Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная среда конфликта




Предмет конфликта

Объект конфликта

Одним из непременных элементов конфликта является объект, т. е. конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта.

Определить объект в конкретном конфликте далеко не просто. Субъекты и участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменять искомые мотивы, побудившие их к противоборству. Манипуляция объектом способна принести значительные выгоды одной из сторон и существенно осложнить положение другой. Трудности в нахождении действительного объекта конфликта возникают в сложных конфликтах, когда одни противоречия накладываются на другие, или одни причины конфликта подменяются другими. Иногда и сам субъект конфликта не в полной мере осознает реальные мотивы противоборства. Например, в конфликте между руководителем и подчиненным может сложиться ситуация:

§ руководитель обвиняет подчиненного в нежелании работать с необходимой отдачей;

§ подчиненный обвиняет руководителя в предвзятом отношении к нему лично;

§ реальная причина конфликта, возможно, заключается в том, что подчиненный не обладает необходимым объемом знаний и умений для выполнения поставленных перед ним задач.

Выявление основного объекта — непременное условие успешного решения любого конфликта. В противном случае он или не будет решен в принципе (тупиковая ситуация), или будет решен не в полной мере, и во взаимодействии субъектов останутся противоречия для новых столкновений.

 

Предмет конфликта – это воображаемая или объективно существующая проблема, лежащая в основе конфликта. Это то противоречие, ради которого стороны вступают в противоборство.

Учет социальной среды позволяет рассматривать конфликт как ситуацию социальную. В нее включаются не только ближайшее окружение сторон конфликта, но и социальные группы, представителями которых они являются (в сфере высшего образования – студенты, преподаватели, различные уровни администрации и т. д.)

 

21. Социализация. Этапы, агенты социализации.

Социализация – это длительный процесс, при котором индивид усваивает знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в том обществе, которое его окружает. Содержание Социализация. Что это Этапы Стадии процесса социализации личности Роль агентов и институтов Влияющие факторы Основная цель данного процесса заключается в том, чтобы перевести человека из биологического состояния в самостоятельную социальную личность, обладающую самосознанием. Человек, который осознаёт собственный образ, понимает своё отличие от других, находит своё место и играет свою роль в обществе. Социализация. Что это ↑ Социализация возможна только при взаимодействии индивидов. Этот процесс строится на межличностных отношениях. В результате происходит передача физиологического и нравственного опыта, социальных норм, человеческих ценностей. Считаешь свою жизнь тусклой и никчемной? Узнай, как пережить кризис среднего возраста. Как понять, что девушка влюбилась? Читай далее. Личностью понимается собственная ответственность, права и обязанности перед обществом, смысл происходящих событий и значение различных поступков. Без взаимодействия с другими людьми развитие самооценки и самопознания личности невозможны. Социальное развитие личности имеет свои виды и этапы. Каждый индивид должен пройти все стадии взаимодействия с окружающими людьми, чтобы достичь определённого уровня самосознания. Этапы ↑ Формально понятие социализация разделяется на два этапа (периода): Ранний: детство, отрочество, юность. Возраст от 0 до 18 лет; Поздний: молодость, зрелость, старость. Возраст от 18-20 лет до конца жизни. Возрастное разделение имеет условный характер, так как каждому индивиду свойственно собственное развитие и способность восприятия окружающей действительности и людей. Социализация личности не имеет чётких границ. Человек может перенимать опыт и обучаться взаимодействию с другими индивидами на протяжении всего своего существования. Однако в психологии и социологии выделяют несколько стадий социального развития личности. Стадии процесса социализации личности ↑ Каждая из стадий имеет свои особенности и критерии оценки сформированности социальных навыков. Коротко данные по ним можно представить в таблице. Период Стадия развития Возраст Доминирующее окружение Социальные навыки Дошкольный Младенчество 0-1 год Семья, родственники, врачи Первичная мотивация, доверительное отношение к окружению Раннее детство 1-3 года Самоконтроль и самоуважение, первичное осознание собственного «Я» Детство 3-7 лет Семья, воспитатели, педагоги Способность задавать цель и направление собственной деятельности, формирование стиля взаимодействия с окружающими. Школьный Младший школьный возраст 7-11 лет Педагоги, ровестники, социальные сообщества, СМИ. Формирование общеучебных навыков, необходимых в процессе познавательной деятельности, выработка собственной позиции в среде сверстников, формирование собственной манеры и линии поведения с другими людьми. Отрочество (подростковый возраст) 12-15 лет Реализация себя как разносторонней личности через дополнительные интересы и увлечения Юность 15-18 лет Формирование жизненной позиции, выбор профессии и сферы деятельности Взрослый Зрелость С 18-20 лет Собственная семья (жена, дети), коллеги по работе, социальные сообщества Становление «на свои ноги», совершенствование полученных навыков, создание собственной социальной среды Старость Выход на пенсию до смерти Семья (дети, внуки). Часто одиночество. Подведение итогов, удовлетворение прожитой жизни Роль агентов и институтов ↑ Учёные-социологи выделяют 2 группы людей, которые влияют на развитие и становление личности в процессе социализации: Первичная — знакомые люди, или неформальные агенты. К ним относятся хорошо известные друг другу члены малого сообщества: семья, родители, соседи; Вторичная – незнакомые люди — формальные агенты, или институты. Это множество людей, связанных формальными отношениями: детский сад, школа, фирма, предприятие, город, государство и др. Не любишь банальность? Читай о том, как предложить девушке встречаться красиво. Как стать счастливым человеком? Ответы в статье. Почему женатые мужчины заводят любовниц? Читай далее. Обе группы играют различную роль и влияют на формирование личности в определённом направлении: Обучение и воспитание ребёнка от 0 до 3-х лет происходит под воздействием основных агентов: родителей и ближайших родственников. Они формируют мотивацию и первичное отношение личности к окружающим. После 3-х лет индивид вступает во взаимоотношения с дополнительными агентами: воспитателями, учителями, врачами. Большинство детей дошкольного возраста активно овладевает навыками мышления и познания под воздействием неформальных агентов. В 8 — 15 лет (школьный период) на них оказывают влияние ровесники, взрослые люди, принадлежащие к разным социальным группам, СМИ, Интернет. Такое разнообразное окружение не исключает отрицательного воздействия на личность и возможность асоциального поведения. Таким образом, к 15-18 годам личность считается сформированной. В дальнейшем свою роль играют другие социальные институты. Они используют другие средства, оказывающие влияние на её нравственные и психологические изменения. Влияющие факторы ↑ Под воздействием различных внешних факторов индивид формируется в социальную или асоциальную личность. К ним относятся: микрофакторы: пол ребёнка, его физиологическое и психологическое развитие, эмоциональное окружение; мезофакторы: регион проживания индивида, субкультуры, существующие в нём; макрофакторы: географическое положение, климатическая зона, окружающая среда (природа), экономика и политическое устройство: авторитарное или демократическое государство, гражданином которого является личность; мегафакторы: земля как планета для жизни индивида, космос, вселенная. Под воздействием данных условий осуществляется механизм индивидуализации личности, связанной с её взаимодействием с различными группами людей. Цикличность жизни человека связана с периодической сменой ролей, обретением новых статусов и иного окружения, отказом от старых привычек и традиционного образа жизни. Всю жизнь индивид чему-то учится и вынужден реагировать на воздействие окружения. От этого меняются его взгляды и социальные устои.

Источник: http://gopsy.ru/psihologija/chto-takoe-socializacija.html Скопировано с сайта © http://gopsy.ru/

 

22. Сущность социального воспитания.

Социальное воспитание

— взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессепланомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации.

С.в. - составная часть относительно контролируемой социализации (наряду с семейным воспитанием,религиозным воспитанием, коррекционным воспитанием и дизсоциальным воспитанием). С.в.осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых(коллективов) и социальных (воспитательных организаций и органов управления).

В воспитательных организациях воспитание реализуется в трёх взаимосвязанных и в то же времяотносительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия субъектовпроцессах: организации социального опыта воспитуемых, их образования и оказания им индивидуальнойпомощи.

Организация социального опыта осуществляется через: организацию быта и жизнедеятельностиформализованных групп (коллективов); организацию взаимодействия (см. Педагогическое взаимодействие),а также обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализованных группах и влияние нанеформальные микрогруппы (неформальные объединения).

Индивидуальный социальный опыт - в широком смысле - единство различных знаний и способовмышления, умений и навыков, норм и стереотипов поведения, ценностных установок, запечатлённыхощущений и переживаний, усвоенных и выработанных способов взаимодействия, самопознания,самоопределения, самореализации.

Образование включает в себя: систематическое обучение (формальное образование, как основное, так идополнительное); просвещение, т.е. пропаганду и распространение культуры (неформальное образование),стимулирование самообразования.

Индивидуальная помощь реализуется в процессе содействия человеку в решении проблем, созданияспециальных ситуаций в воспитательных организациях для его позитивного самораскрытия, а такжеповышения статуса, самоуважения, самопринятия и т.д., стимулирования саморазвития личности.

Индивидуальная помощь - это осознанная попытка помочь человеку прибрести знания, установки, умения,необходимые для удовлетворения потребностей и интересов других людей; в осознании и, в необходимыхслучаях, изменении человеком своих ценностных установок; в развитии самосознания, в самоопределениии самореализации; в коррекции самооценок, самоуважения и самопринятия; в развитии понимания ивосприимчивости по отношению к себе и другим, к индивидуальным, групповым и социальным проблемам; вразвитии чувства причастности к семье, группе, социуму; в выработке стратегии адаптации и обособления всоциуме.

Мера систематичности, интенсивности, характер, содержание, формы и способы организациисоциального опыта, образования и индивидуальной помощи зависят от возраста и пола воспитуемых, атакже, в определённой мере, и от их этнической и социально-культурной принадлежности.

В различных видах и типах воспитательных организаций и в конкретных организациях объём исоотношение организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи существенноразличны. Различия зависят как от функций организаций, так и от ценностных устремлений, установок иконцепций воспитания, имеющихся у педагогов данной воспитательной организации. Эти различияопределяют содержание и характер взаимодействия, которое реализуется в воспитательной организации.

Взаимодействие в процессе С.в. осуществляется в виде множества "цепочек": воспитательнаяорганизация - составляющие её формализованные группы (коллективы), коллектив - личность, коллектив -входящие в него микрогруппы - личность, педагог - коллектив, педагог - личность и др. Содержаниевзаимодействия представляет собой обмен между его субъектами информацией, ценностнымиустановками, типами и способами общения, познания, деятельности, игры, поведения, отбор и усвоениекоторых имеет индивидуально избирательный характер. В целом взаимодействие - диалог воспитателей ивоспитуемых, а также воспитуемых между собой, содержание, характер и воспитательная эффективностькоторого определяются тем, какие личности в нём участвуют, в какой мере они сами ощущают себяличностями и видят личность в каждом, с кем взаимодействуют.

С.в., осуществляемое в воспитательных организациях различных видов и типов, даёт человеку опытвзаимодействия с людьми, создаёт условия для позитивно направляемых самопознания, самоопределения,самореализации и самоизменения, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления всоциуме.

 

23. Девиантное поведение. Работа с «трудными» подростками.

Девиа́нтное поведе́ние (также социальная девиация) — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя)[1].

Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Французский социолог Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897), считается одним из основоположников современной девиантологии. Он ввел понятие аномии, — это состояние запутанности и дезориентации в обществе во время кризисов или радикальных социальных перемен. Дюркгейм объяснил это на примере увеличения количества самоубийств во время неожиданных экономических спадов и подъемов. Последователь Дюркгейма, американский социолог Роберт Кинг Мертон в рамках своей теории структурного функционализма создал одну из первых социологических классификаций поведенческих реакций человека.

Содержание

[убрать]

· 1 Определение девиантного поведения

· 2 Классификации

· 3 Признаки девиантного поведения

· 4 Девиантное поведение в антиутопии

· 5 См. также

· 6 Примечания

· 7 Литература

· 8 Ссылки

Определение девиантного поведения[править | править вики-текст]

Разные научные дисциплины дают различные определения девиантному поведению:

· Социальные науки: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит.

· Медицинский подход: отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействий: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в разных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

· Психологический подход: Отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесённом общественному благополучию, окружающим и себе.

Классификации[править | править вики-текст]

Существуют разные подходы к классификации девиантного поведения, как по сложности, так и содержательно. Различия в классификациях вызваны тем, что разные отрасли науки (психология, медицина, криминология и т.д.) и научные школы неодинаково понимают то, какие формы поведения можно называть девиациями, как отличить норму от девиации, может ли поведенческая девиация носить конструктивный (положительный) характер, или только деструктивный.

Р. К. Мертон в рамках своей теории структурного функционализма создал одну из первых социологических классификаций поведенческих реакций человека (1938)[2][3]. В его модели представлены 5 способов адаптации индивидуума к условиям, существующим в обществе, каждый из которых характеризуется тем, одобряет ли индивидуум цели общества и средства достижения обществом этих целей (часть из этих реакций — по сути типы девиантного поведения):

1. Подчинение (подчинение целям, и средствам достижения целей общества);

2. Инновация (подчинение целям общества, но не средствам их достижения);

3. Ритуализм (цель отбрасывается как недостижимая, но следование традициям остается);

4. Ретретизм (уход из общества, несогласие с целями и средствами достижения целей);

5. Мятеж (попытка ввести новый социальный порядок, меняются и цели, и средства).

В. В. Ковалёв в своей классификации (1981)[4] выделил три типа девиаций:

1. социально-психологические девиации:

· антидисциплинарное поведение;

· асоциальное;

· противоправное;

· аутоагрессивное.

2. клинико-психопатологические девиации (патологические и непатологические).

3. личностно-динамические девиации: «реакции», «развития» и «состояния».

В классификации Ф. Патаки (1987)[5] выделяются:

1. «ядро» девиантного поведения (стойкие формы):

· преступность,

· алкоголизм,

· наркомания,

· самоубийство;

2. «преддевиантный синдром» — комплекс симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения:

· аффективный тип поведения;

· семейные конфликты;

· агрессивный тип поведения;

· ранние антисоциальные формы поведения;

· отрицательное отношение к учёбе;

· низкий уровень интеллекта.

Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (1990)[6] предложили следующую классификацию поведенческих девиаций:

1. нестандартное поведение (действия, выходящие за рамки социальных стереотипов поведения, но играющие позитивную роль в развитии общества):

2. деструктивное поведение:

· внешнедеструктивное поведение (направленное на нарушение социальных норм):

· аддиктивное (использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций),

· антисоциальное (нарушение законов и прав других людей);

· внутридеструктивное поведение (направленное на дезинтеграцию самой личности: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутическое поведение).

В. Н. Иванов (1995) выделяет два уровня девиаций по уровню опасности для человека и общества[7]:

1. докриминогенный уровень — мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие серьёзной общественной опасности;

2. криминогенный уровень — действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях.

Ю. А. Клейберг (2001)[8] выделяет три основные группы девиаций:

1. негативные (например, употребление наркотиков),

2. позитивные (например, социальное творчество),

3. социально-нейтральные (например, попрошайничество).

Обобщая разные типологии поведенческих девиаций, Е. В. Змановская (2004)[9] определяет основными критериями классификации вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения. В её классификации выделено три основные группы отклоняющегося поведения:

1. антисоциальное (делинквентное) поведение (противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей),

2. асоциальное (аморальное) поведение (уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, угрожающее благополучию межличностных отношений),

3. аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение (суицидальное, фанатическое, аутическое, виктимное, рискованное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость и т.д.).

Матрица социальных девиаций Н. В. Майсак (2010)[10] дифференцирует множество форм (примеров) девиантного поведения внутри двух измерений, пересекающихся друг с другом:

1. девиации по характеру направленности и проявления:

· конструктивное, творческое поведение (художественное, научное, техническое, организационное, компьютерное творчество),

· аутодеструктивное поведение:

· аддиктивное (нехимическая и химическая зависимость),

· суицидальное (парасуицидальное поведение и суицид),

· внешнедеструктивное поведение:

· противоправное поведение (административные правонарушения, делинквентное, криминальное поведение),

· коммуникативные девиации;

2. девиации по степени социальной одобряемости:

· социально одобряемое и просоциальное поведение (адаптированное к нормам определенной социальной группы),

· социально нейтральное (не представляющее общественной опасности или с неоднозначными критериями оценки),

· социально неодобряемое:

· асоциальное (отклоняющееся от морально-нравственных норм),

· антисоциальное (отклоняющееся от правовых норм).

Признаки девиантного поведения[править | править вики-текст]

1. Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (социальные санкции).

3. Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4. Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5. Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6. Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

7. Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

8. Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет. девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.[1]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.