Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о направленности. Направленность как иерархическая система потребностей и целей личности




Направленность личности – ценностно-ориентационная система личности, иерархия ее базовых потребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения, основное системообразующее качество личности.

Система ценностной ориентации личности является базой многообразных отношений личности к действительности.

Различаются следующие особенности направленности личности.
1. Социальная значимость отношений личности, уровень их общественной ценности – нравственность ее повседневного поведения, соответствие нравственности личности прогрессивным социальным идеям, идейность личности.
2. Разнообразие потребностей личности, широта ее интересов и определенность центральных стержневых интересов – целеустремленность личности.
3. Степень устойчивости отношений – последовательность и принципиальность личности, или цельность личности.

Ценностные ориентации определяют всю жизнедеятельность личности. Ценность – это значимость для человека определенных явлений. Ценностями могут быть как главные цели жизни, так и принципы ее организации (честность, достоинство и т. п.). Ценности определяют диапазон возможных вариантов решений сложных жизненных проблем.

Основой концепции В.А. Ядова является рассмотрение иерархической системы диспозиций человека, регулирующих его поведение и деятельность на разных уровнях социальной действительности. Диспозиции личности представляют собой зафиксированные в социальном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать условия деятельности, собственную активность индивида и действия других, а также предуготовленность действовать в определенных условиях соответствующимым образом (Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности, 1979).

В основу механизма образования диспозиций в теории В.А. Ядова положена схема Д.Н.Узнадзе, разработанная им для объяснения возникновения первичных установок (set). Таким образом, диспозиции возникают при " встрече" определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения. На разных уровнях потребностей и разных уровнях ситуаций действуют соответственно разные диспозиционные образования. Вначале рассмотрим отдельно иерархию потребностей и иерархию ситуаций.

Иерархия потребностей.

В концепции В.А. Ядова выделяются четыре уровня потребностей, соответственно тому, в каких сферах деятельности они находят свое удовлетворение. Основанием классификации служат здесь последовательное расширение границ активности личности.

Первая сфера, где реализуются потребности человека - ближайшее семейное окружение.

Вторая сфера - контактная (малая) группа, в рамках которой действует индивид.

Третья сфера - более широкая сфера деятельности, связанная с определенной сферой труда, досуга, быта.

Четвертая сфера - сфера деятельности, понимаемая как определенная социально-классовая структура, в которую индивид включается через освоение идеологических и культурных ценностей общества.

Определенная диспозиция, как уже было сказано, возникает (и действует) на пересечении определенного уровня потребностей и ситуаций их удовлетворения. При этом выделяются четыре уровня диспозиций:
Первый уровень диспозиций - установка (set) (элементарные фиксированные установки (по Д.И.Узнадзе). Они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях. Эти установки лишены модальности (переживания " за" или " против") и не осознаются субъектом.

Второй уровень диспозиций - социальные фиксированные установки или аттитюды - более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой (контактной) группе. Социальные установки образуются на базе оценки отдельных социальных объектов (или их свойств) и отдельных социальных ситуаций (или их свойств).

Третий уровень диспозиций - базовые социальные установки (общая направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности). Данные установки имеют трехкомпонентную структуру (как и аттитюды), но это не столько выражение отношения к определенному социальному объекту, сколько к каким-то более значимым социальным областям. В этом случае направленность может быть представлена как идентификация личности со значимой для нее социальной деятельностью. Например, можно обнаружить доминирующую направленность в сферу профессиональной деятельности (тогда основные интересы человека будут связаны, например, с достижением высокого уровня профессионализма, расширением профессиональных знаний и умений, построением профессиональной карьеры и т.п.).

Четвертый уровень диспозиций - система ценностных ориентаций личности на цели жизнедеятельности человека, а также на средства их достижения.

Система ценностных ориентаций формируется на основе высших социальных потребностей личности и детерминирована общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических и культурных принципов.

Предложенная иерархия диспозиционных образований выступает как регулятивная система по отношению к поведению личности. Т.е. основная функция диспозиционной системы - психическая регуляция социальной деятельности или поведения субъекта в социальной среде. Если структурировать деятельность в отношении ближайших или более отдаленных целей, можно выделить несколько иерархических уровней поведения. При этом каждый из уровней диспозиций " ответственен" за регуляцию определенного уровня поведения.

Первый уровень - "поведенческий акт" - означает регуляцию непосредственных реакций субъекта на актуальную предметную ситуацию. Целесообразность поведенческих актов диктуется необходимостью установить адекватное соответствие (равновесие) между специфическими и быстро сменяющими друг друга воздействиями внешней среды и витальными потребностями субъекта в данный момент времени.

Второй уровень регулирует поступки личности. Поступок представляет собой элементарную социально значимую " единицу" поведения. Целесообразность осуществления поступка выражается в установлении соответствия между простейшей социальной ситуацией и социальными потребностями субъекта.

Третий уровень регулирует уже некоторые системы поступков, образующие поведение в различных сферах жизнедеятельности, где человек преследует существенно более отдаленные цели, достижение которых и обеспечивается системой поступков.

Четвертый уровень - регулирует целостность поведения, или собственно деятельность личности. " Целепологание" на этом высшем уровне представляет собой некий " жизненный план", важнейшим элементом которого выступают отдельные жизненные цели, связанные с главными социальными сферами деятельности человека в области труда, познания, семейной и общественной жизни" (Ядов В.А., 1975, с. 97).

Таким образом, на всех уровнях поведение личности регулируется ее диспозиционной системой. При этом в каждой конкретной ситуации и в зависимости от цели ведущая роль принадлежит определенному диспозиционному образованию. В это время остальные диспозиции представляют собой " фоновые уровни" (в терминологии Н.А.Бернштейна). Так, нижележащие диспозиционные уровни активизируются и перестраиваются для обеспечения реализации поведения, регулируемого адекватным ситуации более высоким диспозиционным уровнем. А более высокие диспозиционные уровни при этом активизируются для согласования поведенческого акта или для согласования поступка в рамках целенаправленного поведения в данной сфере деятельности. В целом, в момент, непосредственно предшествующий поведенческому акту, поступку или началу деятельности, в соответствии с уровнем деятельности вся диспозиционная система приходит в состояние актуальной готовности, т.е. образует актуальную диспозицию. Однако, как уже говорилось, ведущую роль здесь будут играть именно те уровни диспозиционной иерархии, которые соответствуют определенным потребностям и ситуации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.