Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Итак, что же мы можем сказать об образовании Древнерусского государства по ПВЛ. 2 страница




 

Византийцы запросили мира и предложили дань. Однако Олегу была нужна не только дань. Он был хозяином ситуации и воспользовался этим, чтобы максимально улучшить положение русских купцов, ежегодно приплывающих в Константинополь. Его послы заключили с императорами письменный договор, который дошёл до нас в составе ПВЛ.

Договор 911 года

В договоре значилось, что русские купцы могут торговать на рынке Константинополя «не уплачивая никаких сборов».

Более того, купцы из Руси получили невиданные привилегии:

- могли торговать в Константинополе и жить в его предместье до 6 месяцев в году;

- византийские власти обязывались каждый месяц выдаватьрусским купцам«хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды», устраивать баню;

- византийские власти обязаны были давать купцам-русам на обратную дорогу «еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно».

Византийцы же в свою очередь также настояли на своих условиях, которые Олег посчитал приемлемыми: «Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей. Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого Мамонта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им месячное,— сперва те, кто пришли из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек…». Требования византийцев были разумными. Видимо, между русскими и жителями империи часто происходили вооружённые стычки, в которых гибли люди и крепла взаимная вражда, осложнявшая торговлю.

Олег с победой вернулся в Киев.

Сведения о походе Олега на Константинополь в 907 году до нашего времени сохранились только в ПВЛ. Некоторые историки, на этом основании, ставили под сомнение сам факт похода или его успешность. Однако основным доказательством того, что поход был и завершился победой Руси является договор Руси с греками. Подобный договор, по справедливому замечанию Г. Г. Литаврина, «без военного давления со стороны Руси был абсолютно невозможен».

После смерти Олега в Киеве начал княжить сын Рюрика — Игорь.

 

Игорь

(годы правления: 912—945)

 

Походы на Константинополь (по стопам Олега).

В 941 году он предпринял поход на Константинополь. Возможно причиной послужило нарушение прежнего договора Олега. Поход оказался неудачным. Греки сожгли множество кораблей при помощи «греческого огня».

Через 3 года Игорь собрал новое войско, а также заключил союз с печенегами, причерноморскими кочевниками. Вскоре они станут опасными врагами Руси, но пока союзники. В 944 году руссы появились на границе Империи, в устье Дуная. Византийский император через послов предложил мир и дань. Игорь советовался с дружиной и та согласилась на предложение Византии. Был заключен мирный договор, который закреплял положения договора Олега. Но не только. По договору Русь и Византия становились военными союзниками против враждебных государств и племен.

Гибель Игоря.

Игорь погиб в945 году во время сбора дани в земле древлян. Согласно летописи, он, по настоянию дружины, два раза брал дань, нарушив обычай, и пошел в третий раз. Тогда древлянские старейшины и князь Мал, посоветовавшись, решили убить Игоря и избавиться от власти Киева. Когда это произошло, сын Игоря Святослав был еще очень мал, но считался уже князем. Его регентшей и фактической правительницей стала мать, жена Игоря – Ольга.

Ольга

(годы правления: 945 – 964)

Она жестоко отомстила древлянам за убийство мужа и привела древлян в повиновение.

Первая налоговая реформа.

После этого, как считают большинство исследователей, Ольга впервые установила фиксированный размер дани («И шла Ольга по Древлянской земле с сыном своим и с дружиною, устанавливая уставы и уроки»).

Крещение Ольги.

Ольга знаменита и тем, что первая из правителей Руси приняла христианствов самом Константинополе. Крестил её сам патриарх, а роль крёстного отца исполнил сам император Константин VII Багрянородный. При крещении Ольга была наречена вторым именем — Елена.

Что же стоит за этой поездкой и крещением?

Для летописца подобного вопроса возникнуть не могло, поскольку и так было всё очевидно: «мудрая» Ольга узрела истинность и спасительность христианской религии — потому и стала христианкой. Однако историкам такого объяснения не достаточно. Если Ольга была искренне верующей христианкой (а наверное так и было), то для того, чтобы стать таковой, искренне уверовать, необходимо было заинтересоваться новой верой, затем хорошо ознакомится с ней, проникнуться её духом. Для чего нужно было Ольге проявлять интерес к вере византийцев, ехать в далёкую страну и креститься?

Византийская империя была основным торговым партнёром Руси. От торговли с ней завесило богатство Руси и её военное могущество. Следовательно, Киев был заинтересован в максимально благоприятных условиях торговли с Византией. Когда это было не так, Олег и Игорь предпочитали добиваться своего силой (походы 907, 941, 944 годов). Ольга, возможно, решила действовать другим путём — она полагала, что устранение религиозного барьера между Русью и Византией существенно облегчит достижение торговых выгод для Руси.

 

 

Святослав — князь-воитель

(годы правления: 964—972)

 

Детство и возмужание Святослава

Вероятно, Святослав родился в 942 году. Впервые его имя упоминается в договоре Игоря, его отца, с греками (944 год).

Почему имя двухлетнего мальчика упоминалось в договоре? Дело в том, что договор был заключался не только от имени киевского князя Игоря, но и от имени княгини Ольги, его жены, а также от лица других членов семьи и князей-наместников, подчинённых Игорю. Святослав фигурирует в договоре как малолетний князь и сын князя Киевского.

Видимо, Святослав уже имел и собственное княжение. По свидетельству византийского императора Константина Багрянородного, который беседовал с выходцем из Руси, маленький Святослав сидел в «Немограде», т. е. в Новгороде. Конечно, не сам Святослав правил в Новгороде, а кто-то из бояр Игоря.

В ноябре 945 Игорь погиб. Согласно ПВЛ, в этот момент Святослав был в Киеве с Ольгой и воспитателем — боярином Асмудом. Но возможно и другое: Святослав в момент убийства Игоря пребывал, как и положено, в Новгороде, а в Киев был доставлен сразу после убийства отца, чтобы занять по праву его место.

Та или иначе, но маленький Святослав стал после смерти отца киевским князем. Уже в 946 году (в возрасте 4 лет!) он был взят Ольгой в поход против древлян. Как мы помним, именно Святослав, на правах князя, начал битву с древлянами, кинув детской ручонкой в их сторону копьё.

 

В последующие годы Святослав жил в Киеве, но воспитывался, вероятно, не столько матерью, сколько, как и прежде, дружиной — наверняка ходил в полюдье и военные походы.

Дружина для Святослава стала подлинной семьёй, а Святослав для дружины стал любимым детищем, которое к радости «родителей» показывало необычайную отвагу и выносливость, быстрое усвоение воинских навыков. Наверняка в «программу подготовки» князя-воина входили и многодневные пешие, конные, ладейные походы, в которых приходилось терпеть холод и голод, спать под открытым небом; и охота на дикого зверя; и овладение навыками боя, разведки, устройства засад; и искусство владения мечом…

Возможно, дружинники связывали с подрастающим Святославом надежды на возвращение славных времён победоносного князя Олега. В будущем Святослав оправдает их ожидания, а пока он подрастал, и постепенно из любимого дитяти дружины превращался в её вожака.

 

Из ПВЛ известно, что Ольга, приняв крещение, убеждала креститься и Святослава. Но слова матери не проникали в душу юному князю, которому было на момент крещения Ольги 13 — 15 лет, а лишь раздражали его. Святослав был частью своей «второй семьи» — дружины, мнение которой ему было по настоящему важно (как бы сказали психологи, дружина была для него «референтной группой»). Для большинства дружинников христианство было религией византийцев — данников и врагов Руси. Религией славных предков — Олега и Игоря — бившихся с византийцами была язычество с культом воинственного Перуна.

«Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться» — говорил Святослав. «Если ты крестишься, то и все сделают то же», — отвечала Ольга. Но Святослава эти доводы не убеждали. И он, скорее, был прав: зачем им было принимать веру тех, с кем воевали предки Святослава и с кем, возможно, будет воевать он сам? На каком основании должны отказываться они от своего бога Перуна, который покровительствовал им и их предкам — Олегу и Игорю, наводившим страх на Византию?

Святослав не запрещал никому креститься, но сам категорически отказался, а также насмехался над теми, кто это делал. Ольге пришлось смириться и молиться, чтобы её сын узрел истину. Но Святослав её так и не узрел.

В начале 960-х годов он становится полновластным правителем Руси. Начинается его фактическое правление. Под 964 годом в летописи сообщается, что Святослав «вырос и возмужал» и начал череду своих походов, в которых и окончит свою жизнь.

Походы Святослава

В летописи даётся любопытный портрет князя: «быстрым был, словно барс, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину [6], или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая попону с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины …». Перед нами выпускник-«золотой медалист» дружинной школы!

Первый большой поход Святослава.

В 964—965 годах Святослав совершил дальний поход: его войско сокрушило Волжскую Болгарию, Хазарский каганат, а затем подчинило Киеву славянское племя вятичей.

Выйдя из Киева, он пошёл через земли вятичей, живших по Оке. Этот славянский племенной союз всё ещё находился под игом хазар и платил им дань. «Кому дань даете?» — спросил Святослав у вятичей. Они ответили: «хазарам». Тогда Святослав отправился далее по Оке, а затем по Волге. В 965 году он обрушился на волжских болгар и разорил их город Булгар. Затем, спустившись по Волге, вторгся в Хазарию, захватив ряд городов (в том числе столицу Итиль) и разбив войско кагана.

Оттуда Святослав пошёл на запад, подчинил племена косогов и ясов, захватив хазарскую крепость Саркел (с тех пор она стала крепостью русов и называлась Белая Вежа). С победой Святослав вернулся в Киев. В 966 году он вновь пришёл к вятичам и на этот раз они подчинились и согласились платить дань Киеву.

 

Важнейшим итогом этого похода стало исчезновение Хазарии с политической карты Европы как крупного государства. Возможно, небольшое хазарское государство ещё около столетия существовало на Нижней Волге, но уже не представляло никакой угрозы для соседей.

 

Поход на Дунай.

Был август 968 года. Корабли Святослава вошли в устье Дуная, где начиналась Болгария. У Святослава, как писал византийский историк Лев Диакон, было 60 тыс. воинов. Хотя, возможно, это преувеличение.

Чем был вызван этот поход?

В тот момент, когда Империя вела тяжёлую войну с арабами, стала назревать война с болгарами. Император Никифор Фока, понимая, что война с болгарами будет тяжёлой, решил прибегнуть к помощи Святослава. Он направил к нему посольство с дарами. Святослав дал согласие.

Первое сражение с болгарами состоялось прямо на берегу Дуная. Именно там их встретило войско болгарского царя. Войны Святослава выскочили на берег и построились рядами. На них лил дождь из стрел и дротиков, но они знали что делать, закрывшись длинными щитами. Затем началась рукопашная схватка — болгары не выдержали и побежали.

После этого Святослав без труда овладел восточной частью Болгарии, захватив многочисленные города по Дунаю. Сам он обосновался в городе Переяславец (в устье Дуная).

Болгары были побеждены, и Византии это было на руку. Но Святослав остался в Болгарии и был опасным соседом, не менее опасным, чем сами болгары.

Византийцы нашли выход. Их послы отправились к печенегам — соседям Руси с заманчивым предложением и, наверняка, с богатыми дарами.

Печенеги под Киевом. Перерыв в войне на Дунае.

В конце весны 969 года печенеги неожиданно подошли к Киеву и осадили город. В городе находилась семья Святослава: Ольга и сыновья — Ярополк, Олег и Владимир.

Велика ли была угроза Киеву? В IX — Х вв. Киев был небольшим «градком» на высоком холме. Он был защищён валом и рвом (вряд ли на вершине вала была стена). Тем не менее, печенеги не владели навыками штурма даже таких укреплёний. Они надеялись взять город измором, встав вокруг Киева, так, что киевляне даже к ближайшей реке не могли выйти, чтобы напиться. Эта тактика была эффективной, ведь никто не ожидал осады и не готовился к ней. Не было запасов ни пищи, ни воды. Киевляне начали думать о сдаче города; с тем, что семья Святослава попадёт в руки печенегам приходилось смириться.

Тем временем, к противоположному берегу Днепра подошёл воевода Святослава по имени Претич (из Чернигова?). Но его дружина была очень мала, чтобы прогнать печенегов. И главное, киевляне не могли сообщить ему, что вот-вот сдадутся.

Киевлян спас некий «отрок» (мальчик, юноша), который сумел добраться до Претича и рассказал ему о бедственном положении киевлян.

 

В ПВЛ говориться: «И сказал один отрок: «Я проберусь», и ответили ему: «Иди». Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: „Не видел ли кто-нибудь коня?“. Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать, На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: «Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам».

 

Выслушав мальчика, Претич сказал своим войнам: «Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав». На следующий день, перед рассветом, войны Претича неожиданно подошли на ладьях к Киеву, подняв большой шум. Жители Киева также закричали. Печенеги, подумав, что вернулся сам Святослав, бросились в рассыпную. Вскоре вернулся и Святослав, прогнав печенегов в степи.

Многое выслушал Святослав от Матери своей и Киевлян: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих.

Впрочем, Святослав не желал оставаться дома. Через какое-то время он заявил матери и боярам: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».

Вскоре умерла Ольга, завещав похоронить себя по христианскому обряду, без тризны. Святослав рассадил трёх своих сыновей по городам, дав старшему Ярополку Киев, и вновь пошёл на Балканы.

 

Дунайский поход (продолжение).

 

Осенью 969 года Святослав был уже в Болгарии. За время его отсутствия болгары заключили мир с императором и выбили русов из нескольких крепостей, в том числе и из Переяславца.

Святослав вновь овладел городами и жестоко расправился с их жителями. Болгары, как писал Лев Диакон, «умоляли императора защитить их», но помощи не получили.

Между тем в результате заговора был убит император Никифор. Его сменил Иоанн Цимисхий. Он был по происхождению армянином, а его прозвище «Цимисхий» в переводе с армянского означало «туфелька», т. к. он был очень маленького роста. Вместе с тем он обладал необычайной физической силой и ловкостью, отвагой и талантами полководца и политика. Иоанн предложил Святославу взять дань и уйти из Болгарии. Однако Святослав гордо отказался и пообещл «разбить свои шатры» у Константинополя.

После этого Святослав, объединившись с печенегами и венграми, начал войну с Империей.

Сначала всё шло удачно. Святослав продвигался к Константинополю. Но в битве под Аркадиополем (140 км от византийской столицы) его войско было разбито и отступило в Болгарию. Святослав с большей частью войска сел в гроде Доростоле.

Весной 971 года войска Цимисхия скрытно прошли через горные ущелья (Святослав оставил их незащищёнными, что было ошибкой) и неожиданно вторглись в Болгарию и блокировали Святослава в Доростоле.

У стен крепости происходили кровопролитные сражения. Решающая битва началась 21 июля 971 года на заходе солнца. Уже ночью воины Святослава, понеся значительные потери, отступили в город. Сам Святослав был изранен стрелами и потерял много крови. Последняя отчаянная попытка изменить ход войны Святославу не удалась, а его войско было измотано и понесло огромные потери.

Утром послы Святослава предложили Цимисхию мир. Это обрадовало императора, ведь и его войска понесли ощутимые потери.

После трёх месяцев противостояния стороны пошли на заключение мира. Войску Святослава было позволено уйти из Доростола с добычей на Русь. На дорогу русам византийцы дали провиант — 20 кг хлеба на каждого воина. Согласно Льву Диакону, Святослав потребовал хлеба на 22 тыс. воинов (возможно, он завысил их численность). В Болгарию Святослав привёл 60 тыс. воинов. Значит потери Святослава (по самым приблизительным расчётам) составили 38 тысяч!

Мирный договор с Византией.

Гибель Святослава

Между империей и Русью был заключён письменный мирный договор, сохранившийся в ПВЛ. Русь клялась своими богами (Перуном и Волосом), что не будет нападать на византийские владения, но, напротив, будет оказывать империи военную помощь.

После заключения договора Святослав пожелал встретиться с императором лично. Встреча произошла на Дунае. Лев Диакон так описал её[7]: император «не уклонился и, покрытый вызолоченными доспехами, — подъехал верхом к берегу Истра [8], ведя за собою многочисленный отряд сверкавших золотом вооруженных всадников. Показался и Сфендослав [9], приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды, его приближенных только чистотой. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал. Так закончилась война ромеев [10] со скифами [11]».

 

Устраивал ли подобный исход войны Святослава? Видимо, нет. Согласно ПВЛ, Святослав не собирался соблюдать договор и рассуждал так: «Пойду на Русь, приведу ещё больше дружины». Святослав был таким человеком, что мог остановиться, либо достигнув цели, завоевав Болгарию, либо погибнув. Гибель Святослава предотвратила новые бедствия для Византии. Святославу было не суждено вернуться в Киев.

В 972 году Святослав с дружиной возвращался на Русь по Днепру. В районе днепровских их поджидали печенеги, предупреждённые болгарами. Руссам не удалось прорваться в Киев. Большая часть дружины погибла. Погиб и Святослав. Ему было 30 лет.

 

 

Владимир — креститель Руси

(годы правления: 978—1015)

Отправляясь в последний раз на Дунай в 969 году, Святослав рассадил своих сыновей по городам: на киевский стол посадил старшего сына Ярополка, в землю древлян — Олега, в Новгород — Владимира. После гибели Святослава (972 год) между сыновьями началась война. Ярополк и Олег погибли, а Владимир стал киевским князем (978—1015).

Происхождение Владимира.

Владимир родился где-то в самом начале 960-х годов. Он был сыном Святослава и Малуши.

Малуша была дочерью некоего Малко Любечанина (т. е. жителя города Любеч на Днепре). Малуша не приходилась женой Святославу, она была рабыней Ольги, её «ключницей», т. е. заведовала домашним хозяйством княгини. В доме своей матери Святослав и встретил Малушу.

Недоброжелатели Владимира презрительно называли его «робичич» (т. е. сын рабыни). Но, несмотря на это, Владимир считался на Руси законным наследником Святослава (наравне с братьями Ярополком и Олегом). Об этом говорит и его имя. Святослав нарёк своего сына особым именем — княжеским, ведь Владимир по-славянски означает «славный могуществом».

 

Воспитателем Владимира стал родной брат Малуши (т. е. его дядя) — Добрыня. Когда Святослав посадил Владимира на новгородский стол, ему было около 8 лет, и с ним в Новгород отправился Добрыня.

В 17 лет (11 июня 978 года) Владимир стал киевским князем.

«Город Владимира»

Первым делом надо было укрепить Киев. Старые укрепления защищали лишь небольшую площадь, а жилища уже давно строились за городским валом. По приказу Владимира были построена новая линия городских укреплений, она окружила территорию в 11 га. и состояла из рва и земляного вала высотой в 6 м. По вершине вала шла стена из дубовых брёвен. Главные ворота города были кирпичными.

Владимир построил эти укрепления (их принято называть «городом Владимира»), поскольку у Руси в то время был опасный враг — кочевники печенеги. Племена печенегов стали врагами киевских князей ещё при Святославе (они осаждали Киев в 968 году, они подстерегли и убили самого Святослава на днепровских порогах), а при Владимире стали постоянной угрозой. Их конные отряды внезапно вторгались в русские земли, грабили города и сёла.

Чтобы защитить Русь от набегов, Владимир в течении многих лет создавал грандиозную оборонительную линию. По притокам Днепра (рекам Стугне, Десне, Суле, Трубежу, Остру и др.) были возведены «грады» (небольшие крепости) с валами и деревянными стенами, в которых были поселены люди со всех концов Руси — из словен, кривичей, чуди, вятичей. Крепости соединялись сплошными земляными валами, по вершине которых проходи деревянный тын. После этого печенеги уже не могли нападать столь внезапно и беспрепятственно.

Укрепление единства Руси

Единству государства способствовало и то, что Владимир посадил в самые крупные города Руси своих сыновей в качестве наместников (Святополка, Изяслава, Ярослава, Мстислава и др.). Они управляли территориями от имени киевского князя, собирали дань (2/3 дани направляли отцу в Киев, 1/3 – оставляли себе и своей дружине).

Походы

ПВЛ и другие источники сообщают о многочисленных военных походах Владимира. Почти каждый год из Киева в далёкие земли отправлялась дружина, которую часто вёл сам Владимир. Что же не давало покоя князю?

Как сообщает ПВЛ, в начале своего правления Владимир два раза ходил на вятичей (981—982 годы), которые отказывались платить дань Киеву. Затем на радимичей (984 год) по той же причине.

Впереди своего войска Владимир отправил отряд воеводы по прозвищу Волчий Хвост. На реке Пищане Волчий Хвост встретил радимичских воинов и обратил их в бегство. После этого радимичи покорились и вновь начали давать дань киевскому князю. Летописец сообщает, что после победы у Пищаны воины Владимира сложили поговорку-насмешку: «Пищанцы от волчьего хвоста бегают».

 

Другие походы имели целью обрести новых данников. Владимир покорил дулебов и хорватов — восточнославянские племена (981, 992 годы). Тем самым он поставил в зависимость от Киева самые западные племена восточных славян (в Западной Европе долго называли эти земли «Лодомерия» —искажённое «Володимерия», т. е. «Земля Владимира»). Владимир совершает дальний поход на литовское племя ятвягов (983 год), а затем на волжских болгар (985).

Но не походами вошёл Владимир в историю!

Крещение Руси

В 988 году Владимир и его дружина приняли крещение по византийскому обряду, после чего началось обращение в новую веру остального населения Киевской Руси.

Обстоятельства крещения князя и дружины. В 987 византийский император Василий II оказался в сложном положении: с севера угрожали болгары, с которыми он воевал; а на востоке Империи (в Малой Азии) поднял мятеж полководец Варда Фока, который объявил себя императором и двинулся на Константинополь.

Василий воспользовался русско-византийским договором, заключенным при Святославе, и попросил помощь у Владимира. Владимир согласился помочь, но с условием, что женится на сестре императора Анне. При этом он был согласен принять крещение (христианка не могла выйти замуж за язычника), о чём уже подумывал несколько лет.

С помощью шеститысячного русского корпуса Варда Фока был разбит, но Василий не торопился отдать свою сестру за «варвара». Тогда Владимир решил напомнить императору о его обещании. После долгой осады он захватил византийский город Херсонес (на Руси его называли Корсунь) в Крыму.

Херсонес (Корсунь) стоял на берегу Чёрного моря и был защищён каменными стенами высотой до 15 м, а толщиной от 3 до 10 м, имел запасы продовольствия, по тайным подземным глиняным трубам в город поступала вода и накапливалась в специальной цистерне. У Владимира не было осадной техники, способной разбить такие стены, поэтому князю пришлось брать город измором. Его воины также начали сооружать огромную земляную насыпь, которая должна была примыкать к стене города. По этой насыпи они надеялись ворваться на стену и в город. Но херсониты сделали подкоп под стеной и оттаскивали по нему землю в город. Насыпь постоянно проседала.

Согласно ПВЛ, Владимиру помог херсонит по имени Анастас (возможно, священник), который пустил стрелу в стан руссов с запиской о том, в каком месте в город проходит подземный водопровод. После этого Владимир приказал раскопать трубы и уничтожить их. После этого воды в городской цистерне осталось лишь на несколько дней. Вскоре Херсонес сдался (весна 989). Император Василий понял, что ему придётся выполнить обещание. Он прислал в Херсонес Анну, где и произошло её бракосочетание с Владимиром.

 

После такого «напоминания» Анна была прислана, а вместе с ней и священники, крестившие Владимира и дружину. После этого Владимир вернулся в Киев и крестил киевлян, а затем приказал крестить новгородцев.

Крещение киевлян. Вернувшись в Киев, Владимир приказал повалить идолов. Одних после этого иссекли, других сожгли. Идол Перуна, по приказу Владимира, привязали к хвосту коня и поволокли с горы в Ручей, причём 12 воинов непрестанно били его палками. После этого Перуна сплавили по Ручью до Днепра. Летописец сообщает: «Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения».

Владимир приказал своим людям сопровождать Перуна, плывущего по течению Днепра, не допускать того, чтобы он прибивался к берегу и проследить, чтобы он уплыл за пороги.

 

Уничтожение статуй богов было острой психологической травмой для киевлян-язычников. Для людей того времени не было разницы между статуей бога и самим божеством. (Ведь статуя была не изображением божества, как могли бы подумать мы, современные люди, а им самим. Для людей того времени не было ничего невозможного в том, чтобы идол может двигаться и разговаривать, как живой.) Столетия люди поклонялись языческим богам, которые внушали им и их предкам чувство защищённости и от природных бедствий, и от врагов. Теперь этих богов уничтожали. Мы вряд ли способны представить тот страх, ту тревогу и отчаянье, которые испытывали киевляне, видя уничтожение своих древних покровителей. Уничтожение идолов намеренно носило характер публичного унижения: крестители хотели показать киевлянам, что боги, которым они поклонялись — жалки и беззащитны, не идут ни в какое сравнение с могущественным Богом, которого им предлагают принять. Сами крестители, конечно, не верили, что уничтожают и унижают богов. С точки зрения христианства, языческие идолы были деревянными или каменными столбами, в которых поселились бесы, обманывая людей и не позволяя им принять истинную веру. Именно этих бесов публично унижали и выгоняли палками.

 

Затем Владимир послал своих людей по городу с требованием прийти завтра на крещение к Днепру: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом».

Летописец пишет: «Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». Возможно, что некоторые киевляне подбадривали себя подобным образом, но не следует доверять словам летописца, что язычники пошли креститься «с радостью» и «ликуя». Вооружённого сопротивления в Киеве, конечно, не было (хотя не исключено, что часть язычников могла бежать из города). Но большая часть киевлян крестилась, не желая стать «врагом» князю. Это подтверждает и митрополит Илларион в своём «Слове о Законе и Благодати»: «И не было ни одного противящегося благочестивому его [Владимира] повелению, а если кто и не с любовью, но со страхом принужден креститься, потому что благоверие его [Владимира] с властью сопряжено».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.