Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Присутствие




Бытие

Жизненный мир

 

Ребенок идет вперед, и люди, вещи, пульсация земной жизни становятся частью этого ребенка. Он интериоризирует и символизирует их. Он преобразует их в свой вариант бытия-в-мире.

(1)

Человеческий ум — это устремленность. Он формирует гештальты, среди которых самый основной — Жизненный Мир. Из фрагментов и кусочков «земли» и нас самих складываются основы рабочего паттерна. Я — это процесс создания мира.

Жизенный Мир проживается. Это совсем не та рассудочная точка зрения на мир, согласно которой Я не принимает на себя никаких обязательств.

(2)

Проживаемый Жизненный Мир формируется из взаимодействия нашей энергии и энергии нашего окружения. В нашем уме совершенно закономерно существует также образ Предпочитаемого Жизненного Мира. Мы стараемся воплотить его. Если мы не можем это сделать, то чувствуем, что наше бытие отрицается. Этот Жизненный Мир становится нашей жизненной биографией и индивидуальностью. Когда стабильная организация значимого Жизненного Мира распадается на части, мы тоже становимся дезинтегрированными.

(3)

Проживаемый и предпочитаемый Жизненные Миры всегда являются в некоторой степени нашим и внешнего мира общим творением. Мир вокруг нас также создает энергию! Постичь это нам трудно.

(4)

Жизненный Мир — это доступная сеть значимых воспоминаний и символов, с помощью которых мы можем узнавать, интерпретировать и дополнять моменты создания мира. Если мы не понимаем как создается мир в детском уме, мы, в лучшем случае, неуклюжи.

(5)

Жизненный Мир каждого человека уникален, благодаря чему создаются вариации совместного Жизненного Мира современников. Создание Мира происходит посреди Жизненных Миров.

(6)

Быть человеком — означает иметь план. В каждый данный момент все имеет значение в связи с этим планом. (Трехколесный велосипед — это не предмет, а часть плана действий ребенка на пути становления значимого Жизненного Мира).

(7)

Личность — это стратегия для воплощения предпочитаемого Жизненного Мира... мира, в который можно спрятаться или отступить... или мира для борьбы и поисков «первого места»... или мира для удовольствий... или мира, годного для совместного созидания.

* * *

Как воспитатели мы развиваем Жизненный Мир и компетентность в создании Мира.

 

 

Бытие — это духовное существование. «Я есть. Я могу. Я — член группы». «Мир — это волнующее место. Интересно быть с людьми. Думать вместе — это еще большее удовольствие.»

(1)

Быть — означает быть личностью: любить, бороться, чувствовать, интерпретировать, изобретать, участвовать и созидать мир Я. Я — это становление неповторимости, которая живет, зная, что такое быть верным; быть — означает быть в соприкосновении с собственным Я и с бытием других людей.

(2)

Бытие — уникально.

«И нет никого больше в целом мире точно такого же, как вы».

«Я за то, чтобы Вы росли как личность.» Вид «человек» становится инкарнированным.

(3)

Язык бытия активный и объединяющий, а не холодный и собственнический.

Быть — это больше, чем иметь. «Быть чем-то» — это больше, чем «иметь что-то»; «быть во взаимоотношении»— это больше, чем «иметь взаимоотношение»; «быть целостным» — это больше, чем «иметь целостность», как если бы целостность была свертком, который вы носите с собой и время от времени демонстрируете скорее как качество, чем состояние существования. Быть — это «форма жизни». Не просто структура, а созидающая форма, которая порождает множество структур и событий.

(4)

Бытие — это временная протяженность (Бергсон). «Бьет ключом поток времени», принося в настоящее наследство прошлого. Я планирует будущее, рискуя сложившимися стереотипами.

* * *

«Только тот знает правду, кто принимает в ней непосредственное участие» (Кьеркегор).

 

 

Несомненно, здесь возникают через стремительное движение и события мира голос и лицо из сферы личностного. «Ты» здесь, чтобы тебя приняли в расчет.

(1)

Здесь полностью. Не броди без цели, не разыгрывай игры с другими, не воюй с собой. Целостность.

(2)

Святость развивает свою истинную природу в моем присутствии не для того, чтобы разрушать, осквернять, игнорировать, обращаться как с вещью. Я не контролирую это. Я не хочу этого.

(3)

Носитель судьбы присутствует. Помощь здесь — возможность привести в движение изменение ситуации. Вот приглашение созидать вместе.

(4)

Глубина... чарующая перспектива перестать быть скрытым адресована мне-в-частности, моей уникальности в этот самый момент. Взаимоотношения совершенны — Я-Ты.

* * *

«Мир приходит ко мне в форме личности» (Мартин Бубер).


[1] Это очень сильная, связанная отнюдь не только с возрастом или слабостью, потребность; ср. у А. Вознесенского: «Пошли мне, Господь, второго, чтоб был он такой, как я». У детей ее сохранность — один из признаков нормального развития (В. К.)

[2] В контексте этой книги английскому «Self» соответствует русское «Я» (В. К.)

[3] Анимизм (от лат. anima — душа) — система представлений о существовании у всех и всего в живой и неживой природе души как всеобщего независимого начала (В.К.)

[4] Здесь: неспособного переходить от одной точки зрения к другой (В.К.)

[5] Термин «параноидное» (мышление, расстройство личности) в американской психиатрии согласно DSM-III-R описывает установку подозрительности и недоверия к другим, уверенность в преследовании или недоброжелательном отношении со стороны других, но без бреда и галлюцинаций; в русской психиатрии в таких случаях обычно используется термин «паранойяльное». В данном контексте кажется более удачным, следуя S.Rosenzweig, использовать выражение «экстрапунитивная совесть» как описание склонности возлагать вину и ответственность за происходящее на других (В. К.)

[6] «Еgо» — Я. Мы сохранили термин «Эго» как отличающийся от «Я — self», используемого в других местах книга. Если self — это Я, в котором подчеркнута его «самость», «самособойность», то Ego — сознательное Я, воспринимающее и объединяющее (в той или иной мере) мотивы и побуждения, диктуемые «Super-Ego» (сверх-Я) и Id (Оно) по 3. Фрейду (В. К.)

[7] Маскулинность и фемининность — используемые в психологии обозначения мужественности и женственности; они «очищены» от возможных двусмысленностей, обязанных языку. Так, очевидно, что в русском языке «мужественная женщина» и «маскулинная женщина» — не одно и то же. Подробнее см. «Воспитателю о сексологии» (В. К.)

[8] Воспитателю могут быть полезны в работе с детьми книги «Воспитателю о сексологии» и «О тебе» — см. указатель литературы (В. К.)

[9] Столкнувшись с подобными переживаниями у детей (помню пытавшихся задушить младенца подушкой и т. д.), я предложил в 70-х г. г. такой способ. Когда плод начинает шевелиться, в структуре ответа на вопрос ребенка «Откуда берутся дети?» или, возвращаясь к этой беседе, полезно дать ребенку положить руку на живот матери и почувствовать шевеление будущей сестры или брата. Первая — быстро преходящая — реакция: не лишенное испуга изумление. Но потом каждый день, а то и несколько раз в день, ребенок стремится положить руку на живот матери: «Все ли в порядке? Как он (она) там. Ребенок эмоционально «вынашивает» младенца вместе с матерью. Мне не приходилось видеть за почти 20 лет, чтобы этот прием (при надлежащем его проведении) не «работал». (В. К.)

[10] Эта точная мысль созвучна концепции «амплификации развития» А. В. Запорожца, согласно котрой незавершенное или искаженное развитие на каждом предшествующем этапе создает трудности на последующем этапе. В 70-80-х г.г. мне приходилось неоднократно подчеркивать, что понятие измеряемой по тесту Керна-Йерасика школьной готовности никак не описывает готовности ребенка как личности вступать в новые и иные по содержанию отношения школьного обучения; именно она-то и задержана казарменным стилем отношений в детском саду и ложится в основу большинства форм школьной дезадаптации (В. К.)

[11] Родители объединяются, чтобы возить детей по очереди. (В. К.)

[12] Росс-мл. и Мэрилен Снайдер, не раз бывавшие в нашей стране и имевшие возможность на собственном опыте оценить меж культурные различия, в том числе и туалетов, очень беспокоились, что буквальный перевод этого эпизода может быть неверно понят российскими читателями. «В Соединенных Штатах, — сказали они, — игра 4-хлетнего ребенка в унитазе тоже не вызывает восторга, но в общем-то мы смотрим на это довольно спокойно. У вас это по вполне понятным причинам может вызвать ужас.» Надо сказать, они были недалеки от истины. Очень многие люди-педагоги, врачи, родители — в ответ на мой вопрос: «Вот, если 4-хлетний ребенок играет в унитазе...?»— говорили, что неплохо бы показать его психиатру. И тем не менее, а может быть — тем более, мы остановились на точном переводе. Во-первых, потому что, заменив «унитаз» на «раковину», мы просто лишили бы весь эпизод внутреннего смысла. Во-вторых, потому что именно в точном переводе этот эпизод прекрасно иллюстрирует, как понимание и принятие ребенка оберегают от поспешного расклеивания психиатрических ярлыков, которые порой страшнее самой болезни (В. К.)

[13] Corporation (англ) — объединение, общество




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.