Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этно-религиозные конфликты в современной Индонезии




Л.М.Ефимова

И

ндонезия расположена на территории, состоящей из бо­лее чем 17 тысяч островов. Население страны насчитыва­ет 210 миллионов жителей. Индонезия представляет собой поли­этническое и многоконфессиональное государство.

В этническом отношении число больших и малых народов, по оценке разных ученых, колеблется от 100 до 367. Крупнейшие этносы проживают на Яве и прилегающих островах — яванцы (46,2% населения страны), сунданцы (13,1%), мадурцы (6%), на Суматре — малайцы (5,5%), минангкабау (3,9%), батаки (2,4%), ачехцы (1,5%), на Калимантане — банджары (1,5%), даяки (1,4%), на Сулавеси — макасары (1%), тораджи (0,9%). На Западном Ириане проживают папуасы (0,9%). Подавляющее большинство индонезийских народов обладает многими общими чертами в языке, культуре, образе жизни, имеют общее историческое про­исхождение. Все этносы в основном проживают компактными группами на своей исконной территории, однако, в результате миграционных процессов на некоторых островах Индонезии об­разовались целые колонии переселенцев из других мест, в пер­вую очередь с перенаселенной Явы.

Среди некоренных народов особое место как по численнос­ти, так и по роли в жизни страны занимают китайцы (до 6% всего населения). Китайские торговцы и мореплаватели посеща­ли индонезийские острова уже много веков назад, но особенно интенсивно китайское население стало увеличиваться с середи­ны 19 века. Составляя малую долю жителей, китайцы, тем не менее, контролируют значительную часть экономики — промыш­ленности, торговли, сферы денежного обращения.

С первых дней в суверенной Индонезии проводится полити­ка равноправия всех народов и этнических групп вне зависимо­сти от их численности и уровня развития. Общенациональным языком является индонезийский, основанный на базе языка ма­лайского этноса, составляющего лишь 5,5% всего населения стра­ны, но исторически превратившегося в средство межнациональ­ного общения на архипелаге. Все индонезийские правительства активно пропагандируют идею единой индонезийской нации, однако процесс ее складывания еще далек от завершения.

В религиозном отношении подавляющее большинство индо­незийцев причисляют себя к приверженцам ислама (87,5%). В стра­не имеются христиане — протестанты (6%), католики (3,6%) и приверженцы прочих христианских учений (0,8%), а также индуисты (1,8%), буддисты (1,3%), конфуцианцы (0,8%), ани­мисты (1,4%).

Конфессиональная принадлежность в основном коррелиру-ется с этнической. Так, мусульманами являются главным обра­зом представители крупных этносов — яванцы, сунданцы, ми­нангкабау, малайцы, ачехцы. Христианство исповедуют более малочисленные народности — амбонцы, тоба-батаки, тораджи, а также часть местных китайцев. Индуизм распространен главным образом среди балийцев, буддизм и конфуцианство — среди ки­тайцев. Родоплеменных анимистических верований придержи­ваются даяки, папуасы.

Мусульмане составляют большинство населения Явы, Сумат­ры, прибрежных районов Калимантана, западной части Малых Зондских островов, Сулавеси, северной части Моллукских ост­ровов. Но в провинциях Папуа, Бали, на восточной части Малых Зондских островов, а также в некоторых районах Северной Су­матры и Северного Сулавеси мусульманское население находит­ся в незначительном меньшинстве. Основная часть индонезийс­ких христиан проживает в восточных районах страны. Католики преобладают на востоке Малых Зондских островов и на Южных Моллуках, протестанты живут преимущественно на центральных и северных Моллуках и севере Сулавеси. В провинции Папуа протестанты составляют большинство на севере, а католики — на юге. Такое размещение христианского населения является ре­зультатом как голландской колониальной политики, так и пра­вительственного курса независимой Индонезии, предоставляв­ших разные территории для деятельности католических и проте­стантских миссионеров. Значительные группы протестантов про­живают на севере Суматры в районах расселения народности тоба-батаков, на центральном Калимантане, католиков - на западном Калимантане. Среди христианского населения страны много эт­нических китайцев.

Ныне действующая Конституция 1945 г. утверждает религи­озный характер индонезийской государственности. Первый прин­цип «философской основы» страны — Панчасила (пять принци­пов) гласит, что Республика Индонезия базируется на призна­нии божественного всемогущества. При этом следует особо под­черкнуть, что, несмотря на то, что Индонезия обладает самым многочисленным в мире мусульманским населением, составля­ющим почти 90% всего населения страны, принцип религиозно­сти не связывается в конституции ни с исламом, ни с какой-либо иной религией. Однако атеизм запрещен.

Конституция декларирует свободу вероисповедания и равно­правие всех официально признаваемых религий — ислама, като­лицизма, протестантизма, индуизма, буддизма. В январе 2000 г. был снят запрет на конфуцианство, существовавший с 1967 г., и некоторые другие религиозные течения. Хотя официально при­знаны только пять религий, закон не запрещает исповедание иных культов. В ноябре 1998 г. Народный консультативный конгресс принял новую Хартию прав человека, гарантирующую гражда­нам страны право придерживаться любой конфессии, без указа­ния на те или иные религии.

Власти активно пропагандируют взаимную терпимость и гар­моничные отношения между приверженцами различных офици­ально признанных религий. Индонезийским верующим не воз­браняется поддерживать связи с единоверцами как внутри стра­ны, так и за ее пределами. Правительство принимает участие в организации ежегодного хаджа мусульман в Мекку. Несмотря на отдельные всплески межрелигиозной и межэтнической нетерпимости, в Индонезии на протяжении всего периода независимого развития в целом сохранялась внутренняя стабильность я гармо­ничные отношения между всеми этносами и религиозными груп­пами. Однако с конца 1990-х гг. в стране стала нарастать широ­кая волна этно-религиозных конфликтов, принявших беспр-еце-дентно интенсивный и кровавый характер.

Самые острые и массовые столкновения стали происходить между мусульманами и христианами. Наиболее широкий размах и кровавый характер они приняли на востоке Индонезии, на Моллукских островах. Столкновения происходят и между други­ми этно-конфессиональными группами. Так, на Западном Ка­лимантане в начале 1999 г. наблюдался конфликт между этни­ческими группами местного населения - даяками (в основном христианами и анимистами) и мелайю (в основном мусульм ана-ми) с одной стороны, и мадурцами (преимущественно мусульма­нами) с другой. На Калимантане происходили также столкнове­ния между даяками и балийцами-индуистами, переселивщизмися на этот остров. Однако главными причинами всех этих конф­ликтов были не этно-конфессиональные, а социально-экономи­ческие вопросы. Подобного рода столкновения между папуасами-анимистами и трансмигрантами-мусульманами с других; ост­ровов происходили и на Западном Ириане (Новая Гвинея).

К разряду конфессиональных конфликтов часто относят и борьбу исламских экстремистов, нередко принимающую на­сильственный вооруженный характер, за приоритетную роль мусульманской религии в индонезийском государстве и в обще-стве. Их проявлением являются выступления сепаратистов на севере Суматры, в Аче, требующих создания независимого ис­ламского государства, террористические акции исламских экст­ремистских организаций в разных районах страны.

Особую разновидность этно-конфессиональных конфликтов представляют собой вспыхивающие время от Семени в Индоне­зии антикитайские выступления, сопровождающиеся погрома­ми, насилием и убийствами, в том числе женщин и детей.

К числу более редких конфессиональных конфликтов «отно­сятся насильственные действия вплоть до убийства в отношении местных знахарей-дукунов преимущественно в разных частях Явы, где среди сельских жителей сильны доисламские традиции и ве­рования. Тем не менее, такого рода насильственные действия также сохраняются в индонезийском обществе.

В основе этих разнородных этно-конфессиональных конф­ликтов лежат как общие для всех них причины, так и специфи­ческие для каждого отдельного случая. Большинство конфлик­тов имеют глубокие исторические корни, однако их новый всплеск вызван современными обстоятельствами социально-экономичес­кой и политической жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 4632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.