Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как возникает самоограничивающая и разрушающая совесть




 

Дети формируют совесть, которая может наилучшим образом справиться с окружающей их реальностью и интериоризировать поведение, моделируемое значимыми взрослыми. Они становятся учениками того опыта, который переживают. Стало быть, создаваемая взрослыми для детей реальность и методы, которыми взрослые пользуются для управления чувствами детей и разрешения межличностных проблем, являются наиважнейшими.

Когда взрослые намеренно бьют ребенка, унижают его или угрожают ему, главной заботой детской совести становится избегание наказания. Они снабжают ребенка моделью того, как действует карательная совесть, которую ребенок скопирует и позднее интериоризует. Опыт ребенка в понимании справедливости ограничен наказанием и мщением. Ребенка подталкивают к развитию обуздывающей и осуждающей карательной совести и усвоению поведения, ведущего к поддержке этого.

Параноидно-пессимистическая совесть — это ответ на бытие, постоянно нарушаемое другими и на подкрепление значимыми взрослыми того, что ребенок — «невинная и беспомощная жертва», заслуживающая жалости и особого обращения. Такие взрослые слепо принимают сторону ребенка в конфликте, игнорируя вклад ребенка в проблему и поддерживая параноидный взгляд на мир, не позволяющий ребенку конструктивно жить с другими. Поддержание ребенка в убеждении, что он является «жертвой», отличается от оказания ребенку необходимой поддержки и защиты, когда он переполнен чувствами или унижен.

Когда взрослые полагаются на похвалу, они могут подтолкнуть ребенка к подавлению подлинного Я и побудить деструктивно приноравливаться к одобрению или соревноваться за него.

Это поощряет развитие ориентированной на других совести — особенно, когда взрослые не одобряют независимых и инициативных действий. Признание и празднование ребенком собственных достижений существенно отличается от похвалы взрослого за то, что он «хороший» или действий под его команду. Взрослые, которые огорчаются, когда ребенок требует справедливости, или не поддерживают ребенка в отстаивании себя при несправедливом обращении и недовольстве других взрослых, тренируют ребенка в пассивности и ориентировке на других.

Эксплуататорски-оппортунистическая совесть поддерживается взрослыми, которые верят, что ребенок должен обладать абсолютной свободой делать то, что он хочет, даже если это обижает других, разрушает Культуру Справедливости или означает нарушение обязательств или неисполнение обязанностей. Иногда это смешивается с тем, что взрослые отождествляют себя с якобы несправедливо обиженными детьми или чувствуют жалость к ним и прощают им невыполнение обязанностей. Подкуп может вносить свой вклад в отношения — когда нет награды, нет и сотрудничества (подкуп надо отличать от заслуженной награды или платы ребенку за законченную работу).

Взрослые вносят склад в формирование такой эксплуататорски-оппортунистической совести и защищают детей от естественных последствий их поведения. Это учит ребенка, что он может быть безответственным, что ничего серьезного не произойдет, так как кто-нибудь всегда благосклонно вмешается, естественных неприятных последствий не произойдет, и у него всегда будет еще один шанс.

Системы поведенческого тренинга, использующие внешне навязанные награды, рискуют поддерживать ориентированную на других или эксплуататорски-оппортунистическую совесть. Обучение «одобряемому» поведению — это совсем не то же самое, что создание возможностей для собственного любящего отношения ребенка: оно не поощряет формирование личного намерения жить тактично и конструктивно.

Разъединенная совесть является результатом попыток прервать ее развитие. Понимание и инсайт, развитые у одних, не могут быть перенесены на других — не прошедших через процесс развития совести. Работа над проблемой — это опыт, отличающийся от получения готового решения. Если нет глубокой любви, понимания других и развития способности быть с людьми, словам и предложениям или морали недостает личностного значения и мотивационной силы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.