Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История и экономика края




История заселения Вологодского края уходит в древние времена. Люди появились здесь 5000 лет до нашей эры, о чем свидетельствуют многочисленные археологические раскопки. Пользуясь водными путями, переселенцы с юга, с верховьев Волги и Оки шли по Шексне, Мологе и их притокам, выбирая районы, наиболее богатые пушным зверем и рыбой. Другие двигались к Белому и Онежскому озерам, а по реке Онеге пробивались к Белому морю.

До VIII века нашей эры по берегам Белого озера жило племя весь, к северу по рекам и озерам и дальше на восток обитали племена емь и другие. С VIII века сюда потянулись с запада славянские племена. На своих утлых долбленых лодках с нехитрым скарбом они пробирались по рекам вплоть до Кубенского озера. Небольшие водоразделы преодолевали волоком. Некоторые переселенцы, облюбовав место, закреплялись на нем, другие продвигались по Шексне к югу, выходили к Волге. Так возникли первые славянские поселения. Славяне занимались охотой, рыбной ловлей и земледелием.

Спустя некоторое время Вологодские земли привлекли новгородских князей и бояр, которые силой захватывали их и облагали данью. Из летописи (Летопись по Лаврентьевскому списку. Спб, 1872, стр. 19) известно, что юго-западные районы области с древних времен входили в состав Новгородских земель и новгородцами здесь был основан в 862 году город Белоозеро у истока Шексны. После образования в конце IX века Древнерусского (Киевского) государства в него вместе с Новгородом вошла и западная часть Вологодчины - Белоозеро. В результате жителям этой земли приходилось платить дань не только новгородским, но и киевским князьям. Феодальный гнет и насильственное введение христианства вызывали недовольство народа. В 1071 году вспыхнуло крупное восстание крестьян на Белоозере.

В XI веке отдельные группы новгородцев стали продвигаться из района Белоозера на восток - за Урал и на Северную Двину. Шли они на небольших ладьях (ушкуях) по Шексне и ее левому притоку Словянке, затем перетаскивали через водораздел свои суда волоком (Волок - древнерусское название места наибольшего сближения двух судоходных рек, где кратчайшим путем перетаскивались по суше суда и грузы из одной реки в другую. Отсюда земли в бассейне Сухоны, лежащие на восток за этими волоками, новгородцы называли "Заволочьем", а местное (дославянское) население - "чудью заволочской") до реки Порозовицы, далее по ней и по озеру Кубенскому выходили в Сухону или Кубену и продолжали по ним движение на восток. Эта древняя трасса стала прообразом Северо-Двинского водного пути.

Проходя через Вологодские земли, новгородцы останавливались на берегах рек и озер и строились. Так возникли в этом крае первые поселения Волок Словенский, Кубенское, Устье, Вологда, погосты Вель (Вельск), Тотьма и др. Новгородцы сооружали также укрепления, храмы как опорные пункты оборонного значения. Постепенно развивались торговые отношения с соседними поселениями.

Не прошло и трех веков, распалось Киевское государство. Новгород и Ростов отделились от Киева. В стране наступила феодальная раздробленность, которая порождала междоусобные войны среди отделившихся княжеств.

Многие жители Ростово-Суздальской и других земель, побросав обжитые места, бежали от войны и феодального гнета на север и северо-восток. Они заселяли берега Шексны, Сухоны и Юга. Возникли новые поселения - укрепленный погост Гледень и др. В конце XIII века новгородцы вступают в борьбу за сохранение своих владений сначала с тверскими князьями, а затем с московскими. Вологодский край неоднократно подвергался опустошению. Междоусобная борьба продолжалась почти три века и закончилась победой московских князей. Московское княжество подчинило себе все Новгородские земли, в том числе и земли Вологодчины.

Татарское нашествие также оставило свой след в истории края. Крупные отряды во главе со сборщиками ясака (баскаками) разъезжали по Руси, собирали дань и чинили насилия. Память тех тяжелых времен отразили названия населенных пунктов: Баскаково - в Череповецком районе, Баскачья Гора и Татаровка - в Кирилловском, Баскаки - в Тотемском.

Вологодцы много раз принимали участие в борьбе русского народа против завоевателей (1223, 1238, 1262 годы). Белозерские воины и устюжане сражались в русских полках во главе с московским князем Дмитрием Ивановичем и в битве против татарских полчищ хана Мамая на Куликовом поле в 1380 году. Победа на Куликовом поле нанесла решающий удар по татарскому игу и послужила мощным стимулом к созданию единого и сильного Русского государства.

После объединения Русское государство укрепило свою мощь. Жить стало безопасно и спокойно. Основным занятием населения Вологодского края было земледелие, сеяли рожь, ячмень, овес. В некоторых районах разводили лен и коноплю. Занимались охотой на пушного зверя и рыболовством. Меха сбывали не только внутри страны, но и вывозили за границу. В Леденгском городке, в Тотемских и Сольвычегодских местах добывали соль из соляных ключей и глубоких колодцев. В XV веке, еще не имея буровой техники, умели прокладывать скважины глубиной 60-70 м. Добывали также смолу, деготь и торговали ими с соседями. В XVI веке широкое развитие получил железный промысел на территории нынешних Устюженского, Уломского и других районов. Здесь отливались орудия, ядра и иные железные изделия, необходимые для нужд страны. Развивалось судостроение. По берегам Сухоны, на Белоозере, в Устюжне и особенно в Вологде строились речные суда.

Развивались художестенные ремесла: плетение кружев, финифть (эмаль), изделия из тонкой проволоки (филигрань), чеканные работы и чернь по серебру, резьба по кости и дереву.

Постепенно небольшие поселения выросли в города (Вологда, Тотьма, Устюг), в которых сосредоточивались ремесленники и кустари.

Удачное расположение городов на главном торговом пути на восток - через Урал и Сибирь (по Сухоне, Вычегде, далее волоком в Печору и по ее притокам на Урал) - способствовало развитию оживленной торговли. Еще больше возросла роль Вологды, Тотьмы, Устюга, когда торговый путь прошел по рекам Вологде, Сухоне, Северной Двине в Архангельск и далее в заграничные порты.

Росли и богатели не только Вологда, Тотьма, Устюг, расположенные на Северо-Двинском торговом пути, но и Белоозеро, Каргополь, стоявшие на древнем речном пути Онежском (по Волге, Шексне, далее по ряду речек и озер и по реке Онеге к Белому морю, отсюда через Кольский полуостров в город Кола на Мурманском берегу, где русские товары сбывались голландским и другим иностранным купцам).

Объединение русских земель в едином государстве встречало сопротивление крупных феодалов. При Иване Грозном борьба с ними еще более обострилась. В 1565 году царь ввел опричнину, в которую вошли многие города Вологодского края, в том числе и Вологда. В период опричнины конфискованные у феодалов земли переходили к мелким помещикам и монастырям. Последние жестоко эксплуатировали крестьян. Страдало население и от произвола опричников.

После смерти Ивана Грозного на Руси наступили времена смуты. Появились самозванцы, претенденты на царский престол, поощряемые и поддерживаемые иностранными державами, заинтересованными в колонизации богатых русских земель. Борьба с иностранными захватчиками, в которой приняли участие и вологжане, окончилась разгромом,врага. Разбитые, изгнанные из Москвы в 1612 году остатки польско-литовских войск рассеялись по стране, грабили, жгли города, села и деревни Вологодчины. Опустошение края продолжалось до 1618 года, когда был заключен мир с Польшей. Последствия смуты были тяжелые: в Вологодском крае из городов уцелел лишь Устюг, а из монастырей - Кирилло-Белозерский.

После литовского разорения хозяйство края медленно восстанавливалось. Отстраивались города и села. Возрождались промыслы и ремесла, налаживалось сельское хозяйство, развивалась торговля.

При Петре I торговлю с западными странами начали вести через порты Балтийского моря - Петербург и Ригу, что резко подорвало экономику Вологодского края. Перевозка грузов по Сухоне и Северной Двине почти прекратилась, торговля пошла на убыль, население стало покидать Вологду, Тотьму и другие города. Хозяйство их приходило в упадок. Немалый ущерб краю был нанесен и перемещением на Каму торгового пути в Сибирь, который прежде шел по Сухоне, Вычегде и далее по Печоре и ее притокам. Но не только эти причины привели к упадку Вологодчину. К XVIII веку заканчивалось объединение русских земель: в состав Русского государства вошли Украина, Поволжье, Урал и Сибирь, обладавшие огромными природными богатствами и игравшие большую роль в промышленном и торговом развитии страны.

Развитие капитализма в России во второй половине XIX века не внесло каких-либо изменений в экономику края. Находясь в стороне от основных торговых путей, он стал одним из отсталых районов России. На мелких предприятиях, в основном по обработке древесины и льна, преобладал ручной труд. Население в основном занималось сельским хозяйством. В конце XIX - начале XX веков были построены железные дороги Москва - Архангельск и Петербург - Вятка. Они связали Волгу с рекой Вологдой, которая входила в состав Северо-Двинского бассейна, открыли удобный и дешевый путь к Архангельскому и Петербургскому портам. Однако остальные города края (кроме Вологды и Череповца) по-прежнему были в стороне от жизненно важных дорог.

В этот период некоторое промышленное развитие получил Великий Устюг с его щетинно-щеточным производством, а также возникшими в начале XVIII века художественными промыслами (в основном чернь по серебру и золоту). В Устюжне, Белозерске и Вытегре работали небольшие винокуренные, пивоваренные, свечные и кирпичные заводы. Грязовец, Тотьма, Никольск, Кадников совершенно не имели промышленных предприятий.

После Октябрьской революции Вологодская область стала быстро развиваться. Уже в первые годы Советской власти в Вологде были построены: завод деревообрабатывающих станков "Северный коммунар", паровозовагоноремонтный, созданный на базе небольших железнодорожных мастерских, крупные заводы "Красная звезда", и литейно-механический, крупнейший в стране "Льнокомбинат", канифольный завод, мебельная фабрика, холодильник. Вырос крупный судоремонтный завод на базе небольших судоремонтных мастерских.

Большое развитие получило сельское хозяйство. К 1937 году около 95% всех крестьянских хозяйств были объединены в колхозы. Тракторный парк к концу второй пятилетки насчитывал до 3000 машин, свыше 200 комбайнов и много другой сельскохозяйственной техники, что позволило увеличить посевные площади более чем на 40% по сравнению с 1913 годом,

За годы предвоенных пятилеток была ликвидирована неграмотность взрослого населения, построены десятки новых школ, средних и специальных учебных заведений, вузов. Они готовили специалистов для лесной, машиностроительной и молочной промышленности, железнодорожного и водного транспорта, для сельского хозяйства.

Значительно выросла сеть культурно-просветительных учреждений (музеев, библиотек, театров, домов культуры, клубов, изб-читален, кинотеатров) и лечебных заведений. К 1940 году число врачей увеличилось более чем в 3,5 раза по сравнению с 1913 годом.

В 1941 году мирная жизнь вологжан, как и всех советских людей, была нарушена вероломным нападением гитлеровских захватчиков. Десятки тысяч добровольцев области в первые же дни войны влились в ряды Красной Армии и грудью защищали родную землю от нашествия врага. Многие из них принимали активное участие в партизанском движении.

Осенью 1941 года северо-западная часть Вытегорского района (бывший Оштинский район) была временно оккупирована немецкими захватчиками, районный центр Ошта разрушен. Оказались разрушенными и некоторые другие северо-западные районы. Особенно пострадали железные дороги.

В годы Отечественной войны вологжане оказывали большую помощь фронту. Промышленность области быстро перестроилась. Трудящиеся самоотверженно работали на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах. Увеличилась посевная площадь, повысилась урожайность. План хлебозаготовок не только выполнялся, но и перевыполнялся. Кроме того, колхозы сдали дополнительно в фонд обороны страны большое количество молочных и других продуктов.

Родина высоко оценила героические дела вологжан как на фронте, так и в тылу. Около 56 000 человек были награждены орденами и медалями, удостоены звания Героя Советского Союза, а летчику-истребителю А. Ф. Клубову и Mapшалу Советского Союза И. С. Коневу это звание было присвоено дважды.

В послевоенные годы вологжане восстановили разрушенное хозяйство области, построили много новых промышленных предприятий, культурно-бытовых учреждений, школ, жилых домов, пустили в эксплуатацию крупнейший в стране Череповецкий металлургический завод, сталепрокатный и станкозавод, завод по ремонту мелиоративной техники, швейную и трикотажную фабрики, домостроительный комбинат, завод по ремонту сложной бытовой техники и др. Ныне в Вологде строится огромный подшипниковый завод, стоимость продукции которого превзойдет стоимость продукции всех машиностроительных предприятий области, вместе взятых. Первая очередь гиганта уже введена в эксплуатацию.

Высококачественная продукция вологодских промышленных предприятий широко расходится не только внутри страны, но и идет более чем в 70 стран Европы, Азии и Америки. С каждым годом увеличивается вывоз машин, оборудования, проката черных металлов, химикатов, стекла, фанеры, бумаги, льняных тканей, щетинно-щеточных изделий. Поставляются на экспорт также лес, льноволокно, пушнина, изделия художественных промыслов.

В послевоенное время была сооружена мощная сеть высоковольтных электролиний. Ныне крупнейшие электростанции области подключены к единой энергетической системе Восточной Европы, что позволило регулировать потоки энергии и открыло большие возможности для промышленности и сельского хозяйства. В 1971 году в Вологду пришел газ Вуктыльского месторождения. Вступил в строй 53-километровый отвод от центральной магистрали "Сияние Севера".

Широко развиваются в области судостроение (в основном в Череповце), лесозаготовительная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Успешно работают стекольные заводы (Чагодощенский, Сазоновский, Смердомский в Чагодощенском районе и "3аря" в Харовске), оснащенные современным первоклассным оборудованием, механизированные льнозаводы, Красавинский льнокомбинат, который сейчас дает продукции вдвое больше, чем до войны.

В области развито маслоделие (Вологодский, Череповецкий и Шекснинский районы), сыроварение (Устюженский район), производство сгущенного молока (Сокольский район и поселок Молочное), работают мясо- и хлебокомбинаты и другие предприятия.

Большие перемены в послевоенные годы произошли и в сельском хозяйстве. Мелкие малопроизводительные колхозы объединены в крупные, созданы новые совхозы. Уже к 1968 году урожайность зерновых культур выросла почти вдвое, увеличилось количество посевных площадей льна, повысилась его урожайность. Улучшилась породистость скота. Надои молока от каждой коровы выросли почти в 1,5 раза. Наибольшее развитие в области получили молочное производство и льноводство.

В годы войны и послевоенный период интенсивное развитие получил транспорт, особенно железнодорожный. Во многих районах построены подъездные пути к главным магистралям железных дорог, проложены вторые пути, лесовозные дороги с узкой и широкой колеёй. Новая железнодорожная линия от Подборовья на Пестово и далее пересекла с севера на юг Чагодощенский район. Созданная в послевоенные годы трасса Коноша - Котлас - Воркута обеспечила северным районам области непосредственный выход к железной дороге.

Протяженность судоходных речных и озерных путей составляет здесь около 2000 км. Главные водные магистрали: Волго-Балтийский водный путь (377 км), Северо-Двинская водная система (135 км), реки Вологда (33 км), Сухона (563 км), Юг (350 км), северный отрог Рыбинского водохранилища, входящий в пределы Вологодской области. По водным путям перевозят машины, уголь, нефть, лес, лесоматериалы, пшеницу и другие грузы. Небольшие реки области используются для сплава древесины. Намечается реконструкция Северо-Двинской водной системы. Большие работы будут проведены для улучшения условий судоходства на Волго-Балтийском водном пути, Сухоне, Вологде и других реках.

Общая протяженность шоссейных дорог в пределах области - более 11 000 км, из них благоустроенных, с твердым покрытием - более 3000 км. Построены автотрассы Вологда - Череповец - Белозерск и др. Автомобильные дороги связали Вологду с Вытегрой, а также с Тотьмой, Никольском, Великим Устюгом, Красавино. Последняя трасса соединит южные районы области - откроются большие возможности для авто-, мото- и велотуристов. Вологодскую область пересекают многие дороги республиканского значения: Москва - Архангельск, Ленинград - Архангельск, Вологда - Череповец - Ленинград.

Почти все районы Вологодской области связаны регулярными авиационными линиями, а Вологда и Череповец связаны с 12 другими областями страны. Воздушные линии обслуживают современные комфортабельные самолеты.

Вологодский край - край учащихся. Здесь работают 2 педагогических института, молочный институт, Вологодский и Череповецкий филиалы Северо-западного политехнического института, музыкальные, спортивные и другие школы, 19 техникумов и 12 различных училищ. Техникумы и училища готовят специалистов текстильной промышленности, речного флота, лесного и сельского хозяйства, учителей, медицинских и других работников. 41 училище профессионально-технического образования дает подготовку по 75 профессиям и специальностям.

В Вологодской области работают 9 научно-исследовательских учреждений. В 1970 году здесь было 995 библиотек (до Октябрьской революции - только 2 библиотеки), 1743 киноустановки, 1307 клубов, 2 туристские базы, экскурсионные бюро и др. Издаются областная газета "Красный Север" и более 30 районных и отраслевых газет.

Непрерывно улучшается медицинское обслуживание населения области. До революции здесь было 73 больницы и 77 врачей, один врачебный участок обслуживал почти 25 000 человек. Ныне Имеется 206 больниц, 243 поликлиники, 913 фельдшерских, фельдшерско-акушерских и акушерских пунктов. Количество медицинского персонала составляет 15712 человек, в том числе 2442 врача. Много учреждений охраны материнства и младенчества (женские и детские консультации, детские ясли, сады, Дома ребенка, санатории для взрослых и детей). Всего детских учреждений 948 с общим числом 61 270 мест.

В Вологодской области ведется большое строительство. Возникают новые, перестраиваются и благоустраиваются старые города и села. Строятся тысячи жилых домов, школ, больниц, магазинов, культурно-просветительных учреждений. Меняется облик деревни. Создаются крупные благоустроенные поселки с бытовыми удобствами и клубами. Все это - показатель роста культуры и благосостояния населения области.

Центральный Комитет Коммунистической партии и Советское правительство высоко оценили заслуги вологжан перед Родиной - за достигнутые успехи в развитии промышленности, сельского хозяйства и в культурном строительстве Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1967 года Вологодская область награждена орденом Ленина.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.