Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дискуссия 5: в НЛП отсутствует нечто ошутимое




 

Наташа: «Мне не достает в НЛП чувства, эмоции. НЛП слишком менталь­ное, слишком бесстрастное, слишком отстраненное, слишком механистичное».

Джон: «Да, я часто слышу фразы о том, что в НЛП отсутствует что-то весьма существенное. «Мне недостает в НЛП..» В зависимости от человека, это может быть все, что угодно, например: «Мне не достает в НЛП.., божест­венной милости... более глубоких эмоций... настоящего человеческого контакта… вдохновения... духовного аспекта».

Треес: «То, что в модели НЛП не признаются эмоции, это совершеннейшая неправда. Однако НЛП имеет свою собственную точку зрения на эмоции которая иногда приходит в столкновение с другими представлениями.

Многие люди, к примеру, рассматривают эмоции как нечто, что ты «имеешь»: у меня страх, злость, раздражение. И когда у тебя есть подобная эмоция, и если это неприятная эмоция, речь идет о том, чтобы от нее избавиться. Как же можно избавиться от злости? Ее можно разрядить, выразить, игнориро­вать. Как правило, думают именно так. Но НЛ-программисты рассматривают эмоции не как вещи, которые ты имеешь, а как результат того, что ты дела­ешь. Эмоции не падают с неба, а являются результатом чьих-то мыслитель­ных процессов. Эмоции ты производишь сам. При этом важным вопросом является, как ты это делаешь? Потому что, если ты знаешь, как ты это дела­ешь, в этом часто скрывается ответ на вопрос, что ты можешь делать иначе, чтобы чувствовать себя хорошо».

Наташа: «Почему же тогда у меня такое ощущение, что НЛП недостает эмоционального аспекта?».

Джон: «Возможно, это как-то связано с относительно невысоким интере­сом, который НЛП проявляет к выражению эмоций. Во многих современных формах терапии выражение эмоций рассматривается как важнейший исцеляю­щий процесс. Эта идея — исцеляющий эффект эмоциональной экспрессии - распространяется психотерапией среди целых групп населения и представляется социальной нормой».

Треес: «Да, это так. Эмоция часто считается чем-то, что ты имеешь, а так­же чем-то, что ты имеешь в ограниченном количестве. Считается, что в опре­деленном травмирующем впечатлении находится «определенное количество эмоционального груза». Лучше всего полностью «разгрузить» этот груз, ду­мают многие люди».

Джон: «В НЛП мы рассматриваем эмоции как результат того, что необхо­димые ресурсы еще не найдены. Как только человек обнаруживает ресурсы, эмоция становится лишней и исчезает. Следовательно, после обнаружения необходимых ресурсов исчезает то, что необходимо «разгрузить». Тем, кто не является НЛ-программистом, трудно принять идею, что в случае обнаруже­ния ресурсов никакой «разгрузки» не требуется. Даже когда они видят клиен­та, который выглядит счастливым после нахождения ресурсов, они продол­жают задаваться вопросом: Где же теперь эта эмоция?».

Наташа: «Значит вы так объясняете мое ощущение, что НЛП так мало внимания уделяет эмоциям. Мне нужно будет еще над этим подумать... Зву­чит логично, но я пока не знаю, так ли это на самом деле. По моему, НЛП все же немножко боится сильных эмоций!».

Джон: «Возможно, ведь для нас это не так привычно, как для большинст­ва биоэнергетиков».

Треес: «НЛП рассматривает выражение эмоций для достижения терапев­тического эффекта как нечто второстепенное. В то же время мы признаем большое значение эмоций. Ведь эмоции занимают прочное место в мысли­тельной программе, которой необходимы ресурсы».

Джон: «Односторонний акцент на выражение эмоций, как правило, осно­вывается на убеждении, что это чуть ли не единственное, что мы можем де­лать с эмоциями. Однако НЛП исходит из того, что каждый человек может контролировать свои эмоции. Что их можно изменять, и, следовательно, мы несем за них ответственность. Опираясь на эту точку зрения, НЛП неодобри­тельно относится к длительному и повторяемому выражению эмоций, которое не является адекватным и оправданным. В этом случае НЛ-программист — вероятно, быстрее, чем другие терапевты и тренеры - скажет: Утри-ка свои слезы, и давай посмотрим, что ты думаешь, что тебя так огорчает».

Наташа: «Да, мне это кажется таким странным. Таким холодным, таким отстраненным. А если ты хочешь коснуться чьей-то руки, ты не можешь этого сделать, потому что это может стать кинестетическим якорем несчастья».

Джон: «С другой стороны, вероятно, сами НЛ - программисты зачастую ви­новаты в возникновении непонимания. Довольно часто происходит так, что НЛ-программисты слишком мало внимания уделяют своим собственным ощущениям и дают слишком мало такой возможности своему клиенту. Это вовсе неплохо, давать клиенту возможность выразить свои эмоции и поддер­живать его с помощью хорошего раппорта. Создается впечатление, что НЛ- программисты иногда боятся, что это помешает общему результату. Человече­ские горести универсальны. Жизнь бесчестна и жестока. То, что мы можем целенаправленно изменять свою ситуацию, не означает, что сейчас она не причиняет боли. На этом пространстве — человеческих страданий - раппорт может быть построен на глубоком уровне, если НЛ-программист настраивает­ся на клиента, проявляя при этом восприимчивость и сострадание. Тем кри­тикам, которые считают НЛП недостаточно эмоциональным, важно осознать, что это только первый шаг. А НЛ - программистам хорошо бы осознать, что этот первый шаг редко может быть пропущен».

Герард: «Полностью согласен!».

Маайке: «На мой взгляд, НЛП недостает духовности».

Джон: «То, что ты так считаешь, происходит из-за неверного представле­ния о том, на что претендует НЛП. НЛП означает не более, чем набор моде­лей для их практического применения. Однако тот, кто ищет в НЛП «новое спасительное учение», «жизненную философию», религию или жизненное Убеждение, остается недовольным. Выбор НЛП не нужно сравнивать с выбо­ром спутника жизни. НЛП — не более, чем набор концепций и техник, кото­рые люди могут использовать наряду со своими собственными методами и Жизненными убеждениями».

Маайке: «Значит я верно заметил насчет духовности!».

 

Джон: «Но мы считаем ее чрезвычайно важной; она занимает самое верх­нее место в нашем списке! Я имею в виду иерархию логических уровней. Следовательно, мы задаем тот же самый вопрос, который задавали в связи с эмоциями: если духовность настолько явно представлена в модели НЛП, по­чему же тогда люди часто не замечают ее в НЛП? Ответ, вероятно, связан с тем фактом, что НЛП в какой-то степени считает духовность важным уров­нем в коммуникации и изменении, а духовные впечатления считает важными ресурсами, но при этом не привязывается к определенным убеждениям в этой области. В отношении духовности НЛП занимает метапозицию. Духовность рассматривается как субъективный опыт, обладающий определенными харак­терными субмодальностями. Такая мета точка зрения тревожит многих, кто придерживается определенных убеждений в этой сфере, будь то вера в магию и другие миры, будь то католическая вера, будь то вера в двенадцать высших уровней универсальной мудрости. Для верующего его вера — не вера, а объек­тивная реальность. Поэтому, если НЛ-программист говорит, что у него есть интересное убеждение на духовном уровне, стратегию которого он собирается проанализировать, он чувствует себя недооцененным в широте замысла и универсальной человеческой важности своих убеждений. К этому еще нужно добавить, что вера в определенную содержательную форму духовности, как правило, привносит вместе с собой социально-общественные преимущества, и прежде всего в том случае, если верующий отводит себе в ней главное место учителя, шамана, священника, эксперта. Жрец Кандомбле, который успешно использует заклинания духов, проявляет немного интереса к НЛ-программисту, который считает его стратегию интересной. Что же еще сказать по по­воду этой критики? НЛП придерживается мета точки зрения на духовные убеждения подобно тому, как мы придерживаемся прагматической мета точки зрения на все убеждения. Это автоматически приводит НЛП к конфликту с теми, кто глубоко убежден в абсолютной истинности определенных духовных воззрений. С другой стороны, НЛ-программисты, вероятно, могут снять по­добную напряженность, если станут считаться с тем, что убеждения в отно­шении верований являются легко ранимыми».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.