КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура феодального общества
Средних веков КУЛЬТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Введение Научная актуальность изучения перехода от поздней античности к средневековью и оценка характера этой эпохи в современной историографии. Кризис «золотого века» позднеантичного мира. Судьба позднеантичной стадии развития в Западном и Восточном Средиземноморье. Общее и локальное в менталитете различных культур средневекового мира. Восток и Запад в рамках средневековой цивилизации. Доминирующая роль культур Востока в раннем Средневековье. Феодальная система и христианство – индикаторы средневековой культуры. Конфессиональное, социальное, политическое наполнение этого диалога (М.А.Поляковская). Роль государства и политического фактора в развитии восточного и западного средневековья. Парадигма «общей пользы».
Раздел 1. Глава 1. Социокультурный контекст художественной культуры
«Детство» Европы». Падение Западной Римской империи – условное начало средневековой культуры. «Тёмные» века европейской истории. Нашествия варварских племён (готы, вандалы, бургунды, франки, норманны). Понятие «вандализма». Великое переселение народов, образование варварских королевств в 5-10 вв. (государство франков, империя Каролингов, Оттоновская империя). Цивилизованное пространство Европы и культура варваров. Политические системы варварских королевств. Эволюция королевской власти на «варварском» этапе раннесредневековой государственности. Тенденции в эволюции управленческой вертикали средних и низовых звеньев варварских королевств. Хронология и периодизация феодального общества. Проблема и условность хронологических рамок. Многообразие средневековых инфраструктур. Средневековый универсум. Средневековая модель мира как пульсирующая, парадоксальная, колеблющаяся, перевёртывающаяся – «диалог-конфликт» (А.Я.Гуревич).
Социальная структура феодального общества (церковная, светская, крестьянская, ремесленно-городская) – детерминанта его художественной культуры. Первоначальная трёхчленность средневекового общества: священнослужители, воины, трудящиеся (В.И.Райцес). Формирование нового социального слоя – бюргерства(первоначально – всё сословие горожан, в 14-15 вв. – его средняя прослойка – состоятельные купцы и ремесленники). Формирование фундамента бюргерской культуры как предтечи культуры Возрождения. Возникновение крестьянства как основного производящего класса в раннем средневековье (6-10 вв.). Крестьяне (лат. Laboratores – землепашцы) – подавляющее большинство населения (на рубеже 13-14 вв. крестьяне составляли 85 % от сорока миллионов человек; преобладание сельского населения над городским сохранилось до кон. 18- сер. 19 вв.). Вотчина – основная структурная ячейка средневекового общества. Общие черты, присущие всему феодальному крестьянству (В.И.Райцес): · общность трёх основных сфер социально-экономического бытия: крестьянского хозяйства (двор), сельской общины и феодальной вотчины; · два главных признака феодальной зависимости крестьян:присвоение земельным собственником прибавочного продукта (феодальная рента) и ограничение личных прав крестьянина; · сочетание феодальной зависимости с хозяйственной самостоятельностью крестьянина: крестьянин был собственником орудий труда и обладал многими владельческими правами (но не собственности) на землю; · гибкость и подвижность хозяйственной деятельности крестьянина, обеспечивающая ему возможность приспосабливаться к различным условиям и извлекать из них пользу.
Дворянствои духовенство как противостоящие крестьянству сословия. Их наиболее существенные общие признаки(В.И.Райцес): · монополия собственности на землю; · сеньориальные права и политические прерогативы; · иерархическая структура поземельных и личных связей. Неравномерность формирование дворянства в различных регионах. Закрепление за светскими феодалами монополии на военное дело (совмещение понятий рыцаряи знатного человека). Процесс постепенного обособления дворянства от остальных групп населения и оформление дворянства как сословия (13-14 вв.). Внутренняя неоднородность дворянства. Два вектора социальных связей средневекового дворянства: 1. иерархический (вертикальный); 2. корпоративный (горизонтальный). Формы корпоративно-групповых связей: · линьяж – наиболее широкая кровнородственная группа (совокупность нескольких малых семей, имеющих общего предка); · объединение вассалов вокруг общего синьора; · рыцарство. «Золой век» рыцарства – кон. 11-12 вв. Рыцарство как замкнутая военная каста, элитарная аристократическая прослойка (13-14 вв.). «Закат» рыцарства (нач. 15 в.). Церковь – важнейший институт феодального общества, «наиболее общий синтез и наиболее общая санкция феодального строя» (Ф.Энгельс), самый богатый синьор. Принцип неотчуждаемости церковного имущества. Основные формы церковной организации: · папство; · соборы; · епископат; · «белое» духовенство; · «чёрное» духовенство. Специфика церковной стратификации и иерархии: · более раннее образование духовенства как сословия и, в связи с этим, более долгий опыт организации (ранняя централизация); · гомогенность сословия (единообразие административной структуры, пространственно-временное единообразие богослужений, общность латинского языка как языка церковных служб); · «открытость» сословия, которое смогло пополняться выходцами из других слоёв; менее жесткий принцип сословной иерархии при назначении на должности. Город в раннем средневековье. Город как первоначальная резиденция графа или епископа. Военно-административные и культовые функции города. Процесс отделения сельского хозяйства от ремесла и возникновение городов как центров ремесла и торговли. Свобода и самоуправление – характерные черты средневекового города. Город – независимая коммуна.
Основное население города – мелкие самостоятельные товаропроизводители – ремесленники. Процесс объединения мастеров одной профессии в профессиональную корпорацию – цех.Сложность и строгость в подготовке мастера (ученик, подмастерье; контроль за качеством, экзамен на изготовление образцового продукта – шедевра). Функции средневекового цеха: хозяйственные, оборонительные, градостроительные и др. Верхний слой бюргерства: богатые купцы, землевладельцы, ростовщики. Противостояние цехов и городской олигархии. Плебс– важный элемент средневекового города. Социальный состав плебса: внецеховые ремесленники, рабочие-поденщики, нищие, бродяги, «вечные подмастерья» и ученики. Средневековые купцы и торговые гильдии. Средневековая интеллигенция: юристы, врачи, преподаватели (магистры), студенты городских внецерковных школ и первых европейских университетов (с кон. 12 в.). Социальная структура средневековья как детерминанта художественной культуры.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 3739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |