ощущается на машинах с неподвижной основной фарой (например, на мотоцикле «МЦ», мотороллерах «Тула», «Чезетта» и других). Устанавливают поворотную фару рядом с основной на руле или на верхней перекладине дуги. Если вы ставите такую фару на боковой коляске мотоцикла, то ее лучше располагать на левой стороне коляски, чтобы водитель мог дотянуться до нее рукой. Поворотная фара может пригодиться при выборе пути на плохом участке дороги, при ориентировании ночью на местности. Следует
иметь в виду, что для ее установки необходимо разрешение ГАИ.

Рис 29. Установка противотуманной фары на защитной дуге.

Большую пользу в городе и на шоссе принесут фонари указателей поворотов. Некоторые мотозаводы оснащают свои машины «мигалками». Если ваш «экипаж» не оборудован указателями, советуем это сделать.

Фонари указателей поворотов следует разнести по возможности шире и поставить в них лампы мощностью не менее 15 ватт. Старайтесь использовать лампы, однотипные с установленными на мотоцикле, — это позволит в случае перегорания одной из них позаимствовать ее в другом, менее ответственном, месте. Для указателей поворота мотоциклов выпущены 6-вольтовые реле РС-419. Можно также взять автомобильное 12-вольтовое реле РС-57, имеющее винт для регулировки интервалов мигания. За счет регулировки реле РС-57 удается заставить работать в 6-вольтовой системе электрооборудования.

Реле размещают в фаре мотоцикла. Рядом с ручкой газа устанавливают переключатель указателей поворота (рис. 30). Сделать его можно на базе стандартного переключателя света, произведя небольшую переделку. На мотоциклах «Ява», например, в переключателе снимают контактную пластину с пружиной, а в средней ламели сверлят небольшое углубление для фиксации нейтрального положения (рис. 31).

Рис. 30

Рис. 31

Если передние указатели поворотов не видны водителю, необходимо предусмотреть контроль за работой системы. Для этого на фаре ставят сигнальную лампочку. Если же фонари указателей установлены на ветровом щитке, под ними сверлят отверстия, чтобы свет от лампочек был виден водителю.

Оборудование бокового прицепа.
Все наши рассуждения о конструктивных дополнениях касались мотоциклов-одиночек. Такие же приспособления, за исключением, может быть, дуг бокового Упора и правой навесной сумки, полезно сделать и на мотоцикле с коляской. На самой коляске пригодится дополнительный багажник за сиденьем пассажира, где Удобно расположить габаритные вещи, например палатку. В местах установки опор багажника кузов коляски снаружи и изнутри усиливают металлическими накладками. Багажник выполняется из стальных трубок диаметром 10—12 мм (рис. 32). Чтобы багаж не сползал, грузовая площадка должна иметь небольшую спинку.

Существенное преимущество мотоциклов с коляской — возможность возить с собой запасное колесо. На мотоциклах «Иж», «Паннония» его располагают на специальном кронштейне, закрепленном на задней части левого борта прицепа. Конструкция кронштейна может быть различной. Важно только в месте его установив усилить изнутри кузов коляски. При боковом расположении колесо не мешает пассажиру мотоцикла и легко доступно.

Очень нужным дополнением к коляске может оказаться тент, особенно при путешествии с ребенком. Тент должен быть складывающимся, компактным и легким Вот как решил этот вопрос один мотоциклист на боковом прицепе БП-62 (рис. 33). Основанием тента служа четыре дюралюминиевые дуги. Они обтянуты тонким брезентом (можно использовать и другой мягкий, прочный, водонепроницаемый материал). Шарнирные устройства каркаса крепятся по бокам коляски. Задняя дуга неподвижна. Тент в поднятом состоянии пристегивается к обрамлению ветрового щитка. В местах соприкосновения со стеклом передняя дуга
окантована микропористой резиной (рис. 34). Этому тенту не помешало бы небольшое заднее окно из тонкого плексигласа. При конструировании такого тента необходимо предусмотреть возможность открывания его пассажиром изнутри и обеспечение хорошего натяжения брезента.

Рис. 32. Багажник и крепление запасного колеса на коляске.

Рис. 33. Складной тент на коляске мотоцикла.

Рис. 34. Эскиз тента на коляске: 1 — шарнирное крепление, опорная подушка и болт М8; 2 — кронштейн и болты крепления М6; 3 — дуга длной 1600 мм; 4 — водонепроницаемая ткаяь; 6 — дуга длиной 2000 мм; 6 — дуга длиной 1900 мм; 7 — дуга длиной 1620 мм;
8 — прокладка из пористой резины

Задний прицеп.
Особый разговор пойдет об одноколесном заднем прицепе. В некоторых странах, например в Чехословакии, Польше, ГДР, такие прицепы получили широкое распространение.

Сохраняя все преимущества одноколейного транспорта, задний прицеп расширяет возможности мотоцикла-одиночки, облегчает размещение груза в путешествии. Если для закрепления багажа на мотоцикле требуется довольно много времени, то прицеп упрощает эту процедуру. Его присоединение к мотоциклу или мотороллеру занимает несколько минут — достаточно вставить шкворень, зашплинтовать его и подсоединить штепсельный разъем электроосвещения заднего фонаря прицепа.

Трогание с места на мотоцикле с прицепом простое. Машину не водит из стороны в сторону. Движение с ним не вызывает затруднений. Виражи с задним прицепом проходить легко; это преимущество по сравнению с боковым прицепом особенно ощущается на горных дорогах. При торможении мотоцикла тенденция заноса заднего прицепа отсутствует, что нельзя сказать о боковом прицепе, не оборудованном тормозом.

Есть, конечно, и некоторые особенности управления мотоциклом с прицепом. Скорость следует ограничивать до 70—75 км/час — ведь на раму мотоцикла передаются дополнительные нагрузки, а маленькое колесо прицепа «щупает» каждую выбоину на дороге. Потребуются и определенные навыки для движения мотоцикла с прицепом задним ходом.

Представление о конструкции заднего прицепа может дать выпущенный чехословацкой промышленностью прицеп PAV-40 (рис. 35). Несущая рама его состоит из одной высококачественной стальной трубы диаметром 25 мм. К ней приварены две поперечины, к которым при помощи 4 резиновых подушек прикреплен кузов. В центре рамы приварена дуга, предохраняющая бока прицепа в случае падения. Система подвески состоит из двух телескопических амортизаторов, колесо расположено в маятниковой вилке. Кузов стальной, штампованный, имеет несколько ребер жесткости. Сверху он закрывается крышкой с замком. На задней стенке прицепа закреплены номерной знак и сигнальные фонари. Электропроводка подключается при помощи штепсельного разъема к заднему фонарю.

Рис. 35. Задний прицеп РАУ-40 и шарнирно-прицепное устройство для соединения его с мотоциклом.

Прицепное устройство изготовлено из четырех стальных трубок, соединенных в один узел. Свободные концы имеют ушки и крепятся к мотоциклу верхними задних амортизаторов и болтами подножек пассажира. К узлу соединения трубок приварены два уха с отверстиями для пальца шарнира поворотного устройства.

В последние годы задние прицепы начали появляться и на дорогах нашей страны, и везде они вызывают живой интерес. Не дожидаясь, пока промышленность освоит выпуск одноколесных прицепов, некоторые мотолюбители начали изготавливать их сами.

Удачно сконструировал задний прицеп энтузиаст мотоциклетного туризма Б. Ездаков (рис. 36). Рама его прицепа состоит из двух параллельно идущих стальных трубок, соединенных поперечинами. К раме приварены ушки, к которым через резиновые блоки крепится кузов Каркас кузова собран из дюралевых уголков, облицовка из листов алюминия. Нижняя часть телескопического амортизатора закреплена на подвижной платформе, дающей возможность правильно отрегулировать его наклон (рис. 37). Платформа, в свою очередь, имеет эллиптические отверстия и соединена болтами с ушками рамы.

Рис. 36. Задний прицеп конструкции Б. Ездакова.

Рис. 37. Установка телескопического амортизатора на заднем прицепе.

Узел сцепки и поворотное устройство выполнены более совершенно, чем у описанного выше прицепа PAV- 40. Эта конструкция обеспечивает лучшую связь с мотоциклом, так как уменьшается люфт в соединениях, а это важно для быстрого реагирования прицепа на маневры машины (рис. 38). К тому же прицепное устройство представляет собой багажник с задней площадкой и небольшими боковыми сумками.

Рис. 38. Схема задней прицепной коляски.

Один из авторов имел возможность провести всесторонние испытания этого прицепа, как порожнего, так л с полной нагрузкой. Испытания проходили на горных серпантинах дорог и на шоссе при скорости до 90 км/час. Оценка ходовых качеств самая высокая,

При конструировании подобного прицепа следует воздержаться от раздувания габаритов кузова: ведь мотоцикл не седельный тягач. Прицепное устройство, установленное на мотоцикле, можно сделать более ажурным, применив трубки диаметром 14—16 мм. Необходимо, однако, сказать, что пока органы ГАИ не всегда дают разрешения на эксплуатацию самодельных задних прицепов из-за отсутствия технических требований, которым прицепы должны отвечать. Вопрос о них в скором времени, очевидно, будет решен, и прицепы обретут права гражданства.

В заключение хотелось бы обратить внимание читателя на эстетическую сторону при конструировании дополнительных приспособлений. Удачно найденные очертания радуют глаз, и надо стремиться, чтобы самодельное туристское оборудование органически вписывалось в обводы машины и гармонировало с ними.

Полезные мелочи.
Теперь, пожалуй, пора рассказать о некоторых «мелочах», создающих определенные удобства в путешествии, облегчающих эксплуатацию машины, позволяющих иметь под рукой запасные части и инструменты. На первый взгляд они могут показаться излишними, но, как говорят бывалые люди: «Мелочей всегда не замечаешь, когда они есть, и очень ощущаешь их отсутствие».
Помимо различных приспособлений собственной конструкции мы предлагаем вашему вниманию описание ряда приспособлений, предложенных другими мотоциклистами (по материалам журнала «За рулем»).

1. Сколько в баке бензина? На такой вопрос автомобилист ответит быстро, взглянув на прибор. Мотоциклисту же количество бензина приходится определять «на глазок». Повысить точность замера поможет простейший бензомер (рис. 39). Изготовляется он из текстолитового стержня или другого материала, хорошо смачиваемого бензином. Стержень опускают вертикально в бак, куда по 1 л наливают бензин, и делают на стержне соответствующие риски. Над каждой риской пишется количество литров, и бензомер готов.

Рис. 39. Простейший бензомер

Рис. 40. Поплавковый бензомер

2. Можно воспользоваться более сложной конструкцией бензомера, преимущество которого в том, что указатель постоянно находится в баке (рис. 40). Из трехмиллиметровой стальной проволоки сгибают направляющие в виде буквы П и на концах нарезают резьбу. В пенопластовом поплавке с отверстиями для направляющих закрепляют легкую трубку — указатель с градуировкой в литрах. Во фланце горловины бака сверлят три отверстия и через них выводят трубку и концы направляющих с предварительно навинченными нижними гайками. Затем навинчивают направляющие верхние гайки и затягивают их. При этом нижняя часть направляющих с надетой на нее хлорвиниловой трубкой должна упираться в дно бака. На верхнем конце указателя закреплен винтом флажок, позволяющий фиксировать указатель в опущенном положении.

3. Необходим в дороге мерный стаканчик для масла, ведь не все колонки оборудованы смесителями. Самое подходящее место для него — в сетке бензобака. Стаканчик можно использовать металлический или полиэтиленовый. На его внутренней стенке наносятся риски, определяющие количество масла на 1 и 2 л бензина. Если стаканчик в заводской сетке не помещается, придется отпаять ее от опорного кольца и припаять новую, более глубокую. На машинах, где сетка вообще отсутствует, поставьте ее. Она всегда пригодится в дороге при заправке из «случайного» ведра.

4. На ряде мотоциклов доступ в аккумуляторный и инструментальный ящики возможен после поднятия седла – подушки, что неудобно в дальней дороге. Советуем установить на крышках внутренние замки (подойдут замки от ящиков мотоцикла «Паннония» или дверные от автомобилей «ГАЗ» после соответствующей доработки).

5. В аккумуляторном ящике некоторых мотоциклов можно рационально использовать место, сдвинув аккумулятор максимально в сторону. В освободившееся пространство рядом с аккумулятором помещается полиэтиленовая фляга или металлическая баночка на 400—500 см3 моторного масла. Там же найдется место для индикатора установки зажигания, запасных предохранителей, бензомера и других предметов (рис. 41). Крепление осуществляется зажимами, установленными на стенках.

Рис. 41. Использование пространства в аккумуляторном ящике.

6. Много огорчений может доставить электролит аккумулятора, попавший на хромированный глушитель. Чтобы избежать этого, надо завернуть аккумулятор в лист тонкой резины или полиэтиленовой пленки. Чехол должен быть на 15—20 мм выше клемм. Полностью заворачивать аккумулятор нельзя: газ, выделяющийся при его зарядке, должен иметь свободный выход в атмосферу. Чехол на аккумуляторе удерживается резиновым кольцом.

7. Для заправки бензином в Дороге хорошо иметь с собой бензошланг. В качестве шланга можно использовать 1,5—2 м резиновой трубки, продающейся в аптеках. Такую трубку, свернутую в спираль, можно хранить под резиновым кольцом, надетым на аккумуля-
тор.

8. Чаще всего из инструментов мотоциклисту нужны отвертка и свечной ключ. Поэтому целесообразно в сумку их не заворачивать, а устанавливать в специальных зажимах, расположенных в инструментальном ящике. Запасные свечи удобно хранить в держателях, рядом со свечным ключом. Для защиты электродов на свечи надевают полиэтиленовые пробки от бутылок. Кстати, инструментальная сумка не будет мешать закрывать ящик, если ее прижать к стенке резиновым кольцом, накинутым на крючки (рис. 42).

Рис. 42. Использование пространства в инструментальном ящике.

9. Чтобы во время ночного ремонта карбюратора или других узлов не растерять мелкие детали, воспользуйтесь откинутыми крышками аккумуляторного или инструментального ящиков. В этом случае очень помогут «подкапотные» лампы, установленные в ящиках.

10. Необходимо иметь в дороге и переносную лампу. К концам ее шнура припаивают зажимы типа «крокодил». Чтобы при ремонте руки были свободны, «переноску» привязывают к резиновому кольцу, а кольцо надевают на голову.
Крепление переносной лампы может быть и иным. В хозяйственных магазинах продаются небольшие магнитные защелки для дверей. Магнит такой защелки укрепите на «переноске». Теперь ее можно «приклеить» к любому металлическому предмету.

11. Для манометра и переносной лампы рекомендуем сделать держатели и разместить их в свободных местах инструментального ящика. Приспособьте также держатели и для запасных ламп, разместив их в фаре и заднем фонаре мотоцикла.

12. На некоторых машинах для укладки мелких вещей с успехом используют подседельное пространство. На «Явах-350», например, вокруг глушителя шума всасывания удобно монтируется полочка, прикрепленная передней частью ко второму винту, соединяющему облицовку. Своей задней частью она опирается на держатели инструментального и аккумуляторного ящиков. Для легкости установки полочка делается составной.

13. На некоторых мотоциклах кромка переднего крыла расположена низко над дорогой. Улучшая защиту водителя от дорожной грязи, такое крыло цепляет при движении за сравнительно небольшие дорожные препятствия. Для увеличения проходимости мотоцикла можно подрезать нижнюю часть крыла, а чтобы не ухудшить его защитных свойств,— надставить резиновым фартуком, согнутым по форме крыла.

14. Каждый мотоциклист знает, как иногда долго приходится «просить» впереди идущую машину уступить дорогу. Малая мощность сигнала не доносит «крик души» до водителя, Поэтому советуем оборудовать мотоцикл сдвоенными звуковыми сигналами. В преимуществах сдвоенных сигналов вы убедитесь при обгоне тяжелых грузовиков и при езде по серпантинам горных дорог. Сигналы, настроенные в обертон на максимальную громкость, крепят на специальном кронштейне решетками вперед. Устанавливая сигналы под фарой, помните, что они не должны мешать полному ходу передней вилки.

15. В пользе зеркала заднего вида вряд ли кого придется убеждать, В городе, на шоссе или при групповых путешествиях оно просто необходимо. Поэтому обязательно оснастите машину зеркалом, а то и двумя — правым и левым. Одни мотоциклисты устанавливают зеркало на ветровом щитке, другие — на руле или в торце руля. Предпочтение, надо отдать закреплению зеркала в торце руля. При такой установке изображение не будет частично закрываться рукой или плечом водителя. Правда, появляется больше шансов лишиться зеркала при падении машины и не очень удобно прислонять ее в лесу к дереву; однако это не столь
существенно по сравнению с хорошим обзором. К слову, зеркало на короткой жесткой штанге меньше вибрирует, и изображение в этом случае «не размывается».

16. Не на всех машинах имеется возможность закрепить зеркало в торце руля, так как некоторые заводы устанавливают в этом месте указатели поворотов. На мотороллере «Вятка» ВП-150 М, чтобы совместить эти две нужные детали, зеркало закрепляют следующим образом. Из стального листа толщиной 3 мм делается переходная шайба 2. В гайке 1, крепящей фонарь указателя поворота, и в переходной шайбе сверлится по четыре отверстия диаметром 3 мм с зенковками. Затем гайку и шайбу соединяют заклепками с потайными головками. Кронштейн зеркала 3 закрепляют на выступе переходной шайбы. Разметку отверстий под заклепки делают, установив предварительно гайку, кронштейн и зеркало (рис. 43).

17. Некоторые мототуристы дублируют зеркало, расположенное на мотоцикле, медицинским зеркальцем, закрепленным на дужке очков (рис. 44). Такое зеркальце очень помогает на дорогах с частыми поворотами, когда отражение в основном зеркале уходит в сторону, а оборачиваться нежелательно. Ножка зеркальца держится на оправе очков резиновыми колечками. Перед установкой ее нужно согнуть под прямым углом.

Рис. 43. Крепление зеркала на руле мотороллера «Вятка» и В-150 М

Рис. 44. Установка медицинского зеркальца на дужке очков. Углы отражения при взгляде вперед и в сторону

18. Если большая часть маршрута пролегает по грунтовым дорогам, не мешает иметь браслеты, надеваемые на заднее колесо. Особенно это пригодится для мотоцикла с коляской на раскисшей от дождя дороге. Ремни браслетов можно сделать из прорезиненной материи толщиной 4 мм или старой транспортерной ленты, предварительно срезав несколько слоев. Ширина ремня 35 мм, длина 500—550 мм (в зависимости от размера бал-лона). Из 3-миллиметрового стального листа изготовляют грунтозацепы и изгибают их по форме покрышки. На колесе браслеты стягиваются болтами, пропущенными через металлические накладки, укрепленные на концах ремня (рис. 45).

Рис. 45. Установка браслетов с грунтозацепом на колесе

19. Если на вашем мотоцикле отсутствуют боковые и задние ручки-скобы, советуем их сделать. Они облегчат постановку нагруженного багажом мотоцикла на. стоянку и пригодятся при вытаскивании из грязи. Ручки-скобы должны быть жестко связаны с рамой.

20. Для слива воды, которая может попасть в защитный кожух цепи во время дождя или при переезде брода, просверлите в нижней
точке кожуха отверстие диаметром 2—2,5 мм.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.