КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Становление иракского королевства и шиизм 1 страница
В выстраивании новой конфигурации ближневосточного региона на месте «османского наследства» особое место Англия отводила Ираку в силу его геополитической и экономической значимости: еще до войны здесь были обнаружены месторождения нефти. Англичанам предстояло решить главную задачу: создать иракское государство и определить формулу его взаимоотношений с Англией. Эта же проблема стала предметом острейших дискуссий между представителями различных социально-поли-тических кругов Ирака, в которых самое непосредственное участие приняли шиитские муджтахиды. В одном из центров шиизма городе Казымийя шиитские купцы, видная городская знать, шейхи племен, некоторые муджтахиды высказались за английское правление. Такое же пожелание выразили Самарра, город с преимущественно суннитским населением, и шиитско-суннитская Басра. Иную позицию заняли ведущие муджтахиды Эн-Наджафа, плучившие поддержку представителей и других социальных слоев этого города. Они выступили с требованием создания в Ираке независимого государства в пределах от Мосула на севере до Персидского залива на юге во главе с правителем — арабом. К ним присоединились знатные шиитские племенные шейхи, среди которых велась активная агитация в пользу шерифского семейства. В итоге захлестнувших в 1919-1920 гг. Ирак политических дискуссий в среде муджтахидов произошел раскол, причем порой линия раздела проходила внутри одного клана. Примером могут служить две наиболее авторитетные шиитские семьи — Кашиф аль-Гита и аль-Джавахири: Махди Кашиф аль-Гита и Джавад ибн Сахиб аль-Джавахири выступали за превращение Ирака в независимое государство, в то время как Али Кашиф аль-Гита и Хасан ибн Сахиб аль-Джавахири поддерживали идею британского правления.
Муджтахиды Кербелы во главе с Мирзой Мухаммедом Таки Ширази, занимавшим второе место в иерархии муджтахидов Ирака, выдвинули жесткое требование: правителем Ирака должен быть только мусульманин. По их мнению, претендентом на иракский трон мог быть один из сыновей шерифа Хусейна, власть которого должна ограничиваться парламентом, а принимаемые решения одобряться духовенством страны. Эту точку зрения шиитского руководства поддержали сунниты Багдада, выступавшие в своих заявлениях как «представители ислама от шиитского и суннитского населения Багдада и его окрестностей». Заявленное единство шиитов и суннитов в подходе к будущей судьбе Ирака получило свое конкретное воплощение в ходе восстания 1920 г. Передача Ирака в апреле 1920 г. Советом Лиги Наций под мандатное управление Англии вызвала в стране взрыв протеста, в котором приняли участие широкие массы иракского населения, представленные различными социальными и конфессиональными группами городских и сельских жителей. Огромную роль в привлечении племен к восстанию сыграли шиитские богословы. Религиозным лидером шиитов в событиях 1920 г. стал Мирза Мухаммед Таки Ширази. На решение муджтахидов призвать шиитов к участию в восстании во многом повлияла политика Англии в Ираке, ущемлявшая экономические интересы шиитских улемов и пытавшаяся с начала оккупации контролировать поступавшие в Ирак из Ирана финансовые средства. В случае установления англичанами полного контроля над источниками доходов муджтахиды утрачивали большую часть своей независимости и влияния на местное население. Муджтахиды совместно с сейидами развернули широкую антианглийскую агитацию в среде оседдых и кочевых племен, призывая их к борьбе «во имя Аллаха». Одним из важнейших аспектов политического развития Ирака накануне восстания 1920 г. было достижение договоренности между муджтахидами и сторонниками шерифа Хусейна — суннитами о совместных действиях под лозунгом создания «арабо-ис-ламского государства, возглавляемого арабским эмиром, власть которого должна быть ограничена законодательным собранием». В соглашение о достижении единой цели вступили стороны, принципиально отличавшиеся друг от друга, каждая из которых имела собственные устремления и по-своему трактовала «общий» лозунг. Лидерами муджтахидов в то время были известные и авторитетные иранцы, такие как Мухаммад Казим Хорасани, Аб-далла Мазандарани, Абу аль-Хасан Исфагани, Мухаммад Хусейн На'ини, Мухаммад Фирузабади, возглавлявшиеся Мирза Мухаммедом Таки Ширази. В эту когорту входили и знатные муджта-хиды-арабы, но верхнее звено составляли иранцы. Вытеснение Англии они связывали с надеждами установления своего безраздельного контроля над развитием политического процесса в Ираке. Сунниты, в свою очередь, полагали, что поставленная задача открывала перед ними возможность обрести реальную власть, путь к которой пролегал через назначение одного из сыновей шерифа Хусейна королем Ирака. Поскольку обе стороны были заинтересованы в разжигании антианглийских настроений в широких кругах населения страны, имевшиеся между ними противоречия были на время забыты, а сложившийся между двумя группами альянс привел в итоге шиитов и суннитов к совместному участию в политической борьбе. Договоренности о единстве действий против установления в Ираке мандатного режима были достигнуты в Наджафе, Кербеле, Казымийе и Багдаде. Большую роль в сплочении шиитов и суннитов сыграли члены тайной политической иракской организации «Харас аль-Истикляль» («Страж независимости»), созданной в конце 1919 г. и имевшей отделения в Казымийе, Наджафе и Хилле. Наибольшую активность в создании шиитско-суннитского единства проявляли видные члены этой организации Сейид Мухаммед ас-Садр, Мухаммед Махди аль-Басир, Мухаммед Бакр аш-Шабиби и Джафар Абу ат-Тимман. Они осуществляли связь между Наджафом, Кер-белой и Багдадом, координируя деятельность этих городов, направленную против британского мандата. Активная антианглийская агитация среди населения Среднего и Нижнего Евфрата имела своим результатом участие в восстании многих племен во главе с их шейхами. Присоединение племен к восстанию диктовалось не религиозными соображениями, оно отражало прежде всего их протест против английской политики в отношении племен, затрагивавшей интересы как шейхов, так и рядовых соплеменников.
Восстание в Ираке, названное позже «славной иракской революцией», продолжалось с августа по октябрь 1920 г. и было подавлено англичанами, сумевшими к этому времени установить контроль над районами Центрального и Южного Евфрата, являвшимися оплотом восставших, а его центром был священный город шиитов Эн-Наджаф. Восстание не привело к достижению целей, поставленных муджтахидами, а его подавление положило конец кратковременному шиитско-суннитскому альянсу. Англия под давлением ряда факторов внутреннего и внешнего порядка, в том числе и урока, полученного от массового выступления иракцев в 1920 г., пришла к выводу о необходимости изменения своей политики в Ираке: началась подготовка замены прямого управления страной на косвенное, предусматривавшее провозглашение Ирака монархией во главе с сыном шерифа Хусейна Фейсалом. К началу 20-х гг. шиитское религиозное руководство, по оценке ряда исследователей, достигло пика своей силы и могло успешно конкурировать с любой иракской властью в способности влиять на местное население и мобилизовать его на конкретные действия. Наличие такой практически автономной и политически активной религиозной элиты представляло определенную угрозу находившемуся в процессе своего становления иракскому государству. Поэтому каждое иракское правительство считало для себя обязательным принятие мер, направленных на подрыв силы шиитских муджтахидов и их учреждений в стране, на ослабление связей между Наджафом, Кербелой и Ираном. Провозглашенная англичанами в 1921 г.хашимитская суннитская монархия в Ираке просуществовала до революции 1958 г. В 1932 г. был отменен британский мандат, и страна обрела свою «независимость», однако Англия на основе англо-иракского договора 1930 г. сохранила за собой реальную власть, опираясь на суннитскую военную элиту османской выучки и на членов королевской семьи.
С установлением оккупационного, а затем мандатного британского режима, прикрытого «своей» конституционной монархией, ситуация в шиитском сообществе Ирака начала претерпевать изменения, которые затронули прежде всего высшее звено шиитской элиты — муджтахидов иранского происхождения, не обошли они и муджтахидов-арабов. Становление иракского государства, потребность в его укреплении заведомо исключали возможность существования какой-либо оппозиционной силы в стране, будь то светская или религиозная. И в этом отношении наибольшую для себя опасность руководство Ирака видело в шиитской мусульманской оппозиции, считавшей любую не возглавляемую имамами власть незаконной и преступной. С 20-х гг. государство направляло свои усилия на подрыв позиций шиитского ислама в Ираке. Противостояние шиитов и суннитов в Ираке началось не с поражения восстания 1920 г., хотя его подавление нанесло мощный удар по позициям шиитских муджтахидов. Борьба этих двух направлений в исламе, как известно, уходит своими корнями в начальный период истории ислама. Особую остроту она приобретала на «переломных» этапах развития арабо-мусульманского мира, а для Ирака вопрос суннитско-шиитских отношений актуализировался в начале XX в., когда на фоне разваливавшейся Османской империи практическую значимость приобретала перспектива создания самостоятельного арабского государства, требовавшая определения природы такого государства, а также ответа на вопрос, кто будет осуществлять контроль над шиитским населением в этом новом государстве. Единому арабскому государству не суждено было состояться. Контроль над «османским наследством» передавался державам-победительницам. Учитывая тот факт, что подавляющее большинство муджтахидов в Ираке к моменту установления британского мандата и провозглашения страны монархией были иранцами по своему происхождению (хотя среди них были и арабы, принимавшие иранское подданство в целях уклонения от призыва на османскую воинскую службу), и их политические взгляды практически всегда имели проиранскую окраску, англичане выступали против вмешательства этих шиитских религиозных лидеров в политические дела Ирака, оценивая такое вмешательство как «противоречащее иракским национальным интересам». Давление Англии и возраставший интерес к политике арабских муджтахидов на этапе становления иракской государственности сопровождались углублением исторически сложившихся различий между шиитским исламом в Иране и Ираке. Как уже отмечалось, довольно поздний выход иракских муджтахидов на политическую арену обусловил неразработанность у них механизма смены верховного муджтахида. В начале 20-х гг. XX в. борьба за верховенство в их среде в течение нескольких лет происходила между наиболее известными муджтахидами — иран-цами Абу аль-Хасаном Исфагани, Мухаммад Хусейном На'ини и Мухаммедом Фирузабади, однако ни одному из них не удалось утвердиться в качестве верховного муджтахида. К тому же в эти годы в Ираке нарастал разрыв между арабскими племенами и иранскими муджтахидами. Этой ситуацией пытались воспользоваться некоторые муджтахиды — арабы. Используя связи с племенами, выходцами из которых они сами были, такие известные муджтахиды, как, например, Али Кашиф аль-Гита, его сын Ахмад и другие, активизировали свою деятельность в расчете на повышение собственного статуса и среди шиитских масс, и в шиитской религиозной иерархии. Дальнейшее обострение ситуации внутри биэтничного руководства шиитской общины было вызвано существенными различиями в подходах муджтахидов к политическим событиям, развернувшимся в Ираке в первой половине 20-х гг. Муджтахиды-иранцы не признали короля Фейсала, считая его «британской марионеткой и предателем национальных интересов Ирака», «отступником от ислама». Такую же позицию заняли и некоторые арабские муджтахиды, наиболее видными их представителями были Махди аль-Халиси и Мухаммад ас-Садр. Муджтахиды издавали фетвы, не только призывавшие иракцев к бойкоту разработанной англичанами конституции 1923 г., к отказу от участия в парламентских выборах, а парламент - от ратификации им в 1924 г. англо-иракского договора 1922 г., но и пригрозили всем не подчинившимся этим призывам самыми суровыми карами, вплоть до развода их с женами, лишения права быть захороненными на мусульманском кладбище и отлучения от ислама. Муджтахиды развернули широкую антианглийскую и антимонархическую агитацию в Ираке, призывая народ страны к новому восстанию, однако на сей раз им не удалось добиться своей цели: идея бунта поддержки в массах не нашла. Объяснить это можно рядом причин, как внутри-, так и внешнеполитического характера. Наиболее существенной из них было, несомненно, постепенное укрепление иракского государства, упрочение позиций короля Фейсала и правительства страны. В этих условиях иракской элите, светской и религиозной, необходимо было вырабаты-вать тактику налаживания взаимоотношений с властью, адекватную складывавшимся в Ираке новым условиям. Король Фейсал в целях ослабления оппозиционных настроений шиитских лидеров в 1923-1924 гг. депортировал из страны самых видных их иранских, а заодно и арабских представителей, которые обосновались в иранском городе Кум. Здесь сложилась довольно напряженная ситуация, вызванная противоречиями между местными и прибывшими из Ирака иранскими муджта-хидами, а также внутри депортированной группы — между иранцами и арабами и между самими иранцами. Депортированные лидеры — иранцы рвались вернуться в Эн-Наджаф. Главной причиной, подталкивавшей их к этому, было желание восстановить свой безраздельный контроль над финансовыми поступлениями, стекавшимися в Наджаф, и сохранить значение этого священного города как главного академического центра. Иракское правительство весной 1924 г. дало им на это разрешение, но сам факт выдворения из страны ведущих муджтахидов в Иран имел для иракского шиитского сообщества, для его отношений с государством, для судеб шиитской духовной элиты в Ираке и Иране далеко идущие последствия. Своими действиями иракское государство показало шиитским лидерам, «кто в стране хозяин». Но был в этих мерах иракских властей весьма позитивный момент для иракских муджтахидов: впервые за долгие века священные шиитские города в Ираке получили уникальную возможность избавиться от преобладавшего влияния иранских муджтахидов, всегда относившихся к муджтахидам — арабам как лидерам «второго сорта». В 20-е гг. власть и влияние в Ираке «иранцев» неуклонно сокращались по мере нарастания раскола между ними и арабскими муджтахидами. что привело в итоге к разрыву отношений между этими наиболее значимыми авторитетами в шиитском исламе. Выдворение из Ирака не только религиозных лидеров, но и в целом иранцев-шиитов продолжалось на протяжении всей истории монархического Ирака и завершилось уже при баасистском режиме депортацией тысяч шиитов, обвиненных в их иранском происхождении. Но это не избавило иракских шиитов от предъявлявшихся им всеми режимами стра-ны обвинений в их якобы «проиранских» позициях, в «предательстве» национальных интересов своей родины, в роли своего рода «пятой колонны Ирана». Необоснованность данных обвинений шииты не раз доказывали в моменты серьезных кризисов, в которых оказывался Ирак. Самой серьезной проверкой их иракской идентичности стала ирано-иракская война 1980-1988 гг., о чем подробнее будет сказано дальше. Политика суннитских властей Ирака была направлена на ослабление позиций и «своих» шиитов. Многое было сделано для того, чтобы ограничить деятельность иракских муджтахидов жесткими рамками религиозной сферы и не допускать их вмешательства в политику, препятствуя тем самым превращению муджтахидов в серьезную политическую силу. Более того, суннитские правители Ирака добились лишения представителей религиозной шиитской элиты большей части власти, которой они пользовались в священных городах. Государство отобрало у них доходы от благотворительных учреждений, от паломничества, от перевозки усопших (у шиитов сложилась практика захоронения умерших на кладбищах священных городов). Это создало препятствия для сохранения Эн-Наджафом и Кербелой их статуса главных центров шиитского высшего образования, студентами в которых традиционно были выпускники средних школ Наджа-фа. В 20-е гг. многие из этих школ потеряли свою экономическую самостоятельность, перешли под контроль государства, и обучение в них осуществлялось уже по совершенно иной программе. Был введен фактический запрет на обращение иракцев в шиизм, и в период монархии не произошло какого-либо заметного роста численности шиитской общины вследствие миссионерской работы улемов. Проводя последовательную линию, направленную на снижение значимости религиозных лидеров в шиитском сообществе, власти Ирака одновременно стремились укрепить светское крыло шиитской общины, привлекая на свою сторону шейхов крупных шиитских племен, составлявших, как и муджахиды, ее элиту. Хашимитская монархия, не имевшая в Ираке прочных основ и надежных связей, рассматривала племенных вождей как по-тенциальную опору своей власти и поэтому проводила политику, направленную на укрепление их экономических и политических позиций. В период монархии шейхи крупных шиитских племен превратились в земельную аристократию, в собственников обширных земельных наделов, закрепленных за ними по закону о племенах 1919 г. и другими юридическими актами. Им были также предоставлены большие привилегии в налоговой сфере. За шейхами племен были закреплены места в парламенте, составлявшие в 1933 г. 21% и имевшие тенденцию к увеличению. Король Фейсал (1921-1933) лично прилагал много усилий для установления доверительных отношений с шейхами шиитских племен. Регулярно посещая районы их расселения на Евфрате, он старался представлять себя как надежного защитника интересов шиитов. Король всегда стремился особо подчеркнуть важность сохранения иракского единства, недопущения разногласий между различными этно-национальными, конфессиональными и социально-политическими группами, составляющими иракское общество, которые, говорил король, с неизбежностью влекут за собой крайне негативные последствия, создающие трудно преодолеваемые преграды на пути прогресса всей страны. Каждый визит Фейсала порождал у шиитского сообщества надежды на скорые перемены к лучшему. Король пытался убедить племенных шейхов в том, что вопрос адекватного представительства шиитов в правительстве и администрации не составляет проблемы, и его решение есть только дело времени. Шиитские шейхи, внимая призывам короля Фейсала, борьбу за расширение своего участия во властных структурах вели с использованием конституционных методов, однако для достижения своих целей не отказывались они и от силового давления на суннитское правительство, именовавшееся ими не иначе как «оккупационное». Шиитам добавила активности проведенная англичанами в 1932 г. перепись населения, подтвердившая численное преобладание в нем шиитов. Со смертью в 1933 г. короля Фейсала отношения между шиитами и суннитами вступили в стадию резкого обострения. Шиитские лидеры пришли к заключению, что возможность достижения ими своих целей конститу-ционным путем чрезвычайно мала и что следует использовать некоторые другие, более действенные формы борьбы оппозиционного шиитского движения против суннитских властей. В сентябре 1934 г. правительство Ирака распустило парламент и назначило новые выборы. В список кандидатов не был включен ряд известных шиитских племенных шейхов, что привело к потере ими своих мест в парламенте, занятых соответственно другими, более лояльными, с точки зрения властей, шейхами. Более того, правительство отдало также большую часть из 15 мест, предназначенных для шиитов провинций Диванийя и Мунтафик, багдадским горожанам-суннитам, которые никакими узами не были связаны с интересами этих двух провинций. Незаконным актом правительства было также исключение из состава парламента могущественного, пользовавшегося у шиитов большим авторитетом шейха племени аль-фатла провинции Диванийя Абд аль-Вахида аль-Хадж Сиккара. В январе 1935 г. оппозиция инициировала антиправительственные выступления в районах расселения шиитских племен. Одним из активных организаторов этих акций был шейх Абд аль-Вахид аль-Хадж Сиккар. Для привлечения масс и некоторых шейхов Среднего Евфрата на свою сторону Сиккар в своих выступлениях представал как защитник прав всех шиитов. Однако значительная часть шиитских шейхов (среди них избранные депутаты парламента) не откликнулась на призывы и осталась лояльной к правительству. К середине 30-х гг. иракское общество претерпело уже довольно значительные изменения. Факторы политического и экономического характера ускорили социальную дифференциацию внутри его этнических и религиозных групп, существенно усложнив тем самым расстановку сил как внутри каждой из этих групп, так и во взаимоотношениях между ними, что во многом и определило 30-е годы в Ираке как период «устойчивой нестабильности». В середине 30-х гг. по Ираку прокатилась волна крестьянских восстаний, которые не представляли собою цельного, однородного движения. В этих выступлениях теснейшим образом переплелись классовые противоречия между крестьянами и феодалами, национальные противоречия между господствующей арабской верхушкой и курдами и другими этническими и религиозными меньшинствами —ассирийцами, наркоманами, а также борьба между шиитскими и суннитскими феодальными группировками, которая дополнялась еще и противостоянием различных кланов внутри каждого из религиозных сообществ. Повышение экономического благосостояния крупных племенных шейхов, рост их политического влияния сопровождался ослаблением связей шейхов со своим религиозным сообществом. Они утрачивали статус как религиозные лидеры, но одновременно сближались с суннитской знатью, превращаясь в один из классов нового Ирака. Государству удалось внести серьезный раскол в ряды шиитской элиты за счет привлечения племенных шейхов на свою сторону, что сопровождалось резким обострением отношений между шейхами и муджтахидами на почве столкновения интересов этих двух групп шиитских лидеров. Превращение шейхов в крупных земельных собственников вело к ослаблению их влияния на собственные племена. У шейхов племен появились новые политические, социальные и экономические интересы, они втягивались в орбиту предпринимательства, играли заметную роль в торговле, были членами парламента, что привязывало их к Багдаду. В 20-е годы утрачивали свое былое автономное положение главные шиитские священные города Наджаф и Кербела как центры политической и социально-экономической жизни шиитов. Их место занял Багдад. С конца 20-х гг. и на протяжении всего периода монархии до 1958 г. шел отток шиитов из южных районов Ирака в центр страны, в Багдад и столичный регион. Сюда стекались массы разорившихся крестьян, не выдержавших гнета крупных земельных собственников. Багдад, концентрировавший в себе экономическое развитие, привлекал мигрантов, надеявшихся здесь найти работу. Переселялись шииты из городов Басра, Кут, Кербела. Больше всего их мигрировало из Амары (67% до1957 г.) В результате шииты превратились в королевский период в самую большую конфессиональную группу в Багдаде. Если до первой мировой войны они составляли 20% от всего населения столицы, то к 1958 г. их число превысило 50%. Это сопровождалось определенной «провинциализацией» некоторых районов Багдада, усилением влияния фактора клановой, племенной и общинной принадлежности на повседневную жизнь столицы. И вместе с тем жизнь в Багдаде влекла за собой трансформацию политических и религиозных взглядов многих шиитов, утрачивавших со временем некоторые характерные для их общины черты, и все больше воспринимали себя как естественную составляющую иракского государства. Они усваивали нормы городской жизни, носили городскую одежду, за разрешением спорных вопросов обращались в государственный гражданский суд, стремились преодолеть свою неграмотность. Повышение образовательного уровня шиитских мигрантов, их контакты с представителями других групп населения меняли их подходы к религиозным обычаям, к казавшимся ранее бесспорными ценностям, ослабляли их связи с Наджафом и Кербелой. В 40-е и 50-е гг. на шиитскую молодежь большое воздействие оказывала идеологическая работа Коммунистической партии Ирака, одной из влиятельных и авторитетных политических сил в стране того времени. Миграция шиитов из южных районов Ирака привела к сокращению населения в священных шиитских городах Наджаф и Кербела, которое и в последующие годы почти не возрастало. Об этом свидетельствуют следующие данные: с 1935 по 1947 г. ежегодный прирост населения в центральных и северных районах Ирака составлял 3,7 и 2,2 процента соответственно, в то время как в южном регионе всего 1,1%. В 1918 г. в Эн-Наджафе проживало около 45000 человек, в 1947 г. их стало 57947, а по переписи 1957 г. — 91165 человек. В 1908 г. население Кербелы оценивалось в 50000. В дальнейшем в результате сокращения источников доходов, высокой смертности вследствие болезней, застоя в хозяйственной жизни и миграции население заметно сократилось и составляло в 1928 г. всего 24889 человек. Столь резкое падение населения в Кербеле ставило под вопрос само существование этого города. В новом иракском государстве центром политической жизни стал Багдад, что и обусловило его быстрое развитие и притяга-тельную силу. А Эн-Наджафу и Кербеле с трудом удавалось удерживаться на положении центра шиитского ислама. Одним из наиболее существенных факторов утраты этими священными городами своей значимости было неуклонное ухудшение их экономического состояния, что лишало Наджаф и Кербелу перспектив развития, создания условий для их политической и социально-экономической модернизации. Попытки этих городов сохранить свою монопольную роль в торговле с аравийскими саудовскими племенами оказались несостоятельными. Серьезными конкурентами в этом вопросе стали новые торговые центры на юге Ирака, перехватившие торговлю с Аравией, что особенно тяжело сказалось на положении Кербелы. К тому же сама эта торговля имела тенденцию к сокращению вследствие вводимых иракским государством ограничений. Главными источниками доходов для Наджафа и Кербелы по-прежнему были паломничество, перевозка усопших и благотворительные фонды Ирана, поступления от которых также сокращались. Отмеченные факторы в сочетании с отсутствием финансовой поддержки со стороны государства вели к хозяйственной деградации обоих городов, высокому уровню безработицы, превысившей в 1938 г. 50%, и оттоку населения, главным образом молодежи. Параллельно с ослаблением позиций религиозной шиитской элиты шел процесс усиления экономической мощи шейхов племен, становившихся крупными собственниками земли и воды, обосновывавшихся в городах и живших за счет труда безземельных арендаторов, в которых превращались терявшие свои земельные наделы рядовые соплеменники. Иракские крестьяне, составлявшие большинство населения страны, были самой эксплуатируемой и угнетаемой его частью. Недовольство своим положением, социальный протест этой массы темных, задавленных тяготами жизни, неграмотных людей использовали в своих интересах те же шейхи. В 20-е гг. набиравшая экономическую силу верхушка шиитской общины, включая крупных и богатых шейхов племен, опираясь на своих представителей в Багдаде в лице нарождавшейся молодой шиитской интеллигенции, получившей уже светское об-разование, выступала с требованиями своего участия наряду с суннитами в политической жизни Ирака. Она добивалась представительства в правительстве и в других сферах гражданской службы пропорционально своей численности в составе населения страны. В первые годы монархии шииты не располагали какой-либо программой, по которой можно было бы судить об их интересах и политических целях, однако к 1927 г. они уже в определенной степени овладели опытом влияния на власть в государстве и способностью упорно и последовательно идти к намеченным целям. Добиваясь политического равенства с суннитами, шиитская феодальная верхушка зачастую критиковала правительство, вела борьбу против иностранного засилья, хотя по многим причинам она была заинтересована в английском присутствии не менее багдадских суннитских властей. Желание шиитов участвовать в государственных делах и препятствия, которые создавали для них сунниты, стали главным фактором сложившейся напряженности в отношениях между шиитами и суннитами в период монархии. Суннитские лидеры Ирака в 20-е гг. обычно для видимости включали в правительство одного — двух министров — шиитов и с большой неохотой соглашались с назначением шиитов на другие посты в администрации. Так, в 1921 г. ни один шиит не был включен в список кандидатов на должность губернатора в 5 провинциях, и только один шиит попал в список кандидатов на пост районного руководителя. Немногих шиитов можно было встретить в государственных учреждениях. По оценкам, в 1930 г. курды, составлявшие 17% населения Ирака, занимали 22% государственных постов высокого уровня, в то время как подавляющая часть населения страны — шииты — только 15%. В первую декаду существования хашимитской монархии шииты были очень слабо представлены в сфере образования, где господствующие позиции занимали сирийцы и другие арабы, все сунниты, как правило, выпускники османских учебных заведений. Столь незначительное представительство шиитов на государственной службе Ирака в 20-е гг. объясняется не только полити-кой властей и действовавшей в стране традиционной системой патронимии. Здесь находило отражение и нежелание шиитов быть причастными к государственной структуре. Вопрос допустимости и законности занимать должность при нелегитимном правителе был одной из давних проблем в шиитском правоведении. Для шиитских улемов любая суннитская власть выступала как не легитимная, и в свое время лишь немногие шииты сотрудничали с османскими властями. Встав в оппозицию к английской оккупации и иракскому правительству, в начале 20-х гг. муджтахиды объявили запрет шиитам поступать на государственную службу. Это решение улемов, действовавшее до 1927 г., вызывало жаркие дебаты внутри шиитского сообщества. Некоторые из его членов рассматривали такую службу как средство повышения собственного социального статуса и возможность обретения политического влияния в новом государстве. Многие же отказывались от нее главным образом из-за боязни быть отвергнутыми своей общиной и страхом перед угрозой быть отлученным от ислама. Религиозный запрет создал весьма серьезные проблемы для образованных и честолюбивых шиитов, которые порвали связи со своими духовными лидерами и поступили на государственную службу, считая этот шаг вполне допустимым в гражданском обществе. Однако «ослушники» в дальнейшем оказывались в очень сложном положении: они подвергались полному отчуждению со стороны «своих» муджтахидов, но их не признавали «своими» и сунниты.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |