КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Повестка дня. Москва, вторник, 20 февраля/5 марта 1918 г
ДЕЯНИЕ 89 Москва, вторник, 20 февраля/5 марта 1918 г. 10.00—14.00. Источники: РГИА № 6, л. 207—268, машинопись (Ср. ГАРФ № 90, л. 8—45, рукопись; Деяния НМ VII. С. 145—148, протокол с фрагментами стенограммы). Присутствовало 264 члена Собора, в том числе 35 архиере- ев. Председатель: митр. Арсений (Стадницкий). 1. Текущие дела. 2. Доклад Отдела о благоустроении прихода «Положение о православном приходе» (продолжение). Докладчики В. А. Потулов, Н. Д. Кузнецов и свящ. Ф. Ф. Григорьев. 2. В 10.10 в Соборную палату прибывает Патриарх Тихон. 3. Продолжение обсуждения ст. 1{=1} доклада Отдела о бла- гоустроении прихода. 3а. И. С. Стахиев считает, что приход должен обладать пра- вами юридического лица, так как приходское общество должно решать и юридические задачи. Кроме того, необходимо примеча- ние, позволяющее прихожанам при введении территориальности приходов оставаться в прежнем храме. Предлагается следующая редакция статьи, согласно которой приходом называется церков- ное с правами юридического лица общество православных христи- ан, состоящее из клира и мирян, пребывающее на определенной местности и объединенное при храме, находящееся в канониче- ских отношениях к своему епархиальному епископу, действующее и управляемое во всех своих делах по правилам, установленным Высшею церковною властью под руководством своего священни- ка. 3б. Архиеп. Тверской Серафим (Чичагов) считает, что в оп- ределении должна четко звучать идея подчинения: «Пастырь — отец, пасомые — дети. Нельзя руководить без подчинения, и__________, по словам апостола, младший должен подчиняться старшему» 120. 120 Л. 210. 3в. Докладчик В. А. Потулов говорит, что в тот момент, ко-
гда составлялся проект, вопрос о наделении прихода правом юри- дического лица еще не обсуждался. Теперь же, после совместного обсуждения этого вопроса с Отделом о церковном имуществе и хозяйстве, Отдел не возражает против внесения поправки «с пра- вами юридического лица». 3г. В. Я. Бахметьев предлагает свою редакцию этой статьи, согласно которой приходом называется церковно-религиозная об- щина, состоящая из клира и мирян, объединяющая православных христиан на определенной местности около храма, пользующаяся правами юридического лица и, как составляющая часть епархии, находящаяся в ведении епархиального епископа, канонически с ним общающаяся и канонически ему подчиненная, для которой он через рукоположение поставляет пастыря и в которой священник- настоятель является руководителем всей приходской жизни совме- стно с другими членами причта и при содействии церковного при- ходского совета. 3д. Н. Н. Фиолетов: «Когда Священный Собор в издаваемых им правилах дает определение того или иного понятия, он не мо- жет забывать при этом, что это определение может иметь значение не только техническое, в смысле отправного пункта для законо- проекта, даже не только юридическое, но в известном смысле и догматико-каноническое. <...> Понятие о приходе и в церковной науке, и в церковной публицистике принадлежит к одному из наи- более спорных. <...> Конечно, в данном проекте приходского уста- ва, где речь идет о внешнем строе, где берется юридическая сторо- на Церкви, общественный элемент прихода имеет преимуществен- ное значение, но нужно, чтобы был ясным условный и техниче- ский смысл определения прихода как общества. Нужно или чтобы исключены были слова “приходом в православной Церкви называ- ется” и вместо формального определения были бы просто указаны в описательной форме те признаки прихода, которые существенны
для данного проекта, без претензии дать исчерпывающее понятие о приходе, или, если будет признано необходимым с технической точки зрения данное определение сохранить, но, по крайней мере, в том введении, которое было предложено преосвященным Сера- фимом (Чичаговым) разъяснить условный и технический смысл этого определения» 121. 121 Л. 214—216. 3е. В. В. Радзимовский считает предложенное определение прихода вполне корректным, предлагает внести уточнение, что имя прихода соответствует имени святого, в честь которого со- оружен главный приходский храм. «Что касается выражения “с правом юридического лица”, то само по себе это выражение не имеет определенного содержания, но ввиду того, что появляются акты о том, что никакая церковная община не имеет прав юриди- ческого лица, такую фразу нужно внести» 122. 3ж. Н. И. Знамировский предлагает собственную редакцию статьи, согласно которой православным приходом называется часть епархии, состоящая под каноническим управлением местно- го епископа и включающая в себя определенное количество право- славных христиан, пребывающих на определенной местности, объединенных в едином союзе веры и любви при особом назна- ченном церковной властью храме при ближайшем руководстве поставленного епархиальным епископом пастыря — настоятеля и при содействии других членов клира. Примечание позволяет при- хожанам городских храмов при перемене места жительства оста- ваться в прежних приходах. 3з. Ф. Г. Зибарев: «Я учено сказать не могу, скажу просто. Мы понимаем так “в канонических отношениях” — это Божья до- рога, по которой и владыка пойдет, и если мы будем у него в под- чинении, то и мы пойдем, а иначе двери для нас будут закрыты. Я прошу включить два слова: “в послушании и подчинении”» 123. 3и. А. Г. Чагадаев выступает против принципа территори- альности в городах. «Мне кажется, что надо обратить внимание на внутреннюю существенную сторону прихода. <...> Может быть избран священник, прекрасный канонист, прекрасной жизни, но внутренней связи с ним у прихожанина может не быть. Здесь упо- минается о священнике — общественном деятеле <...>, человеке кипучем, при котором приход внешне процветает. Но мой идеал —
аскет-священник. И вот часть прихода с таким взглядом на свя- щенника как аскета не будет удовлетворена. Наоборот, может быть выбран аскет-священник; он также не удовлетворит всех прихо- жан. Здесь вопрос не в личной симпатии, а во внутренней связи пастыря с пасомыми. Случайное проживание — это принцип, на- поминающий прежнюю паспортную систему; местожительство — 122 Л. 218. 123 Л. 221. это принцип грубый, и нельзя ставить его выше принципа свобод- ного избрания духовного отца» 124. 3к. Свящ. А. А. Секундов говорит, что кроме юридической стороны в определении прихода должно указывать идеал, к кото- рому должны стремиться верующие. 3л. Митр. Арсений (Стадницкий) сообщает, что у него име- ется уже 15 определений прихода. 3м. А. Г. Куляшев: «Мыслится ли здесь приход как институт или как корпорация? В этом вопросе вся сущность дела. Известно, что корпорация определяется как союз, с возникающей из него само- го личностью, здесь значение <имеет> соединенная воля всех членов корпорации. Иное дело институт — здесь за волю принимается воля учредителя. В приходе как корпорации божеское и человеческое рав- ноценны, они ставятся на одинаковой ступени. Если мы будем кон- струировать приход как корпорацию, то в конечном результате легко можем дойти и до протестантских общин. Да не будет этого! Мы бу- дем определять приход как институт, делая к нему лишь некоторые добавления. В нашем приходе пусть будет действенна и воля верую- щих, но над этой волей должна господствовать воля Спасителя мира, неизменная, на все времена обязательная» 125. 3н. Еп. Челябинский Серафим (Александров) критикует предложенное Отделом определение и прозвучавшие поправки, а затем предлагает собственное определение, согласно которому православный приход — это церковное учреждение, состоящее в ведении (каноническом подчинении) епископа, для удовлетворе- ния религиозно-нравственных нужд определенного в числе собра- ния православных христиан, под пастырским руководством свя-
щенника и при назначенном для того церковною властью храме. 3л. Свящ. Л. Е. Иваницкий предлагает отказаться от институ- та настоятельства и во всех статьях заменить слово «настоятель» словами «священник при самом живом участии членов причта и содействии приходского церковного совета». 4—6. 12.00—12.15 — перерыв. Во время перерыва Патри- арх покидает Соборную палату. 7. А. А. Салов сообщает о посещении им штаба командующего Московским военным округом по поводу ареста еп. Камчатского Нестора (Анисимова): «Считаю долгом доложить, что я во исполне- ние поручения Собора относительно выяснения причин ареста пре- 124 Л. 221—222. 125 Л. 226. освященного Нестора (Анисимова) вчера утром явился в Штаб во- енного округа, где в течение пяти часов пробыл в ожидании приема. Командующий войсками округа <А. И.> Муралов вчера не прини- мал. Его помощник Аросев после пяти часов ожидания принял меня на ходу. Тем не менее мне удалось побеседовать с ним. Я предъявил ему удостоверение того, что я являюсь вести с ним переговоры в качестве лица, уполномоченного для того Собором, и просил отве- тить на вопрос о причинах ареста преосвященного Нестора (Ани- симова). Он ответил мне буквально следующее: “Документы, взятые у епископа, находятся в политическом отделе и еще не рассмотрены. Причин ареста сообщить не могу. Да вы должны быть довольны: он находится сейчас не в тюрьме, а в монастыре. О чем же Вы беспо- коитесь?” Когда я сказал, что Собор и я — вообще не видим основа- ний для лишения свободы члена Собора, он ответил: “Для нас епи- скоп — такой же, как и все другие, и его арест нас волнует не более, чем арест и других”. Я опять заявил ему: “Нельзя ли изменить меру пресечения, т. е. освободить преосвященного Нестора”. Аросев на это ответил: “Пока, до допроса, который будет произведен на днях, мера пресечения изменена быть не может”. Я указал на то, что мож- но бы было освободить под поручительство или залог. Он ответил: “Вам нечего беспокоиться; он находится в монастыре”. Когда я стал говорить о том, чтобы было ускорено рассмотрение захваченных “документов”, причем заметил, что и самое выражение “документы” слишком громкое, так как, насколько мне известно, у него взято бы- ло лишь несколько листков, — Аросев ответил: “У нас масса дел, и всего сразу мы рассмотреть не можем”. Так как он очень торопился и впечатление получалось таково, что он хотел поскорее “отвязать- ся” от меня, — я не стал продолжать разговора и, прощаясь, сказал: “Через сколько дней Вы дадите мне ответ?” Он ответил: “Дня через 3—4 дадим”. Я спросил: “Когда и куда мне явиться за ответом?” Он ответил: “Мы живем в такое смутное время, что не знаем, где сами будем”. Вчера я не мог посетить преосвященного Нестора. Но в вос- кресенье я был у него. Он выглядел удовлетворительно. Обычная обстановка подействовала успокаивающим образом и на его психи- ку, и на его нервы. Он отслужил обедню и чувствует себя как в раю. Шлет поклон Собору и благодарит за участие в его деле» 126. 8—9. Собор благодарит А. А. Салова. 126 Л. 233—235, ср. Деяния НМ VII. С. 146—147. 10—13. Собор прекращает запись ораторов и ограничивает время выступлений пятью минутами. 14. Продолжение дискуссии по ст. 1 Приходского Устава. 14а. Прот. Э. И. Бекаревич подробно анализирует редакцию Отдела и предложенные поправки, а затем предлагает собствен- ную редакцию статьи, согласно которой приходом называется об- щина православных христиан, состоящая из настоятеля и мирян, проживающих в районе прихода, объединенная при храме, состав- ляющая часть епархии, находящаяся в канонических отношениях к своему епархиальному епископу и под руководством настоятеля достигающая своего спасения. 14б__________. С. А. Котляревский считает редакцию Отдела в принци- пе приемлемой, но предлагает ряд редакционных поправок. 14в. Свящ. М. С. Елабужский выступает против института настоятелей и предлагает соответствующую поправку. 14г. А. И. Июдин считает, что настоятель должен избираться приходом. 14д. И. И. Беликов напоминает, что обсуждаемая статья была принята после долгих споров и обсуждения в согласительной ко- миссии и призывает беречь время и принять эту статью. 14е. Прот. В. А. Поярков считает, что в определении прихо- да должно содержаться указание на общую обязанность членов прихода. То есть приходом следует называть общество, объеди- ненное при храме общим обязательным для всех его членов делом деятельного послушания Христу и церковному учению. 14ж. А. В. Васильев поддерживает редакцию Отдела и вносит некоторые уточнения. 14з. П. Д. Урусов полемизирует с теми, кто предлагает заме- нить слово «общество» словом «община». 14и. В. И. Зеленцов предлагает свою редакцию этой статьи, согласно которой приходом называется церковное учреждение, представляющее собою общество православных христиан, образо- ванное из клира и мирян, пребывающее в определенной местности и объединенное при храме той местности для служения Богу и для жизни по заповедям Христовым, составляющее часть епар-хии, канонически подчиненное епархиальному епископу и живущее под каноническим руководством одного или нескольких пастырей, помощниками которых являются прочие клирики. Приход получа- ет имя от своего храма и имеет права юридического лица. 14к. Л. З. Кунцевич комментирует прозвучавшие поправки. 14л. П. И. Астров защищает идею территориальности. По его мнению для Русской Церкви этот принцип является традици- онным. 14м. Прот. С. Н. Щукин: «Хорошо то, что сказано о священ- нике-настоятеле, и дурно, что ничего не сказано о так называемых вторых священниках. А потому я предложил бы к конечным сло- вам ст. 1 “приход есть общество, находящееся под руководством поставленного епископом священника-настоятеля”», сделать до- полнение: “и при содействии в руководительстве других членов причта”». 14н. П. Б. Мансуров выступает в защиту принципа террито- риальности, но предлагает снабдить статью примечанием, соглас- но которому по благословению епископа живущие в одних прихо- дах могут быть причислены к другим. 14о. А. А. Востоков считает нужным ограничить роль настоя- теля в приходе. Он предлагает для многоштатных приходов ввести выборы настоятеля, результаты которых утверждаются архиереем. 14п. Прот. А. В. Суворов защищает принцип территориаль- ности и поддерживает редакцию Отдела. 14р. Г. Г. Сергеев считает, что надо более четко сказать о подчинении прихода епископу. 14с. Митр. Арсений (Стадницкий) говорит, что список ора- торов исчерпан 127. 15. Секретарь зачитывает поступившие заявления: а) от пастырей г. Спасска Рязанской губернии; б) от представителей — мирян и духовенства — 3-го округа Вязниковского уезда Владимирской губернии; в) от общего собрания прихожан Спасской церкви г. Шуи; г) от духовенства и граждан г. Богородска и граждан окрест- ных сел — о готовности их встать на защиту Православной Церк- ви; д) от собрания духовенства и мирян — 1-го отделения Замо- скворецкого сорока о готовности принять все доступные меры для освобождения еп. Нестора (Анисимова). Собор постановил просить Святейшего Патриарха преподать благословение всем лицам и учреждениям, готовым встать на за- щиту Церкви, и принять меры к освобождению еп. Нестора (Ани- симова). 127 В протоколе среди выступающих упомянут Г. И. Булгаков, однако в стенограмме о его выступлении ничего не сообщается. 16. Собор постановил просить Патриарха благословить ав- торов этих заявлений. 17. Заседание закрыто в 14.00.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |