Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вдруг откуда ни возьмись, идет блаженный Феофил




За всю его такую ревность, усердие и пламенную любовь к Распятому, Бог просветил Феофила светом небесной мудрости, так что все таинственное, непостижимое в нравственно-физической природе было для старца естественно, доступно и удобопонятно. Не только все явления видимого мира, но и все скрывающееся в глубине человеческого сердца блаженный Феофил предсказывал с точностью. Передают, что еще в начале его подвигов, когда блаженный находился в звании послушника-пономаря, начинала уже проявляться в нем благодать Божия.

Еще более увеличив подвиг юродства, блаженный поставил у себя в келии старый гроб, но не ложился в него на ночь, как это делали многие из древних подвижников благочестия, а сохранял внутри его разную провизию и посуду. Мало того, в день пострижения его в схиму Феофил обшил свой схимнический куколь разными лоскутками тряпья и так носил его до самой смерти. Когда же в день кончины блаженного лоскутья эти отпороли, то куколь оказался совершенно новым и годным для погребения. Каждое утро старец направлялся к Днепру, куда ходил для того, чтобы взять себе воды. Иногда он садился в одну из стоявших там лодок и переправлялся на другую сторону Днепра, где, углубившись в чащу кустарника, предавался богомысленному деланию. Перевозчиков он в этом случае не искал, а, увидев какую-нибудь лодку, садился в нее и отправлялся через реку. Хозяева знали обычай подвижника и никогда не беспокоились о своем судне и не мешали ему поступать так, как он желает, а напротив, еще и радовались, если он садился в их лодку.

Новая должность дала и новый толчок его дальнейшим подвигам. Ставши, таким образом, ближе к рукотворенному престолу Царя Славы, Феодорит всеми силами старался уподобиться равноангельскому житию тех угодивших уже Богу, которые во всей славе предстояли теперь на небесах престолу Всенепорочного Агнца, вземшего на себя грехи всего мира. Получая, по монастырскому положению, небольшой кружечный доход, Феодорит по-прежнему оставался суровым постником и не имел у себя в келии никакой собственности. Наоборот, чуждый всякой любостяжательности, он даже нашел в этом средство благотворить ближним, ибо, оставаясь без пищи по два и по три дня, отдавал свою трапезную и денежную долю странникам, нищим и убогим.

Вскоре после этого Феодорит был назначен ризничим, а 30 сентября 1822 года за усердие по службе в означенном звании, а также и за примерную строго-иноческую жизнь возведен был в сан иеродиакона.

— Что мне в плоти и крови, когда она приходит в истление, — говорил Феодорит и еще более усугублял свой пост.

Показывая всем Богоподражательную любовь к ближнему, он охотно исполнял послушания и низшей братии и, принимая на себя труды других, с неутомимым усердием, как купленный раб, служил братии во всех послушаниях монастырских, шествуя, таким образом, по стопам Самого Спасителя, Который сказал: "не пришел чтобы Ему служили, но чтобы послужить" (Матф. 20:28).

6-го февраля 1827 года Феодорит был рукоположен во иеромонаха, а вместе с этим назначен экономом Братского монастыря. Звание это, в монастыре почетное и весьма желанное для многих, но, как много заботливое и кропотливое по существу, совсем не соответствовало задушевному влечению священно-инока Феодорита. И вот он, чтобы избежать столкновения с людьми и, предпочитая остаться в совершенном уединении, немедленно подал прошение об увольнении его от экономских занятий и, отказываясь от всякого послушания, просил разрешить ему удалиться в пещеры, ископанные еще пр. Феодосием в селе Лесники. Получив в последнем отказ, Феодорит пошел путем особого подвижничества и воспринял на себя великий подвиг Христа ради юродства. Скрывая в своем мнимом безумии высокие доблести своего характера и продолжая восходить втайне от силы в силу в трудном деле своего духовного усовершенствования, Феодорит следовал таким образом, по словам великого Апостола, который говорит: Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым (1 Кор. 3:19).

Однако немного надлежало ему теперь стремиться к духовному усовершенствованию: Господь испытал уже сердце его и помышления его узнал (Пс. 139:23). От юности одаренный смирением и чистотою душевною и имея крепкую веру в помощь Божию, Который извлек его из страшного рва, из тинистого болота и поставил на камне ноги его и утвердил стопы его, Феодорит смело мог уже теперь восклицать: "Готово сердце мое, Боже, готово." И возымев поэтому стремление к наивысшим подвигам иноческого благочестного жития, Феодорит 9 декабря 1834 года принял схиму и был наречен новым именем Феофила.

Схима и для обыкновенного монаха есть уже образ телесной смерти и воскрылие для следования в вечность, а для блаженного Феофила, с первых дней своей жизни приуготовившего себя на служение Богу, она сделалась знаком совершенного отречения от земли и переселения духом на небо. " Смерть, суд и царство небесное," — вот что всецело занимало теперь его мысли и поглощало все часы его размышлений.

С весельем вступил блаженный Феофил на сей узкий и прискорбный путь, чтобы, шествуя по нему, достигнуть безмятежной страны плотского бесстрастия. Теперь он был истинный воин Христов, облеченный во всеоружие Божие, против всех слабостей человеческих и искушений бесовских. Чуждый всему, что слывет под общим наименованием суеты мирской и пренебрегая всеми условиями житейского быта, Феофил ни с кем не входил в ближайшие отношения и совершенно закрыл храмину души своей от мира, который не возлюбил его от самого детства; и лишь только одна молитва "отверзала его уста, и язык его возвещал хвалу Сотворшему вся." Всегда с опущенными очами, спокойный и многодумный ходил он обычным путем своим от келии до церкви, от церкви до келии, не пропуская ни единого богослужения. Останавливаясь или в притворе, или у дверей церковных, часто наглухо запертых, он стоял неподвижно до конца службы. Близ него всегда находилась корзина, переполненная кусками разной провизии, ведро, кувшин или миска, которую блаженный с собою постоянно носил, а в руках была маленькая псалтирь.

Как усердный носитель божественной благодати и даров Духа Святого блаженный Феофил не укрылся и от людского внимания и благоговения. Народ с любопытством обступал его кругом и всюду следовал за ним, жаждая услышать от него хоть единое слово. Так поставляет Господь униженных на высоту. Однако Академическое начальство сильно недолюбливало "грязного, оборванного монаха Феофила" и ежедневно жаловалось на него Владыке, указывая на то, что толпа любопытных людей, разыскивая Феофила по монастырю, целыми массами запружает академический двор и по неведению своему заходит даже в академические помещения, нарушая тишину и ход ученических занятий. После таких жалоб блаженному делалось строгое "внушение," и чтобы не вызывать нового негодования, блаженный вынужден был прятаться от своих почитателей в лес, возвращаясь домой только после захода солнца. Но и тут народная толпа находила его и, поджидая подвижника на берегу Днепра, следовала за ним до самой его келии.

В обычае, существовавшем в то время между сестрами Флоровского монастыря, было правило каждодневно ходить по воду на Днепр, так как речная вода эта, как содержащая в себе некую долю железа была здоровее и чище колодезной. При этом путь к реке избирался самый кратчайший — через Братский монастырь. Это было единственным развлечением, которое позволяли себе сестры в их будничной, однообразной жизни. Но во избежание нарушения правил монастырского устава был отдан от лица игуменьи приказ, чтобы ни одна из послушниц не выходила за ворота без благословения своей старицы. Поэтому и каждая из отправляющихся на реку по воду обязана была предупреждать о том свою ближайшую начальницу. Но вопреки такому распоряжению случилось так, что одна из молодых послушниц, пользуясь отсутствием из келии своей старицы, ушла по воду на Днепр без ее благословения. Придя на реку, она зачерпнула было воды, но, поскользнувшись, упала и уронила в воду находившийся в ее руке ключ от своей келии. Бедная разрыдалась, и в великом смущении ломала в отчаянии руки: "Как я покажусь теперь к старице? — говорила она, стоя на берегу. — Чем открою ей запертую ключом келию?"

— Ты чего плачешь?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.