Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Художественной культуры. Организационный (институциональный) аспект




Организационный (институциональный) аспект

Возрождения

Типологическая характеристика художественной культуры

Несмотря на своё название, Возрождение не сводится к тенденции возвращения античного наследия. Доказательством этого является факт отмирания латыни и переход различных культур на национальные языки. «Ренессанс есть не только возрождение античности, но прежде всего поворот от религиозно-космических воззрений к гуманистическим, освобождение человека от небесной иерархии, промежуточной и подчинённой частицей которой он был до того, и утверждение его самостоятельной и активной силой мира» (И.И.Иоффе).

Сложившаяся научная традиция не распространять понятие Возрождения на весь евроазиатский материк от Англии до Японии не исключает возможности сопоставления этого феномена с ренессансными и не-ренессансными явлениями в других региональных культурах. Обнаружение «общего» и «особенного» способствует выявлению социологических и философско-исторических «сверхзакономерностей» мировой культуры (Л.М.Баткин ).

Наследие средневековой культуры:

· развитая и упорядоченная цеховая система, в рамках которой протекает профессионализированная художественная деятельность;

· широкая и многообразная сфера непрофессионального искусства.

«Цеховое ремесло нуждалось в ‘артизации’» (Б.М.Бернштейн).

В эпоху Возрождения создаются предпосылки для выделения искусств в особую сферу, повышается социокультурный статус художника, складываются различные концепции Творца: «божественный безумец» (М.Фичино), «интеллектуал» (Альберти), мастер.

Для формирования новой модели художника исходным и осознанным стал «интеллектуальный мир ренессансного художника» (Л.М.Баткин).

Новый идеал художника уже не допускал ремесленного отношения к делу, а требовал чистого, божественного, творчества – без образца. Покровительство Меркурия (бога ремёсел) сменилось покровительством Сатурна (рождённые под знаком Сатурна обладали ‘меланхолическим безумием’) (Б.М.Берштейн).

Новая иерархия деятельности: служба по обязанности (negotium) и досуг (otium).

Формируется институт меценатства и патроната. В отличие от «земных» забот средневековья, гуманистическая модель искусства Возрождения считала эталоном меценатства деятельность, мотивированную долгом перед самим искусством (Б .М.Бернштейн).

Распространение практики договоров на исполнение живописных работ. Изменение критериев оплаты труда (не за количество выполненных заказов, а за качество работы).

Идея свободы художника и высокий статус уникальности мастера. Формирование богемного типа поведения.

Открытие академий (Академия рисунка, основанная в 1563 г. Дж.Вазари во Флоренции; академии в Милане, Болонье, Севилье).

Изменение институционального статуса литературы (литературный труд – «высокий досуг», вознаграждаемый не гонораром, а должностями и дарами). Расчленение искусства слова на поэзию и «не-поэзию». Автономность поэтики и риторики.

Институциональные преобразования в сфере театрально-зрелищных представлений: появление профессиональных театров; рождение комедии дель арто на скрещении народных спектаклей и учёной комедии.

Нарастающая секуляризация профессиональной и любительской музыки.

Ренессансная концепция «неповторимости» и «неизменяемости» художественного текста. Отсюда – «радикальные преобразования всей сферы распределения, потребления и хранения искусства» (Б.М.Берштейн). Угасание «соборного мышления» и формирование станковизма. Коллекционирование и элитарное потребление художественных произведений – начальный этап формирования новых форм контакта станкового искусства и публики. Путь тиражирования оригиналов и перспективы репродуктивного распространения и потребления искусства (гравирование с чужих оригиналов; изобретение эстампа; книгопечатание; возникновение постоянных театральных трупп).

Институциональные «механизмы памяти»: превращение актуально потребляемого художественного произведения в «художественный памятник», его музеификация, хранение; коллекционирование древностей; возникновение истории искусств и художественной критики. «Так конструировался ещё один компонент художественной культуры – блок художественного сознания, где вырабатывалась художественная метаинформация с её функциями объяснения, нормативной ориентации, оценки, регуляции, сохранения и т.п.» (Б.М.Бернштейн).

Практика путешествий, обучения за границей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.