КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типология этно-политических конфликтов 2 страница
В 1979 г. А.Нето умер, его сменил Ж.Э. душ Сантуш, но конфликт продолжался. Переговорный процесс стал возможен только после изменения в международной обстановке во второй половине восьмидесятых годов. Посредником стал президент Заира Мобуту Сесе Секо. В июне 1989 года на его родине в городе Гбадолите в присутствии глав 18 государств и правительств стран Африки Ж.Э. душ Сантуш и Ж.Савимби подписали соглашение о прекращении огня. Спустя 48 часов УНИТА возобновила боевые действия. Все-таки гбадолитские соглашения принесли определенную пользу центральной власти. Президент Заира перестал поддерживать ФНЛА и ликвидировал ее базы на своей территории. Вскоре одним фронтом в Анголе стало меньше. Новая фаза переговорного процесса стала возможна после провозглашения независимости Намибии и вывода пятидесятитысячного континента кубинских интернационалистов из Анголы. Дипломатические усилия международного сообщества в лице представителей ООН, США, России и Португалии позволили вновь добиться политического сближения между властями Анголы и УНИТА. 1 мая 1991 г. в предместье Лиссабона Бисессе помощник президента Анголы и вице-президент УНИТА парафировали пакет документов по установлению мира, а 31 мая Ж.Э. душ Сантуш и Ж. Савимби подписали Биссекские мирные соглашения в присутствии премьер-министра Португалии, помощника госсекретаря США по африканским делам, заместителя иностранных дел России, Генерального секретаря ООН, председателя ОАЕ. Обе стороны определили порядок подготовки и проведения президентских и парламентских выборов, совместную военно-политическую комиссию, определили политические права УНИТА, договорились о создании объединенных вооруженных сил.
Через год, 29 и 30 сентября 1992 г., состоялись президентские и парламентские выборы, в которых приняло участие около пятидесяти миллиона ангольцев, а шестьсот международных наблюдателей отметили высокий уровень их проведения. Неожиданно, два дня спустя после завершения выборов, когда еще не был закончен подсчет голосов, УНИТА обвинила МПЛА в подтасовке результатов. Поскольку доказательств этому представлено не было, Совет Безопасности призвал УНИТА считать выборы справедливыми, тем более что таковыми их признала ООН. МПЛА получила 53,7% голосов, УНИТА - 34,1%, Ж.Э. душ Сан-туш — 49, 54% голосов, Ж.Савимби — 40,07%. Так как на пост президента баллотировалось тринадцать кандидатов, предполагалось проведение второго тура выборов. УНИТА отказалась и вновь развязала боевые действия. Новый раунд переговоров начался в 1993 г. в Аддис-Абебе, Эфиопия, возобновился в Абиджане, республика Кот д'Ивуар. Они длились сорок дней, в повестке дня значилось 47 пунктов. После окончания встречи боевые действия вспыхнули вновь. 15 июля 1993 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 851 о признании правящего правительства Анголы, а 15 сентября ввел эмбарго на поставки УНИТА оружия и топлива. 30 сентября президент США подписал подлежащее обязательному исполнению распоряжение, в котором УНИТА рассматривалась как внешнеполитическая угроза США. Через шесть дней Ж.Савимби объявил о признании Биссекских соглашений, хотя и повторил, что считает результаты выборов "сфальсифицированными". 20 ноября 1994 г. было подписано третье мирное соглашение, известное как Лусакский протокол, в котором было зафиксировано двухфазное прекращение огня. Главным органом, которому был поручен контроль над выполнением положений Лусакского протокола, стала совместная комиссия. Ее возглавлял специальный представитель Генерального секретаря ООН. Была также создана группа по предупреждению вооруженных конфликтов в составе высокопоставленных военных представителей обеих сторон с целью недопущения нарушений прекращения огня или быстрого устранения их последствий.
Контрольная миссия ООН по Анголе работала в стране с января 1989 г. Первоначально она состояла из семидесяти военных наблюдателей, в 1995 г. — 4220 сотрудников военного персонала, который обеспечивал передачу всех районов под контроль правительства, свободное передвижение людей и перемещение товаров по территории страны, а также скорейшую демобилизацию и разоружение сил УНИТА и превращение этого движения в политическую партию. Весной 1997 г. коалиционное правительство Анголы приступило к работе. В этих условиях ООН приняла решение направить в Анголу миссию с новым мандатом. В июле 1997 г. начала работу Миссия наблюдателей ООН в Анголе. Однако мирный процесс был заторможен противоречиями, возникшими между правительством и УНИТА по целому ряду вопросов — передача районов, контролируемых УНИТА под власть правительства, обеспечение безопасности лидеров УНИТА и проблем экономического характера, связанные, в основном, с добычей и продажей алмазов. Вскоре они переросли в жесткие политические заявления. В октябре 1998 г. Ж.Савимби был лишен своего специального статуса, а через два месяца возобновились широкомасштабные военные действия. УНИТА пыталась вступить в союз с сепаратистами Кабинды, отрезать правительство от богатых нефтяных районов шельфа, парализовать снабжение столицы продовольствием и медикаментами. Обе стороны фактические вновь взяли курс на уничтожение друг друга. В таких условиях ООН вывела Миссию наблюдателей. К 1998 г. на вооружении УНИТА оказались бронетехника, тяжелая артиллерия, системы залпового огня, несколько самолетов и вертолетов, большие запасы оружия, боеприпасов, топлива и продовольствия, закупленные на средства от продажи алмазов, говорили о том, что Ж. Савимби не искал путей урегулирования конфликта, а процедуры урегулирования использовал для мирной передышки своих вооруженных сил, их перегруппировки, пополнения материально-технической базы. Благодаря хорош проведенной подготовке в первой половине 1999 г. перевес сил был на стороне УНИТА, но постепенно правительственные вой-берут инициативу в свои руки. Неизвестно, как долго бы продолжалось военное противостояние, если бы, по официальной версии, 22 февраля 2002 г. отряд Ж.Савимби не попал в устроенную засаду. При попытке вырваться из нее он и несколько его ближайших сподвижников погибли.
В официальном сообщении правительства Республики Анголы, опубликованном 22 февраля, на Ж.Савимби была возложена ответственность за "уничтожение инфраструктур и гибель безвинных лиц на территории всей страны". Правительство вновь призвало граждан к примирению и участию в "укреплении процесса демократизации" в стране. Гибель харизматического лидера крайне отрицательно подействовала на боевой дух унитовцев. Несмотря на первоначальные заявления продолжать и усиливать вооруженное сопротивление, уже 15 марта 2002 г. возобновились переговоры между представителями военных командований обеих сторон. 4 апреля в присутствии послов Португалии, России и США — стран наблюдателей за ангольским урегулированием, а также спецпредставителя Генерального секретаря ООН было подписано соглашение о прекращении огня на территории Анголы, которое стало фактическим примирением между правительством страны и УНИТА. Ее генеральный секретарь П.Лу-камба заявил, что УНИТА переходит в легальную оппозицию и будет отстаивать свои требования политическими средствами. Так закончился один из самых длительных и кровавых конфликтов на африканском континенте. Другой конфликт, в мирное и успешное урегулирование которого мало кто верил за год до его разрешения, между белым и черным населением ЮАР, показывает возможность достижения согласия и преобразования в демократическое нерасовое государство. Для этого, кроме благоприятной международной обстановки, было необходимо осознание наиболее дальновидными политическими деятелями противоборствующих сторон необходимости перемен и желания идти на уступки друг другу. Первоначальные позиции участников конфликта были следующими: правительство ЮАР и правящая Национальная партия (НП) стремились объявить черное большинство населения (около 80%) иностранцами, выделив около 20% территории для создания хо-умлендов, более известных как бантустаны, каждый из которых был предназначен для одного народа, и которые должны были стать формально независимыми от ЮАР; основные партии черного большинства — Африканский национальный конгресс (АНК), Панафриканский национальный конгресс (ПАК) и Южно-африканская коммунистическая партия (ЮАКП) считали, что свержение правительства возможно только путем длительной и разрушительной вооруженной борьбы, одним из основных компонентов которой был индивидуальный и массовый террор.
Первый формальный шаг, без которого переговорный процесс не мог быть официальным, сделало правительство ЮАР. 2 февраля 1990 г. на открытии сессии парламента Президент Ф. Де Клерк объявил о снятии запрета на деятельность АНК, ПАК, ЮАКП и ряда других организаций и об освобождении Н. Манде-лы, в начале шестидесятых годов руководителя боевиков АНК, ставшего к этому времени международнопризнанным и умеренным лидером черного большинства. Далее Ф. Де Клерк заявил: "Правительство хочет вести переговоры со всеми лидерами, которые стремятся к миру... Более не существует всегда выдвигавшихся оправданий для насилия". С конца марта начались интенсивные консультации между представителями правительства и АНК, а через месяц в ЮАР вернулись находившиеся в изгнании лидеры АНК. Первая официальная встреча между делегациями правительства и АНК состоялась 2 мая 1990 г. Один из журналистов в двух словах удачно выразил суть состоявшейся встречи: "переговоры о переговорах". В совместном коммюнике говорилось, что стороны пришли к согласию о совместной приверженности к устранению насилия и мирному процессу переговоров, была создана рабочая группа по определению понятия "нарушение закона с политическими целями". На следующей встрече 6 августа в Претории уже АНК пошел на существенные уступки — приостано-вил вооруженные акции и все связанные с этим действия в об-мен на освобождение до конца года всех политзаключенных и неподсудности членов АНК. Но противников переговорного процесса было достаточно с с обеих сторон. Были спровоцированы массовые столкновения между зулусами, объединенными в этнополитическую партию Инката и сторонниками АНК, были проведены ряд арестов руководства АНК. Эти вопросы обсуждались на встречах Ф. Де Клерка и Н.Манделы в октябре и ноябре 2000 г. Кроме того, президент ЮАР настаивал на том, что договоренности от 6 августа означают также запрет на военную подготовку за рубежом и массовых политических действий внутри страны. В феврале 1991 г. АНК и правительство провели третий раунд переговоров, который состоялся в Кейптаунском аэропорту, на котором в основном обсуждались военные вопросы. АНК обязалось прекратить подготовку боевиков внутри страны, прекратить заброску людей и снаряжения из-за рубежа, но отказалось раскрыть тайники с оружием, а правительство ускорило процесс освобождения политических заключенных. После завершения переговоров, которые значительно ослабили позицию АНК Н.Мандела и руководство партии признало крупную тактическую ошибку, которая дала широкое поле для маневра сторонникам апартеида. Она заключалась в том, что АНК вступил в переговорный процесс с правительством единолично, без консультаций с другими организациями черных. С этого времени курс на единство всех антиапартеидных сил стал для партии стратегической линией. На этом закончился этап "переговоров о переговорах" и начались сами "переговоры" о создании нерасового государства. 16 декабря 1991 г. в Йоханнесбурге открылся многопартийный форум, названный "Конвентом за демократическую Южную Африку" (КОДЕСА). В нем приняли участие девятнадцать делегаций, представлявших большинство политических партий и организаций ЮАР. В "Декларации о намерениях", принятой Конвентом, предусматривалось, что Южная Африка должна быть единым демократическим государством с разделением властей, многопартийной системой, в котором соблюдаются общепризнанные права человека и свободы. Рабочие группы КОДЕСА обсуждали проект конституции и создание необходимых условий и институтов для процесса перехода от системы апартеида к нерасовому обществу. 15 мая 1992 г. открылось первое пленарное заседание КОДЕ-СА-2, которое должно было утвердить соглашения, достигнутые в рабочих группах. Но сторонам, несмотря на встречу Ф. Де Клерка и Н.Манделы, не удалось достичь согласия по вопросам конституции и прав и полномочий будущего законодательного органа. КОДЕСА зашел в тупик, но ни АНК, ни правительство не выразили намерения прервать переговоры. Продолжились официальные и неофициальные встречи и консультации на различных уровнях, которые послужили сближению позиций сторон и позволили 1 апреля 1993 г. официально открыть "Многопартийные переговоры", на которых 17 ноября 1993 г. был утвержден проект временной конституции, которая должна быть введена в действие после всеобщих выборов. За месяц до этого Ф. де Клерку и Н.Манделе была присуждена Нобелевская премия мира. Срок действия конституции ограничивался двумя годами, за это время избранный на всеобщих выборах парламент должен был разработать новую постоянную конституцию. С 7 декабря 1993 г. начал действовать Переходный исполнительный совет, что означало важную перемену в государственном управлении, а на 27 апреля 1994 г. были назначены первые в истории ЮАР демократические выборы. На них, как ожидалось, с большим преимуществом победил АНК. 3 мая 1996 г. Учредительное собрание приняло основной закон ЮАР, который вступил в силу в феврале следующего года. Демократическим путем был разрешен один из самых длительных конфликтов на африканском континенте, и было создано нерасовое государство. Далеко не все конфликты находят столь благостное решение, как в Анголе или ЮАР. Один из таковых — в и вокруг Демократической Республики Конго, который некоторые специалисты называют первой межафриканской войной, так как в него втянуты, прямо или косвенно, практически все государства Цен- тральной и Южной Африки. Как и многие другие, данный конфликт уходит своими корнями в колониальное и даже доколониальное прошлое. В 1960-1964 гг. в ДРК шла гражданская война, а точнее борьба всех против всех. Вмешательство ООН было крайне неудачным (во время миротворческой операции погиб Генеральный секретарь Даг Хаммаршельд). После военного переворота, который осуществил генерал Ж.Д.Мобуту в 1965 г., он сосредоточил в своих руках посты главы государства, командующего армией, полицией и службой безопасности, присвоил право назначать губернаторов и всех остальных чиновников. Президент провел административную реформу, превратив ДРК из федеративного государства в унитарное, он обладал законодательной властью, причем его декреты не утверждались парламентом. Разумеется, такой авторитарный режим был далек от любых проявлений демократии, но только такими мерами удалось стабилизировать политическую ситуацию в стране, возродить экономику, прекратить войну всех против всех, обеспечить населению право на жизнь и собственность. В начале девяностых годов Заир (новое название ДРК) вновь вступил в полосу кризиса, который был вызван чудовищной, даже по африканским меркам, коррупцией, упадком экономики, неспособностью правящей элиты поддерживать элементарный порядок и безопасность — солдаты и полицейские, не получавшие жалованье, грабили население. В октябре 1996 г. Л.Д.Кабила, повстанец с тридцатилетним стажем, вышел из многолетнего политического подполья и присоединился с подчиненными ему вооруженными отрядами, насчитывающими несколько тысяч человек, к антимобутовскому восстанию этнической группы ба-ньямуленге (в соседних с Заиром государствах близкие к ней народности называют тутси) в восточной части страны. Ж.Мобу-ту объявил Л.Кабилу ставленником Руанды и Уганды. На самом деле он не был марионеткой внешних сил, ни африканских, ни западных, хотя широко пользовался внешней помощью, чтобы прийти к власти на волне антимобутовских настроений. Ангола, Замбия, Зимбабве, Руанда, Уганда снабжали повстанцев оружием и военной техникой, включая самолеты с экипажами, разра-батывали планы военных действий, оплачивали наемников из Бельгии, Великобритании, Италии, Франции, Югославии, бывших советских республик. Л. Кабила получил политическую поддержку руководителей ЮАР, бывшего президента Танзании Д.Ньерере, США выделили лидеру повстанцев 3,5 млрд. бельгийских франков на "безвозмездной" основе для укрепления своих позиций в своем противостоянии на черном континенте с Францией, которая традиционно поддерживала Ж.Мобуту и чьи политические и экономические позиции (вместе с Бельгией) в Заире были доминирующими. При такой мощной поддержке Л.Кабила легко игнорировал призывы ООН и ОАЕ о мирном урегулировании ситуации. В 1997 г. прошли мирные переговоры между Ж.Мобуту и Л.Ка-билой при посредничестве южно-африканского президента Н.Манделы, на которых противоборствующие стороны не пришли к согласию. Ни к чему не привела и личная встреча президента Заира с лидером повстанцев по просьбе Генерального секретаря ООН К.Аннана, которая носила ярко выраженный протокольный характер. Военная операция объединенных сил соседних африканских государств и присоединившихся к ним заирских повстанцев для придания внешней агрессии видимости гражданской войны продолжалась полгода. В середине мая 1997 г. Л.Кабила занял столицу Заира Киншасу и 17 мая провозгласил себя президентом. Одним из первых декретов стало запрещение любой политической деятельности в стране, были введены жесткие ограничения на свободу передвижения, прокатилась волна арестов среди сторонников легальной антимобутовской оппозиции. Ожидавшихся от Л.Кабилы демократических реформ не последовало, разработка конституции, подготовка к президентским и парламентским выборам были приостановлены под предлогом обострения внутриполитической ситуации в стране. Все осталось как в худшие годы мобутовского правления. Власти в центре и на местах пренебрегали правами людей на жизнь, частную собственность, неприкосновенность жилища; людей арестовывают по малейшему подозрению в антиправительственной деятельности, без суда и следствия содержат в тюрьме, пытают, казнят. Единственной «реальной переменой стало возвращение старого названия Заира — Демократическая Республика Конго. Разумеется, подобный стиль правления не способствовал консолидации всех политических сил государства. Довольно быстро на основе антикабиловских настроений объединились бывшие Приверженцы Ж.Мобуту, представители легальной антимобутов-ской оппозиции и союзники президента, которым не нашлось места в новых структурах власти. Необходим был только повод для начала восстания. Его представил сам Л.Кабила, заявив 27 июля 1998 г. о высылке из страны всех иностранных военных и гражданских чиновников, расформировании армейских подразделений, укомплектованных лицами "неконголезского происхождения". Тем самым он дал понять руководителям Бурунди, Руанды и Уганды, что не нуждается в их опеке. В начале августа 1998 г. в ДРК начался антиправительственный мятеж, который поддержали Бурунди, Руанда и Уганда, пославшие в страну свои войска. На помощь правительственным Войскам были присланы ангольские, зимбабвийские и намибийские регулярные части с бронетехникой и авиацией, незначительные центральноафриканские и чадские подразделения, вскоре выведенные из страны. Дипломатическую поддержку ДРК оказали Нигерия, Габон, Гвинея, Камерун, Конго, Судан, Экваториальная Гвинея, Эритрея. К середине 1999 г. под контролем правительственных войск находилась половина территории го-сударства. За год боевых действий было подписано, при посредничестве различных политических деятелей и организаций, не менее десятка соглашений о прекращении огня. 10 июля 1999 г. в столице Замбии Лусаке всеми сторонами Конфликта было подписано соглашение о прекращении огня. Оно предусматривало размещение в ДРК наблюдателей миротворческих сил ОАЕ под эгидой ООН, вывод в течение девяти месяцев всех иностранных войск с территории ДРК, разоружение неправительственных вооруженных формирований, освобождение пленных и заложников, налаживание диалога между властями и оппозицией. СБ ООН принял решение о направлении в зону кон-фликта 5537 миротворцев, хотя некоторые эксперты уже тогда говорили о бесполезности подобного шага. В мае 2001 г. состоялась поездка делегации СБ по странам Центральной и Восточной Африки с целью содействия ускорению процесса мирного урегулирования в ДРК. В ходе визита представители двенадцати из пятнадцати стран-членов Совета Безопасности посетили ЮАР, Бурунди, ДРК, Замбию, Руанду, Танзанию и Уганду, встречались с главами государств, известными политиками, членами неправительственных организаций, лидерами повстанческих движений. Однако ни одна из противоборствующих сторон не готова в полной мере к выполнению лусакских соглашений. Конфликт вокруг ДРК стал последним ударом по ОАЕ, оказавшейся бессильной, вопреки имитации активных действий, предпринять какие-либо практические шаги. Пострадал и престиж ООН, которая без каких-либо решений сократила контингент "голубых касок" до трех тысяч, но и до настоящего времени (середина 2004 г.) ни один миротворец не был направлен в зону конфликта. В основе затянувшегося противостояния лежат экономические факторы. И даже убийство Л.Кабилы 16 января 2001 г. не изменило ситуации. Практически вся территория ДРК превратилась в протектораты соседних государств и вотчины местных элит, которые бесконтрольно эксплуатируют природные богатства страны — прежде всего, алмазы, золото, кобальт, медь, кол-тан (минерал колумбит - танталит, стоимость которого на мировых рынках колеблется около четверти миллиона долларрв США за тонну). В нелегальном вывозе минеральных ресурсов, помимо африканских, участвуют компании из Бельгии, Великобритании, Германии, Голландии, Индии, Пакистана, Швейцарии. Наиболее ожесточенные бои шли в областях богатых природными ресурсами. Повстанцы и войска иностранных государств воюют не только с конголезской армией, но и друг с другом. Кустарная добыча и продажа полезных ископаемых — основной двигатель конфликта вокруг ДРК. За последнее десятилетие на черном континенте удалось остановить самые длительные и кровопролитные конфликты. Но данный успех не должен успокаивающе действовать на междуна-родное сообщество и региональные организации, так как во многих частях Африки сохраняются причины и объективные возможности для новых конфликтов, а в спокойных регионах они при неблагоприятном стечении обстоятельств могут возникнуть в чрезвычайно короткие сроки. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ /. Африка: власть и политика. М., 2004. 2. Васильев А. Африка - падчерица глобализации. М.. 3. Мирзеханов B.C. Интеллектуалы, власть и общество 4. Поликанов Д.В. Конфликты в Африке и деятельность М., 1998. 5. Притворнов А.В. Южная Африка и другие страны 6. Соколова Р.Б. Эволюция этнического конфликта в Бурундии. М., 1998. 7. Шубин Г.В. ЮАР: создание нерасового государства.
«берберский вопрос» в странах магриба М.А. Сапронова
настоящее время в странах Арабского Востока доарабские группы, сохранившие не только свой язык, но и многие признаки самобытности (значительно отличающие их от арабо-мусульманского большинства), концентрируются преимущественно в Ираке (курды), Судане (потомки древних африканских племен) и в странах Магриба (берберы). Во всех этих государствах существует та или иная открытая формы этнического противостояния, которое в Судане и Ираке выливалось в длительные вооруженные конфликты. Вопрос о положении берберов в странах Северной Африки долгое время был завуалирован, но в конце XX века он особенно остро встал в Алжире, поставив под угрозу вопрос о территориальной целостности государства. Население современных стран Магриба (Алжир, Тунис, Марокко) в ходе исторического развития сформировалось из нескольких этнических групп, самые ранние Из которых — берберы. Впервые автохтонное население Северной Африки упоминается в древнеегипетских источниках конца IV тыс. до н.э. под названием «техену». «Берберами» (от латинского «барбарус», т.е. варвар) греки, называли всех, не умеющих говорить на греческом языке; римляне называли берберов «маурус» (мавры), видоизменив на свой лад их пунийское название — «махур». Сами берберы называют себя «амазиг», что означает «свободный человек». С географической точки зрения, районы современного расселения берберов простираются на обширной территории общей площадью более пяти тысяч квадратных километров: от египетско-ливийской границы и северных районов Судана до Атланти-ки, и от средиземноморского побережья до Нигера, Мали и Буркина-Фасо. Общая численность берберов в настоящее время — около 20 млн. человек (хотя международная берберская организация Всемирный Конгресс Амазиг называет цифру в 40 млн.че-ловек), а наиболее компактные места их проживания — горные районы стран Северной Африки. Больше всего их проживает в Марокко — около 8 млн. (области Риф, Атлас, Сус), хотя называются разные цифры. Из них можно заключить, что от 50 до 70% марокканцев — берберы, многие из которых двуязычны. В Алжире их насчитывается более 2 млн. (Кабилия, Орес, Джурджура и др.); в Ливии — свыше 300 тысяч (район Нефуза); в Тунисе — более 100 тысяч (в основном на острове Джерба и в районах Матмата, Татауин, Гафса); в Мавритании — несколько десятков тысяч. Около 1,2 млн. берберов проживают во Франции, где большинство из них имею местное гражданство. Кроме того, значительные берберские общины находятся также в Бельгии, Голландии, Германии, США и Австралии. Во всех этих странах они организованы в культурно-просветительские ассоциации и при этом поддерживают тесные связи со странами своего происхождения. В языковом отношении все современные берберы не представляют однородной группы. Различные берберские племена (рифы, тамазиг и шильх — в Марокко; кабилы, шавийя — в Алжире; нефуса — в Тунисе и Ливии; туареги — в Мали, Буркина-Фасо, Нигере и на юге Алжира и др.) говорят на разных, но близких друг к другу диалектах, относящихся к берберо-ливийским языкам. В настоящее время берберский язык имеет около 300 диалектов, и некоторые лингвисты считают их самостоятельными языками. Берберские наречия в целом изучены недостаточно. Однако установлено, что все берберские наречия Северной Африки, в особенности язык туарегов, обнаруживают общность с наиболее архаичным субстратом языков семито-хамитской группы. Наибольшее сходство на грамматико-синтаксическом уровне имеется с древнеегипетским языком; есть также ряд лексических совпадений с аккадским и древнееврейским языками. Все современные наречия берберского языка бесписьменны (используют латинский и арабский алфавиты), хотя у туарегов с древнейших времен существует свой алфавит (так называемый тифинаг), восходящий к формам финикийского письма. Уже с середины II тыс. до н.э. берберы были весьма активны в Средиземноморье и нередко влияли на судьбы своих соседей. Вместе с иберами они создали обширное государство, охватившее северо-запад Африки и Пиренейский полуостров (XII-X вв. до н.э.), а позднее, в X-IX вв. до н.э. берберские правители были фараонами 22-й и 23-й династий Древнего Египта. В Ш-П вв. до н.э. племена берберов создали в центре и на востоке Магриба Нумидийское царство с самобытной синкретической культурой, созданной совместно с пунийцами (переселившимися в Африку финикийцами) Карфагена. Взяв немало у римлян и у эллинистического Египта, берберы в то же время сохраняли свои язык и культуру, а также — многочисленные заимствования у Карфагена. В дальнейшем берберские вожди (агеллиды) дистанцировались от римлян, и от вторгнувшихся в Магриб в V в. н.э. вандалов, и от сменивших их в VI в. византийцев. Принципиально иная ситуация сложилась в VII веке в результате арабского завоевания североафриканских территорий. Пришельцы с Аравийского полуострова встретили в Магрибе довольно привычный образ жизни, что предопределило достаточно мирное «вживание» завоевателей. Арабский историк и философ ибн Халдун писал о племенах берберов: «Этот народ имел много обычаев, свойственных арабам: он жил в палатках, выращивал верблюдов, имел хороших наездников, переносил свои жилища с одного места на другое». Тем не менее, вначале берберы довольно активно сопротивлялись, особенно в первые десятилетия (с 640 до 710 г.). В 683-688 гг. вспыхнуло крупное восстание вождя берберов Косейлы; особенно долго сопротивлялись арабам войска берберской царицы-жрицы Дихии бинт Таб-бит в горах Ореса, а в 697-703 г. берберы даже захватили Кайруан — первую арабскую столицу Магриба. В дальнейшем арабское завоевание Северной Африки изменило демографическую и языковую ситуацию в регионе и при-вело к постепенной арабизации его населения. Берберский язык, состоявший из множества разрозненных диалектов, в ходе арабского завоевания этого региона столкнулся с языком арабов-завоевателей и не мог ему противостоять. Исламизация Магриба также содействовала распространению арабского языка — языка Корана и шариата. Постепенно он стал языком межэтнического общения, средством связи между различными районами Магриба. Однако берберский язык хотя и вынужден был уступить часть своих позиций, сохранил жизнестойкость. Это связано, в частности, с тем, что большинство правящих семей в Северной Африке были берберами, и поэтому официальным языком на обширных территориях североафриканских стран достаточно долго был берберский. Что же касается арабского, то он использовался в основном только при отправлении религиозных обрядов.Такое положение сохранялось в течение многих столетий, вплоть до XV века, когда в ходе становления Османской империи официальным языком был объявлен турецкий. Но, тем не менее, берберский язык продолжал играть важную роль в жизни этого региона. Схожесть арабов и берберов в образе жизни и, особенно в быту, привела в дальнейшем к массовому переходу берберов в ислам.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |