КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структурная модель мозга Лурии
1-ый блок мозга. Энергетический или блок регуляции тонуса и бодрствования. Анатомические структуры первого блока мозга: · ствол мозга - ретикулярная формация ствола · лимбическая система (таламус, гипофиз, гипоталамус) · диэнцефальные ядра (подкорковые ядра). Стволовые и подкорковые структуры. · кора - медиабазальная кора лобных и височных отделов (в середине между полушариями, базальная база, посередине внизу). Функции первого блока мозга. 1. основная функция - активация больших полушарий - поддержание определенного уровня бодрствования. Активация временная - смена периодов сна и бодрствования, кратковременная активация - для поддержания внимания. 2. модально неспецифическая память - эпизодическая, личностная, память на события. 3. обеспечение базальных эмоций - страх, удовольствие. Отрицательных центров больше, чем положительных. 4. функция поддержания жизни в организме - витальная функция. Нейрогуморальная регуляция, эндокринная система - на уровне гипофиза, гипоталамуса; регуляция в деятельности внутренних органов (сердечно-сосудистные сокращения), регуляция таких функций как дыхание, терморегуляция, иммунитет и прочее... 5. регулятор (инстинктивных) генетически-закрепленных форм поведения. Например, поведение в ситуации стресса, аффекта, половое поведение, регулятор систем зависимости. 6. регуляция мышечного тонуса (для двигательной активности). 2-ый блок мозга. Блок приема, переработки и естественно хранения экстероцептивной информации - извне от рецепторов, органов чувств, а также от проприоцепторов - изнутри. Повреждение органов - работа 2 блока мозга. Проприоцепторы - отвечают за положение частей тела, о состоянии мышц.
Анатомически во 2 блок мозга входят: конвекситальная (поверхностная кора теменной, височной, затылочной областей мозга. Корковое звено анализаторной системы, висок слуховой системы, затылок зрительной системы, темя кожно-кинестетической системы. Функция - обработка информации. Поля второго блока мозга делятся на: · первичные · вторичные · третичные 1. Первичные поля - первичная обработка импульсов, которые приходят от анализатора, непосредственно от рецептора. При разрушении первичных полей наступает корковая слепота. 2. Вторичные поля - отвечают за дальнейшую обработку информации: форма, глубина, анализ полученной информации. При разрушении вторичные полей возникают агнозия, апраксия - нарушение предметности восприятия. Слуховой анализатор во вторичных полях: анализ фонем, звуков. 3. Третичные поля - ассоциативные - отвечают за самый высокий уровень переработки информации. Функция - синтез информации. Ассоциативные зоны в верхней теменной коре. Отдельные участки нижней теменной коры. Зона TPO относится также к третичным полям. Это зона перекрытия височной, теменной и затылочной области. 3-ий блок мозга. Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Конвекситальная кора лобных долей. Третичная кора - ассоциативная. одна треть мозга - лобная часть. У животных одна шестая или одна десятая часть. Именно поэтому возможны ВПФ у человека. Функции третьего блока мозга - обеспечивает серию движений. Например, письмо. Плавное переключение с одного действия на другое. Целеполагание, контроль за всеми функциями психической деятельности. Моторная кора - прецентральная кора, моторая кора, проекционная кора. 23. Проблемы межполушарной асимметрии мозга. Межполушарная асимметрия ― неравноценность, качественно различие того "вклада", который делает каждое полушарие в каждую психическую функцию. Различия в мозговой организации ВПФ, в левом и правом полушариях мозга.
Это направление возникло на экспериментальных фактах, что левое и правое полушарие неравнозначно обеспечивают психические процессы. Функциональная асимметрия ― разное по характеру и функциям участие левого и правого полушария в мобилизации психической функции. 1. Проблема парциальности функциональной асимметрии. Каждая форма асимметрии может быть выражена количественно, с помощью коэффициента асимметрии. Каждый профиль асимметрии отражает специфику структурно-функциональной организации мозга конкретного человека. На основе сочетаний парциональных асимметрий показана возможность построения классификации функциональной организации мозга. Рука. Глаз. Ухо. П п п Л л п И т.д. 2. Проблемы роли каждого полушария в их совместной работе Пример дихотомий. Выполнение полушариями разных функций: левое полушарие ― вербальная, последовательная, абстрактная, европейская; правое ― невербальная, синтетическая, конкретная, азиатская. Зрительное и слуховое восприятие. Слуховое - одномоментное осознание после окончания фразы, зрительное - не одномоментное. Механизмы, которые специфичны для левого или правого полушария, но необходимые для того, чтобы обеспечить процесс в обоих полушариях. Произвольное и непроизвольное выполнение функций. Левое и правое полушария по-разному принимают участие. Левое полушарие доминирует по речи и обеспечивает речевую деятельность, т.е. контролирует высшие речевые формы произвольной регуляции любого вида психической деятельности. Правое полушарие связано с непосредственно протекающими чувственными аспектами психической деятельности, т.е. обеспечивает непроизвольную автоматизированную сторону этой деятельности. При исследовании речи при поражениях левого полушария нарушаются неавтоматизированные формы устной и письменной речи. Левое полушарие - нарушаются следы памяти. Правое - нарушается непосредственно запоминание. 3. Проблема развития и формирования функциональной асимметрии. До определенного возраста полушария эквипотенциальны, их дифференцировка завершается в период полового созревания (Ленненберг: человек, достигший полового созревания, не может выучить иностранный язык как родной, так как латерализация уже произошла.) Зарегистрированы анатомические различия между левым и правым полушариями как у новорожденных, так и у др. детей. Зона Вернике и зона Брока в правом полушарии отличаются от аналогичных в левом.
4. Проблема левшества. Три группы теорий: а) генетические теории: левшество обусловлено генетическими механизмами. б) социо-культурные: большая праворукость обусловлена культурными условиями, в которых растет ребенок. в) патологические теории, которые рассматривают левшество как результат травмы на различных этапах пренатального и постнатального развития. Речь нарушается у левшей как при поражении левого полушария (40%), так и правого (20%), в билатеральном (40%). Но у левшей наблюдается неспецифический характер речевых нарушений. Нет четкого соотношения симптомов с соответствующей локализацией, как у правшей. Речевые нарушения развиваются быстрей, чем у правшей. До одного года 52% правшей, 47% левшей; до 2 лет 70% правшей, 70% левшей; к 7-и годам 85% правшей, 12% левшей; к пубертатному периоду - 90% правшей, 8% - левшей. 5. Проблема расщепленного мозга. Синдром расщепленного мозга разделен на два основных синдрома: 1) Синдром аномии ― больной не может назвать стимулы, поступающие в правое полушарие, когда стимул передается в левое полуполе зрения или в левую руку. Если стимул сметит полушарие, то он ощутим и называем. 2) Синдром дисконии и дисграфии: человек не может писать левой рукой в сочетании с невозможностью рисовать или срисовывать правой. Эти модели можно рассматривать на следующих клинических моделях ― 1. Проба Вада: в левую или правую сонную артерию вводят амитал натрия, который оказывает наркотизирующее действие на клетки головного мозга, следовательно, дезорганизуется деятельность одного полушария, и по ошибкам в разных родах деятельности судят о наличии центров в одном из полушарий ― какое ведущее в данной деятельности.
2. Модель с расщеплением мозга. Операция по рассечению мозолистого тела или врожденная опухоль. 3. Электрошоковая терапия ― специальное лечение эпилептических припадков ― электрическое воздействие наносится на левую или правую часть скальпа, следовательно, на время дезорганизуется левое или правое полушарие.
13,14. Нарушение памяти. Память – сохранение информации о раздражителе после того, как его действие уже прекратилось. Определение Микадзе – как «отче наш»: Память – совокупность процессов, связанных с организацией и сохранением прошлого опыта, делающих возможным его повторное использование. Звенья памяти: 1) восприятие (сенсорный отпечаток) 2) фиксация 3) хранение 4) забывание 5) извлечение 6) воспроизведение 7) узнавание Основные способы деления памяти: · по семантической организации: автобиографическая (непроизвольная, события жизни) и семантическая (память-знания, заучивание) · по модальностям: слуховая (речевая и звуковая), зрительная, тактильная, двигательная и т.д.. · по типу мнестической деятельности: произвольная и непроизвольная (опосредованная) · по временным характеристикам: отсроченная и непосредственная Добрались до главного. Выделяют четыре формы нарушений памяти: · собссно амнезия – значительное снижение или отсутствие памяти · гипоамнезия – ослабление памяти (при атеросклерозе, задержке психического развития, старении) · гиперамнезия – усиление памяти (последствие травм и болезней, иногда врожденное) · парамнезия – обманы памяти («ложное узнавание»), контаминация – смешение следов памяти. Мозговая организация мнестических процессов, по Лурии, подчиняется тем же законам, что и другие формы познавательной психической деятельности. Различные формы и звенья мнестической деятельности имеют различные мозговые механизмы. Нарушения памяти делят на: · модально-специфические · модально-неспецифические · псевдоамнезии (нарушения памяти как мнестической деятельности) Модально-неспецифические. Невозможность запечатления/забывание текущих событий независимо от их модальности и сферы, к которой они относятся; нарушение кратковременной памяти, при этом долговременная память сохранена. Соответствующие этим нарушением функции локализованы в 1 функциональном блоке мозга (срединные неспецифические структуры мозга). На разных уровнях морфологической организации этого блока – разные нарушения памяти: каудальный (продолговатый мозг) – нарушения памяти протекают в синдроме нарушения сознания, внимания, цикла «сон-бодрствование» диэнцефальный (средний мозг) – больше страдает кратковременная память (причина – не в процессе запечатления следов, а в усилении механизма интерференции следов побочными воздействиями, посторонние стимулы и деятельность стирают все предшествующие следы) (проба – одна за другой предлагаются для запоминания две группы слов, просят повторить первую – и не фига); повышенная реминесценция следов (запомненное легче воспроизводится через несколько часов или даже дней) лимбический – корсаковский синдром: практически отсутствует память на текущие события («здравствуйте, доктор!»… «здравствуйте, доктор!», но прекрасно сохранена память о далеком прошлом, сохранены профессиональные знания) корковый (медиальные отделы височной и лобной областей) – нарушается кратковременная память + интерференция; семантические нарушения: нарушается память на понятия, невозможно пересказать только что прочитанную басню; нарушается установка на запоминание, смысловое опосредование не помогает, возникают контаминации и конфабуляции; при более серьезных поражениях – нарушение ориентировки во времени и пространстве Модально-специфические. Первичные расстройства памяти, не связанные с познавательной деятельностью, – расстройства конкретных анализаторных систем. Возникают при поражении 2 и 3 функциональных блоков. Сужается объем запоминаемой информации в пределах одной модальности. Невозможно формировать деятельность, направленную на запоминание материала. Основные типы расстройств: · нарушение слухоречевой памяти, · нарушение зрительно-речевой памяти, · нарушение слуховой (музыкальной) памяти, · нарушение зрительной (например, лицевой) памяти (проба – предъявление фигур), · нарушение пространственной памяти, · нарушение цветовой памяти. Основные симптомы: - паталогическая инертность (трудно переключиться с одного стимула на другой (повтор слова) - платообразная кривая запоминания (4-5 слов в каждом запоминании) - не применяются приемы для облегчения запоминания (опосредование не помогает) - псевдологические рассуждения (оправдывания, неадекватная реакция на неуспех) Локализация – поверхность лобных долей (конвенситальные отделы) Пробы: предъявления набора фигур. Кроме того! Нарушения памяти могут быть вызваны алкогольной интоксикацией (и то же самое – при поражении гиппокампа). Синдром описан Корсаковым: хронический алкоголизм вызывает нехватку тиамина (В1)àхалтурят клетки таламуса, мозжечка, корыàнарушается долговременная и кратковременная память и ориентация во времени и пространстве. Механизм этого нарушения: 1) нарушается фиксация материала 2) нарушается воспроизведение нарушается перевод их кратковременной в долговременную память.
16. Нарушение двигательных функций. Произвольные движения и действия рассматриваются как совокупность и представляют собой сложную иерархическую систему, включающую в свой состав афферентную и эфферентную часть. Нейрофизиологически движения и действия рассматриваются как процессы, протекающие во времени и представляющие собой цель сменяющих друг друга импульсов. Моторная кора ― открыта в 1870 г., был изобретен гальванический элемент. Выяснилось, что раздражение тех или иных зон мозга вызывает реакцию организма, раздражение моторных зон коры приводит к движениям тела. Двигательный акт должен включать в свой состав афферентное звено, причем оно является ведущим в организации движения. Движение имеет предметный характер, то есть оно удовлетворяет некоторую жизненно важную потребность субъекта, и задано определенной потребностью. Движение развертывается во внешнем мире и для того, чтобы быть успешным, оно должно по своей структуре и свойствам отвечать структуре и свойствам внешнего мира. Таким образом, в двигательном акте осуществляется непосредственная связь человека с окружающим предметным миром, и она является источником развития всех психических функций человека, т.е. произвольность движения задается его предметным характером. Двигательная система опирается на совместную работу моторных и сенсорных отделов коры. Афферентная составляющая двигательных актов (см. в нарушениях работы кожно-киинестетического анализатора.) Эфферентное звено состоит из проводниковой части, и оно представляет собой пирамидальную и экстрапирамидальную системы (см.1). Апраксии ― утеря способности производить целенаправленные предметные действия при отсутствии параличей и парезов и сохранности способности к элементарным движениям. 1. Кинестетическая апраксия. - Симптом ― распад топологического синтеза, нарушение кинестетических схем движений, лежащих в основе построения двигательного акта. Рука-лопата. - Механизм ― поступая в постцентральные отделы коры, сигналы попадают в те зоны, в которых не складывается кинестетический образ. Нарушение праксиса позы ― невозможно распознавания позы пальцев руки. При исключении зрительной опоры больной не может выполнять простых бытовых действий. - Локализация ― постцентральные отделы коры, вторичные зоны теменной области. При поражении левого полушария проявляется и в правой, и в левой руке, при поражении правого ― только в левой. - Пробы ― просьба продемонстрировать, как зажигают спичку или завязывают пояс. 2. Пространственная апраксия - Симптом ― нарушение пространственной ориентировки или локомоции ― нарушено перемещение тела в пространстве и локомоции. Нарушение бытовых действий, включающих в свой состав пространственные компоненты. - На фоне часто возникает аграфия. - Локализация ― поражение зоны ТРО, по полушариям ― то же, что в предыдущем. - Пробы ― копирование рисунков, "часы", "карта" 3. Кинетическая апраксия - Симптом ― нарушение кинетической схемы движений, приводящей к нарушению системы движений, серий движений. Лурия ― нарушение плавной кинетической мелодии двигательного акта. Движение имеет две характеристики: одно движение должно сменить другое и это должно произойти плавно. При кинетической апраксии нарушается плавность перехода. Страдает письмо. - Симптом ― элементарные персеверации ― выполняется первая фаза двигательной цепочки много раз. (Забор) - Механизм― иннервируется одна группа мышц. - Локализация ― премоторная область мозга. По полушариям ― то же. - Пробы ― "Забор" 4. Префронтальная (регуляторная)апраксия - нарушение контроля, программирования и регуляции сложных форм деятельности. - Симптом ― системные персеверации. Нарушения в отношении целых систем движений. Переход от круга к кресту. - Нарушено выполнение циклов "ребро - ладонь - кулак" - Локализация ― конвекситальные отделы лобных долей мозга. - Персеверация ―при поражении префронтальных областей мозга. - Пробы ― праксис позы, пробы Хеда, копирование, мысленное переворачивание рисунка, асимметричное постукивание, смена положений (тела?), выполнение двигательных программ.
8. Мозговая организация зрительного гнозиса Предметный зрительный гнозис имеет локализацию преимущественно в височно-затылочных, теменно-затылочных и затылочных зонах обоих полушарий мозга или одного из них (поля 18 и 19). Поскольку существуют различные (описаны выше) виды гнозиса, зрительная кора является высоко функционально дифференцированной. Каждый из видов зрительного гнозиса имеет °пределенные в пределах зрительной зоны локализационные особенности. Имея локализацию в височно-затылочных отделах мозга обоих полушарий, предметный зрительный гнозис может осуществляться и за счет одного из полушарий, т.к. симметричные зоны полушарий специализированы в отношении этой ВПФ не асимметрично, а одинаково (эквипотенциально). Зрительное узнавание стилизованных предметов (перечеркнутых, наложенных изображений) имеет локализацию в задневи-сочных отделах левого полушария. Эта область специализирована в отношении узнавания и называния предметов именно оптически. Симультанный зрительный гнозис имеет мозговое представительство в правой затылочной области или двусторонних затылочных системах мозга. Оптико-пространственной гнозис осуществляется за счет комплексного взаимодействия нескольких анализаторных систем — зрительной, слуховой, тактильной, вестибулярной, кинетической. Эта функция синтетическая, составленная информацией, идущей от различных модальностей. Поэтому ее локализация распространяется на верхне-теменные и теменно-затылочные отделы коры левого или правого полушарий мозга. К локализации данной функции имеют близкое отношение и многие другие области мозга: лобная, теменная, височная и другие, т.е. она участвует в овладении такими видами деятельности, как двигательная, конструктивная, вербально-логическая, а также письмо и счет. Причем каждое полушарие мозга вносит в осуществление оптико-пространственного гнозиса свой специфический вклад. Буквенный гнозис имеет височно-затылочную локализацию в левом, доминантном по речи полушарии. У некоторых людей буквенный гнозис имеет представительство в правом полушарии. Лицевой гнозис локализован в височно-теменно-затылочных отделах правого, субдоминантного, полушария. Это место мозгового представительства лицевого гнозиса является стабильным у всех людей. В связи с этим нарушение лицевого гнозиса — высоко достоверный диагностический симптом, однозначно свидетельствующий о заинтересованности правого полушария мозга. Цветовой гнозис осуществляется за счет височно-затылочных отделов правого, субдоминантного полушария (при отсутствии дальтонизма — физического дефекта неразличения цвета) Доминантное полушарие обеспечивает абстрактность, обобщенность при восприятии цвета. Благодаря этому возможна классификация цвета — подбор цветовых гамм. Субдоминантное правое полушарие обеспечивает элементарное узнавание цвета, возможность идентификации цвета.
9. Мозговая организация слухового гнозиса Слуховой гнозис делится на речевой (вербальный) и неречевой пбальный). Корковыми концами слухового анализатора яв- тся различные по иерархии области височных долей мозга: ля 42 поля — первичные проекционные зоны. Зонами слухового нозиса являются 22-е поля обоих полушарий. Девая височная доля, являясь речевой, осуществляет сложные ерации восприятия речи за счет способности к декодированию. нематического состава слова. Правая височная доля отвечает за неречевые звуки, включая музыкальные. На это указывали с rj Кок и Д. Кимура. В частности, правый висок, по их данным является ведущим в расшифровке сходной с музыкальной просодической стороны высказывания, а именно, общих звучаний слов (абрисов), интонационной Патология, возникающая во вторичных зонах левой височной доли (22-е поле), вызывает нарушения прежде всего импрессив-ной стороны речи, т.е приводит к трудностям понимания речи. В силу тесных связей с речедвигательными зонами, при речевой слуховой агнозии системно страдает и экспрессивная речь. ЗА. Мозговая организация праксических функций Праксические функции делятся на кинестетические (афферентные) и кинетические (эфферентные). Кинестетический (афферентный) праксис осуществляется за счет вторичных полей нижних отделов постцентральной зоны левого полушария (поля 1, 2, 5, 7, 40). Оральный праксис, являющийся частным случаем афферентного праксиса, локализуется в тех же отделах, но более сложно организованных. Кинетический (эфферентный) праксис имеет мозговое представительство в прецентральных отделах левого полушария (вторичное поле 6). Афферентный и эфферентный артикуляционный праксис играют базисную роль для произносительной стороны речи. Они имеют ту же локализацию, что и неречевые виды праксиса, но в еще более отдаленных от ядра отделах постцентральной и премо-торной зон левого полушария. Зону локализации эфферентного артикуляционного праксиса принято называть зоной Брока, который открыл моторную афазию и описал ее локализацию.
Пространственный праксис имеет теменно-затылочную локализацию. Это обусловлено тем, что для пространственного восприятия необходим синтез зрительного, вестибулярного и кожно-кинестетического чувства. Иначе не доступны пространственные координаты действия. Пространственный праксис, являясь сложной по структуре функцией, осуществляется за счет третичной коры мозга обоих полушарий. Правое полушарие обеспечивает непосредственную ориентировку в пространстве, а левое — опосредованную словом или другими внешними опорами (логическая организация пространства). Пространственный праксис связан с право-левой ориентировкой, конструктивной деятельностью (рисунок, бытовые действия) и другими высшими формами движений и действий, в которых принимают участие лобные доли мозга. Точнее пространственный праксис можно обозначить как синтетическую гностико-праксическую деятельность. В ней неразрывно связаны и гностические, и праксические элементы. Например, нельзя рисовать только на основе гнозиса (представления об образе рисуемого), необходимо и его пракси-ческое (двигательное) воплощение. Многие люди хорошо представляют себе то, что хотели бы нарисовать («видят картины»), но не способны воплотить воображаемое в виде рисунка.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |