Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Актуальность темы, мотивация к ее изучению




Я

Ю

Э

Ч

Ц

Х

Ф

У

Т

С

Р

П

О

Н

Новелла – рассказ с динамичным сюжетом и неожиданной концовкой, изображение одного эпизода из жизни героя (часто с элементами авантюрности, фантастики)

Ода – лирико-ораторское произведение торжественного характера, воспевающее кого-то (конкретное лицо) или что-то (событие).

ОксюморОн (оксиморон) – сочетание противоположных по значению слов.

Олицетворение – перенос свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы, животных.

Очерк – жанр, в котором повествование, содержащее элемент вымысла и авторскую оценку, опирается на реальные события, факты или воспроизводит реальных людей.

ПанегИрик – похвальная публичная речь; всякое восхваление в литературном произведении или выступлении.

ПараллелИзм – расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций.

Пейзаж – картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора, литературного направления (течения), с которым он связан.

ПерипетИи – неожиданные события, резкие повороты сюжета, осложняющие развитие действия.

ПерифрАз – описательный оборот речи, применяемый для замены слова или группы слов, чтобы избежать повторения, придать повествованию большую выразительность, указать на характерные признаки того, что заменено.

Персонаж – любое действующее лицо (или аллегорическая фигура), без указаний на его значимость и без оценки его личных качеств.

Персонификация – представление неодушевленного предмета или явления, или отвлеченного понятия в виде живого лица. В басенных персонажах с помощью персонификации воплощаются отдельные человеческие качества. Персонификация близка к олицетворению.

ПиррИхий – в силлабо-тоническом стихосложениистопа из двух безударных слогов, пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.

Повесть – жанр эпоса, для которого характерны достаточно развернутый событийный ряд, представляющий в действии нескольких персонажей, развитие действия на более или менее значительном отрезке времени, позволяющее воссоздать психологический мир героя.

Поговорка – образное крылатое одночастное выражение, становящееся устойчивым оборотом речи; часть пословицы.

Портрет – описание внешности персонажа, играющее определенную роль в его характеристике; одно из средств создания образа.

Послание – жанр лирики, произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-нибудь лицу (лицам).

Пословица – жанр фольклора, распространенное в повседневной жизни краткое, ритмически организованное изречение, в котором содержится законченная мысль.

Поэма – один из видов лиро-эпического жанра. Основными чертами ее является наличие развернутого сюжета и вместе с тем широкое развитие образа лирического героя, активно включающегося, помимо сюжета, в характеристики персонажей, оценивающего их, как бы принимающего участие в их судьбе.

Притча – небольшое эпическое произведение, на основе иносказания объясняющее какую-нибудь сложную философскую, социальную или этическую проблему на простых примерах. В отличие от басни притча имеет более свободную форму. Она должна быть разгадана, понята в результате самостоятельной интеллектуально-нравственной работы человека. В притче персонажи безымянны, очерчены схематично, т.к. смысл притчи не в том, какой человек в ней изображен, а в том, какой выбор этим человеком сделан.

Проблема – цель повествования, основной вопрос, ответ на который возникает в процессе развития действия.

Проблематика – совокупность проблем в произведении.

Пролог – элемент сюжетной линии, часть, предшествующая собственно повествованию; содержит дополнительные сведения для читателя.

Прототип – реальное лицо, представление о котором послужило автору основой для создания литературного характера, типа.

Развязка – элемент сюжетной линии, заключительный момент в развитии действия художественного произведения.

Размер стихотворный – заданная система строения стихотворной строки.

Рассказ – повествовательный прозаический жанр с установкой на малый объем текста и на единство художественного события. Рассказ может представлять отдельный эпизод из жизни персонажа (или ограниченного круга персонажей). При детальном изображении события его предыстория опускается или подается фрагментарно, а герой изображается не в становлении, а «здесь» и «сейчас» - в момент совершения поступка. Действие рассказа кратковременно, набор событий ограничен. Автор стремится построить повествование кратчайшим способом, изложить события предельно компактно, чтобы сосредоточить внимание читателя на главном.

Резонёр – персонаж, выражающий авторскую точку зрения на события и действующих лиц; участник или наблюдатель-комментатор событий (чаще в драматических произведениях).

Ремарка – авторское пояснение в драматическом произведении, в котором описываются внешность, поведение, возраст, чувства действующих лиц, обстановка на сцене.

РетардАция – композиционное средство, прием задержки развития действия, что позволяет оттянуть наступление кульминации или развязки.

Рефрен – слово, группа слов, строка или несколько строк, повторяющиеся после каждой строфы (или в конце строфы) стихотворения.

Ритм стихотворный – повторяемость в стихотворной речи сходных между собой единиц, например, чередование ударных и безударных слогов. Такое чередование придает стихотворению особое звучание. Ритм – основа стиха.

Риторический вопрос – утверждение в виде вопроса, один из стилистических приемов, способствующих усилению эмоционального воздействия на читателя.

Рифма – совпадающие, созвучные окончания двух или нескольких стихотворных строк.

Роман – жанр эпоса, стремящийся с наибольшей полнотой изобразить все разнообразные связи человека с окружающей его действительностью и всю сложность мира и человеческого характера; большая эпическая форма.

Сарказм – едкая, язвительная насмешка, с откровенно обличительным смыслом; художественное средство комического.

Сатира – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки.

Сентиментализм – направление (течение) в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира. Герой произведения сентиментализма более индивидуализирован, по происхождению он из демократических слоев, часто простолюдин, у него богатый духовный мир.

СиллабИческое стихосложение – система построения стиха, в основе которой лежит равносложие, т.е. одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке, с цезурой после пятого или седьмого слога и, главным образом, женской рифмой.

СиллАбо-тоническое стихосложение – система построения стиха, основанная на правильном чередовании ударных и безударных слогов. Её сущность состоит в том, что в стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной системе и образуют так называемые двусложные, трехсложные и др. размеры.

Символизм – литературное направление (течение) конца XIX – начала XX в. Символ для символистов – это не общепонятный знак. От реалистического образа он отличается тем, что передает не объективную суть явлений, а собственное индивидуальное представление поэта о мире, чаще всего смутное и неопределенное. Поэзия, согласно теории символизма, должна подходить к действительности через тонкие намеки и полутона. Красота и истина постигаются не рассудком, а интуицией.

СинЕкдоха – один из тропов, разновидность метонимии, перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого, единственное число вместо множественного.

Сказка – жанр эпоса, произведение фантастического, приключенческого или бытового характера. Бывают народные и литературные сказки. Народные сказки делятся на волшебные, бытовые и сказки о животных.

Сонет – стихотворение из 14 стихов, построенное по строгой строфической схеме: два четырехстишия (катрена) и два трехстишия (терцета), чередование рифм: абба – абба – ввг – дгд (5 рифм). Шекспировский сонет строится по другой схеме: 3 катрена и двустишие.

СпондЕй – в силлабо-тоническом стихосложении стопа хорея или ямба со сверхсхемным ударением, когда на двусложную стопу приходится два ударения.

Сравнение – троп; определение качеств, признаков одного предмета при помощи его сопоставления с другим.

Стих – 1) Особый тип художественной речи, отличный от прозы, определяющим признаком которого является его строгая ритмическая организация. 2) Стихотворная строка.

Стихотворение – небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме.

Стопа – условная единица, при помощи которой определяется стихотворный размер силлабо-тонического стихосложения.

Строфа – часть стихотворения, объединенная в единое целое ритмом, рифмой, содержанием.

Сюжет – система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям. Основные элементы сюжета – завязка, развитие действия, кульминация и развязка.

Тема – основной круг тех жизненных вопросов, на которых писатель сосредоточил внимание в своем произведении.

Тип (типичный характер) – художественный образ человека, определенной личности, выступающей в ее индивидуальном своеобразии и живом многообразии присущих ей черт и свойств, которые характерны для того или иного времени, общественного класса, народа.

Трагедия – жанр драмы, в котором происходит резкое столкновение личности с другими людьми и обстоятельствами, ведущее к гибели героя (физической или нравственной).

Троп – употребление слова в переносном значении.

Умолчание – прием, который дает читателю возможность догадаться, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

Утопия – произведение, в котором изображены идеальное общество, торжество нравственных принципов и бесконфликтность в отношениях между людьми.

Фабула – хронологическая последовательность изображаемых событий.

Фарс – разновидность комедии. Сюжет представляет собой развернутый анекдот, в основном из семейной жизни. Для фарса характерна буффонада – резкое преувеличение внешних признаков персонажа, грубый комизм, являющийся средством раскрытия характера героя.

Фольклор – виды и роды когда-либо существовавшего и продолжающего существовать в народном быту устного непрофессионального эпоса, лирики и драмы.

Футуризм – авангардистское течение в литературе и искусстве. Русский футуризм возник в 1910 г. Существовал в двух ветвях: эгофутуризм и кубофутуризм. В кубофутуризме были заметны черты социального протеста, отхода от буржуазной культуры.

ХорЕй – двусложный размер, с ударным первым слогом в стопе.

(_/ _)

Хроника – жанр, основанный на достоверном изображении исторически важных событий в их временнОй последовательности. Для хроники характерны гибкость сюжета, звенья которого просто присоединяются друг к другу, свободное и широкое композиционное построение, отражающее порядок чередования и длительность тех или иных событий.

Цезура – внутристиховая пауза, разделяющая стихотворную строку на два полустишия – равные или неравные. Цезура подчеркивает интонацию и придает длинной строке более четкое ритмическое звучание.

Цитата – дословная выдержка из какого-либо произведения или речи.

Частушка – жанр фольклора, содержательно законченная стихотворная строфа юмористического или сатирического содержания; часто создается на основе импровизации и исполняется в более быстром темпе, чем песни.

ЭклОга – один из старинных жанров поэзии, изображающей сельскую жизнь. По содержанию близка идиллии, обозначает, однако, по преимуществу действие, бытовую сценку.

Эзопов язык – вынужденное иносказание; художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками. По имени древнегреческого раба и поэта Эзопа, который нашел способ иносказательно выражать свои мысли в баснях.

Экспозиция – изображение положения действующих лиц, времени, мест, обстоятельств, обстановки, в которых они находятся до начала действия.

Экспромт – небольшое, обычно в несколько строк, стихотворение, написанное или сказанное сразу, в законченном виде под воздействием нахлынувшего чувства.

Элегия – жанр лирики, передающий в свободной стихотворной форме жалобу, печаль или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

Эллипсис – пропуск тех или иных компонентов высказывания.

Эпиграмма – жанр лирики, один из видов сатирической поэзии, небольшое стихотворение, осмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

Эпизод – та или иная в известной степени завершенная и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный момент в судьбе персонажа.

Эпилог – заключительная часть произведения, рассказывающая о судьбе героев после всех изображенных событий (иногда спустя многие годы).

Эпистолярная форма – произведение, построенное в форме переписки действующих лиц.

Эпитафия – стихотворная надгробная надпись или короткое стихотворение, посвященное умершему. Может быть условная эпитафия, которая имеет чаще всего сатирический характер.

Эпитет – троп; слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее его качества, свойства, особенности; образное определение.

ЭпИфора – повторение слова или словосочетания в конце строки.

Эпопея – наиболее крупный жанр эпической литературы.

Эпос – один из трех родов художественной литературы, повествование, характеризующееся изображением событий, внешних по отношению к автору.

Эссе – разновидность очерка, в которой главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.

Юмор – вид комического, форма доброй насмешки.

Явление – часть акта, сцены в драматическом произведении, определяемая кругом занятых в ней действующих лиц, их приходом или уходом.

Ямб – двусложный размер, с ударным вторым слогом. (_ _ /)

 

Среди пяти позиций, по которым оценивается выполнение задания части 3, первая позиция (содержательный аспект) является главной. Если при проверке экзаменационной работы эксперт по первому (содержательному) аспекту оценивания ответа ставит «0» баллов, задание части 3 считается невыполненным. Задание дальше не проверяется. По четырём другим аспектам (позициям) оценивания (2, 3, 4, 5) в протокол проверки ответов на задания бланка № 2 выставляется «0» баллов.
При проверке оценка за первую позицию оценивания задания части 3 ставится в колонку 5 протокола, за вторую позицию – в колонку 6, за третью – в колонку 7, за четвёртую – в колонку 8, за пятую – в колонку 9.
При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объем написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчет слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается нулем баллов.
При объеме работы от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.
1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы,
предложенной в вопросе
Баллы
а) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе;
формулирует свое мнение с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы и делая соответствующие выводы; демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать свои суждения;
фактические ошибки отсутствуют
3
б) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, и предлагает объяснение её смысла, но ограничивается общими тезисами, связанными с проблематикой произведения, не во всех случаях подкрепляя суждения необходимыми доводами и выводами,
и / или допускает 1–2 фактические ошибки
2
в) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, но объясняет её смысл поверхностно или крайне упрощённо или / и допускает 3–4 фактических ошибки
1
г) экзаменуемый не обнаруживает понимания проблемы, предложенной в вопросе, и / или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей
0

2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями
Баллы
а) экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретико-литературными знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины при анализе литературного материала и объясняя функции тех или иных литературных приемов
3
б) экзаменуемый обнаруживает достаточный уровень владения теоретико-литературными знаниями, но допускает отдельные неточности в употреблении терминов при анализе литературного материала, не объясняет функциональной роли тех или иных литературных приемов
2
в) экзаменуемый не обнаруживает достаточного уровня владения теоретико-литературными знаниями, допускает ошибки в употреблении терминов при анализе литературного материала
1
г) экзаменуемый не владеет теоретико-литературными знаниями, не использует литературоведческие термины при анализе литературного материала
0
3. Обоснованность привлечения текста произведения
Баллы
а) текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.)
3
б) текст привлекается, но не всегда целесообразно и обоснованно, и / или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой связи с выдвинутым тезисом
2
в) текст привлекается только как пересказ изображённого без необходимого комментария
1
г) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются
0
4. Последовательность и логичность изложения
Баллы
а) части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов
3
б) части высказывания логически связаны между собой, мысль развивается от части к части, но есть повторы и нарушения последовательности внутри смысловых частей высказывания
2
в) части высказывания логически связаны между собой, но мысль повторяется и не развивается, есть отступления от основной проблемы, предложенной в вопросе
1
г) грубые нарушения последовательности, необоснованные повторения, отсутствие связи между частями и внутри частей, и / или общей логики высказывания
0

5. Следование нормам речи
Баллы
а) допущена 1 речевая ошибка
3
б) допущены 2–3 речевые ошибки
2
в) допущены 4 речевые ошибки
1
г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок)
0
Максимальный балл
15

 

 

Измерение температур с помощью термопар получило широкое распространение из-за надежной конструкции датчика, возможности работать в широком диапазоне температур и дешевизны. Широкому применению термопары обязаны в первую очередь своей простоте, удобству монтажа, возможности измерения локальной температуры. Они гораздо более линейны, чем многие другие датчики. К числу достоинств термопар относятся также малая инерционность, возможность измерения малых разностей температур. Термопары могут обеспечивать высокую точность измерения температуры на уровне ±0,01°С. Они вырабатывают на выходе термоЭДС в диапазоне от микровольт до милливольт. Термопары применяют для измерения температуры, особенно в труднодоступных местах. Радиационные датчики, широко применяемые в термографии, позволяют определить температуру на поверхности тела человека с точностью до 10-8 0 С. В настоящее время термоэлектрические модули, созданные на основе термопар, активно используются не только в таких высокотехнологичных областях, как телекоммуникации, космос, высокоточное оружие, но и в медицине. Построение современных лазерных, оптических, радиоэлектронных систем немыслимо без применения охлаждающих и термостатируемых систем на базе термоэлектрических модулей, а в медицине - мобильных охладительных контейнеров, медицинских инструментов и оборудования. Выполнение лабораторной работы знакомит студентов с основами теории термоэлектричества и возможностями применения термопар для измерения температуры.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.