КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этно-религиозные конфликты в современной Индонезии
Л.М.Ефимова
ндонезия расположена на территории, состоящей из более чем 17 тысяч островов. Население страны насчитывает 210 миллионов жителей. Индонезия представляет собой полиэтническое и многоконфессиональное государство. В этническом отношении число больших и малых народов, по оценке разных ученых, колеблется от 100 до 367. Крупнейшие этносы проживают на Яве и прилегающих островах — яванцы (46,2% населения страны), сунданцы (13,1%), мадурцы (6%), на Суматре — малайцы (5,5%), минангкабау (3,9%), батаки (2,4%), ачехцы (1,5%), на Калимантане — банджары (1,5%), даяки (1,4%), на Сулавеси — макасары (1%), тораджи (0,9%). На Западном Ириане проживают папуасы (0,9%). Подавляющее большинство индонезийских народов обладает многими общими чертами в языке, культуре, образе жизни, имеют общее историческое происхождение. Все этносы в основном проживают компактными группами на своей исконной территории, однако, в результате миграционных процессов на некоторых островах Индонезии образовались целые колонии переселенцев из других мест, в первую очередь с перенаселенной Явы. Среди некоренных народов особое место как по численности, так и по роли в жизни страны занимают китайцы (до 6% всего населения). Китайские торговцы и мореплаватели посещали индонезийские острова уже много веков назад, но особенно интенсивно китайское население стало увеличиваться с середины 19 века. Составляя малую долю жителей, китайцы, тем не менее, контролируют значительную часть экономики — промышленности, торговли, сферы денежного обращения. С первых дней в суверенной Индонезии проводится политика равноправия всех народов и этнических групп вне зависимости от их численности и уровня развития. Общенациональным языком является индонезийский, основанный на базе языка малайского этноса, составляющего лишь 5,5% всего населения страны, но исторически превратившегося в средство межнационального общения на архипелаге. Все индонезийские правительства активно пропагандируют идею единой индонезийской нации, однако процесс ее складывания еще далек от завершения.
В религиозном отношении подавляющее большинство индонезийцев причисляют себя к приверженцам ислама (87,5%). В стране имеются христиане — протестанты (6%), католики (3,6%) и приверженцы прочих христианских учений (0,8%), а также индуисты (1,8%), буддисты (1,3%), конфуцианцы (0,8%), анимисты (1,4%). Конфессиональная принадлежность в основном коррелиру-ется с этнической. Так, мусульманами являются главным образом представители крупных этносов — яванцы, сунданцы, минангкабау, малайцы, ачехцы. Христианство исповедуют более малочисленные народности — амбонцы, тоба-батаки, тораджи, а также часть местных китайцев. Индуизм распространен главным образом среди балийцев, буддизм и конфуцианство — среди китайцев. Родоплеменных анимистических верований придерживаются даяки, папуасы. Мусульмане составляют большинство населения Явы, Суматры, прибрежных районов Калимантана, западной части Малых Зондских островов, Сулавеси, северной части Моллукских островов. Но в провинциях Папуа, Бали, на восточной части Малых Зондских островов, а также в некоторых районах Северной Суматры и Северного Сулавеси мусульманское население находится в незначительном меньшинстве. Основная часть индонезийских христиан проживает в восточных районах страны. Католики преобладают на востоке Малых Зондских островов и на Южных Моллуках, протестанты живут преимущественно на центральных и северных Моллуках и севере Сулавеси. В провинции Папуа протестанты составляют большинство на севере, а католики — на юге. Такое размещение христианского населения является результатом как голландской колониальной политики, так и правительственного курса независимой Индонезии, предоставлявших разные территории для деятельности католических и протестантских миссионеров. Значительные группы протестантов проживают на севере Суматры в районах расселения народности тоба-батаков, на центральном Калимантане, католиков - на западном Калимантане. Среди христианского населения страны много этнических китайцев.
Ныне действующая Конституция 1945 г. утверждает религиозный характер индонезийской государственности. Первый принцип «философской основы» страны — Панчасила (пять принципов) гласит, что Республика Индонезия базируется на признании божественного всемогущества. При этом следует особо подчеркнуть, что, несмотря на то, что Индонезия обладает самым многочисленным в мире мусульманским населением, составляющим почти 90% всего населения страны, принцип религиозности не связывается в конституции ни с исламом, ни с какой-либо иной религией. Однако атеизм запрещен. Конституция декларирует свободу вероисповедания и равноправие всех официально признаваемых религий — ислама, католицизма, протестантизма, индуизма, буддизма. В январе 2000 г. был снят запрет на конфуцианство, существовавший с 1967 г., и некоторые другие религиозные течения. Хотя официально признаны только пять религий, закон не запрещает исповедание иных культов. В ноябре 1998 г. Народный консультативный конгресс принял новую Хартию прав человека, гарантирующую гражданам страны право придерживаться любой конфессии, без указания на те или иные религии. Власти активно пропагандируют взаимную терпимость и гармоничные отношения между приверженцами различных официально признанных религий. Индонезийским верующим не возбраняется поддерживать связи с единоверцами как внутри страны, так и за ее пределами. Правительство принимает участие в организации ежегодного хаджа мусульман в Мекку. Несмотря на отдельные всплески межрелигиозной и межэтнической нетерпимости, в Индонезии на протяжении всего периода независимого развития в целом сохранялась внутренняя стабильность я гармоничные отношения между всеми этносами и религиозными группами. Однако с конца 1990-х гг. в стране стала нарастать широкая волна этно-религиозных конфликтов, принявших беспр-еце-дентно интенсивный и кровавый характер.
Самые острые и массовые столкновения стали происходить между мусульманами и христианами. Наиболее широкий размах и кровавый характер они приняли на востоке Индонезии, на Моллукских островах. Столкновения происходят и между другими этно-конфессиональными группами. Так, на Западном Калимантане в начале 1999 г. наблюдался конфликт между этническими группами местного населения - даяками (в основном христианами и анимистами) и мелайю (в основном мусульм ана-ми) с одной стороны, и мадурцами (преимущественно мусульманами) с другой. На Калимантане происходили также столкновения между даяками и балийцами-индуистами, переселивщизмися на этот остров. Однако главными причинами всех этих конфликтов были не этно-конфессиональные, а социально-экономические вопросы. Подобного рода столкновения между папуасами-анимистами и трансмигрантами-мусульманами с других; островов происходили и на Западном Ириане (Новая Гвинея). К разряду конфессиональных конфликтов часто относят и борьбу исламских экстремистов, нередко принимающую насильственный вооруженный характер, за приоритетную роль мусульманской религии в индонезийском государстве и в обще-стве. Их проявлением являются выступления сепаратистов на севере Суматры, в Аче, требующих создания независимого исламского государства, террористические акции исламских экстремистских организаций в разных районах страны. Особую разновидность этно-конфессиональных конфликтов представляют собой вспыхивающие время от Семени в Индонезии антикитайские выступления, сопровождающиеся погромами, насилием и убийствами, в том числе женщин и детей. К числу более редких конфессиональных конфликтов «относятся насильственные действия вплоть до убийства в отношении местных знахарей-дукунов преимущественно в разных частях Явы, где среди сельских жителей сильны доисламские традиции и верования. Тем не менее, такого рода насильственные действия также сохраняются в индонезийском обществе. В основе этих разнородных этно-конфессиональных конфликтов лежат как общие для всех них причины, так и специфические для каждого отдельного случая. Большинство конфликтов имеют глубокие исторические корни, однако их новый всплеск вызван современными обстоятельствами социально-экономической и политической жизни.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 4632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |