КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нарушение речевых функций при локальных поражениях мозга
Речь - высшая форма передачи информации с помощью акустических сигналов, письменных или пантомимических знаков. Ее социальная функция - обеспечение общения. В интеллектуальном аспекте - это механизм абстрагирования и обобщения, создающий основу категорий мышления. Выделяют две основные формы речи: – Импрессивную – процесс понимания речевого высказывания – путь от слова к мысли – проходит стадии: - Восприятие речевого сообщения - Декодирование сообщения - Формирование во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения и включение её в общий смысловой контекст. Письменная импрессивная речь – чтение, устная – слушание. – Экспрессивную – процесс высказывания с помощью языка – путь от мысли к слову. В психолингвистике переход рассматривается в контексте теории порождающих грамматик. Теория Ноема Хомского или теория Мельчука – переход от внутренней глубинной смысловой структуры к внешне. - Мотив-побудитель мысли, замысла. В мотиве реализуется потребность в речевой коммуникации в той или иной форме. - Замысел или мысль – общая схема высказывания: что и как я скажу. - Поиск или выбор слов, необходимых для выражения мысли. ("лошадиная фамилия") Письменная экспрессивная речь – письмо, устная – речепроизводство. – Восприятие речи: 1. Перцепция звуков речи – выделение из речевого потока звуков речи – тех звуков, которые свойственны определенной системе языка. 2. Синтез звуков речи в речевые единицы – перевод отдельных звуков в цепочки. Необходимо сохранение последних поступающих элементов в памяти. Восприятие интонационных и эмоциональных характеристик речи, выделение индивидуальных характеристик речи: кто говорит, знаком ли голос. Выделение значений отдельных единиц и контекста их употребления, восприятие переносных смыслов. – Нарушения речи при поражении корковых отделов мозга. Речь – афазии; чтение – алексии, письмо – аграфии. Сохранно движение речевого аппарата и элементарные формы морфологических ощущений, но нарушена структура речевого акта как деятельности. Афазии: при поражении афферентных звеньев: 1. Сенсорная афазия. - Основной дефект – нарушение понимания речи, нарушение фонематического слуха, т.е. способности различать звуковой состав слов. - Симптомы – литеральная (голос - колос - холост) и вербальные (замена слов по смыслу) парафазии. Подсказка не помогает. Непонимание обращенной или зашумленной речи. Кроме первичных симптомов можно наблюдать системные симптомы, отражающие нарушение всей системы. Они проявляются в отчуждении смысла слова. Больной теряет смысл воспринимаемого. Возможны третичные расстройства: "словесная окрошка" или "словесный салат" – речь нарушена в результате отсутствия понимания экспрессивной речи. Речь – набор укороченных форм, эмоциональных восклицаний, междометий, и т.п. - Локализация – поражение левой височной области мозга. 2. Акустико-мнестическая афазия - Основной дефект – нарушение слухоречевой памяти – невозможность воспроизводить серии звуков, слов, воспринимаемых на слух. - Симптомы: 1. Суждение объекта воспроизведения 2. Модально- неспецифический характер нарушений, который проявляется в слухоречевой сфере. 3. Повторные предъявления не улучшают воспроизведения. Введение смысловой организации улучшает воспроизведение. - Локализация – поражение средних отделов левой височной области. - Механизмом является патологически повышенная тормозимость следов интерферирующими возбудителями. - Пробы – снижение объема запоминания. 3. Оптико-мнестическая афазия - Основной дефект – трудности вспоминания называния предмета или объекта – нарушение номинативной функции речи и невозможность по названию найти нужный предмет (чаще предмет, чем действие). - Симптомы – вербальные и литеральные парафазии. - Локализация – поражение задневисочного и теменно-затылочного отделов мозга. - Механизм – уравнивание возбудимости следов, т.е. разные связи слова всплывают в памяти с одинаковой вероятностью. - Проба – картинки с предметами. Подсказка помогает. При демонстрации очков: стекла, глаза, брови, железки. В речи: объяснение функции, назначения, ситуации, в которой используется предмет, но без использования названия предмета. 4. Афферентная моторная афазия - Основной дефект – нарушается кинестетическая основа артикуляции, произнесение слова. - Симптомы: - замена отдельных артикуляций, смешение звуков. - Смешение близких по артикуляции звуков. (б-п, м-н) - Диссоциация между произнесением слов, которые хорошо знакомы и слабо усвоены. - Системные расстройства (нарушение письма), трудности написания букв. - Нарушение чтения - Нарушения написания фраз при зажатом языке. - Локализация – постцентральные отделы левого полушария мозга. - Механизм – выпадение кинестетического афферентного звена речевой системы. - Проба – написание слов с зажатым языком, произнесение похожих слов и т.п. 5. Семантическая афазия - Основной дефект – распад понимания, нарушение понимания логико- грамматических отношений, в которые вступают различные слова. Нарушение квази-пространственных символов. - Симптомы – нарушение понимания: 1. Предлогов – "круг над крестом" и "крест на кругом" – одно и то же. 2. Слов с суффиксами "ца", обозначающими вместилище (хлебница…) 3. Сравнительных отношений (ручка длиннее карандаша) 4. Конструкций родительного падежа, (типа "брат отца" при понимании отдельных слов) 5. Временных конструкций ("перед завтраком я прочитал газету") 6. Речевых структур, выражающих пространственные отношения. (Солнце освещается землей или наоборот) 7. Предложений с логическими инверсиями ("Колю ударил Петя". Кто драчун–) 8. Выражений, в которых логически связанные слова далеко отстоят друг от друга. 9. Конструкций, содержащих глагол переходящего действия. (Петя одолжил деньги Коле. Вася одолжил деньги у Миши. Кто кому должен–) - Локализация – зона ТПО. - Проба – предъявление сложных предложений. При нарушении эфферентных звеньев: 6. Эфферентная моторная афазия - Основной дефект – нарушение процесса перехода от одной артикулемы к другой. - Симптомы – больной правильно артикулирует первый звук первого слога, но не может перейти к следующему. Персеверация. Инертные стереотипы речи. В большей степени страдает произвольная речь, в меньшей – непроизвольная. Телеграфный стиль – замена развернутого предложения на ряд существительных в именительном падеже. - Локализация – нижний отдел премоторной области. - Проба – посчитать 1, 2, 3, 4, 5, – 1, 2, 3, 4, 5. Посчитать 2, 4, 6, 8, – 2,3, 4, 5. 7. Динамическая афазия - Основной дефект 1. трудности извлечения отдельных слов, особенно – глаголов. 2. Аграматизм – нарушение полноты или избыточность того, что говорит больной. 3. Эхололии – повтор последних слов инструкции вместо выполнения задания. - Локализация – задние отделы мозга – нарушение синтагматичности Передние отделы мозга – формы, связанные с образованием речевого потока. - Проба – метод заданных ассоциаций – больного просят назвать все красное, что он знает. Он называет только предметы, которые видит в данный момент. Если просят назвать группу существительных, а затем глаголов, то больной называет только существительные.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |