КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть 2: Более подробное исследование
Определение структуры цели Представляю себе, что я достиг цели... Внешнее поведение Что я в этом случае буду делать? (Показываю) Внутреннее состояние Как я при этом буду себя чувствовать? Какое у меня будет настроение? Внутреннее воспроизведение Что я буду думать? О чем я буду фантазировать? Что я буду мысленно видеть/слышать/чувствовать/говорить? Критерии, ценности, убеждения Что будет для меня важным? Какие ценности будут занимать центральное место? Из чего я буду исходить, во что верить? 5. Определение структуры нынешнего состояния Эти вопросы аналогичны вопросам пункта 4 (определение цели), только в данном случае они относятся к нынешнему состоянию. То, как это происходит в настоящий момент... Внешнее поведение Что я делаю сейчас? (Показываю) Внутреннее состояние Как я чувствую себя сейчас? Какое у меня сейчас настроение? Внутреннее воспроизведение Что я думаю? О чем я фантазирую? Что я мысленно вижу/слышу/чувствую/творю? Критерии, ценности, убеждения Что является для меня важным? Какие ценности занимают центральное место? Из чего я исхожу, во что верю? 6.Препятствия Что сейчас мешает мне это делать/думать/ считать/верить? 7.Причины Как происходит, что дела обстоят сейчас именно таким образом? Как происходит, что сейчас я думаю/поступаю/чувствую таким образом? 8.Сравнение нынешнего состояния с целью В чем состоит важнейшее различие между нынешним состоянием и целью, в отношении: (а) критериев, (б) внутреннего воспроизведения, (в) эмоционального (внутреннего) состояния, и (г) внешнего поведения?
ОБЗОРНАЯ МОДЕЛЬ 4: СХЕМА ТЕЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Данная обзорная модель («interaction flowchart») определяет последовательность процесса работы с НЛП. Что ты делаешь вначале, что ты делаешь потом, что ты делаешь после этого и т. д. Центральное место в данной схеме занимает модель изменения ТОТЕ, принимая во внимание то, что данная ТОТЕ отражает суть того, как в НЛП относятся к изменению. Вокруг данной ТОТЕ находятся еще четыре элемента: (а) рамка (как в модели «Русская матрешка»), (6) построение раппорта, (в) тестирование экологии, и (г) настраивание на будущее («future расе»).
В целом это выглядит следующим образом: 1. Рамка Поместите взаимодействие с клиентом в продуктивную рамку. «Зачем мы здесь, что мы собираемся делать?» (см. также Обзорная модель 1, глава 4, «Русская матрешка»).
2.Раппорт Постройте раппорт с клиентом. Отношения должны строиться на основе эмоциональной сопричастности и доверия (см. также главу 6, «Раппорт»). 3.Информация Определите желаемое состояние клиента. Определите нынешнее состояние. Сравните их друг с другом. Чего он хочет, как обстоит дело сейчас, в чем заключается разница? 4.Ресурсы Помогите клиенту найти ресурсы, которые ему необходимы для изменения нынешнего состояния. При этом могут быть использованы любые техники НЛП, как техники поиска и переноса ресурсов (к примеру, генератор поведения), так и техники устранения препятствий (к примеру, коммуникация с противодействующей частью). 5.Экология Проверьте, является ли изменение экологически ответственным (см. главу 7, «Цели», в отношении требований, предъявляемых к форме целей, и главу 12, «Экология»), 6.Настраивание на будущее Помогите клиенту сформировать четкое воспроизведение того момента в будущем, для которого ему необходимо изменение. Попросите его мысленно проследить за тем, насколько оно благоприятно. Согласуется ли изменение с ситуацией в будущем? Если нет, осуществите его «подгонку». Взаимоотношения между различными частями схемы течения взаимодействия являются просто вопросом последовательности: ты начинаешь работу с первого пункта (помещение в рамку); после этого вы приступаете к следующей части (построение раппорта) и т. д. Если в каком-то месте вы заходите в тупик, вы возвращаетесь к предыдущей стадии. Если и это не помогает, вы возвращаетесь к стадии, предшествующей предыдущей стадии. Например: если вам не удалось обнаружить подходящие ресурсы, вы сначала пытаетесь собрать больше информации. Какой именно ресурс вам необходим? Как протекает процесс поиска? В чем заключаются существенные различия между нынешним и желаемым состоянием? Если после сбора подобной информации вам так и не удается обнаружить необходимые ресурсу, вы делаете еще один шаг назад и занимаетесь усилением раппорта. Вы стараетесь лучше настроиться на клиента, —«иные мысли и поведение больше согласовались с тем, что он думает и делает. Затем вы снова приступаете к сбору информации и осуществляете поиск ресурсов.
Модель «Схема течения взаимодействия» — из-за своего линейного метода работы «шаг за шагом» — не всегда оказывается достаточно эффективной, принимая во внимание сложность работы с людьми. Зато она представляет собой удобную и наглядную опору, которая хорошо согласуется с принципом организации в хронологическом порядке, который повсеместно встречается в нашей культуре. Большинство инструкций, которые мы получаем, имеют форму «сначала сделай это, потом сделай то». Сначала научи ученика распознавать буквы, затем научи еш их писать. Сначала выясни, что нужно заказчику, потом узнай, каковы намерения других ключевых фигур в организации.
ОБЗОРНАЯ МОДЕЛЬ 5: МОДЕЛЬ ИЗ КИРПИЧИКОВ (КОРОБКА С КУБИКАМИ)
Модель из кирпичиков, которую в НЛП часто называют «Коробкой с кубиками», является еще одной вариацией на ту же тему. Она представляет собой комбинацию моделей «Русская матрешка» и схема течения взаимодействия. Выглядит она следующим образом.
Модель из кирпичиков показывает, что является важнейшими «кирпичиками», с которыми работает НЛП. Это обзор важнейших действий, осуществляемых НЛ-программистом. Каждый «кирпичик» рассматривается в ней как ТОТЕ, и в отношении каждой такой ТОТЕ проводится подробное тестирование.
1.Осуществление действий, исходя из предположений НЛП Предположение представляет собой такую установку, которая необходима для эффективной работы с НЛП, к примеру: «Карта не является территорией». Думайте и действуйте, исходя из предположений НЛП. Тестирование: Окиньте взглядом все, что вы думали, чувствовали и делали как НЛ-программист в контакте с клиентом. Лучшим результатом данного тестирования является следующее: все, что вы можете вспомнить, полностью согласуется со всеми предположениями НЛП. Минимально допустимым результатом данного тестирования является следующее: вы не можете вспомнить ничего важного, что бы противоречило этим предположениям. 2.Построение раппорта Построение раппорта означает создание хорошего контакта посредством настраивания на клиента. Сначала настройтесь и только потом ведите! Тестирование: «Есть ли у меня как НЛ-программиста ощущение, что у нас установлен хороший контакт? Настроен ли клиент на меня, иными словами, приводит ли он неосознанно свои невербальные манеры поведения в соответствие с моими?». 3.Постановка цели Сформулируйте цель и преобразуйте ее до тех пор, пока она не будет полностью отвечать всем требованиям, предъявляемым к форме целей. Требования, предъявляемые к форме целей, представляют собой нормы, которым должна отвечать цель, чтобы быть подходящей для работы. Тестирование: Отвечает ли ваша цель требованиям, предъявляемым к форме целей? Является ли реакция клиента на формулировку цели позитивной? 4.Активизация ресурсов Ресурс — это поведение, ощущение или мысль клиента, которая помогает ему достичь цели. Помогите клиенту найти ресурсы, с помощью которых он может достичь цели. Тестирование: Может ли клиент теперь достичь цели? Если нет, что ему в этом мешает? 5.Устранение препятствий Препятствие — это поведение, ощущение или мысль, которая мешает клиенту использовать его ресурсы. В случае необходимости устраните препятствие. Для этого могут быть использованы такие техники НЛП, как «нейтрализация эмоции посредством якорей» или «коммуникация с противодействующей частью».
Тестирование: Вернитесь к этапу «Активизация ресурсов». Можете ли вы теперь активизировать ресурсы? 6.Тестирование экологии Тестирование экологии — это проверка того, не привело ли достижение целей к возникновению новых проблем, другими словами, будет ли результат оставаться позитивным в течение более длительного времени и не приведет ли к негативным последствиям для более всеобъемлющей системы. Тестирование: Может ли клиент осуществить воспроизведение более всеобъемлющей системы и более длительного периода времени а также результатов достижения своей цели? Является ли это воспроизведение позитивным? 7.Настраивание на будущее («future расе») «Настраивание на будущее» — это помощь клиенту видеть, слышать и чувствовать, как он собирается использовать в будущем найденные ресурсы. Тестирование: Может ли клиент рассказать, как именно он будет иначе реагировать на ситуацию в будущем?
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |