Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отношений Т. Лири




МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

Историческая справка:

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржерем, Р. Сазеком в 1954 году.

Цель:

Методика предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

 

Описание:

При исследовании межличностных отношении наиболее часто выделяются два фактора: доминирование – подчинение и дружелюбие – агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они заданы М.Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч.Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б.Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование – подчинение, дружелюбие – недружелюбность, эмоциональность – аналитичность.
Для представления основных социальных ориентаций Т.Лири разработал условную схему в виде круга, разделённого на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование – подчинение, дружелюбие – враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.
Схема Т.Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование – подчинение) и горизонтальная (дружелюбие – враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптированность или экстремальность интерперсонального поведения.

 

Материал:

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
Т.Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.
Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я"", "реальное "Я"", "мои партнеры" и т.п.

Инструкция обследуемому:

Методика может быть представлена либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Обследуемому предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

 

Обработка результатов:

Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

0–4 балла –– низкая –– адаптивное поведение
5–8 баллов –– умеренная ––  
9–12 баллов –– высокая –– экстремальное поведение
13–16 баллов –– экстремальная –– до патологии

В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

 

 

По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.
Доминирование = (I – V) + 0,7 × (VIII + II – IV – VI)

 

Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 × (VIII – II – IV + VI)


Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. С.В.Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.
Методический прием позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.

Типы отношения к окружающим
I. Авторитарный
13–16 – диктаторский, властный, деспотический характер, тип силь­ной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мне­ние, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.
9–12 – доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уваже­ния.
0–8 – уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.
II. Эгоистичный
13–16 – стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, но сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.
0–12 – эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.
III. Агрессивный
13–16 – жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.
9–12 – требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.
0–8 – упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.
IV. Подозрительный
13–16 – отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется па всех (шизоидный тип характера).
9–12 – критичный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.
0–8 – критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.
V. Подчиняемый
13–16 – покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя па последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.
9–12 – застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.
0–8 – скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.
VI. 3ависимый
13–16 – резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.
9–12 – послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.
0–8 – конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.
VII. Дружелюбный
9–16 – дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).
0–8 – склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.
VIII. Альтруистический
9–16 – гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа).
0–8 – ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий. добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании. симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

 

Протокол № 1

Виноградова Елена

Возраст – 33 года.

Данные по опроснику:

I актант - 5 баллов

II актант - 4 балла

III актант -6 баллов

IV актант -4 балла

V актант -2 балла

VI актант -4 балла

VII актант -2 балла

VIII актант - 4 балла

Адаптивное поведение – 5-8 баллов

Агрессивный тип личности: упрямая, упорная, настойчивая и энергичная.

 

По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.


Доминирование = (5 – 2) + 0,7 × (4 + 4 – 4 –4)=

 

Дружелюбие = (2 – 6) + 0,7 × (4 – 4 – 4 + 4)=

 

 

Протокол № 2

Шендрик Елена

Возраст – 59 лет.

Данные по опроснику:

I актант - 1 б.

II актант - 1 б.

III актант -2 б.

IV актант -1 б.

V актант -3 балла

VI актант -4 балла

VII актант -4 балла

VIII актант - 2 балла

Низкое адаптивное поведение – 0-4 баллов

Зависимый, дружелюбный тип личности: конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый, склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях. Стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.


По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.


Доминирование = (1 – 3) + 0,7 × (2 + 1 – 2 –4)=

 

Дружелюбие = (4 – 2) + 0,7 × (2 – 1 – 1+ 4)=

 

 

 

Протокол № 3

Аджигафарова Эльмаз

Возраст – 22 года.

Данные по опроснику:

I актант - 7 б.

II актант - 6 б.

III актант -7 б.

IV актант -4 б.

V актант -8 балла

VI актант -8 балла

VII актант -10 балла

VIII актант - 8 балла

Экстремальное поведение –9-12 баллов

Дружелюбный тип личности: дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

 

По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.


Доминирование = (7 – 8) + 0,7 × (8 + 6 – 4 –8)=

 

Дружелюбие = (10 – 7) + 0,7 × (8 – 6 – 4+ 8)=

 

 

Протокол № 4

Дружинина Елена

Возраст – 32 года.

Данные по опроснику:

I актант - 7 б.

II актант - 6 б.

III актант -10 б.

IV актант -11 б.

V актант -16 балла

VI актант -11 балла

VII актант -13 балла

VIII актант - 14 балла

Экстремальное, до патологии поведение –13-16 баллов

Подчиняемый, альтруистический, тип личности:
покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя па последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном. Гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа).


 

 

По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.


Доминирование = (7 – 16) + 0,7 × (14 + 6 – 11 -11)=

 

Дружелюбие = (13 -10) + 0,7 × (14 – 6 – 11+ 11)=

 

Протокол № 5

Остапенко Алексей

Возраст – 34 года.

Данные по опроснику:

I актант - 2 б.

II актант - 8 б.

III актант -6 б.

IV актант -3 б.

V актант -7 балла

VI актант -3 балла

VII актант -2 балла

VIII актант - 2 балла

Умеренное адаптивное поведение –5-8 баллов

Эгоистичный, подчиняемый, тип личности:

Эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.
В то же время скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, послушно и честно выполняет свои обязанности.


 

По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.


Доминирование = (2 – 7) + 0,7 × (2 + 8 – 3 -3)=

 

Дружелюбие = (2 -6) + 0,7 × (2 – 8 – 3+ 3)=

 

 

Протокол № 6

Португальская Елена

Возраст – 49 лет.

Данные по опроснику:

I актант - 1 б.

II актант - 2 б.

III актант -3 б.

IV актант -5 б.

V актант -5 балла

VI актант -4 балла

VII актант -5 балла

VIII актант - 3 балла

Умеренное адаптивное поведение –5-8 баллов

Подозрительный, подчиняемый, тип личности:

Критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям. Скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

 

По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.


Доминирование = (1 – 5) + 0,7 × (3 + 2 – 5 -4)=

 

Дружелюбие = (5 -3) + 0,7 × (3 – 2 – 5+ 4)=

 

 

Протокол № 7

Каталевская Ирина

Возраст – 44 года.

Данные по опроснику:

I актант - 9 б.

II актант - 6 б.

III актант -5б.

IV актант -4 б.

V актант -2 балла

VI актант -3 балла

VII актант -3 балла

VIII актант - 2 балла

Высокое экстремальное поведение–9-12 баллов

Авторитарный тип личности:

Доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уваже­ния.

 

По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.


Доминирование = (9 – 2) + 0,7 × (2 + 6 – 14 -3)=

 

Дружелюбие = (3 -5) + 0,7 × (2 – 6 – 4+ 3)=

 

 

Протокол № 8

Лагутина Марина

Возраст – 26 лет.

Данные по опроснику:

I актант - 4 б.

II актант - 2 б.

III актант -4 б.

IV актант -4 б.

V актант -10 б.

VI актант -5 б.

VII актант -5 б.

VIII актант - 3 б.

Экстремальное поведение –9-12 баллов

Дружелюбно – застенчивый тип личности:

Застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации. Склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

 

По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.


Доминирование = (4 – 10) + 0,7 × (13 + 2 – 4 -5)=

 

Дружелюбие = (5 -4) + 0,7 × (3 – 2 – 4+5)=

 

Протокол № 9

Резникова Вера

Возраст – 48 лет.

Данные по опроснику:

I актант - 3 б.

II актант - 2 б.

III актант -7 б.

IV актант -10 б.

V актант -15 б.

VI актант -13 б.

VII актант -11 б.

VIII актант - 14 б.

Экстремальное поведении, трудности социальной адаптациие –13-16 баллов

Покорнй, альтруистический тип личности:

Покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя па последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном. Гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа).

 

По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.


Доминирование = (3 – 15) + 0,7 × (14 + 2 – 10 -13)=

 

Дружелюбие = (11 -7) + 0,7 × (14 – 2 – 10+13)=

 

Протокол № 10

Голдина Елена

Возраст – 25 лет.

Данные по опроснику:

I актант - 7 б.

II актант - 9 б.

III актант -11 б.

IV актант -11 б.

V актант -12 б.

VI актант -14 б.

VII актант -13 б.

VIII актант - 11 б.

Экстремальное поведение –13-16 баллов

Дружелюбно – зависимый тип личности:

Неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.
Дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

 

По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.


Доминирование = (7 – 12) + 0,7 × (11 + 9 – 11 -14)=

 

Дружелюбие = (13 -11) + 0,7 × (11 – 9 – 11+14)=

 

Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К.Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К.Томаса, по меньшей мере, двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К.Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К.Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К.Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
3) компромисс — соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие;
4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
5) сотрудничество, когда, участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Пять способов регулирования конфликтов К.Томаса
К.Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

 

К. Томас исходил из того, что людям не следует избегать конфликтов или разрешать их любой ценой, а требуется уметь грамотно ими управлять. Он совместно с Ральфом Килманном (Ralph Kilmann) предложил двухмерную модель регулирования конфликтов, одно измерение которой - поведение личности, основанное на внимании к интересам других людей; второе - поведение, подразумевающее игнорирование целей окружающих и защиту собственных интересов.
Методика определяет типические способы реагирования человека на конфликтные ситуации, выявляет тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.
Эта методика позволяет выяснить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в коллективе сотрудников, в школьном классе или студенческой группе, стремится ли он к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, старается обострить их. С помощью данной методики можно также оценить степень адаптации каждого члена того или иного коллектива к совместной деятельности.
Применительно к педагогической деятельности с помощью методики можно выявить наиболее предпочитаемые формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта с учениками, родителями, с коллегами или администрацией, а также отношение к совместной деятельности.

 

 

Инструкция к испытуемому

«Вам предлагается 30 пар несложных суждений. Каждое суждение описывает возможное поведение человека в ситуации общения с другим человеком. Каждый раз читайте подряд два суждения: А и Б, и выбирайте то, которое в большей степени характеризует ваше собственное поведение. Выбранное суждение отметьте».

 

Инерпретация:

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.141 сек.