Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Правовой аспект управления качеством




V. Инспекционный контроль системы качества

Цифровые обозначения указывают порядок проведения работ.

 

При положительной оценке системы менеджмента качества комиссией экспертов органа по сертификации предприятие получает сертификат соответствия на разработанную и внедренную систему менеджмента качества. Действие этого сертификата (обычно выдаваемого на 3 года) в дальнейшем должно подтверждаться по результатам ежегодных инспекционных проверок (см. рис. 1.11).

 

Порядок проведения инспекционного контроля регламентирован ГОСТ Р 40.003-2008 [40]. Договор между организацией-заявителем и органом по сертификации на проведение инспекционного контроля заключается (см. рис. 7.12) почти одновременно с передачей заявителю сертификата соответствия и права на применение знака соответствия. Цель инспекционного контроля – получить подтверждение того, что сертифицированная один или два года назад система менеджмента качества не потеряла своих свойств и соответствует установленным требованиям.

По результатам инспекционного контроля либо подтверждается, либо приостанавливается действие сертификата соответствия системы менеджмента качества.

 

Литература:

1. Пономарев С.В. Управление качеством процессов и продукции. В 3-х кн. Кн. 1: Введение в системы менеджмента качества процессов в производственной, коммерческой и образовательной сферах: учебное пособие / С.В. Пономарев, С.В. Мищенко, Е.С. Мищенко и др.; под ред. д-ра техн. наук, проф. С.В. Пономарева. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. – 240 с.

2. Пономарев С.В. Управление качеством процессов и продукции. В 3-х кн. Кн.2. Инструменты и методы менеджмента качества процессов в проиводственной коммерческой и образовательной сферах / С.В. Пономарев, Г.А Соседов, Е.С. Мищенко и др. – Тамбов изд-во ФГБОУ ВПО "ТГТУ", 2012. – 240с.

 

 

Правовой аспект качества относится к выработке НТД, порядку ее разработки, утверждения, внедрения и выполнения, а также ее учета. С правовой точки зрения качество выступает как совокупность свойств объекта, отвечающих требованиям, установленным в НТД [1].

 

Установленные требования обычно формулируются [4, 5] либо в стандартах (ГОСТах), либо в виде технических условий (ТУ), включающих в себя технические требования (ТТ) на продукцию (услугу) и дополнительные требования (ДТ), например, к методам испытаний, упаковке, маркировке, хранению и т.д. [2]

ТУ = ТТ + ДТ.

Рассмотрим вопрос о том, кем же устанавливаются требования к качеству и кто может влиять на ТУ? Международные стандарты ИСО серии 9000 определяют, что на требования к качеству могут влиять перечисленные ниже субъекты.

0. Организация (первая сторона), производитель, изготовитель, (влияют на ТУ, исходя из своих технических, финансовых и прочих возможностей).

1. Потребитель (вторая сторона), заказчик, покупатель (формируют технические требования к продукции исходя из своих потребностей, в том числе из ТУ и ТТ своего заказчика).

2. Общество.

Требования общества – обязательства, вытекающие из законов, инструкций, правил, кодексов, уставов и других соображений.

В понятие «другие соображения» входят такие важные аспекты, как защита окружающей среды, здоровья, безопасности, надежности, сохранения энергии и естественных ресурсов. При определении требований к качеству должны учитываться все требования общества (законы, стандарты, СанПиН и т.д.). Требования общества включают юридические и нормативные требования. Они могут меняться от одной области применения юридических актов к другой.

Пусть продукция, выпускаемая организацией, обладает, например, десятью характеристиками, сформулированными в технических условиях (см. рис. 1.1).

 

Рис. 1.1 Состав технических условий

 

Эти десять технических характеристик, входящие в ТУ, включают в себя технические требования (ТТ) к продукции и дополнительные требования (ДТ).

Выполнение технических требований (ТТ) выгодно как организации, так и потребителю. Сам рынок толкает и организацию и потребителя на улучшение ТТ.

Дополнительные требования (ДТ) часто противоречат интересам как потребителя, так и организации-изготовителя. Здесь рынок не срабатывает. Например, законодательство ряда западных стран требует установки устройств для дожигания окиси углерода СО и углеводородов (СН4 и др.) на каждый поступающий на рынок автомобиль. Это не выгодно потребителю (покупателю автомобиля), т.к. для него не имеет большого значения, что где-то сзади его автомобиля с дерева упал листочек. Это не выгодно и производителю, т.к. повышает цену автомобиля на рынке и снижает его конкурентоспособность. В результате рынок толкает на невыполнение этих дополнительных требований как организацию-изготовителя, так и потребителя. Но общество считает, что охрана окружающей среды важнее коммерческих интересов и организации и потребителя. Поэтому общество поручает государству следить за выполнением своих требований.

3. Персонал предприятия (если администрация завода решит внедрить технологический процесс, создающий вредные условия труда, то персонал может потребовать, например, в рамках коллективного договора, изменения технических условий на продукцию).

4. Основные поставщики (субпоставщики по ИСО серии 9000 версии 1994 года); если ни один из Ваших поставщиков не может поставить необходимые комплектующие, сырье или материалы, то Вам придется либо согласовать с заказчиком новые ТУ, либо отказаться от заключения контракта.

5. Владельцы (акционеры) по международным стандартам ИСО серии 9000 также могут влиять на ТУ.

ГЛАВА 5.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ.

 

Структура процесса на предприятии

При рассмотрении вопроса ответственности за качество, следует рассматривать процесс изготовления продукции как ряд взаимосвязанных этапов, имеющих конкретный функциональный смысл, через которые проходит продукция на предприятии. Правильно реализовать процесс возможно только тогда, когда на каждом из его этапов используются необходимые методы и способы, материалы, оборудование, навыки и инструкции, и как обязательное условие - этапы и целиком весь процесс могут быть выполнены.

 

Любой процесс можно представить в виде операции с несколькими входами и выходами Причем каждый процесс обязательно должен иметь владельца, т.е. лицо, ответственное за выполнение или управление деятельность данного процесса, который отвечает за качество продукции на выходе этого процесса. Для определенного процесса входы определяются поставщиками, а выходы - потребителями. Потребитель будет удовлетворен, если процесс выполнен правильно: это тот случай, когда входы правильные, а процесс осуществим. Руководство отвечает за то, чтобы входы и процесс работали: если эти критерии выполняются, выход должен быть правильным и проверка выхода после события является излишней.

 

Для того, чтобы организация достигала качества продукции при отправке ее потребителю, все подразделения должны работать правильно и во взаимосвязи друг с другом. Каждый из членов организации должен иметь общий подход к улучшению качества продукции и общие требования к их реализации процессов.

 

Наиболее значительные и иногда неожиданные эффекты от внедрения системы качеством продукции и управления качеством получают те отделы, в которых, казалось бы, качество не играет особой роли, например отдел продаж и бухгалтерия, где резко сокращается число допускаемых ошибок, достигается экономия и улучшаются взаимоотношения с потребителями и поставщиками.

 

Руководство предприятием и роль отдела по обеспечению качества

 

При организации многоэтапных процессов одной из основных задач руководства является решение проблем, которые зарождаются на стыках между этапами процессов, между подразделениями их реализующими. Обязательным условием обеспечения качества продукции является то, что при взаимодействии внутренних потребителей и поставщиков руководством должны быть определены причины этих проблем, а их разрешение должно осуществляться при сотрудничестве подразделений.

 

Обязательства по качеству должны распространяться по всей организации, начиная с ее верхушки. Если качество является приоритетом для высшего руководителя и это на самом деле так, это станет приоритетом и в нижних звеньях организации.

 

При естественном наличии на предприятии внутренних подразделений, занимающихся маркетингом, проектированием, разработкой, производством и другими работами, связанными с жизненным циклом продукции необходимо создание системы управления взаимодействием этих подразделений. Причем с целью руководства качеством необходимо расширить этот перечень поставщиками и потребителями, которые находятся вне компании, и объединить их в “цепочку качества”.

 

Роль подразделения, занимающегося обеспечением качества, состоит в том, чтобы сделать качество неотделимой частью деятельности каждого сотрудника и возложить на него ответственность за качество. Для достижения этого требуется, чтобы подразделение обеспечения качества было выделено в отдельную структуру и выполняло отдельные задачи, имея своих сотрудников в производственных подразделениях. Обеспечение качества предполагает, что такое подразделение будет осуществлять консультации и контроль по следующим направлениям:

(а) Стимулировать и облегчать работу по улучшению качества; контролировать и оценивать достижения в области улучшения качества.

(б) Способствовать установлению нормальных деловых отношений между потребителями и поставщиками.

(в) Планировать, управлять, контролировать и пересматривать системы качества.

(г) Планировать и проводить занятия с персоналом предприятия, совещания и консультации по качеству.

(д) Давать советы руководству по:

- созданию систем качества и управления процессами;

- определению соответствия формальным требованиям по отношению к качеству;

- необходимым программам по улучшению качества;

- включению элементов качества во все рабочие и технологические инструкции.

 

Выполнение подобных задач требует изменения подхода к обеспечению качества как внутри отдела обеспечения качества так и вне него. Причем необходимо, чтобы деятельность отдела качества была направлена на проведение предупреждающих действий по недопущению появления брака. Таким образом первоначальной задачей руководителя по качеству будет помочь другим руководителям сделать качество частью из деятельности и планов и подготовить ее или его сотрудников к изменениям в их работе.

 

Командный стиль работы

Во многих версиях всеобщего руководства качеством делается особый упор на командном стиле работы. Рассмотрим этот момент несколько более подробно.

Род задач, решаемых при всеобщем руководстве качеством, часто выходит за пределы возможностей одного человека. Поэтому целесообразно проводить работы, связанные с обеспечением и улучшением качества коллективно, в командном стиле. Работа в команде позволяет:

 

(а) Браться за решение большего круга вопросов, особенно при наборе коллектива из специалистов различной квалификации и по разным дисциплинам.

(б) Рассматривать вопросы с более разнообразных позиций с использованием различных знаний, навыков и опыта.

(в) Придать большую уверенность в успехе.

(г) Эффективно разрешать вопросы, выходящие за границы отдельных подразделений, требующих взаимодействия со стороны различных подразделений предприятия.

(д) Улучшать восприятие рекомендаций, по сравнению с теми, которые вырабатываются индивидуально.

 

Таким образом, анализирую взаимосвязи и функции отдельных подразделений предприятия можно сделать вывод, что за качество на предприятии “отвечают все”, внутренние и внешние потребители и поставщики, владельцы процессов, но если говорить о персональной ответственности за качество, то это лицо, возглавляющее предприятие, а именно, генеральный директор.

 

Но в соответствии со стандартам ISO 9001 говориться “Руководство поставщика, выполняющее исполнительские функции, должно назначить лицо из руководства, которое бы, независимо от других своих обязанностей, несло бы ответственность за:

 

а) создание, внедрение и поддержку системы качества, а также

б) отчетность о работе системы качества перед руководством поставщика с целью ее анализа и усовершенствования.”

 

То есть руководитель по качеству несет ответственность за то, чтобы система качества была внедрена и работала, и собственно говоря тоже несет ответственность за качество продукции.

 

Литература:

 

1. Мишин, В.М. Управление качеством: Учебник для студентов вузов/ В.М. Мишин — 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 463 с

2. Пономарев С.В. Управление качеством процессов и продукции. В 3-х кн. Кн. 1: Введение в системы менеджмента качества процессов в производственной, коммерческой и образовательной сферах: учебное пособие / С.В. Пономарев, С.В. Мищенко, Е.С. Мищенко и др.; под ред. д-ра техн. наук, проф. С.В. Пономарева. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. – 240 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.