Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воссядет он с Предвечным Женихом




На Брачном пиршестве, как гость желанный,

Не осквернив души своей грехом,

Ничтожный сын земли непостоянной,

Неслись струей душистой к небесам.

Как дым от жертвы Авеля смиренной,

Чьи теплые мольбы, как фимиам,

Кто ближнему слуга был неизменный,

Не возроптал под тяжестью креста.

Кто до границ загробной жизни вечной

Чья жизнь, как сердце детское, чиста,

Блажен тот странник жизни скоротечной,

Примечания.

1 Упырём или иначе вампиром, вием, коловершем и т. п., по суеверному мнению, называется существо, бродящее по ночам и сосущее кровь живых людей (см. слов. церк. — слав. яз., 1847 г.).

2 Мать, не любящая своих детей, есть отверженица и Бога, и людей. Но да простит Господь безумную Евфросинию. Неученая и темная женщина была она; а где невежество, там и суеверие. К тому же и время тогда такое было: — больше знахарям, да пошептухам верили.

3 Сыта — обыкновенный мед, разведенный водою.

4 Передают, что она каждое воскресенье носила Фому в церковь для приобщения св. Таин и, конечно, зачастую встречалась там с Евфросинией, которая приносила для приобщения своего любимого сына Каллиника. "У! чтоб тебе добра не было," — кляла Евфросиния ненавистного ей Фому и отворачивалась от того места, где его держала наемная женщина. Насколько она обожала Каллиника, свидетельствует нижеследующий случай: когда мальчику было 7 лет, он, по обыкновению того времени, вышел со старшими на полевые работы. Там, нечаянно оступившись, он упал на стоявшую борону и, ударившись о железный гвоздь, выбил себе правый глаз. Несколько дней болела Евфросиния от этого горя и постоянно повторяла: "Господи, почему ты не сделал этого с противным Фомой, а допустил искалечиться моему любимому сыну!."

5 Просфор в Братском монастыре тогда не пекли, и Фома ходил за ними во Флоровский женский монастырь.

6 Передают, что о поступлении Корнилия под кров о. Агапита блаженный Феофил предсказал еще тогда, когда о. Агапит (в мире Тимофей Милованов) в первый раз посетил блаженного в Китаевской пустыни, задолго до назначения начальником Лаврской гостиницы.

— Когда ты будешь в Лавре начальником гостиницы, — сказал старец Феофил о. Агапиту, — этот чудак Корнилий будет служить тебе. Со всеми он ссорится и бранится, с тобою же уживется.

Предречение это сбылось.

7 Когда о. А-ий явился однажды к старцу, будучи еще мальчиком, блаженный призывает к себе келейника Пантелеимона и говорит: Кланяйся ему (т. е. А-сию) в ноги. Целуй в руки своего духовника!" Впоследствии так и случилось. Отец А-сий постригал Пантелеимона, на смерть напутствовал его в вечность и совершил по нем отпевание).

8 "Пущеница" — слово славянское. Значит — жена получившая развод.

9 Красноречивым свидетельством тому может служить рассказ. Лескова "Владычный Суд." См. Мелочи арх. жизни СПб, 1879 г.

10 На другой день, после описанного случая, блаженный Феофил прислал Мелетию через своего келейника большой арбуз. Что же предвещал он? А вот что: в следующее воскресенье на литургийном служении митрополит Филарет без всякого предварительного извещения и без разрешения Святейшего Синода, собственною властию возложил на иеромонаха Мелетия митру и возвел в сан архимандрита.

11 Вот это правило:

а) Вечернее: 1) Повечерие, и вслед за ним 2) Поклонение св. Троице, 3) Поклонение Иисусу Христу (из творений св. Дмитрия Ростовского) и 4) Молитва пр. Евстратия из полунощницы субботней; потом 5) Акафист Иисусу Сладчайшему (одни икосы и кондаки), 7) Поклонение Пр. Богородице (св. Дмитр. Ростовск.) и 8) Акафист Пр. Богородице (Благовещенский). Затем 9) Благодарственные страстей Христовых воспоминания (из св. Дм. Ростовск.). Его же: богомысленное размышление; далее 11) Молитвы на сон грядущим и в заключение всего 12) Целование ран Господа нашего Иисуса Христа.

б) Утреннее: 1) Молитвы утренние, вслед затем 2) Поклонение св. Троице и 3) Поклонение Иисусу Христу. Потом 4) Акафист Сладчайшему Иисусу, 5) Поклонение Пр. Богородице и 6) Акафист Ей же. Далее, благодарственные страстей Христовых воспоминания. 7) Канон ко св. Причащению. 8) Акафист ко св. Причащению. 9) Молитвы ко св. Причащению. После того 10) Богомысленное размышление. В заключение 11) Целование ран Христовых и 12) Слушание Литургии, которой никогда не опускал.

12Убытки, понесенные от пожара Лаврою в зданиях, были весьма незначительны, так как на них сгорели только кровли, а стены остались целыми. Но когда были подсчитаны убытки уничтоженного пожаром громадного запаса типографских книг и порчи типографских машин, то сумма получилась довольно значительная: около 80 000 рублей (арх. К.-П. Лавры).

13 За 17 лет до своей кончины Архипастырь Филарет принял схиму с именем Феодосий и хранил это в тайне до последних дней своей жизни.

14 Рекрутские квитанции стоили до 1.000 руб.

15 Маленькая ручная сумочка.

16 Подобно Китаевской и Голосеевской пустыням — принадлежит ведомству Киево-Печерской Лавры.

17 Урожденная Анна Гриндлинг. Перешла из лютеранского вероисповедания в православие и в 1829 году поступила послушницей во Флоровский монастырь.

18 В 50-х годах 19-го столетия настоятели и настоятельницы монастырей также, как и митрополит, выезжали на четвёрках.

19 Государь Николай Павлович был в Киеве 15 раз, а в святой Лавре — около 30 раз (Лаврский арх. Дела о Высочайших Посещениях).

В первый раз он посетил Киев в 1816 году, будучи еще великим князем.

Во второй раз посетил по воцарении с 23 — 26 июня 1829 года.

В третий раз — с 31 мая по 2 июня 1830 г.

В четвертый раз — в сентябре 1832 г.

В пятый раз — с 10 — 11 сентября 1835 г.

В шестой раз — 14 августа 1837 г. На следующее утро, 15 августа, в день храмового праздника Успения Богоматери, согласно данному митрополиту Филарету обещанию, Государь слушал в Лавре торжественную Литургию. По окончании богослужения митрополит просил удостоить его Высочайшего посещения. Государь вышел из храма в 11 часов и, проходя по Лаврскому двору в митрополичьи покои, обратил внимание на обычный обед для нищих и богомольцев, устраиваемый Лаврою ежегодно в этот день, еще со времен пр. основателей Лавры Антония и Феодосия Печерских по их завещанию. Осведомившись об этом, Государь пожелал испробовать той же пищи, которая была предложена народу. Ему принесли хлеба на деревянной тарелке, деревянную ложку, кислых щей и пшенной каши с молоком. Отведав принесенной трапезы, Государь похвалил вкус ее и сказал: "Очень рад, что соблюдается древность. Желаю, дабы и впредь святые предания святых отец наших были сохраняемы нерушимо в наставление современникам и в поучение потомства. Царский прибор в память этого посещения хранился в Лаврской ризнице. 16 августа Государь выехал из Киева.

В седьмой с 10 — 12 августа 1840 г.

В восьмой — 19 сентября 1848 г.

В девятый — в 1845 году. Прибыв 21 мая вместе с вел. кн. Константином Константиновичем, он следующий день посвятил на осмотр некоторых учреждений. 23 мая, в день праздника Вознесения — был в Софиевском соборе на литургии, оттуда заехал на квартиру, а затем — в Лавру. Так как Государь никого не предупредил о своем посещении, то неожиданный приезд его всполошил всю братию, которая в то время трапезовала. Заметив прибытие Государя, все засуетились: кто застилает ковры, кто облачается, кто зажигает свечи. Но вот Государь вошел в церковь. Посмотрел кругом, видит, никого нет, один только старик-монах зажигает паникадило. Государь взял старика за локоть и сказал: "Оставь, не надо." Монах, не оборачиваясь и полагая, что ему говорит кто-нибудь из послушников, не знающих еще о приезде Государя, толкнул Николая Павловича локтем и сердито проговорил: "Тебе никто не пытае, иди прочь! Сам знаю що треба!" Государь улыбнулся и пошел, далее. Старик пришел потом в ужас, когда ему сказали, что ответ его был обращен к Царю. Приложившись к св. иконам и мощам, Государь взял благословение у митрополита и отбыл в Петербург.

В десятый раз Государь посетил Киев проездом и пробыл в Киеве и Лавре около 7 часов.

В одиннадцатый раз — 8 сентября 1847 года. Он предполагал приехать в 6 часов вечера, а неожиданно приехал в 6 часов утра. Подъехав к св. лаврским вратам, Государь Николай Павлович вышел из экипажа и направился к сопровождавшим его геп.-ад. Орловым к Великой Церкви. Двери последней по случаю раннего времени оказались запертыми. Обширный Лаврский двор и особенно преддверие церкви были переполнены спящими богомольцами, собравшимися сюда к предстоящему празднику Успения Пресвятой Богоматери. Государь остановился перед церковью, некоторое время рассматривал изображения святых при входе в храм и читал начертанные золотыми буквами по обеим сторонам церковных дверей тропарь и кондак храмовому празднику лаврскому, Успение Богоматери. Вскоре на дворе показался монах. Государь окликнул его. Оказалось, что это был иеродьякон, шедший служить раннюю обедню при митрополичьих покоях. Государь спросил его о времени служения в Лавре ранних и поздних литургий и потребовал отворить церковные двери. Войдя в церковь, Государь приложился по обыкновению к святым мощам и иконам и уже собрался выходить, когда явился извещенный о царском прибытии наместник Лавры, архимандрит Лаврентий, который и проводил Государя до святых ворот. По случаю раннего приезда почти никто не заметил Государя ни из монастырской братии, ни из жителей Печерска.

В двенадцатый раз — 21 сент. 1850 года. 24 сентября был воскресный день. Утром в этот день Николай Павлович слушал в Лавре литургию, которую служил митрополит. По окончании обедни Государь милостиво беседовал с митрополитом и между прочим в разговоре сказал: "Служение ваше прекрасное; только прикажите диаконам не горланить." Нужно заметить, что в ту пору в Лавре перводиаконом был Антоний. Голос у Антония был громовой, но несколько резкий. Про него острили, что провозглашенное им в Лавре многолетие было слышно однажды на высочайшем смотру войск в Белой Церкви. Конечно, в Царском присутствии Антоний особенно постарался отличиться своим голосом, но резкий тембр его, как мы видели, не понравился Государю. Чтобы предупредить повторение подобного случая на будущее время, митрополит сделал Духовному Собору Лавры предписание следующего содержания: "Государь Император в высочайшем присутствии при совершении божественной литургии 24 сентября изволил изъявить всемилостивейшее одобрение соборного служения. Вместе с тем Его Величество, заметив весьма неприличный крик перводиакона Антония, изволил приказать мне удерживать вообще диаконов от неумеренного возвышения голоса при священнодействии. Духовный Собор Лавры имеет объявить иеродиаконам сию Высочайшую волю к должному и непременному исполнению." Вследствие такого предписания митрополита, со всех иеродиаконов Лавры взята подписка не возвышать при священнослужении голоса. 25 сентября в половине одиннадцатого утра Государь отбыл из Киева... и т. д.

20Известие это принесено было в пятницу после Пассии в Братском монастыре племянником митрополита Филарета, ректором Киевской Духовной Академии архимандр. Антонием (впоследств. архиеп. Казанским).

21Отрывок из "Палача," носившегося по рукам в то время в литографированных оттисках.

22 Обретение сей иконы случилось в 40-х годах прошлого столетия при следующих обстоятельствах. Прибыла в Лавру больная крестьянка Ворон. губ. N и заявила, что во сне явилась ей Божия Матерь и приказала идти в Лавру и отыскать "Ченстоховскую" икону Ее, находящуюся в забвении в братской хлебне. "Если отслужишь молебен перед Ней, то будешь здорова" — сказала Царица Небесная и стала невидима. По настоятельной просьбе женщины был произведен Лаврскими иноками тщательный розыск и, действительно, в числе старых вещей, хранившихся в кладовой, найдено было свернутое в трубку полотно с изображением Ченстоховской иконы Божией Матери. Больная тотчас отслужила пред иконой молебен и ушла домой совершенно здоровой. С тех пор икона с честью была водружена на стене, и многие исцеления от недугов стали получать с верою притекающие к ней. Отрок слоб. Котельвы, Харьковск. губ., Георгий Кривуша, 5 лет страдал мучительным ревматизмом. Отец его Григорий дал клятвенное обещание устроить на икону дорогую ризу, если дитя его выздоровеет. Дитя выздоровело, и благодарный отец заказал в Москве в 1887 году для иконы дорогую серебряную ризу, дорогой же, вызолоченный резной киот сооружен усердием покойного келаря архимандр. Левкия и монаха Амфилохия.

23 Окончил курс Тверской дух. Семинарии. Странствовал более 50 лет. Перед смертью говел и приобщался в г. Рыбинске, в любимом им Софиевском женском монастыре. Затем больной, в сопровождении духовника уехал в Москву. Там остановился у незнакомых людей. Хозяйка этого дома, обеспокоенная его болезненным состоянием, боялась, чтобы не случилось с ним несчастия, но Ив. Ив. ей сказал: "Не смущайся, матушка, за то у тебя ангелы будут пребывать 6 недель в доме, а за мною приедет из Бежецка Феодор Феодорович (знакомый купец)." После этого больной, несмотря на крайнюю слабость, пошел ко всенощной, откуда его привезли в бесчувствии. Проснувшись в 7 час. утра на постели, больной спросил: "К какой обедне благовестят?" Ему ответили: "К ранней; полежите до поздней, мы вас разбудим." Больной вторично заснул, но больше уже не просыпался. Извещенный о смерти старца купец Феод. Феод. приехал в Москву и перевез тело в Бежецк, где и похоронил его на городском кладбище.

24 Заслуженная сестра милосердия и участница Турецкой кампании 187778 г. Александра Григорьевна Черникова, любезно сообщившая мне некоторую часть помещенных в сей книге рассказов.

25 Крест над могилою старца был поставлен тотчас после кончины его усердием Киевского купца N, а надгробная плита с надписью положена к 1886 году начальником Китаевской пустыни Виталием на средства, пожертвованные для сего игуменьей Нежинского монастыря.

26 После смерти блаженного старца осталось деньгами 25 руб., которые были найдены завернутыми в пакете с надписью: "сестре Аннушке на мантейку." Из числа же икон — образ св. великомучен. Параскевы был передан старцем незадолго до своей кончины монахине Киево-Флоровского монастыря Вере Голубевой. Украсив эту икону дорогим киотом и ризою, Вера Голубева принесла ее в дар церкви скита пустынного Николая. Там ли в настоящее время хранится эта икона, не знаю.

27 Переложение с надгробной песни: "Зряще мя безгласна," которую любил петь про себя покойный митрополит Филарет.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.