Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушение речевых функций при локальных поражениях мозга




Речь - высшая форма передачи информации с помощью акустических сигналов, письменных или пантомимических знаков.

Ее социальная функция - обеспечение общения. В интеллектуальном аспекте - это механизм абстрагирования и обобщения, создающий основу категорий мышления.

Выделяют две основные формы речи:

– Импрессивную – процесс понимания речевого высказывания – путь от слова к мысли – проходит стадии:

- Восприятие речевого сообщения

- Декодирование сообщения

- Формирование во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения и включение её в общий смысловой контекст.

Письменная импрессивная речь – чтение, устная – слушание.

– Экспрессивную – процесс высказывания с помощью языка – путь от мысли к слову. В психолингвистике переход рассматривается в контексте теории порождающих грамматик. Теория Ноема Хомского или теория Мельчука – переход от внутренней глубинной смысловой структуры к внешне.

- Мотив-побудитель мысли, замысла. В мотиве реализуется потребность в речевой коммуникации в той или иной форме.

- Замысел или мысль – общая схема высказывания: что и как я скажу.

- Поиск или выбор слов, необходимых для выражения мысли.

("лошадиная фамилия")

Письменная экспрессивная речь – письмо, устная – речепроизводство.

– Восприятие речи:

1. Перцепция звуков речи – выделение из речевого потока звуков речи – тех звуков, которые свойственны определенной системе языка.

2. Синтез звуков речи в речевые единицы – перевод отдельных звуков в цепочки. Необходимо сохранение последних поступающих элементов в памяти.

Восприятие интонационных и эмоциональных характеристик речи, выделение индивидуальных характеристик речи: кто говорит, знаком ли голос.

Выделение значений отдельных единиц и контекста их употребления, восприятие переносных смыслов.

– Нарушения речи при поражении корковых отделов мозга.

Речь – афазии; чтение – алексии, письмо – аграфии.

Сохранно движение речевого аппарата и элементарные формы морфологических ощущений, но нарушена структура речевого акта как деятельности.

Афазии: при поражении афферентных звеньев:

1. Сенсорная афазия.

- Основной дефект – нарушение понимания речи, нарушение фонематического слуха, т.е. способности различать звуковой состав слов.

- Симптомы – литеральная (голос - колос - холост) и вербальные (замена слов по смыслу) парафазии. Подсказка не помогает. Непонимание обращенной или зашумленной речи.

Кроме первичных симптомов можно наблюдать системные симптомы, отражающие нарушение всей системы. Они проявляются в отчуждении смысла слова. Больной теряет смысл воспринимаемого.

Возможны третичные расстройства: "словесная окрошка" или "словесный салат" – речь нарушена в результате отсутствия понимания экспрессивной речи. Речь – набор укороченных форм, эмоциональных восклицаний, междометий, и т.п.

- Локализация – поражение левой височной области мозга.

2. Акустико-мнестическая афазия

- Основной дефект – нарушение слухоречевой памяти – невозможность воспроизводить серии звуков, слов, воспринимаемых на слух.

- Симптомы: 1. Суждение объекта воспроизведения 2. Модально- неспецифический характер нарушений, который проявляется в слухоречевой сфере. 3. Повторные предъявления не улучшают воспроизведения. Введение смысловой организации улучшает воспроизведение.

- Локализация – поражение средних отделов левой височной области.

- Механизмом является патологически повышенная тормозимость следов интерферирующими возбудителями.

- Пробы – снижение объема запоминания.

3. Оптико-мнестическая афазия

- Основной дефект – трудности вспоминания называния предмета или объекта – нарушение номинативной функции речи и невозможность по названию найти нужный предмет (чаще предмет, чем действие).

- Симптомы – вербальные и литеральные парафазии.

- Локализация – поражение задневисочного и теменно-затылочного отделов мозга.

- Механизм – уравнивание возбудимости следов, т.е. разные связи слова всплывают в памяти с одинаковой вероятностью.

- Проба – картинки с предметами. Подсказка помогает. При демонстрации очков: стекла, глаза, брови, железки. В речи: объяснение функции, назначения, ситуации, в которой используется предмет, но без использования названия предмета.

4. Афферентная моторная афазия

- Основной дефект – нарушается кинестетическая основа артикуляции, произнесение слова.

- Симптомы:

- замена отдельных артикуляций, смешение звуков.

- Смешение близких по артикуляции звуков. (б-п, м-н)

- Диссоциация между произнесением слов, которые хорошо знакомы и слабо усвоены.

- Системные расстройства (нарушение письма), трудности написания букв.

- Нарушение чтения

- Нарушения написания фраз при зажатом языке.

- Локализация – постцентральные отделы левого полушария мозга.

- Механизм – выпадение кинестетического афферентного звена речевой системы.

- Проба – написание слов с зажатым языком, произнесение похожих слов и т.п.

5. Семантическая афазия

- Основной дефект – распад понимания, нарушение понимания логико- грамматических отношений, в которые вступают различные слова. Нарушение квази-пространственных символов.

- Симптомы – нарушение понимания:

1. Предлогов – "круг над крестом" и "крест на кругом" – одно и то же.

2. Слов с суффиксами "ца", обозначающими вместилище (хлебница…)

3. Сравнительных отношений (ручка длиннее карандаша)

4. Конструкций родительного падежа, (типа "брат отца" при понимании отдельных слов)

5. Временных конструкций ("перед завтраком я прочитал газету")

6. Речевых структур, выражающих пространственные отношения. (Солнце освещается землей или наоборот)

7. Предложений с логическими инверсиями ("Колю ударил Петя". Кто драчун–)

8. Выражений, в которых логически связанные слова далеко отстоят друг от друга.

9. Конструкций, содержащих глагол переходящего действия. (Петя одолжил деньги Коле. Вася одолжил деньги у Миши. Кто кому должен–)

- Локализация – зона ТПО.

- Проба – предъявление сложных предложений.

При нарушении эфферентных звеньев:

6. Эфферентная моторная афазия

- Основной дефект – нарушение процесса перехода от одной артикулемы к другой.

- Симптомы – больной правильно артикулирует первый звук первого слога, но не может перейти к следующему. Персеверация. Инертные стереотипы речи. В большей степени страдает произвольная речь, в меньшей – непроизвольная. Телеграфный стиль – замена развернутого предложения на ряд существительных в именительном падеже.

- Локализация – нижний отдел премоторной области.

- Проба – посчитать 1, 2, 3, 4, 5, – 1, 2, 3, 4, 5. Посчитать 2, 4, 6, 8, – 2,3, 4, 5.

7. Динамическая афазия

- Основной дефект

1. трудности извлечения отдельных слов, особенно – глаголов.

2. Аграматизм – нарушение полноты или избыточность того, что говорит больной.

3. Эхололии – повтор последних слов инструкции вместо выполнения задания.

- Локализация – задние отделы мозга – нарушение синтагматичности

Передние отделы мозга – формы, связанные с образованием речевого потока.

- Проба – метод заданных ассоциаций – больного просят назвать все красное, что он знает. Он называет только предметы, которые видит в данный момент. Если просят назвать группу существительных, а затем глаголов, то больной называет только существительные.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.