Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смысл истории




ЛЕКЦИЯ 5

ПЛАН

НАПРАВЛЕННОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. ИДЕЯ ПРОГРЕССА

ЛЕКЦИЯ 4

1. Направленность истории

2. Проблемы исторического прогресса

3. Концепции технократической направленности истории

4. Переосмысление идеи прогресса в развитии общества

1. Диапазон историософских заключений о направленности истории широк и многозначен.

2. Начиная с эпохи Возрождения происходит зарождение и утверждение идеи прогрессивного развития общества. Однако если мыслители Возрождения видели прогресс прежде всего в возрождении античной культуры, то мыслители 17 – 18 века связывали прогресс с развитием науки. Начиная с середины 19 века марксизм делает акцент на социальной сфере как главном критерии общественного прогресса. Но уже начиная с 60-х гг. того же века часть представителей философской мысли от преклонения перед прогрессом переходит к нападкам на него. Начало этому повороту кладут С. Кьекркегор и Ф. Ницше. Последний заявил: все, что происходит сейчас, уже было много раз и будет повторяться снова.

3. Методологическая основ технократических – это так называемый технократический детерминизм, т.е. представление об изначальной зависимости общественного сознания от прогресса науки и техники. К числу наиболее влиятельных можно отнести теорию стадий экономического роста У. Ростоу, единого индустриального общества Р. Арона и Ж. Фурастье, постиндустриального общества Д. Белла, нового индустриального общества Дж. Гэлбрейта, технотронного общества З. Бжезинского, сверхиндустриального общества Э. Тоффлера и др.

4. Мыслители все более приходят к выводу: прогресс и регресс не проявляются одновременно во всех сферах жизни общества и не существуют глобально. Некоторые историософы склонны считать, что абсолютный критерий прогресса установить невозможно, поскольку у него нет имманентного пробного камня.

1.Понятие смысла истории

2.Философия истории Н. Бердяева

3.К. Ясперс о единстве человечества

4.Философия истории М. Хайдеггера

5.Неопротестантизм о драме истории

6.Современный неотомизм: конечная цель человечества

7.Исторический процесс: свобода выбора

1. В определении смысла истории существуют две альтернативы. Для религиозно-филосфских концепций (Шпенглер, Тойнби) смысл истории существует объективно. Представители релятивистских концепций (Поппер) полагают, что у самой истории смысла нет. Однако каждый человек вправе придавать ей свой субъективный смысл.

2. Согласно Н. Бердяеву, смысл истории - в самораскрытии духа. Дух как бы прорывается в историю на определенных ее этапах: 1) античность, 2) история еврейского народа, 3) христианство, 4) эпоха Возрождения, 5) Реформация, 6) социализм.

3. Для К. Ясперса философская вера (т.е. вера в коммуникацию) объединяет все народы и культуры. Она и есть смысл истории.

4. В понимании М. Хайдеггера смысл мировой истории заключается в сбережении заданного миротворящим рассказом первичного единства четырех начал (земли, неба, смертных и богов) – единства мифопоэтического мира. Выпадение того или иного звена из этой четверки, утрата первичной целостности бытия-в-мире ставит народ на грань гибели: прошлое забывается, исчезает перспектива, уверенность в своих силах и самостоятельность. Народ распадается: единое историческое существо превращается в бесформенную массу, в материал для реализации программы другого исторически существующего народа.

5. Представители неопротестантизма (П. Тиллих) связывают смысл истории с теми моментами, когда Бытие открывает себя человеку (кайрос). Кайрос – это событие, которое пребывает и внутри, и за пределами истории, точка, в которой история трансцендентирует, прорываясь к своей надвременной основе (например, время, когда Бог посылает в мир людей своего Сына, а также время установления Царства Божия).

6. Представители неотомизма (Ж. Маритен) полагают, что история подчинена Божественному провидению и, в то же время, имеет гуманистически значимый смысл, который постоянно совершенствуется. При этом некоторые представители данного направления стремятся преодолеть характерное для традиционного томизма противопоставление религиозного и светского.

7. Современная философия не может игнорировать тот факт, что каждое общество – результат исторического развития. Понять отдельную личность можно только в контексте всей человеческой истории. Вывод из этого такой: если человека лишить его субстанциональной основы – общественно-исторической природы, то его существование лишается смысла развития истории. Рассуждения о смысле истории являются продуктом самой истории, результатом культурного развития человека, показателем его зрелости. Смысл человеческого бытия оказался закрепленным в системе ценностей человека. Развитие человека возможно лишь по линии общения, творчества и свободы. Однако свобода выбора не освобождает человека от ответственности за свои поступки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.