Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В в е д е н и е

Евдокимова, А.А.

ИСТОРИЯ СТРАН ВОСТОКА В НОВОЕ ВРЕМЯ

 

Курс лекций

 

Допущено Учебно-методическим объединением Министерства образования и науки РФ по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050400 Социально-экономическое образование

 

 

Уфа 2009

 

 

УДК 94(100-87)

ББК 63.3(5)

Е15

 

Печатается по решению учебно-методического совета

Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

 

История стран Востока в новое время. Курс лекций: учебное пособие для студентов вузов [Текст]. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. – 238 с.

 

 

В курсе лекций системно изложена история стран Востока в новое время от Великих географических открытий до Первой мировой войны. Курс написан с учетом достижений отечественной и зарубежной историографии на основе современной методологии исторической науки, где сочетаются проблемный и системный подходы, уделяется внимание роли личности в истории. Значительное место уделено идеологии и политике стран Востока в период колонизации.

Учебное пособие соответствует содержанию программы курса «История нового времени», а также Государственному образовательному стандарту.

Допущено Учебно-методическим объединением Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия по направлениям педагогического образования для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050400 Социально-экономическое образование.

 

Рецензенты: В.А. Кузьмин, д-р ист. н., профессор (УрГУ);

У.Б. Гайсин, д-р ист. н., профессор (УГАТУ);

Р.Р. Тухватуллин, к. ист. н., доц. (БашГУ).

 

 

JSBN - Изд-во БГПУ, 2009.

А.А. Евдокимова, 2009.

Уфа 2009

 

 

Курс лекций по новой истории стран Востока хронологически охватывает время от Великих географических открытий до начала Первой мировой войны. Этот курс в течение 20 лет читается нами на историческом факультете БГПУ им. М. Акмуллы. Наиболее удачной представляется формулировка «История стран Востока в новое время», ибо термин «Новая история» более соответствует истории Западной Европы. Что же касается истории Востока, то весьма проблематичным является вопрос: когда в странах Востока наступило новое время? Конечно, мы признаем условность любой периодизации. И все-таки без этой условности теряется даже видимость однолинейности исторического процесса. Сочетание однолинейности и вариативности, таков наиболее оптимальный способ изучения истории. Поэтому в данном курсе история различных стран Востока рассматривается не с одной условной даты, а с тех событий и явлений, которые связаны с колонизацией, то есть, с Великими географическими открытиями и их последствиями. В первой лекции дается принятая в отечественном востоковедении точка зрения о трех периодах колонизации: «торгового колониализма»; «колониализма эпохи промышленного капитала»; «колониализма эпохи империализма». В рамках этих периодов и рассматривается история азиатских стран. Начало Первой мировой войны – это уже борьба за передел мира. Поэтому изложение собятий ограничивается 1914 годом.

За последние десятилетия отечественными востоковедами обстоятельно изучен социально-экономический и общественный строй стран Востока, с его политической надстройкой – восточной деспотией. Для его определения историки используют различные термины: «восточный феодализм», «государственный феодализм», «азиатский способ производства»[1]. Можно согласиться с мнением О.Е. Непомнина и В.Б. Меньшикова в том, что при всех терминологических различиях, под сущностью (выделено нами – А.Е.) всеми учеными подразумевается одна и та же сумма отличительных черт. А именно: повышенная роль государства, его стремление подчинить себе все стороны жизни общества – от экономики до идеологии и морали[2]. Нам кажется, что проблема нуждается в дальнейшем научном обсуждении и обосновании. Применительно к отдельным странам Востока можно употреблять термины «государственный феодализм», «азиатский способ производства», ибо в традиционных обществах Востока в период колонизации сохранялась государственная собственность на землю (наряду с другими формами). И не было разницы между налогом и рентой. Однако, такие характерные признаки западного феодального общества, как классы, система вассалитета, феодальный город, сословно-представительные и абсолютные монархии в большинстве стран Востока отсутствуют.

В академических кругах продолжаются дискуссии о приоритетном применении цивилизационного или формационного подходов в изучении истории Востока. Нам близка позиция доктора философских наук академика Бориса Сергеевича Ерасова. Он неоднократно подчеркивал, что задача состоит отнюдь не в том, чтобы отстранить формационную теорию от объяснения макропроцессов, а в том, чтобыразгрузить ее от объяснения этих процессов в целом, оставив за ней анализ одного из типов исторической каузальности, а именно того, который связан с материальным производством. То есть вопрос не сводится к проблеме «формация или цивилизация», «Маркс или Вебер». И формация, и цивилизация соучаствуют в определении судеб общества[3].

Теоретические проблемы востоковедения не в полной мере разрешены и в последних академических и учебных изданиях. Например, в «Истории Востока: в 6 т. / гл. редкол.: Р.Б. Рыбаков; – Т. 4. Восток в новое время (конец XVIII – начало XX в.). Кн. 1, 2. – М.: Вост. лит., 2004-2005», каждый раздел написан специалистом по той или иной стране. Это фундаментальное научное издание, в котором сочетаются проблемный и системный подходы. В нем учтены достижения как советской исторической науки, так и современного отечественного востоковедения. Многие события освещены с учетом проведенных недавно дискуссий. Однако в зависимости от личной позиции авторов разделов мы находим и жесткую формационную схему изложения конкретных событий (например, колонизация Ирана) и цивилизационную их трактовку (колонизация Китая). В 2004 г. вышел вузовский учебник «Новая история стран Азии и Африки XVI-XX вв. / под ред. А.М. Родригеса: в 3 ч. – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2004». Это серьезный труд коллектива ведущих историков, в котором используется комплексный подход в освещении конкретных исторических событий. Хотя некоторые «феодальные» определения, присутствующие в учебнике, кажутся явно устаревшими. Конкретный исторический материал последних публикаций широко использовался в курсе лекций, за что мы приносим глубокую благодарность авторам вышеперечисленных изданий.

Наш курс лекций не претендует на последнее слово в исторической науке. Задача значительно скромнее: с переходом на бакалавриат необходимо дать студентам сжатое изложение истории стран Востока, в котором обязательно должны присутствовать историографические экскурсы. Иначе студентам педагогических вузов трудно разобраться в разноречивых оценках событий и явлений, происходящих в странах Востока в новое время.

В курсе лекций используется классическая вузовская схема изложения исторических событий – экономических, социальных, политических и духовных. В «Приложениях» дается не только хронологический справочник, но и терминологическийсловарь, так как студенты испытывают значительные трудности в понимании специальных терминов, относящихся к конкретной истории отдельных стран. В конце учебного пособия даны вопросы и задания к лекциям.

Хотелось бы поблагодарить коллег кафедры всеобщей истории и культурного наследия БГПУ им. М. Акмуллы за поддержку и ценные замечания, сделанные при обсуждении данного пособия. Особые слова признательности за помощь в подготовке данного издания Т.В. Подкопаевой.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Термины 4 страница | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.