Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Из речи председателя конгресса на Эдинбургском конгрессе тред-юнионов джорджа хикса. Ноябрь 1927 года




В период временной стабилизации капитализма в Англии распространяется так называемый мондизм (по имени главы английского химического треста Альфреда Монда) - политика сотрудничества между предпринимателями, лейбористской партией и Британским конгрессом тред-юнионов. На Эдинбургском конгрессе тред-юнионов в 1927 г. было официально положено начало политике «мира в промышленности», политике сотрудничества с предпринимателями и нового наступления на рабочий класс. Председатель конгресса Джордж Хикс в своем выступлении возвестил о новой политической линии Генсовета британских тред-юнионов, которая была с большим удовлетворением встречена промышленниками, начавшими конкретные переговоры с Генсоветом о «реорганизации промышленных отношений».

Все мы, как предприниматели, так и профсоюзные деятели, знаем, что мучительный, сложный и трудный период, который мы переживаем, является переходным периодом. При данных условиях можно было бы значительно лучше использовать механизм совместных консультаций и переговоров между предпринимателями и рабочими. Мы еще не сделали всего возможного в этом направлении. Весьма сомнительно, что механизм взаимных консультаций и переговоров полностью используется в отдельных отраслях промышленности, и практически ничего не сделано, чтобы создать эффективный механизм для проведения совместных совещаний представителей организаций, имеющих право выступать от имени всей промышленности в целом.

Есть много проблем, для решения которых в настоящее время полезно было бы прибегнуть к совместному обсуждению. Такой прямой обмен мнений по практическим вопросам между представителями крупных организаций, которые несут ответственность за руководство промышленностью и непосредственно сталкиваются с ее нуждами, имел бы большее значение, нежели выдвигаемое некоторыми кругами предложение провести эффективную общенациональную конференцию под эгидой правительства или других органов с целью выявления какого-то неопределенного стремления к миру в промышленности.

Переговоры на такой основе поставили бы обе стороны перед лицом суровых фактов нынешнего экономического положения и могли бы принести благотворные результаты, показав, в какой степени и на каких условиях возможно сотрудничество в общих усилиях, направленных на повышение производительности предприятий и жизненного уровня рабочих.

Необходимо, чтобы наше движение выработало четкую и последовательную политику, которая была бы практически осуществимой. Нас не должно останавливать утверждение, что, вступая в подобного рода переговоры, мы якобы жертвуем каким-то важным принципом тред-юнионизма; напротив, эти переговоры позволят нашему организованному движению гораздо отчетливее понять непосредственные практические задачи, к выполнению которых мы должны стремиться, используя всю мощь и влияние, какими располагает данный Конгресс.

Гарри Подлит, Избранные статьи и речи (1919 - 1939), М, 1955, стр. 79 - 80.

РЕЗОЛЮЦИЯ VI КОНФЕРЕНЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ МЕНЬШИНСТВА. Август 1929 года

(извлечение)

Антирабочая политика Генсовета тред-юнионов, сводившаяся к поддержке капиталистической рационализации в ходе сотрудничества с капиталистами, вызывала недовольство все более широких слоев английских рабочих. Трудящиеся Англии на себе испытывали действительную цену заявлений правых лидеров тред-юнионов о том, что рационализация якобы может способствовать повышению их жизненного уровня. Прогрессивные элементы в английском рабочем движении разоблачали лживую пропаганду реформистов. Оценка капиталистической рационализации и ее практических последствий была дана на VI конференции Национального движения меньшинства в августе 1929 г.

Для рабочего класса в целом рационализация означает снижение заработной платы, удлинение рабочего дня, введение потогонной системы, снижение расценок, рост числа несчастных случаев, физическое истощение и ухудшение состояния здоровья, рост безработицы, более широкое применение женского и юношеского труда в промышленности при низких ставках заработной платы, уменьшение внимания к охране труда, призванной обеспечить здоровые условия на предприятиях, и игнорирование права на компенсацию при несчастных случаях.

Политическим следствием рационализации является быстрый рост крупных капиталистических монополий, переплетение капиталистических трестов с капиталистическим государством, усиление противоречий между капиталистическими державами вследствие борьбы за рынки, более жестокое подавление колониальных народов, быстрый рост всех видов расходов на военные приготовления наряду со столь же быстрым сокращением расходов на важнейшие социальные мероприятия.

Гарри Поллит, Избранные статьи и речи (1919 - 1939), М., 1955, стр. 84 - 85.

ЗАКОН ОБ ИМПОРТНЫХ ПОШЛИНАХ. 1 марта 1931 года

(извлечение)

Экономический кризис весьма отрицательно сказался на платежном балансе Англии. Несмотря на ряд мер поощрения экспорта, объем его неуклонно сокращался. В то же время импорт сохранялся приблизительно на том же уровне. Английские правящие круги не видели иного выхода из создавшегося положения, кроме введения протекционистских ввозных пошлин. На заседании английского кабинета 22 - 23 января 1932 г. было решено ввести с 1 марта 10-процентную пошлину на все ввозимые в Англию товары. Предложенный правительством законопроект вошел в силу 1 марта 1932 г. После восьмидесяти лет фритреда Англия вновь стала страной протекционизма.

Часть 1

Общие пошлины ad valorem (Ad valorem - в процентах от стоимости товара)и дополнительные пошлины

1.- (1). Начиная с 1 марта тысяча девятьсот тридцать второго года, принимая во внимание положение этого закона, все ввозимые в Соединенное Королевство товары, за исключением товаров, освобожденных от обложения, как это далее предусмотрено в положениях этой статьи, облагаются таможенной пошлиной, равной десяти процентам от стоимости товаров.

2.- (1). В целях выработки рекомендаций и оказания помощи Казначейству при исполнении им своих обязанностей, вытекающих из этого закона, создается Комитет, впредь называемый «Консультативным комитетом по таможенным пошлинам», состоящий из председателя и не менее двух, но не более пяти членов, назначаемых Казначейством.

G. H. L. Le May, British Government 1914 - 1953. Select Documents, London, 1955, p. 54,

БИЛЛЬ О ЗОЛОТОМ СТАНДАРТЕ. 21 сентября 1931 года. Выступление министра финансов Ф. Сноудена

(извлечение)

Жестокий валютно-финансовый кризис, поразивший большинство капиталистических государств в период мирового экономического кризиса 1929 - 1933 гг., угрожал полностью расстроить и денежную систему Англии. Английское правительство, стремясь выправить положение, не нашло иных мер, кроме обычной инфляционистской политики, применяемой буржуазией в трудные времена, для того чтобы переложить экономические тяготы на плечи трудящихся. 21 сентября 1931 г. правительством был внесен в парламент законопроект об изменении закона о золотом стандарте 1925 г., которым в свое время был восстановлен, правда, в ограниченном виде порядок обмена банкнот английского банка на золото. В тот же день после прочтения законопроекта в палате общин он был передан в палату лордов и к вечеру утвержден королем.

Всего в течение последних двух месяцев мы потеряли в золоте и иностранной валюте сумму, превышающую 200000000 фунтов стерлингов, не считая 70000000 фунтов стерлингов наших активов в Германии, осевших там, в соответствии с нашим согласием, данным на Лондонской конференции. Мы конфиденциально информировали правительства Соединенных Штатов и Франции о ситуации, существовавшей в пятницу, и просили сообщить их мнение о возможности получения дальнейших кредитов. В обоих случаях ответы, хотя они были дружескими и сочувственными, не давали надежд на получение помощи в таком размере, которая была в то время явно необходима. В субботу положение стало столь серьезным, что было очевидным, что с ним нельзя больше справиться иначе, как путем прекращения действия Акта о золотом стандарте, и тогда банк Англии направил письмо в следующей формулировке премьер-министру и мне:

«Мне поручено заявить, что кредиты на 125000000 американских долларов и на 3100000000 франков, полученные банком Англии в Нью-Йорке и Париже соответственно, исчерпаны и что кредит в Нью-Йорке на 200000000 американских долларов, о котором договорилось правительство его величества, вместе с кредитами на общую сумму в 5000000000 франков, о которых договорились в Париже, практически также исчерпаны. Продолжают поступать большие требования на американскую и французскую валюту. Кроме того, продолжается утечка золота из банка в Голландию. При таких обстоятельствах банк считает, что, принимая во внимание указанные выше обязательства, а также могущие возникнуть непредвиденные обстоятельства, для него будет невозможным удовлетворять требования о выплате золота, с которыми он столкнется после лишения помощи в валюте из Нью-Йорка и Парижа. Банк поэтому считает своим долгом заявить, что, по его мнению, целесообразно в интересах государства, чтобы он был освобожден от обязанности продавать золото в соответствии с предписаниями пункта (2) статьи (1) Акта о золотом стандарте, 1925 г.».

На это письмо был послан следующий ответ:

«Правительство его величества рассмотрело самым серьезным образом ваше письмо от 19 текущего месяца, в котором Вы информировали его о серьезных трудностях, с которыми Вы столкнулись при выполнении обязательства, возложенного на банк Англии Актом о золотом стандарте, 1925 г., о продаже золота в форме слитков любому лицу, которое этого потребует в соответствии с Актом, и об опасностях, которые Вы предвидите, если это обязательство будет оставаться в силе. Правительство его величества считает, что банк Англии может налагать такие ограничения на выдачу золота, которые Банк сочтет необходимыми в интересах государства. Правительство будет готово представить Парламенту незамедлительно Билль в целях гарантии в связи с любым таким действием, предпринятым Банком».

«Parliamentary Debates, House of Commons, Official Report», 5-th Series, Vol. 276, London, 1931, Cols. 1289 - 1295.

ВЕСТМИНСТЕРСКИЙ СТАТУТ. 11 декабря 1931 года

(извлечение)

После первой мировой войны обострился процесс распада Британской империи. Имперская конференция 1426 г. провозгласила полную самостоятельность доминионов в области внутренней и внешней политики и их равноправие с Англией в рамках Британской империи при сохранении формального подданства английской короне. Очередная имперская конференция, проходившая в октябре - ноябре 1930 г., утвердила рекомендации и предложила английскому парламенту оформить их в законодательном порядке до конца 1931 г. Соответственный закон был 24 ноября 1931 г. утвержден английским парламентом и вошел в силу 11 декабря 1931 г., получив наименование Вестминстерского статута 1931 г.

I. В этом Акте термин «доминион» означает любой из следующих доминионов, то есть, доминион Канада, Австралийский Союз, доминион Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ирландское Свободное Государство и Нью-Фаундленд.

2.- (1). Акт о действии колониальных законов, 1865 г., не должен применяться к какому-либо закону, принятому парламентом доминиона после вступления в силу настоящего Акта.

(2). Ни один закон и ни одно положение закона, изданные парламентом доминиона после вступления в силу настоящего Акта, не будут считаться недействительными или не имеющими силы на основании того, что они противоречат закону Англии, или положениям любого ныне действующего или будущего Акта парламента Соединенного Королевства, или любому указу, предписанию или распоряжению, изданному на основании любого такого Акта, и в правомочие парламента доминиона будет входить право на отмену любого такого Акта или на внесение поправок к нему, на отмену любого такого указа, предписания или распоряжения или внесения к ним поправок, постольку, поскольку они являются частью закона доминиона...

7. - (1). Ни одно положение настоящего Акта не будет применяться для отмены, внесения поправок или для изменения Актов о Британской Северной Америке, 1867 г.- 1930 г., либо указа правила или распоряжения, изданного на основании этих Актов.

(2). Положение статьи второй настоящего Акта распространяется на законы, изданные в любой из провинций Канады и на правомочия, присущие законодательным учреждениям этих провинций.

(3). Права, переданные настоящим Актом парламенту Канады или законодательным учреждениям провинций, ограничены принятием законов по вопросам, входящим в компетенцию парламента Канады или соответственно любого из законодательных учреждений провинций.

8. Ни одно из положений настоящего Акта не будет рассматриваться как предоставляющее иначе, нежели в соответствии с законом, действовавшим до вступления в силу настоящего Акта, какое-либо право осуществлять отмену или изменение Конституции или Акта о конституции Австралийского Союза или Акта о конституции доминиона Новая Зеландия.

9.- (1). Ни одно из положений настоящего Акта не будет рассматриваться, как уполномачивающее парламент Австралийского Союза издавать законы по какому-либо вопросу, входящему в компетенцию Австралийских Штатов, но не входящему в компетенцию парламента или правительства Австралийского Союза...

11. Несмотря на положение Акта о толковании, 1889 г., термин «колония» не будет в каком-либо Акте парламента Соединенного Королевства, принятом после вступления в силу настоящего Акта, включать доминион или провинцию, или штат, составляющий часть доминиона.

К. С.Wheare, The Statute of Westminster and Dominion Statute, Oxford, 1942. Appendix II. The Statute of Westminster, 1931, p. 308 - 312.

РЕЧЬ ГАРРИ ПОЛЛИТА НА НАЦИОНАЛЬНОМ КОНГРЕССЕ РАБОЧИХ. Февраль 1934 года

(извлечение)

Английская буржуазия в годы мирового экономического кризиса стремилась выйти из затруднений за счет рабочего класса. Конкретные меры «спасения» английской экономики, направленные на усиление эксплуатации и ухудшение положения широких масс, осуществляло так называемое «национальное» правительство Макдональда. Оно пыталось решить проблему безработицы драконовскими мерами, ограничивая права профсоюзов и подвергая арестам и преследованиям руководителей безработных. КПА вела упорную борьбу за сплочение всех сил рабочего движения против наступления реакции. В феврале 1934 г. был проведен голодный поход. Вскоре же состоялся Национальный конгресс рабочих, в котором участвовало 1500 делегатов, представлявших около 50 различных профсоюзов. Арестованный накануне конгресса и отпущенный на поруки Гарри Поллит все же принял в нем участие. Его речь была зачитана на конгрессе.

Центральный комитет Коммунистической партии Великобритании по случаю исторического голодного похода и Национального конгресса рабочих предлагает вниманию всего рабочего класса свои соображения относительно характера и цели голодного похода и конгресса, а также программы действий, которая должна быть выработана Национальным конгрессом.

Каковы цели похода и конгресса?

Каковы цели похода и Национального конгресса?

Во-первых, поднять работающих и безработных рабочих на борьбу против внесенного «национальным» правительством законопроекта о безработных, против трудовых лагерей, против всяких посягательств на права тред-юнионов, в защиту свободы слова и публичных собраний.

Во-вторых, разработать программу требований, которая явится ответом рабочих «национальному» правительству и предпринимателям и впоследствии сможет послужить основой кампании за создание единого фронта в каждом районе, на каждом предприятии, бирже труда, в профсоюзной и кооперативной организации.

В чем состоит особое значение и особый характер конгресса?

В том, что этот конгресс - первая серьезная попытка добиться объединения работающих и безработных рабочих в общей борьбе против безработицы, покончить раз и навсегда с утверждением, будто борьба против безработицы - дело только безработных. В том, что посредством Национального конгресса вся передовая часть рабочего класса будет вовлечена в активную борьбу против безработицы и таким образом эта борьба примет форму единых массовых действий работающих и безработных, членов профсоюза и неорганизованных рабочих, членов Национального движения безработных и местных организаций Конгресса тред-юнионов, а также всех слоев неорганизованных безработных.

Поэтому конгресс должен послужить отправным, пунктом самой широкой, еще не виданной в нашей стране мобилизации рабочих к действию. Надо созывать массовые митинги, организовывать массовые депутации к местным и центральным органам власти, выдвигать требования во всех местных муниципальных советах и советах графств, организовывать массовые демонстрации, кратковременные забастовки протеста, которые явятся подготовкой массовых забастовок в поддержку выдвинутых требований.

Против «национального» правительства голода.

Голодный поход, вызвавший невиданную волну энтузиазма и встретивший поддержку всей страны, с поразительной ясностью показал, насколько сильна ненависть к «национальному» правительству. Эту ненависть следует сейчас направить в нужное русло, в русло развертывания массовых действий под следующими лозунгами:

Не будем больше голодать молча!

Не позволим посылать нас в трудовые лагери!

Будем бороться против всех мер, ведущих к росту безработицы!

Любая работа должна иметь определенную общественную ценность!

Долой проверку нуждаемости!

Отвергнуть рабский законопроект!

Эти и подобные лозунги должны сейчас прозвучать по всей стране, в каждом цехе, в каждом отделении профсоюза и рабочем районе.

Гарри Поллит, Избранные статьи и речи (1919 - 1939), М., 1955, стр. 109 - 111.

СТАТЬЯ ГАРРИ ПОЛЛИТА О РАСШИРЕННОМ ПЛЕНУМЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ АНГЛИИ. 11 января 1936 года

(извлечение)

Главная задача Коммунистической партии Англии после VII Всемирного конгресса Коммунистического Интернационала, призвавшего к борьбе за единство действий рабочего движения против фашизма и войны, состояла в организации широкого народного фронта, способного слить воедино и направить борьбу всего рабочего класса, всего народа. Итоги первого этапа этой деятельности Коммунистической партии Англии были подведены на расширенном пленуме ЦК КПА 5 - 6 января 1936 г., выводы которого излагаются в статье Гарри Поллита.

Коммунистическая партия может выполнить свою главную задачу только в том случае, если она решительно преодолеет все существующие препятствия на пути создания единого фронта. Это неотложная задача; ее неотложность диктуется не только положением рабочего класса, но и тем, что именно лидеры английской лейбористской партии мешают достижению международного единства.

Теперь мы имеем некоторый опыт в создании единого фронта, который и следует принять во внимание, намечая пути дальнейшего развития нашей политики единого фронта. В результате работы, проведенной нашей партией во время всеобщих выборов, укрепились наши связи с рабочими, объединенными в лейбористской партии и в профессиональных союзах.

И все же, если говорить откровенно, нам придется признать, что движение за единство действий находится лишь на начальной стадии. Существующий в настоящее время единый фронт имеет элементарную форму, и развитие его проходит неравномерно.

Во время всеобщих выборов мы сделали много уступок лейбористской партии, и во многих случаях пропаганда коммунистической партии растворялась в общей лейбористской пропаганде. Это привело к тенденции преуменьшать роль коммунистической партии, и нынешний застой в деле приема новых членов, а в отдельных случаях и сокращение числа членов партии нельзя отделять от оппортунистических ошибок, которые партия совершила после VII конгресса Коминтерна в ходе осуществления его решений.

Безусловно, все, что мы делали и сделаем в будущем, направлено на то, чтобы облегчить вовлечение рабочих, входящих в лейбористскую партию, тред-юнионы и кооперативы, в единый фронт и добиться с их стороны поддержки политики коммунистической партии.

Но успехи и опыт, приобретенный в ходе всеобщих выборов в результате объединенных усилий коммунистической партии и местных отделений лейбористской партии, лишний раз доказывают, каких огромных побед можно было бы достигнуть, если бы руководство лейбористской партии официально признало единый фронт. Мы пошли па уступки, так как знали, что рабочие стремятся к единству действий в своей борьбе против «национального» правительства.

Переизбрание правительства еще на один срок делает вдвойне необходимым сплочение всех отрядов рабочего движения. И здесь разрешите подчеркнуть один момент (к которому мы еще вернемся позже): единства нельзя добиться, растворяя пропаганду политики коммунистической партии в общей лейбористской пропаганде или считая, что сейчас нет особой необходимости добиваться вовлечения новых членов в партию. Напротив, каждый из нас должен всегда иметь в виду следующее: без сильной коммунистической партии не может быть единого фронта. Чем успешнее мы будем пропагандировать политику партии, сопровождая пропаганду приемом новых членов, тем сильнее будет становиться движение единого фронта.

Гарри Поллит, Избранные статьи и речи (1919 - 1939), М., 1955, стр. 192 - 193.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.