Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Попытки сохранить биосферу




Главный оппонент идей данной работы, экологическая философия, предлагает тактику сохранения текущего состояния биосферы — стадии периода палеолита‑неолита, ещё не сильно измененной человеком. Человеку при этом отводится роль некоего искусственного регулятора, выравнивающего критические отклонения в химическом составе и ландшафте Земли. Эта теория вызвана, скорее, сиюминутным ужасом перед масштабом грядущих перемен, чем разумным анализом и прагматичным планированием. Она подобна инстинктивному желанию человека — «остановить!» — при виде волны, готовой накрыть его с головой. Конечно, это неосознанное желание основано на страхе, а не на трезвых расчётах, хватит ли сил и умения остановить волну, не говоря уже о том, как это вообще можно сделать. Вспомним, что 6/7 населения проживает в развивающихся странах, причём 1/3 из них голодает. Чтобы обеспечить их до уровня прожиточного минимума развитых стран, требуется увеличение производства товаров в 5‑10 раз и энергии в 5 раз. Такого биосфера Земли не способна обеспечить в принципе. По подсчётам некоторых учёных, уже первый срочный этап «замораживания» текущего состояния биосферы потребует от человечества сокращения численности в 5‑6 раз, выселения большинства людей с занимаемых ими территорий и так далее. Понятно, что для эгоцентричного и самодостаточного человечества эти меры неприемлемы. Однако после анализа ситуации к человеку приходят более конструктивные и, главное, выполнимые решения: образно говоря, «оседлав» волну, проехаться на её гребне — то есть максимально использовать её энергию в своих целях.

Действительно, попытки сохранить биосферу и вообще живую материю в текущем её состоянии (поскольку она совершенна и неповторима) подобны попыткам сохранить сиюминутную поверхность штормового океана (поскольку она также красива и неповторима). Как молекула ДНК, так и пена на гребне волны возникли случайно, но поскольку скорость изменения одного гораздо медленнее, а другого — гораздо быстрее темпа нашей жизни, то одно нам кажется незыблемым законом природы, а другое — неуловимым промежуточным состоянием. В действительности же, существуют миллиарды других равноправных вариантов организации материи. То, что случайно реализовался именно «наш» вариант, является лишь следствием того, как «дули ветры», а вовсе не его преимуществом перед остальными вариантами.

Можно ли остановить развитие?

Иллюзия возможности сохранения нынешней биосферы человеком основана на двух характерных лишь для рубежа ХХ‑ХХ1 веков явлениях. Первое — возрастающее давление на природу в связи с индустриализацией и демографическим взрывом и второе — появление большого числа экологических движений (так называемая «экологизация» общественного сознания).

Вместе они создают впечатление, что наши отцы и деды перестали жить в гармонии с природой и испортили её; мы одумались; а наши дети придут к разумному компромиссу с ней.

Сценарий сохранения биосферы является, с точки зрения эволюции планеты, сценарием «замораживания» развития. Субъективно, он возможен, так как человек продолжает развиваться и переходит в новое качество — из разрушающей планетарной силы превращается в регулирующую. Но, с точки зрения развития планеты в целом, это — внезапная «на полном скаку», остановка развития планеты.

Кроме неестественности подобной остановки для эволюции биосферы, такой сценарий неестественен и для самого человека. Суть развития человека — эволюция путём приспособления и изменения себя под меняющиеся внешние условия. При истреблении животных, которыми он питается, человек переходит на новых животных, при истреблении их — на возделывание растений, при загрязнении почв — на питание водорослями и другими биологическими веществами, и т. д. Медицина гораздо скорее придумает, как полностью нейтрализовать вредное воздействие радиации, чем экология закроет хотя бы одну АЭС, включая как уже взорвавшиеся, так и находящиеся в опасном состоянии. То есть, человек будет наращивать радиоактивные, химические и другие технологии, одновременно придумывая способы оградить себя или нейтрализовать их вредное воздействие, вплоть до вариантов изменения собственного тела.

Так человек естественным образом приспосабливается под условия окружающей среды и одновременно превращается в один из факторов, формирующих эти условия. Стремление людей, как представителей текущего состояния биосферы, сохранить своё «родное» состояние совершенно естественно. Однако наивно считать и это состояние, и, если смотреть шире, этот этап развития планеты, вершиной развития или преддверием некоего постиндустриального «золотого века». Чтобы осознать своё место в истории планеты, человек должен, прежде всего, осознать, что он не является высшим творением природы, ее окончательной вершиной. Так же необходимо понять, что ни биосфера, ни жизнь вообще не являются вершиной развития планеты. Земля может как «излечиться» от жизни, так и «заболеть» каким‑либо её «осложнением». Это осложнение и будет ноосферой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.