Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 2: Более подробное исследование




Определение структуры цели

Представляю себе, что я достиг цели...

Внешнее поведение

Что я в этом случае буду делать? (Показываю)

Внутреннее состояние

Как я при этом буду себя чувствовать?

Какое у меня будет настроение?

Внутреннее воспроизведение

Что я буду думать?

О чем я буду фантазировать?

Что я буду мысленно видеть/слышать/чувствовать/говорить?

Критерии, ценности, убеждения

Что будет для меня важным?

Какие ценности будут занимать центральное место?

Из чего я буду исходить, во что верить?

5. Определение структуры нынешнего состояния

Эти вопросы аналогичны вопросам пункта 4 (определение цели), толь­ко в данном случае они относятся к нынешнему состоянию.

То, как это происходит в настоящий момент...

Внешнее поведение

Что я делаю сейчас? (Показываю)

Внутреннее состояние

Как я чувствую себя сейчас?

Какое у меня сейчас настроение?

Внутреннее воспроизведение

Что я думаю?

О чем я фантазирую?

Что я мысленно вижу/слышу/чувствую/творю?

Критерии, ценности, убеждения

Что является для меня важным?

Какие ценности занимают центральное место?

Из чего я исхожу, во что верю?

6.Препятствия

Что сейчас мешает мне это делать/думать/ считать/верить?

7.Причины

Как происходит, что дела обстоят сейчас именно таким образом?

Как происходит, что сейчас я думаю/поступаю/чувствую таким об­разом?

8.Сравнение нынешнего состояния с целью

В чем состоит важнейшее различие между нынешним состоянием и целью, в отношении:

(а) критериев,

(б) внутреннего воспроизведения,

(в) эмоционального (внутреннего) состояния, и

(г) внешнего поведения?

 

ОБЗОРНАЯ МОДЕЛЬ 4: СХЕМА ТЕЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Данная обзорная модель («interaction flowchart») определяет последователь­ность процесса работы с НЛП. Что ты делаешь вначале, что ты делаешь по­том, что ты делаешь после этого и т. д. Центральное место в данной схеме занимает модель изменения ТОТЕ, принимая во внимание то, что данная ТОТЕ отражает суть того, как в НЛП относятся к изменению. Вокруг данной ТОТЕ находятся еще четыре элемента: (а) рамка (как в модели «Русская матрешка»), (6) построение раппорта, (в) тестирование экологии, и (г) настраивание на будущее («future расе»).

В целом это выглядит следующим образом:

1. Рамка

Поместите взаимодействие с клиентом в продуктивную рамку.

«Зачем мы здесь, что мы собираемся делать?» (см. также Обзорная модель 1, глава 4, «Русская матрешка»).

 

2.Раппорт

Постройте раппорт с клиентом. Отношения должны строиться на основе эмо­циональной сопричастности и доверия (см. также главу 6, «Раппорт»).

3.Информация

Определите желаемое состояние клиента.

Определите нынешнее состояние.

Сравните их друг с другом.

Чего он хочет, как обстоит дело сейчас, в чем заключается разница?

4.Ресурсы

Помогите клиенту найти ресурсы, которые ему необходимы для изменения нынешнего состояния.

При этом могут быть использованы любые техники НЛП, как техники поиска и переноса ресурсов (к примеру, генератор поведения), так и техники устранения препятствий (к примеру, коммуникация с противодействующей частью).

5.Экология

Проверьте, является ли изменение экологически ответственным (см. главу 7, «Цели», в отношении требований, предъявляемых к форме целей, и главу 12, «Экология»),

6.Настраивание на будущее

Помогите клиенту сформировать четкое воспроизведение того момента в бу­дущем, для которого ему необходимо изменение. Попросите его мысленно проследить за тем, насколько оно благоприятно. Согласуется ли изменение с ситуацией в будущем? Если нет, осуществите его «подгонку».

Взаимоотношения между различными частями схемы течения взаимодей­ствия являются просто вопросом последовательности: ты начинаешь работу с первого пункта (помещение в рамку); после этого вы приступаете к следую­щей части (построение раппорта) и т. д. Если в каком-то месте вы заходите в тупик, вы возвращаетесь к предыдущей стадии. Если и это не помогает, вы возвращаетесь к стадии, предшествующей предыдущей стадии. Например: если вам не удалось обнаружить подходящие ресурсы, вы сначала пытаетесь собрать больше информации. Какой именно ресурс вам необходим? Как протекает про­цесс поиска? В чем заключаются существенные различия между нынешним и желаемым состоянием? Если после сбора подобной информации вам так и не удается обнаружить необходимые ресурсу, вы делаете еще один шаг назад и занимаетесь усилением раппорта. Вы стараетесь лучше настроиться на клиента, —«иные мысли и поведение больше согласовались с тем, что он думает и делает. Затем вы снова приступаете к сбору информации и осу­ществляете поиск ресурсов.

Модель «Схема течения взаимодействия» — из-за своего линейного мето­да работы «шаг за шагом» — не всегда оказывается достаточно эффективной, принимая во внимание сложность работы с людьми. Зато она представляет собой удобную и наглядную опору, которая хорошо согласуется с принципом организации в хронологическом порядке, который повсеместно встречается в нашей культуре. Большинство инструкций, которые мы получаем, имеют форму «сначала сделай это, потом сделай то». Сначала научи ученика распо­знавать буквы, затем научи еш их писать. Сначала выясни, что нужно заказ­чику, потом узнай, каковы намерения других ключевых фигур в организации.

 

ОБЗОРНАЯ МОДЕЛЬ 5: МОДЕЛЬ ИЗ КИРПИЧИКОВ (КОРОБКА С КУБИКАМИ)

 

Модель из кирпичиков, которую в НЛП часто называют «Коробкой с куби­ками», является еще одной вариацией на ту же тему. Она представляет собой комбинацию моделей «Русская матрешка» и схема течения взаимодействия. Выглядит она следующим образом.

 

Модель из кирпичиков показывает, что является важнейшими «кирпи­чиками», с которыми работает НЛП. Это обзор важнейших действий, осу­ществляемых НЛ-программистом. Каждый «кирпичик» рассматривается в ней как ТОТЕ, и в отношении каждой такой ТОТЕ проводится подробное тестирование.

1.Осуществление действий, исходя из предположений НЛП

Предположение представляет собой такую установку, которая необходима для эффективной работы с НЛП, к примеру: «Карта не является территорией».

Думайте и действуйте, исходя из предположений НЛП.

Тестирование: Окиньте взглядом все, что вы думали, чувствовали и дела­ли как НЛ-программист в контакте с клиентом.

Лучшим результатом данного тестирования является следующее: все, что вы можете вспомнить, полностью согласуется со всеми предположениями НЛП. Минимально допустимым результатом данного тестирования является сле­дующее: вы не можете вспомнить ничего важного, что бы противоречило этим предположениям.

2.Построение раппорта

Построение раппорта означает создание хорошего контакта посредством на­страивания на клиента.

Сначала настройтесь и только потом ведите!

Тестирование: «Есть ли у меня как НЛ-программиста ощущение, что у нас установлен хороший контакт? Настроен ли клиент на меня, иными словами, приводит ли он неосознанно свои невербальные манеры поведения в соответ­ствие с моими?».

3.Постановка цели

Сформулируйте цель и преобразуйте ее до тех пор, пока она не будет полно­стью отвечать всем требованиям, предъявляемым к форме целей.

Требования, предъявляемые к форме целей, представляют собой нормы, которым должна отвечать цель, чтобы быть подходящей для работы.

Тестирование: Отвечает ли ваша цель требованиям, предъявляемым к форме целей? Является ли реакция клиента на формулировку цели позитив­ной?

4.Активизация ресурсов

Ресурс — это поведение, ощущение или мысль клиента, которая помогает ему достичь цели.

Помогите клиенту найти ресурсы, с помощью которых он может достичь цели.

Тестирование: Может ли клиент теперь достичь цели? Если нет, что ему в этом мешает?

5.Устранение препятствий

Препятствие — это поведение, ощущение или мысль, которая мешает клиенту использовать его ресурсы.

В случае необходимости устраните препятствие. Для этого могут быть ис­пользованы такие техники НЛП, как «нейтрализация эмоции посредством якорей» или «коммуникация с противодействующей частью».

Тестирование: Вернитесь к этапу «Активизация ресурсов». Можете ли вы теперь активизировать ресурсы?

6.Тестирование экологии

Тестирование экологии — это проверка того, не привело ли достижение целей к возникновению новых проблем, другими словами, будет ли результат оста­ваться позитивным в течение более длительного времени и не приведет ли к негативным последствиям для более всеобъемлющей системы.

Тестирование: Может ли клиент осуществить воспроизведение более все­объемлющей системы и более длительного периода времени а также результа­тов достижения своей цели? Является ли это воспроизведение позитивным?

7.Настраивание на будущее («future расе»)

«Настраивание на будущее» — это помощь клиенту видеть, слышать и чувст­вовать, как он собирается использовать в будущем найденные ресурсы. Тестирование: Может ли клиент рассказать, как именно он будет иначе реаги­ровать на ситуацию в будущем?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.